ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-671/17 от 04.05.2017 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                          634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                 Дело № А67-671/2017      

Резолютивная часть решения объявлена 04.05.2017 г. 

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Сенниковой И. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» (636500, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту лесного хозяйства Томской области (634041, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства (115184, <...>)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Екимовым, с использованием аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 01.03.2015, выдана сроком на 3 года), ФИО2 (паспорт, доверенность от 20.03.2017, выдана сроком на 1 год);

от ответчика: ФИО3 (паспорт, доверенность от 09.01.2017 № 12д/2017, выдана сроком по 31.01.2018); ФИО4 (паспорт, доверенность от 09.01.2017 № 14д/2017, выдана сроком по 31.01.2018);

от третьего лица: без участия;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» (далее – ОАО «Верхнекетский ЛПК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее – Департамент, ответчик) с заявлением о признании незаконным бездействия, которое выразилось в не проведении работ по лесоустройству и таксации лесов Верхнекетского лесничества Томской области до утверждения лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области приказом Департамента лесного хозяйства Томской области от 20.12.2013 № 129 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области» и в последующее время. В качестве способа устранения нарушенного права заявитель просил арбитражный суд обязать Департамент провести лесоустройство в 2017 г. на всех землях лесного фонда Верхнекетского лесничества Томской области.

Определением арбитражного суда от 06.03.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства. Определением арбитражного суда от 11.04.2017 судебное заседание по делу назначено на 04.05.2017.

Федеральное агентство лесного хозяйства в арбитражный суд своих представителей не направило; в соответствии со статьей 123 АПК РФ считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

На основании части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьего лица.

В судебном заседании представители ОАО «Верхнекетский ЛПК» поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности, указали, что в силу ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) Департамент является лицом, уполномоченным на проведение лесоустройства на землях лесного фонда; однако, лесоустроительные мероприятия до утверждения лесохозяйственного регламента в 2013 г., Департаментом не проводились; в результате бездействия Департамента ОАО «Верхнекетский ЛПК» для осуществления своей деятельности по заготовке древесины вынуждено было за свой счет выполнить работы по лесоустройству и таксации лесов Верхнекетского лесничества Томской области согласно договора аренды частей лесного участка от 18.12.2008 № 80/04/08 и понесло значительные материальные затраты; возмещения материального вреда со стороны Департамента не последовало; при внесении изменений в лесохозяйственный регламент Верхнекетского лесничества Томской области Департамент использует чужие результаты работ вместо того, чтобы получить собственные; ссылка Департамента на отсутствие финансирования несостоятельна и не может быть признана основанием для отказа в удовлетворении заявления. 

Представитель Департамента возражал в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву, указав, в частности, что Департамент приступил к деятельности по осуществлению переданных Томской области полномочий в области лесных отношений с 16.11.2012; полученные на проведение лесоустроительных работ денежные средства израсходованы Департаментом полностью в соответствии с законодательством о закупках; объема финансирования недостаточно для проведения всех лесоустроительных работ; считает, что бездействие Департамента в сфере лесных отношений отсутствует; ОАО «Верхнекетский ЛПК» воспользовалось своим правом на проведение лесоустроительных работ на арендуемом лесном участке, все необходимые процедуры, т.е. введение в действие материалов таксации лесов, внесение изменений в лесохозяйственный регламент Верхнекетского лесничества Томской области, о проведении которых ходатайствовал заявитель, Департамент выполнил.

Более подробно доводы участвующих в деле лиц изложены письменно.

Федеральное агентство лесного хозяйства отзыв на заявление не представило.

Заслушав представителей ОАО «Верхнекетский ЛПК» и Департамента, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Верхнекетский ЛПК» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Верхнекетского района Томской области 30.03.1999 за № 208 (ОГРН <***>); основной вид экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ - лесозаготовки.

