ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-7812/14 от 20.01.2015 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                          634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                               Дело № А67-7812/2014

20.01.2015 г.

Судья Арбитражного суда Томской области А.Н. Гапон, рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищно Эксплуатационный Комбинат №30" ИНН <***> ОГРН <***>

к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области ИНН <***> ОГРН <***>

об отмене административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно Эксплуатационный Комбинат №30 » (далее – ООО «ЖЭК №30», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее – Департамент, ответчик) об отмене административного наказания. 

Определением арбитражного суда от 27.11.2014г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанным определением были установлены сроки до 18.12.2014г. и 15.01.2015г. для представления соответствующих доказательств и пояснений.

Согласно положениям части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются надлежащим образом извещенными о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В обоснование заявленного требования общество в заявлении указало, что для проведения гидравлического испытания внутридомовых систем горячего водоснабжения и отопления в 2014 году по адресу <...> потребовалось больше времени, чем было предоставлено, в связи с чем, подача горячего водоснабжения в указанный жилой дом была возобновлена 27.08.2014г., а не 19.08.2014г., как требовалось в соответствии с графиком производства ремонтных работ. Заявитель полагает, что вина общества во вменяемом правонарушении отсутствует.

Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в отзыве на заявление возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что на основании обращения собственника жилого помещения по ул.Бела Куна,8/1 проведено мероприятие по защите прав и законных интересов населения и государства при предоставлении жилищных услуг. Согласно акту СТИ СП «ТИиЭ ТФ ОАО «ТГК-11» управляющей организацией ООО «ЖЭК №30» гидравлические испытания внутридомовых систем горячего водоснабжения и отопления в 2014 году проведены 27.08.2014г. подача горячего водоснабжения в указанный жилой дом возобновлена 27.08.2014г. в 17. Час.00 мин. на основании разрешающей телефонограммы СТИ СП «ТИиЭ ТФ ОАО «ТГК-11» от 27.08.2014г. №142. Таким образом, в результате несвоевременного проведения гидравлических испытаний внутридомовых инженерных систем в доме отсутствовало горячее водоснабжение сверх установленных графиком сроков в период с 20.08.2014г. по 26.08.2014г.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно в заявлении, отзыве на заявление. 

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «ЖЭК №30» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 09.03.2005г. за ОГРН <***>. Общество осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей в качестве основного вида экономической деятельности.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, от 01.01.2010г., собственниками выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, в качестве которой выбрано ООО «ЖЭК №30», заключен договор на управление многоквартирным домом.

В Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора по Томской области 27.08.2014г. поступило обращение собственника жилого помещения по ул.Бела Куна,8/1 по вопросу длительного отсутствия горячего водоснабжения.

В период с 03.09.2014г. по 30.09.2014г. в соответствии с распоряжением заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора по Томской области ФИО1 от 03.09.2014г. №С-2530, должностным лицом Департамента проведена внеплановая документарная проверка ООО «ЖЭК №30», по результатам которой составлен акт проверки №С-2530 от 30.09.2014г., содержащий указания на выявленные нарушения, а именно: в доме по ул.Бела Куна,8/1 отсутствовало горячее водоснабжение сверх установленных графиком сроков в период с 20.08.2014г. по 26.08.2014г.

Факт выявленных нарушений явился основанием для возбуждения в отношении ООО «ЖЭК №30» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, о чем государственным жилищным инспектором Томской области  ФИО2 вынесено определение от 01.10.2014г.

На основании указанного акта проверки №С-2530 от 30.09.2014г. и иных материалов проведенной проверки государственным жилищным инспектором Томской области ФИО2 в отношении ООО «ЖЭК №30» 22.10.2014г. составлен протокол №226 об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 КоАП РФ

24.10.2014г. заместитель начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области ФИО1, рассмотрев материалы дела №226 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ООО «ЖЭК №30» вынес постановление №224 о назначении административного наказания, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 

Не согласившись с данным постановлением, ООО «ЖЭК №30» обратилось в арбитражный суд с требованием об отмене административного наказания.

