АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-692/2016
05 апреля 2016 года
Судья Арбитражного суда Томской области И.М. Казарин,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон заявление Томского транспортного прокурора (634009, <...>)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» (634011, Томская область, Томский район, пос. Аэропорт, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Томский транспортный прокурор (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» (далее – Общество, ООО «Аэропорт Томск») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением арбитражного суда от 08.02.2016 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанным определением установлены сроки до 02.03.2016 и 25.03.2016 для представления соответствующих доказательств и пояснений.
Согласно положениям статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу.
В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В обоснование заявленного требования Прокурором указано на использование Обществом объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, в отсутствие надлежаще оформленных документов.
В представленном отзыве Общество возражало относительно удовлетворения заявления, указав, что в настоящее время им предпринимаются меры по оформлению прав на использование недвижимого имущества, отсутствует вина Общества в совершении административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО «Аэропорт Томск» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области 01.03.2006 за основным государственным регистрационным номером <***>.
При проведении Томской транспортной прокуратурой в период с 13.01.2016 по 04.02.2016 проверки соблюдения требований законодательства о федеральной собственности, установлено, что недвижимое имущество:
- искусственная взлетно-посадочная полоса, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-212, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.60;
- перрон, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-215, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.61;
- перрон с местами стоянок, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-214, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.62;
- магистральная рулежная дорожка, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-216, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.63;
- соединительная рулежная дорожка-1, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-217, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.64;
- соединительная рулежная дорожка-5, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-209, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.68;
- соединительная рулежная дорожка-4, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-210, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.67;
- соединительная рулежная дорожка-3, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-211, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.66;
- соединительная рулежная дорожка-2, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-213, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.65;
- патрульная дорога, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-006, расположенная по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.74;
- летное поле, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-004, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.69;
- водостоки и дренажи, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-003, расположенные по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.73;
- ограждение аэропорта, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-005, расположенное по адресу: Томская область, Томский район, Аэропорт Богашево, д.1 стр.72, находятся в собственности Российской Федерации и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».
При этом указанное недвижимое имущество используется ООО «Аэропорт Томск» без каких-либо правовых оснований.
По результатам проверки 04.02.2016 Томским транспортным прокурором в отношении ООО «Аэропорт Томск» возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.02.2016 и материалы проверки в порядке части 1 статьи 28.8 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление о привлечении ООО «Аэропорт Томск» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Объектом данного правонарушения являются отношения федеральной собственности на объекты нежилого фонда.
Объективная сторона правонарушения выражается, в частности, в использовании находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
В силу пункта 1 статьи 214 ГК РФ федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Передача имущества, включая объекты нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, в пользование, осуществляется в соответствии с ГК РФ и изданными в его развитие нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 608, 609 ГК РФ право передачи имущества в пользование (в аренду или безвозмездное пользование) принадлежит его собственнику.
Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права, выпискам из реестра федерального имущества и распоряжениям о закреплении государственного имущества искусственная взлетно-посадочная полоса, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-212, перрон, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-215, перрон с местами стоянок, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-214, магистральная рулежная дорожка, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-216, соединительная рулежная дорожка-1, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-217, соединительная рулежная дорожка-5, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-209, соединительная рулежная дорожка-4, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-210, соединительная рулежная дорожка-3, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-211, соединительная рулежная дорожка-2, кадастровый номер 70-70-01/062/2011-213, патрульная дорога, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-006, летное поле, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-004, водостоки и дренажи, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-003, ограждение аэропорта, кадастровый номер 70-70-01/095/2011-005 находятся в собственности Российской Федерации и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (л.д. 25-69 том 1).
Из материалов дела следует, что указанные объекты недвижимости используются ООО «Аэропорт Томск» для предоставления потребителям в аэропорте Томска комплекса услуг аэропортовой деятельности согласно имеющимся сертификатам.
Указанные обстоятельства Обществом фактически не оспариваются.
