ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-4928/2023 от 12.09.2023 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67- 4928/2023

19 сентября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2023 года

Арбитражный суд Томской области

в составе судьи Соколова Д. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. Е. Игдисановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РАДСАФ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к областному государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Томской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным отказа от исполнения контракта,

при участии в заседании:

от истца – не явился (извещен);

от ответчика – ФИО1, по доверенности от 09.01.2023;

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «РАДСАФ» обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к областному государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Томской области» о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта от 17.03.2023 № 3-р23.

В обоснование исковых требований истец сослался на положения статей 450.1, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), указав на то, что ответчик безосновательно отказался исполнения государственного контракта от 17.03.2023 № 3-р23, направив ООО «РАДСАФ» уведомление № 1092 от 28.04.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта с решением № 1093 от 28.04.2023. По мнению истца, контракт расторгнут ответчиком без каких-либо оснований, нарушения со стороны ООО «РАДСАФ» отсутствовали.

Ответчик в отзыве указал, что ООО «РАДСАФ» не указано каким нормативно-правовым актам не соответствует решение ОГКУ «Томскавтодор», а также какие права и интересы истца нарушены указанным решением, таким образом заявление ООО «РАДСАФ» не подлежит удовлетворению. Более подробно доводы ответчика изложены в отзыве на исковое заявление.

Представители истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие истца по имеющимся в деле материалам.

Представитель ответчика в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в отзыве на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении требований.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 31.01.2023 ответчиком на электронной площадке «РТС-Тендер» (https://www.rtstender.ru/) была размещена закупка № 0865200000323000027 стоимостью 347 791 485 (триста сорок семь миллионов семьсот девяносто одна тысяча четыреста восемьдесят пять) руб. 46 коп. на «Выполнение работ по капитальному ремонту мостового перехода через р. Кия на 46 км автомобильной дороги Больше-Дорохово – Тегульдет в Зырянском районе Томской области для нужд Государственного заказчика ОГКУ «Томскавтодор».

16.02.2023 истцом была направлена заявка на участие.

17.02.2023 от электронной площадки РТС-Тендер поступило уведомление о том, что участник закупки был признан единственным участником электронного аукциона. Рассмотрение заявки единственного участника электронного аукциона будет проведено в соответствии с требованиями ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44–ФЗ.

21.02.2023 размещен протокол подведения итогов, на основании которого было принято решение о соответствии заявки требованиям, предъявляемым к Участнику закупки.

17.03.2023 между ОГКУ «Томскавтодор» (далее – Заказчик) и ООО «РАДСАФ» (далее – Подрядчик) заключен Государственный контракт №3- р23 от 17.03.2023 г., согласно которому Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по капитальному ремонту мостового перехода через р. Кия на 46 км автомобильной дороги Больше-Дорохово – Тегульдет в Зырянском районе Томской области (далее - объект) в сроки, предусмотренные Контрактом с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение 3 к Контракту), в соответствии с Проектной документацией (приложение 1 к Контракту) (далее - работы), и сдать выполненные работы Заказчику в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.

В соответствии с пунктом 2.1 Контракта, цена Контракта составляет 347 791 485 (триста сорок семь миллионов семьсот девяносто одна тысяча четыреста восемьдесят пять) руб. 46 коп.

В силу пункта 3.1 Контракта сроки начала выполнения работ: с даты заключения Контракта. Сроки окончания выполнения работ: 15.10.2023.

Согласно пункта 5.1.4 Контракта, Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) дней с даты начала выполнения работ предоставить Заказчику в 2 (двух) экземплярах на согласование Проект производства работ, разработанный в соответствии с МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ», по одному для каждой из Сторон
с обязательным указанием:

- Подготовительных работ;

- Технологических карт по видам работ, описанным в Сметной документации (приложение 1 к Контракту), разработанных в соответствии с ОДМ 218.3.044-2015 «Требования к технологическим картам на выполнение дорожных работ»;

- Календарного графика выполнения работ, неподлежащего изменению
в процессе выполнения работ по Контракту;

- Графика поступления строительных конструкций, изделий и материалов;

Схемы организации дорожного движения при выполнении ремонтных работ, разработанной в соответствии с ГОСТ Р 58350-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения» и ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ».