          18.12.2008 между Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (Арендодатель) и ОАО «Верхнекетский ЛПК» (Арендатор) заключен договор аренды частей лесного участка № 80/04/08, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор принять во временное пользование за плату части лесного участка, относящегося к землям лесного фонда, площадь которого составляет         430 201 га, расположенного в Томской области, Верхнекетском районе, Верхнекетском лесничестве, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 1176-2008-11, определенные в п. 1.2 настоящего договора. Согласно п. 1.2 договора арендуемые 40 частей лесного участка имеют общую площадь 130 305 га, предоставляются для заготовки древесины, с ведением лесного хозяйства.

В соответствии с подп. 2 п. 3.3 договора аренды Арендатор имеет право приступить к использованию частей лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после государственной регистрации настоящего договора, предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации.

Договор аренды частей лесного участка от 18.12.2008 № 80/04/08 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области 25.12.2008.

В связи с истечением срока действия положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, утвержденного распоряжением Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 30.01.2009      № 78, и в целях разработки нового проекта освоения лесов по договору аренды частей лесного участка от 18.12.2008 № 80/04/08, ОАО «Верхнекетский ЛПК» (заказчик) заключило с РДУП «Витебская лесоустроительная экспедиция» (подрядчик) договор подряда от 22.04.2014 № 4, согласно п. 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса подготовительных, полевых и камеральных работ по таксации леса на территории арендного участка лесного фонда ОАО «Верхнекетский ЛПК» общей площадью 130 305 га на территории Верхнекетского лесничества с разработкой проекта освоения лесов. Стоимость работ согласно протоколу соглашения о договорной цене составила 6 598 736 руб. (в т.ч. НДС 1 006 586,85 руб.), из них стоимость составления проекта освоения лесов составила 187 169 руб.

Работы по договору подряда от 22.04.2014 № 4 выполнены подрядчиком и оплачены ОАО «Верхнекетский ЛПК» в общей сумме 4 111 596,54 руб. в т.ч. НДС (п/п от 06.06.2014    № 4, от 06.06.2014 № 1, от           15.08.2014 № 7, от 15.08.2014 № 9, от 12.09.2014 № 12, от 12.09.2014 № 13, от 21.05.2015 № 1).

В ноябре 2016 г. ОАО «Верхнекетский ЛПК» направило в адрес Департамента претензию, в которой указало, что если бы Департамент до утверждения лесохозяйственного регламента в 2013 г. провел таксацию лесов и лесоустроительные работы в Верхнекетском лесничестве, то ОАО «Верхнекетский ЛПК» могло бы использовать результаты таких работ, получив необходимые документы на основании ст. 91 ЛК РФ из государственного лесного реестра; считает незаконным бездействие, которое выразилось в не проведении работ по лесоустройству и таксации лесов Верхнекетского лесничества Томской области до утверждения лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области приказом от 20.12.2013 № 129 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области» и в последующее время.

Письмом от 30.12.2016 № 74-12-8093 Департамент сообщил ОАО «Верхнекетский ЛПК» о том, что проведение лесоустройства Верхнекетского лесничества Томской области на 2017 год не запланировано в связи с недостаточностью финансирования из федерального бюджета на эти цели. Ранее лесоустроительные работы не проводились по этим же причинам.

Полагая, что Департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в не проведении работ по лесоустройству и таксации лесов Верхнекетского лесничества Томской области до утверждения лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области приказом от 20.12.2013 № 129 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области» и в последующее время, которое нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО «Верхнекетский ЛПК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подп. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 68 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Таким образом, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом из анализа редакций ст. 83 ЛК РФ следует, что отдельные полномочия по проведению лесоустройства переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2010 № 442-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010.

Департамент зарегистрирован в качестве юридического лица 16.11.2012, соответственно, с этой даты начал свою деятельность по осуществлению переданных Томской области полномочий в области лесных отношений и является лицом, уполномоченным на проведение лесоустройства на землях лесного фонда Томской области.

