ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-5170/15 от 24.09.2015 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-5170/2015

24 сентября 2015 г.

Судья Арбитражного суда Томской области И.Н. Сенникова,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон

заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Томск; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (634021, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным постановления от 14.07.2015 № 224 по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее также заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2015 № 224 по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

Определением арбитражного суда от 31.07.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением были установлены сроки до 24.08.2015 и 14.09.2015 для представления соответствующих доказательств и пояснений.

Согласно положениям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В обоснование заявленного требования ФИО1 в заявлении указала, что диспозиция части 1 статьи 14.4 КоАП РФ не имеет отношения к делу. Информация об исполнителе и о товарах (работах, услугах) была доведена до сведения потребителей общепринятым путем в виде уголка покупателя. Предоставление информации о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг в договоре (квитанции) не предусмотрено пунктом 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997         № 1025. Какого-либо специального перечня или способа доведения до потребителя информации по такой услуге, как наполнение гелием воздушных шаров, действующим законодательством не установлено.

В представленном отзыве Управление указало, что ФИО1 при оказании сопутствующих услуг по наполнению воздушных шаров газом гелием потребителям не предоставляются в договоре (квитанции, ином документе) сведения, связанные со спецификой оказываемых услуг, а также информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

25.06.2015 в Управление поступило обращение гражданки ФИО2 по факту нарушения её прав как потребителя при оказании бытовых услуг в магазине «Русский фейерверк» индивидуальным предпринимателем ФИО1

По факту обращения гражданина на основании распоряжения от 07.07.2015 № 689 Управлением проведена внеплановая выездная проверка индивидуального предпринимателя ФИО1, по результатам которой составлен акт проверки от 10.07.2015 № 166.

10.07.2015 ведущим специалистом - экспертом Управления ФИО3 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 197 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, в котором зафиксирован факт оказания ФИО1 сопутствующих услуг по наполнению воздушных шаров газом гелием потребителям без предоставления в договоре (квитанции, ином документе) сведений, связанных со спецификой оказываемых услуг, а также информации о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг.

14.07.2015 заместителем руководителя Управления вынесено постановление № 224 по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Признание незаконным и отмена постановления от 14.07.2015 № 224 по делу об административном правонарушении является предметом требований ФИО1 по настоящему делу.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ.

Объективную сторону указанного правонарушения составляет, в частности,  оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.

Следовательно, для привлечения к ответственности по данной статье КоАП РФ необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.

Соответственно, ответственность по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ наступает не за любое нарушение требований нормативных правовых актов при осуществлении деятельности по оказанию населению услуг, а только за нарушение требований, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Как следует из оспариваемого постановления Управления, индивидуальному предпринимателю ФИО1 вменяется, что она в нарушение статей 8, 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, при оказании сопутствующих услуг по наполнению воздушных шаров газом гелием не предоставляет потребителям в договоре (квитанции, ином документе) сведения, связанные со спецификой оказываемых услуг, а также информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статьей 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

вид услуги (работы);

цена услуги (работы);

точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Таким образом, положения статей 8, 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992       № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, устанавливают требования к информации об изготовителе (исполнителе, продавце), о товарах (работах, услугах), а также требования к договору об оказании услуги (выполнении работы).

Вместе с тем, как указывалось выше, объективная сторона части 1 статьи 14.4 КоАП РФ заключается в оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в рассматриваемой ситуации предпринимателем реально была оказана услуга потребителю с нарушением требований нормативных правовых актов.

Нормы, устанавливающие конкретный порядок оказания услуг (выполнения работ), установлены положениями разделов IV, V Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025.

Вместе с тем, нарушение требований норм разделов IV, V Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, индивидуальному предпринимателю ФИО1 не вменяется. Вмененное Управлением нарушение состоит в не предоставлении потребителям в договоре (квитанции, ином документе) сведений, связанных со спецификой оказываемых услуг, а также информации и условиях эффективного и безопасного использования услуг, что не имеет отношения к качеству оказываемых услуг.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе образует состав иного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена специальной нормой КоАП РФ – частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а не частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает, что вмененные Управлением нарушения требований статей 8, 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, неверно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Кроме того, арбитражным судом учитывается, что представленными административным органом документами факт нарушения индивидуальным предпринимателем ФИО1 положений статей 8, 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, также не подтвержден.

В частности, в качестве нарушения ФИО1 вменено не предоставление в договоре (квитанции, ином документе) сведений, связанных со спецификой оказываемых услуг, а также информации о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг.

Из положений п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, следует, что договор об оказании услуги (выполнении работы) в обязательном порядке оформляется в письменной форме в виде соответствующего документа либо путем выдачи квитанции, иного документа в случае оказания услуги (выполнения работ), исполняемой в отсутствие потребителя. Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Таким образом, в случаях, когда оказание услуги исполняется в присутствии потребителя, то оформление договора об оказании услуг в письменной форме в виде соответствующего документа (договор, квитанция, иной документ) не является обязательным. Оформление такого договора возможно путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае договор оказания сопутствующих услуг оформлен путем выдачи кассового чека потребителю, что свидетельствует об исполнении услуги в присутствии потребителя. Доказательств того, что услуга по наполнению шаров газом гелием осуществлялась в отсутствие потребителя, в связи с чем договор подлежал оформлению путем выдачи квитанции, иного документа, административным органом не представлено.

Выданные ФИО1 кассовые чеки соответствуют требованиям, установленным Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745, в частности, содержат следующие реквизиты: а) наименование организации; б) идентификационный номер организации-налогоплательщика; в) заводской номер контрольно-кассовой машины; г) порядковый номер чека; д) дата и время покупки (оказания услуги); е) стоимость покупки (услуги); ж) признак фискального режима.

Доказательств того, что используемая ФИО1 кассовая техника по своим техническим характеристикам позволяет указывать и иную информацию на выдаваемом чеке, административным органом не представлено.

Документов, подтверждающих, что в помещении магазина отсутствует размещенная для ознакомления потребителям информация об оказываемых услугах, в частности, отсутствуют сведения, связанные со спецификой оказываемых услуг, а также информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг, материалы дела не содержат.

Следовательно, отсутствие в кассовом чеке сведений, связанных со спецификой оказываемых услуг, а также информации о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг, само по себе, при отсутствии доказательств не представления такой информации иным способом, не может свидетельствовать о непредставлении такой информации потребителям.

Кроме того, согласно положениям п. 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, в договоре подлежат отражению другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ), помимо сведений, указанных в данном пункте.

Какие именно иные необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (наполнение шаров газом гелием), не предоставлены ФИО1 потребителю Управлением ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не указано.

Также положения пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, не предусматривают обязательного указания непосредственно в договоре информации о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг, в связи с чем вменение непредставления данной информации в договоре является неправомерным. В силу статьи 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставление такой информации может осуществлять иными способами. Однако доказательств отсутствия такой информации в помещении магазина административным органом суду не представлено. В тоже время, из заявления ФИО1 следует, что вся соответствующая информация размещена в уголке потребителя.

Таким образом, из представленных административным органом документов факт нарушения индивидуальным предпринимателем ФИО1 положений статей 8, 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, не подтвержден.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая, что административным органом не подтверждено наличие оснований для привлечения к административной ответственности, а также то, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию деяния, и, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области от 14.07.2015 № 224 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, признать незаконным и отменить.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                   И.Н. Сенникова