В нарушение пункта 5.1.4 Контракта, по состоянию на 22.03.2023 Подрядчик,
в установленный настоящим пунктом срок, не представил в адрес Заказчика
на согласование Проект производства работ.

Согласно пункта 5.1.16 Контракта, Подрядчик обязан исполнять письменные распоряжения (указания, предписания, разъяснения), выданные Заказчиком
в соответствии с п. 5.4.5 Контракта.

На сновании пункта 5.4.2 Контракта, Заказчик вправе запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Подрядчика по Контракту.

В силу пункта 5.4.3 Контракта, Заказчик вправе требовать от Подрядчика предоставления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Контрактом.

24.03.2023 за вх. № 823 в адрес ОГКУ «Томскавтодор» поступили от ООО «РАДСАФ» проект производства работ (далее - ППР) и технологические карты.

В рабочем порядке Подрядчику были указаны выявленные замечания и отказано
в согласовании ППР.

17.04.2023 за вх. № 1180 в адрес ОГКУ «Томскавтодор» поступили от ООО «РАДСАФ» проект производства работ и технологические карты, после корректировки.

21.04.2023 за исх. № 973 ОГКУ «Томскавтодор» направило в адрес ООО «РАДСАФ» Мотивированный отказ в приемке проекта производства работ по Государственному контракту № 3-р-т23 от 17.03.2023, а также указал на недостатки, которые послужили основанием отказа.

25.04.2023 за исх. № 57 в адрес ОГКУ «Томскавтодор» на повторное согласование поступили проект производства работ и технологические карты.

27.04.2023 за исх. № 1073 от ОГКУ «Томскавтодор» направило в адрес ООО «РАДСАФ» Мотивированный отказ в приемке проекта производства работ
по Государственному контракту № 3-р-т23 от 17.03.2023.

Как указал истец, 28.04.2023 г. за исх. № 60 в адрес ответчика в очередной раз, не смотря на необоснованность требований по корректировке ППР, в адрес заказчика были направлены откорректированные ППР.

28.04.2023, в адрес истца от ОГКУ «Томскавтодор» поступило уведомление № 1092 об одностороннем отказе от исполнения контракта с решением №1093 от 28.04.2023 г. об одностороннем расторжении контракта в связи с непредоставлением ППР.

Истец полагает, что ППР изначально был предоставлен ОГКУ «Томскавтодор» в полном соответствии с требованиями, указанными в условиях Контракта. Однако, Ответчик целенаправленно не принимал ППР, приводя доводы, выходящие за требования Контракта. Кроме того, ответчик не оплатил аванс, не передавал истцу площадку. Тем самым, ответчик повел себя недобросовестно, затягивал исполнение Контракта чтобы иметь основания для его расторжения. Кроме того, ответчик не выполнил встречные обязательства по Контракту.

Полагая состоявшееся решение об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения заключенного государственного контракта незаконным, ООО «РАДСАФ» обратилось в суд с рассматриваемым исковым требованием.

Правоотношения сторон, возникшие в рамках государственного контракта № 3-р-т23 регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса РФ и нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), а также общими положениями Гражданского кодекса РФ об исполнении обязательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

По правилам статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса РФ).

Сущность государственного контракта как правовой формы удовлетворения государственных нужд, опосредующих реализацию публичных интересов в определенной сфере, обуславливает создание такого правового режима размещения заказов, который, в отличие от классических гражданско-правовых конструкций, призван обеспечить достижение цели эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования (пункт 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Определениями суда от 13.06.2023 и 26.07.2023 судом предложено истцу рассмотреть вопрос об обращении к суду с ходатайством о назначении судебной экспертизы.

Истец указанным правом не воспользовался, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявил.

В связи с чем, дело рассматривается судом по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, в нарушение пункта 5.1.4 Контракта, Подрядчиком по состоянию на 28.04.2023, не представлен Заказчику на согласование ППР надлежащего вида, соответствующий МДС 12-81.2007 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ», ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Исходя из условий пункта 5.1.5 Контракта, только после согласования ППР Подрядчик может принять Объект и приступить к выполнению работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает
или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ, если Подрядчик не приступает своевременно
к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно,
что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться
от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Согласно пункта 10.2 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта
от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется Сторонами самостоятельно с учетом положений Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контрактов соответствии с гражданским законодательством.