При этом использование таких объектов недвижимости осуществляется Обществом в отсутствие надлежащим образом оформленных документов.
Судом установлено, что договор о передаче в аренду недвижимого имущества от 01.07.2008 № 08/067, на основании которого Обществом использовалось спорное имущество, расторгнут по соглашению сторон 05.02.2015.
На момент проведения Томской транспортной прокуратурой проверки договор аренды используемого Обществом федерального недвижимого имущества не заключен; на каком-либо ином праве, оформленном надлежащим образом, используемое Обществом недвижимое имущество не предоставлено.
Ссылка Общества на договор об оказании услуг от 01.04.2012 № 3822/3, в рамках которого, осуществляется использование недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, арбитражным судом не принимается.
Указанный договор не регулирует вопросы предоставления во владение и пользование Обществу недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
Пунктом 1.4 договора об оказании услуг от 01.04.2012 № 3822/3 предусмотрено, что настоящий договор не влечет прекращения или ограничения правомочий ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» по владению, пользованию и распоряжении имуществом, само имущество правами ООО «Аэропорт Томск» не обременяется.
Кроме того, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» уведомило ООО «Аэропорт Томск» об одностороннем отказе от исполнения договора об оказании услуг от 01.04.2012 № 3822/3, о чем свидетельствуют письма от 24.08.2015 № 08405, от 18.09.2015 № 09345, от 13.10.2015 № 10316.
Таким образом, в ходе проведенной Томской транспортной прокуратурой проверки установлен факт использования Обществом недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, без надлежаще оформленных документов.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Ссылка Общества на осуществление оплаты в рамках договора об оказании услуг от 01.04.2012 № 3822/3 не опровергает факта использования находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества в отсутствие надлежаще оформленных документов.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена вина.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной формой вины (прямой или косвенный умысел) так и неосторожностью.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в соответствующие правоотношения, Общество должно знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в недопущении нарушения порядка использования объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности.
Вместе с тем, Обществом не принято надлежащих мер, исключающих возможность недопущения данных нарушений.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению порядка использования объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, Обществом не представлено.
В отзыве на заявление о привлечении к административной ответственности Общество указывает на отсутствие вины в связи с совершением действий, направленных на оспаривание расторжения договора с ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и на оформление договора аренды недвижимого имущества.
Арбитражный суд отмечает, что осуществление данных мероприятий не предоставляет Обществу права использовать находящееся в федеральной собственности недвижимое имущество.
Период оформления соответствующих документов на право использования находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда не предполагает возможности использования такого имущества.
Обращение Общества в суд с иском о понуждении ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» заключить договор аренды федерального имущества также не свидетельствует об отсутствии вины Общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Учитывая длительность использования ООО «Аэропорт Томск» находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества (с 2008 года), неоднократное продление и расторжение договоров, суд полагает, что Общество имело возможность заблаговременно предпринять меры по оформлению необходимых документов.
В связи с изложенным арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Аэропорт Томск» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Нарушений порядка при производстве по делу об административном правонарушении судом не усматривается.
Содержание постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.02.2016 соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ; постановление содержит сведения, в том числе о времени и месте события правонарушения, о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в присутствии представителя Общества ФИО1, действовавшего по доверенности № 16 от 02.02.2016.
Срок давности привлечения к ответственности, исчисляемый в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным е имеется.
Обществом не приведено каких-либо исключительных обстоятельств совершения административного правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд усматривает основания для привлечения Общества к административной ответственности.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
Учитывая совершение правонарушения впервые (иное не следует из материалов дела), отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, арбитражный суд считает необходимым назначить ООО «Аэропорт Томск» административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, в размере 20 000 рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель штрафа: УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура); счет получателя 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001, ИНН получателя 5405347680, КПП получателя 540701001, ОКТМО 50701000; КБК 41511690010016000140.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 205, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Томск» (634011, Томская область, Томский район, пос. Аэропорт, ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья И.М. Казарин