Исследовав и оценив материалы дела и доводы сторон, арбитражный суд пришел к выводу о том, что со стороны Департамента не было допущено незаконного бездействия, о котором утверждает заявитель.

Лесохозяйственный регламент Верхнекетского лесничества Томской области утвержден в декабре 2013 года, т.е. спустя год после того, как Департамент приступил к осуществлению полномочий в области лесных отношений. При этом непосредственно в регламенте указано, что он разработан на основании материалов лесоустройства 1999, 2002-2004 годов Катайгинского, Кетского, Максимоярского лесхозов и лесхоза ФИО5 бор Томской области.

Как следует из содержания долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства не территории Томской области на 2013 -2016 годы», утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 31.08.2012 № 333а, по состоянию на 01.01.2012 только 16% лесов Томской области на общей площади 4 636 тыс. га имеют давность лесоустройства до 10 лет, соответствующую установленному ревизионному периоду (Бакчарское, Зырянское, Кожевниковское, Кривошеинское, Молчановское, Чаинское, Шегарское лесничества). При этом на 84% площади лесного фонда (24 044 тыс. га) давность лесоустройства более 10 лет. Оценка возможного развития ситуации показывает, что при отсутствии целевого финансирования по этому направлению лесного хозяйства площадь лесов с неприемлемой давностью лесоустройства (более 10-15 лет) к 2015 году увеличится до 90%, что приведет к недопустимому снижению уровня достоверности и оценок лесоресурсного потенциала, качества лесного планирования и проектирования лесохозяйственных мероприятий.

В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Представитель Департамента необходимость проведения лесоустроительных работ в Верхнекетском лесничестве по существу не оспаривал. Однако в обоснование отсутствия своего незаконного бездействия представил информацию о финансовом обеспечении полномочий в области лесных отношений, начиная с 2013 года.

 Так, из представленных Департаментом документов следует, что средств федерального бюджета на проведение лесоустройства на 2013 год не было предусмотрено (письмо Рослесхоза от 21.12.2012, Соглашение о взаимодействии в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Администрацией Томской области от 10.12.2012 № 122). Письмом от 15.05.2013 № АБ-05-27/4668 на запрос Департамента Рослесхоз сообщил, что средства на проведение лесоустройства за счет средств нераспределенного резерва предоставлены не будут, предложено оптимизировать собственные расходы и привлечь средства арендаторов. Письмом от 18.10.2013 № АБ-05-54/10580 Рослесхоз сообщил, что средства на проведение лесоустройства для Томской области из федерального бюджета на 2014 и 2015 годы не планируются, на 2016 год запланированы средства в размере 37 529 000 руб.  Письмом Рослесхоза от 24.07.2014 № ЮГ-06-54/8737 рекомендовано при разработке программ развития лесного хозяйства субъектов Российской Федерации предусматривать включение раздела «Лесоустройство» с финансированием за счет средств субъектов Российской Федерации. 

Протоколом заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 02.11.2012 (п. 15) даны рекомендации Департаменту провести лесоустройство за счет средств бюджета Томской области в объеме 20 432,7 тыс. руб. с привлечением средств арендаторов.

Протоколом рассмотрения материалов по защите бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций по Томской области от 21.11.2013 решено обеспечить проведение в 2014 году лесоустройства не за счет средств федерального бюджета.   

Протоколом заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 31.10.2014 даны рекомендации о проведении лесоустройства в 2015 году за счет средств субвенций из федерального бюджета на площади 392 382 га с объемом финансирования 35 922,2 тыс. руб., за счет средств бюджета Томской области на площади 184 200 га с объемом финансирования 21 790,0 тыс. руб.

Протоколом рассмотрения материалов по защите бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций по Томской области от 07.12.2015 решено Департаменту обеспечить проведение в 2016 году лесоустройства за счет средств субвенций из федерального бюджета на площади 596 814 га с объемом финансирования       40 835 тыс. руб.  