В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ и статьей 30.3 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Согласно  штампу входящей корреспонденции  на постановлении №224 от 24.10.2014 года, постановление получено заявителем  13.11.2014 года вх.№ 448. В арбитражный суд Общество обратилось 20.11.2014 года, т.е.  в пределах срока, установленного ч.2 ст.208 АПК РФ.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, проверив порядок производства по делу об административном правонарушении, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших, в том числе, нарушение установленных правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 3.1 постановления от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Материалами дела подтверждается, что собственниками жилого дома №8/1 по ул.Б. Куна в г.Томске выбран в качестве формы управления многоквартирным домов выбрано управление управляющей организацией, которой избрано ООО «ЖЭК №30», заключен договор управления многоквартирным  домом, в соответствии с которым, общество приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, заключив договор управления многоквартирным домом, общество приняло на себя указанные обязательства, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение сроков подачи горячего водоснабжения. 

Согласно ч. 1,ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с п. 1.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:

Управление жилищным фондом:

а)    организацию эксплуатации;

б)    взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;

в)    все виды работы с нанимателями и арендаторами

Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий:

а)    техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;

б)   осмотры;

в)   подготовка к сезонной эксплуатации;

г)    текущий ремонт;

д)   капитальный ремонт
Санитарное содержание:

а)    уборка мест общего пользования;

б)    уборка мест придомовой территории;

в)    уход за зелеными насаждениями.

Согласно п.2.6.1 Правил целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.

В силу п.5.1.3 Правил для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности:

генераторов тепла (котельных) с разработкой режимных карт работы котлов, обеспечением их высококачественным топливом, необходимым для данных типов котлов, подачей требуемого количества и качества теплоносителя для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилых зданий в соответствии с требуемым графиком регулирования температуры и расхода воды в тепловых сетях;

внешних теплопроводов (внутриквартальных тепловых сетей) с расчетным расходом теплоносителя и требуемыми параметрами (температурой и давлением воды в трубопроводах) при минимальных потерях;

центральных и индивидуальных тепловых пунктов с системами автоматического регулирования расхода тепла;

системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);

системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки;

системы вентиляции, обеспечивающей в помещениях нормируемый воздухообмен, при минимальных расходах тепла на нагрев воздуха, инфильтрующегося через окна и двери, и приточного воздуха в системах с механической вентиляцией и воздушным отоплением;

тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.

Согласно п.5.1.5 Правил организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.

Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что графиком производства ремонтных работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции на арендованных тепловых сетях структурного подразделения Тепловые сети Томского филиала ОАО «ТГК-11» на 2014г., срок вывода в ремонт участка тепловых сетей, от которых подключен дом по ул.Б.Куна,8/1, установлен с 29.07.2014г. по 19.08.2014г. Однако, согласно акта СТИ СП «ТИиЭ ТФ ОАО «ТГК-11» управляющей организацией ООО «ЖЭК №30» гидравлические испытания внутридомовых систем горячего водоснабжения и отопления в 2014 году проведены 27.08.2014г. Подача горячего водоснабжения в указанный жилой дом возобновлена 27.08.2014г. в 17. Час.00 мин. на основании разрешающей телефонограммы СТИ СП «ТИиЭ ТФ ОАО «ТГК-11» от 27.08.2014г. №142. Таким образом, материалами дела подтверждается и фактически не опровергнуто заявителем, что в результате несвоевременного проведения гидравлических испытаний внутридомовых инженерных систем в доме отсутствовало горячее водоснабжение сверх установленных графиком сроков в период с 20.08.2014г. по 26.08.2014г.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Пункт 2 статьи 26.2 КоАП РФ определяет, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых помещений, а именно, обществом не организована работа по своевременному выполнению гидравлических испытаний внутридомовых инженерных систем отопления и горячего водоснабжения.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины ООО «ЖЭК №30» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, отсутствии оснований для освобождения от ответственности.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Каких-либо объективных доказательств принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм содержания и ремонта жилых домов обществом не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ООО «ЖЭК №30» имело возможность для соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, но обществом не предприняты все возможные меры для их соблюдения, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя вины.

Обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения требований арбитражным судом не установлено.

Таким образом, доказанным является факт наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено  уполномоченным лицом, в пределах срока давности, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в минимальном размере (40 000 руб.). Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований,  в связи с чем, постановление Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области о назначении административного наказания №224 от 24.10.2014г. вынесено правомерно.

Руководствуясь ст. 170-176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обществу с ограниченной ответственностью Жилищно Эксплуатационный Комбинат №30» (ИНН <***> ОГРН <***>) в удовлетворении  требований об отмене административного наказания, отказать.

     Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.

           Судья                                                                                     А.Н. Гапон