Исходя из части 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное
не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Исходя из части 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа
от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, настоящее решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с пп. 2, 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом
2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании вышеизложенного, учитывая неисполнение Подрядчиком обязательств по Государственному контракту № 3-р-т23 от 17.03.2023 на выполнение работ по ремонту мостового перехода через р. Кия на км 46+000 автомобильной дороги Больше - Дорохово - Тегульдет в Зырянском районе Томской области, государственный Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта № 3-р-т23 от 17.03.2023.

10.05.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта № 3-р-т23 от 17.03.2023 вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым.

По результатам рассмотрения обращения комиссией Томского УФАС России
в действиях Заказчика нарушений в процедуре и порядке принятия решения
об одностороннем отказе от исполнения контракта не установлено, факты существенного нарушения Подрядчиком условий контракта находят свое подтверждение.

Относительно доводов истца о невыполнении ответчиком встречных обязательств являются необоснованными на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичный учетный документ содержит обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части,
с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых
для идентификации этих лиц.

Таким образом, счет на оплату аванса является первичным учетным документом, согласно положениям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

На основании вышеизложенного, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрено принятие к учету электронных образов первичных учетных документов или их копий.

Вышеуказанная позиция также отражена в Письмах Минфина России от 08.12.2021 № 03-03-07/99864, от 02.10.2020 № 03-03-06/1/8637.

Согласно пункту 32 Приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н об «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», скан-копии первичных учетных документов, содержащих собственноручные подписи (сформированных на бумажном носителе), принимаются к бухгалтерскому учету в случае их соответствия положениям, предусмотренным пунктом 26 настоящего Стандарта, и при условии удостоверения соответствия скан-копии подлиннику документа квалифицированной электронной подписью лица, ответственного за оформление указанным документом факта хозяйственной жизни и (или) лица, ответственного за формирование и (или) передачу такой скан-копии.

Таким образом, для Заказчика не представилось возможным перечислить ООО «РАДСАФ» аванс на основании представленной копии Счета и принять указанный документ к учету.

Исходя из пункта 5.1.7 Контракта, обязанность Заказчика передать Объект Подрядчику возникает только после согласования Заказчиком ППР и уведомления Подрядчиком Заказчика в письменной форме о готовности приступить к выполнению работ и принять Объект. Однако, ППР не был Заказчиком согласован ввиду выявленных в нем дефектов, а также Заказчик не получал от Подрядчика уведомления в письменной форме
о готовности приступить к выполнению работ и принять Объект.

Согласно пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Учитывая, что ООО «РАДСАФ» не указано каким нормативно-правовым актам не соответствует решение ОГКУ «Томскавтодор», а также какие права и интересы Истца нарушены указанным решением, исковое заявление ООО «РАДСАФ» не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии
с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств,
при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается
в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо
с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе (часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действующей на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).

В силу частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 3 раздела II Правил № 1078 обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.

При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта установления заказчиком неисполнения условий контракта, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил № 1078 не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или
об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Частью 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа
от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии
с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.

В соответствии с пунктом 10.2 раздела 10 «Порядок изменения и расторжения контракта» контракта: « Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта
от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется Сторонами самостоятельно с учетом положений Закона № 44-ФЗ».

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика
от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы
и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный
и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или
не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию
о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе
к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что нарушения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением
№ 1078, в действиях Заказчика в ходе заседания Комиссии не установлены. Требования к порядку и принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику и размещению в единой информационной системе Заказчиком соблюдены.

Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения от исполнения контрактов было принято заказчиком в связи с существенным нарушением условий контракта, так как в нарушение пункта 5.1.6 Контракта в установленный срок не были представлены документы.

В данной связи, суд приходит к выводу, что заказчиком правомерно приняты решения о расторжении контракта с подрядчиком в одностороннем порядке.

С учетом изложенного заявленные требования не подлежат удовлетворению
в полном объеме.

При обращении в суд истцом была уплачена госпошлина в сумме 6 000 руб. на основании платежного поручения № 105 от 30.05.2023.

Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований государственная пошлина в сумме 6 000 руб. подлежит отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья Д.А. Соколов