Протоколом рассмотрения материалов по защите бюджетных проектировок расходов федерального бюджета, выделяемых в форме субвенций по Томской области от 23.11.2016 решено Департаменту обеспечить проведение в 2017 году лесоустройства за счет субвенций из федерального бюджета на площади 157 726 га с объемом финансирования 10 252,2 тыс. руб.  

Фактически согласно представленным Департаментом расчетам было выделено средств на проведение лесоустройства 151,2 млн. руб., в том числе: в 2013 г. – 20,3 млн. руб. (областной бюджет), в 2014 г. – 22, 1 млн. руб. (областной бюджет), в 2015 г. – 35,9 млн. руб. (федеральный бюджет), 21,8 млн. руб. (областной бюджет), в 2016 г. – 51,1 млн. руб. (федеральный бюджет), которые полностью израсходованы Департаментом на проведение лесоустроительных работ с использованием конкурсных процедур.

При этом по расчетам Департамента для проведения лесоустройства только Верхнекетского лесничества требуется 350, 2 млн. руб. (4 305 201 га площадь х 81,35 руб. средняя стоимость за 1 га лесоустроительных работ).

Таким образом, с учетом даты начала деятельности Департамента (ноябрь 2012 г.), значительного процента лесов Томской области с давностью лесоустройства свыше 10 лет, недостаточности бюджетного финансирования на осуществление переданных полномочий в части проведения лесоустроительных работ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что, утверждая 20.12.2013 лесохозяйственный регламент Верхнекетского лесничества на основании материалов лесоустройства 1999, 2002-2004 годов, и в дальнейшем Департамент действовал вынужденно, находясь в рамках выделяемого бюджетного финансирования, и не допустил именно незаконного бездействия, указанного заявителем. 

Кроме того, арбитражный суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим. ГК РФ не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, либо обратился в порядке, не предусмотренном АПК РФ, его требования не могут быть удовлетворены.

Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является властно-распорядительный характер правоотношений между органом государственной (муниципальной) власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, основанных на подчинении одной стороны другой.

Арбитражный суд считает существенным для рассмотрения настоящего дела тот факт, что ОАО «Верхнекетский ЛПК» является лицом, использующим леса в своей предпринимательской деятельности. При этом основанием для обращения ОАО «Верхнекетский ЛПК» в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента в порядке главы 24 АПК РФ послужил факт несения заявителем расходов на проведение работ по лесоустройству (таксации леса) на арендуемых им частях лесного участка по договору аренды от 18.12.2008 № 80/04/08 в целях разработки проекта освоения лесов.

Между ОАО «Верхнекетский ЛПК» и Департаментом, являющимся правопреемником стороны по договору аренды - Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, сложились гражданско-правовые отношения в рамках договора аренды частей лесного участка от 18.12.2008 № 80/04/08. Таким образом, в отношениях с заявителем Департамент выступает в качестве стороны по договору, а не органа власти, принимающего решения или выполняющего действия властно-распорядительного характера.

Согласно ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), предусмотрено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.

Согласно пункту 59 Лесоустроительной инструкции границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются: а) при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок); б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок.

В соответствии с подп. «д» п. 3.3 и подп. «д» п. 3.4 договора аренды частей лесного участка от 18.12.2008 № 80/04/08 арендатор имеет право проводить на частях лесного участка лесоустройство, а также обязан в установленном порядке представлять арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ на частях лесного участка. 

Исходя из совокупного анализа приведенных норм права, а также условий договора аренды от 18.12.2008 № 80/04/08, арбитражный суд приходит к выводу о том, что работы по лесоустройству не являются исключительной обязанностью Департамента.

В данном случае договор подряда на выполнение работ по таксации леса и разработку проекта освоения лесов был заключен ОАО «Верхнекетский ЛПК» в целях выполнения договора аренды частей лесного участка от 18.12.2008 № 80/04/08.При этом заявитель по своей воле и в своем интересе распорядился принадлежащим ему правом на проведение лесоустроительных работ на арендуемых частях лесного участка, а в силу подп. «д» п. 3.4 договора аренды обязан был в установленном порядке представить арендодателю информацию, полученную при проведении лесоустроительных работ, что опровергает довод заявителя о неправомерном использовании Департаментом чужих результатов работ вместо проведения своих. Обстоятельств принудительного выполнения данных работ заявителем в материалах дела не имеется.

По мнению суда, в данном случае спор не имеет публичного характера. Такого способа защиты, как признание незаконным в порядке главы 24 АПК РФ по заявлению арендатора бездействия арендодателя по договору, не предусмотрено.

Судебная практика, на которую ссылается заявитель, не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, т.к. в этих судебных актах с исковыми заявлениями о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по проведению работ по лесоустройству обращались соответствующие прокуроры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Из представленного заявителем ответа Томской межрайонной природоохранной прокуратуры от 24.04.2017 следует, что 31.03.2017 начальнику Департамента внесено представление (находится на рассмотрении) по факту нарушения требований ст. 67 ЛК РФ, п. 150 Лесоустроительной инструкции, т.к. лесоустройство на территории Верхнекетского лесничества имеет давность проведения свыше 10 лет. В случае невыполнения представления прокурора возможно обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц, что соответствует складывающейся судебной практике, на которую ссылается заявитель.

 В данном же случае ОАО «Верхнекетский ЛПК» действует в своем интересе, вытекающем из гражданско-правовых отношений по использованию лесов в рамках договора аренды частей лесного участка от 18.12.2008 № 80/04/08. Действительной целью заявителя по настоящему делу является возмещение понесенных затрат на проведенное лесоустройство в сумме 4 111 596,54 руб., на что прямо указано в дополнении к заявлению о признании незаконным бездействия государственного органа от 28.02.2017 (т. 1, л.д. 118). Т.е. фактически между ОАО «Верхнекетский ЛПК» и Департаментом имеется спор о праве, который подлежит защите в рамках гражданско-правового спора, решение этого вопроса в административном порядке, путем оспаривания бездействия государственного органа, невозможно. При этом заявитель не лишен возможности ссылаться на незаконность действий (бездействия) в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства.

Избрание заявителем неверного способа защиты нарушенного, по его мнению, права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, арбитражный суд полагает, что ОАО «Верхнекетский ЛПК» пропущен предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что о факте не проведения работ по лесоустройству и таксации лесов Верхнекетского лесничества Томской области ОАО «Верхнекетский ЛПК» стало известно не позднее утверждения лесохозяйственного регламента Верхнекетского лесничества Томской области приказом Департамента от 20.12.2013 № 129, поскольку непосредственно в регламенте указано, что он разработан на основании материалов лесоустройства 1999, 2002-2004 годов. Заказывая работы по таксации лесов на арендуемых частях лесного участка в 2014 году, заявитель также достоверно знал, что более современные работы по лесоустройству Департаментом не были проведены.

При этом в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ ОАО «Верхнекетский ЛПК» обратилось только 06.02.2017, т.е. со значительным пропуском трехмесячного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, при отсутствии юридически значимых препятствий для своевременного обращения в арбитражный суд.   

Пропуск срока подачи заявления об оспаривании бездействия государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

          При обращении в арбитражный суд ОАО «Верхнекетский ЛПК» уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. (чек-ордер от 31.01.2017), в то время как согласно ст. 333.21 НК РФ заявление о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов оплачивается государственной пошлиной в размере 3 000 руб. Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату ОАО «Верхнекетский ЛПК» из федерального бюджета. В остальной части на основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

          В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» о признании незаконным бездействия Департамента лесного хозяйства Томской области отказать.

          Возвратить открытому акционерному обществу «Верхнекетский лесопромышленный комбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) руб. Выдать справку.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                           Сенникова И. Н.