АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-7995/2009
09 декабря 2009 года дата оглашения резолютивной части
16 декабря 2009 года дата изготовления в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области Ю. М. Черская,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ю. М. Черской,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск Томской области (далее по тексту: «Заявитель»),
к Обществу с ограниченной ответственностью «Импорт-К» (далее по тексту – Ответчик, Общество),
а также к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска (далее по тексту – второй Ответчик, налоговый орган)
о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице
При участии в заседании:
от Заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 21.08.2009 г.),
от Ответчика: не явился (уведомлен),
от второго Ответчика: не явился (уведомлен),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по ЗАТО Северск Томской области обратилась с заявлением от 14.09.2009 г. № 04-07/7993 в Арбитражный суд Томской области о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице (сведения о месте нахождения юридического лица ООО «Импорт-К»).
Определением суда от 14.10.2009г. к участию в деле в качестве второго Ответчика привлечена Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска (630054, <...>).
После перерыва, объявленного 02.12.2009г., рассмотрение дела в судебном заседании было продолжено 09.12.2009г. в 14 часов.
Определение арбитражного суда от 02.11.2009г., направленное ООО «Импорт-К» на основании статей 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, возвратилось в арбитражный суд с отметкой почтового отделения «отсутствие адресата по указанному адресу». Согласно п. 3 ч. 2 ст. 123 АПК РФ ООО «Импорт-К» считается надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Представитель Общества в арбитражный суд не явился, отзыв и документы по определениям суда Ответчиком не представил, заявлений, ходатайств не направил. На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в данном заседании в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ООО «Импорт-К».
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска о времени и месте рассмотрения дела извещенная надлежащим образом, в арбитражный суд не явилась, 02.12.2009г. представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (т.2 л.д. 5). На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в данном заседании в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного второго Ответчика.
Представитель Заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях (т.1 л.д. 3-5, 35-36, т.2 л.д. 21-22) в том числе: - 25.07.2008г. Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска принято решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице ООО «Импорт-К», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменением в учредительные документы. Внесенные изменения связаны с местом нахождения юридического лица, согласно зарегистрированной новой редакции устава ООО «Импорт-К», оно находится по адресу: 636035, <...>. В связи с изменением места нахождения ООО «Импорт-К» снято с налогового учета в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска и поставлено на налоговый учет в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области; - законом установлено требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе, сведений о месте нахождения юридического лица; - ИФНС России по ЗАТО Северск установлено, что ООО «Импорт-К» по указанному адресу не находится и никогда не находилось; - государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО «Импорт-К», в части изменения адреса (места нахождения) общества, осуществлена вторым Ответчиком по документам, содержащим заведомо ложные сведения.
В отзыве на исковое заявление, поступившем в арбитражный суд 08.10.2009г. (т.1 л.д. 32-33), Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска требования Заявителя не признала, указав, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа и обоснованность экономического характера спора, возникшего между налоговыми органами, просит суд в удовлетворении требований отказать.
Как следует из материалов дела, ООО «Импорт-К» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска 03.10.2007г. за основным государственным регистрационным номером <***>, состоит на учете в регистрирующем органе - Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (ИНН <***>) (т.1 л.д. 16-25).
Решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска 25.07.2008г. о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Импорт-К», принято на основании поступившего в регистрирующий орган заявления ООО «Импорт-К» от 18.07.2008г. (т.1 л.д. 109-112).
Признание недействительной государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Импорт-К» (сведения о месте нахождения юридического лица), осуществленной на основании решения ООО «Импорт-К» и решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Новосибирска от 25.07.2008г., государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц – 2085404160862 от 25.07.2008г. является предметом требований Заявителя по настоящему делу.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области, суд считает требование Заявителя о признании недействительной государственной регистрации изменений в Едином государственносм реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Импорт-К» (сведения о месте нахождения юридического лица), осуществленной на основании решения ООО «Импорт-К» и решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска от 25.07.2008г., государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц – 2085404160862 от 25.07.2008г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Федеральный закон № 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре юридических лиц должны содержатся сведения и документы о юридическом лице, предусмотренные в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (подп. «в»); способ образования юридического лица (создание или реорганизация) (подп. «г»); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров (подп. «д»); подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (подп. «е»); дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы (подп. «з»).
На основании п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подп. «а»); представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подп. «б»); предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона (подп. «в»).
Таким образом, из перечисленных положений Федерального закона № 129-ФЗ следует, что основанием для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица является предоставление заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и с приложением документов определенных ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иных предусмотренных законом документов.
Между тем, представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона № 149-ФЗ от 27 07 2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона № 149-ФЗ от 27 07 2006г.).
В соответствии с пунктами а) статей 12, 14, 17 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Федерального закона № 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона № 149-ФЗ от 27 07 2006г.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе, в соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Следовательно, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой Федерального закона № 129-ФЗ.
То обстоятельство, что у налогового органа при проведении государственной регистрации изменений не было оснований для принятия решения об отказе в регистрации в связи с представлением полного комплекта документов, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о признании государственной регистрации недействительной по мотиву доказанной недостоверности сведений.
В том случае, если у налогового органа не было оснований для отказа в проведении государственной регистрации, то действия налогового органа нельзя признать незаконными, но данное обстоятельство не является безусловным доказательством соответствия произведенной государственной регистрации требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, поскольку доказанная недостоверность представленных на регистрацию сведений является самостоятельным основанием для признания государственной регистрации недействительной.
Предусмотренная ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ ответственность за предоставление недостоверных сведений на государственную регистрацию, подтверждает, что требование достоверности предоставляемых сведений для регистрации установлено Федеральным законом № 129-ФЗ. Привлечение заявителя к ответственности не лишает налоговый орган права на предъявление иска о признании государственной регистрации недействительной, поскольку, во-первых, признание государственной регистрации недействительной не является мерой ответственности заявителя; во-вторых, иное не установлено ни Федеральным законом № 129-ФЗ, ни Законом Российской Федерации от 21 03 1991г. № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».
Как указывалось выше, ООО «Импорт-К» (ранее именуемое ООО «Сибтранстур») зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска 03.10.2007г. за основным государственным регистрационным номером <***>, состоит на учете в регистрирующем органе - Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области с 01.08.2008г. (ИНН <***>) (т.1 л.д. 16-25).
17.07.2008г. единственный участник ООО «Импорт-К» ФИО2 принял решение изменить место нахождения общества: 636035, <...> (т.1 л.д. 126-129). На основании указанного решения ООО «Импорт-К» представило в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с указанием адреса местонахождения юридического лица: 636035, <...> и все необходимые документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: заявление, устав, решение о внесении изменений в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины, протокол.
25.07.2008г. Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска вынесено решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственносм реестре юридических лиц, связанных с внесенимем изменений в учредительные документы ООО «Импорт-К».
На основании указанного решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2085404160862 от 25.07.2008г. об изменении местонахождения ООО «Импорт-К» со старого: 630051, <...> на новый: 636035, <...>.
28.07.2008г. Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска в ЕГРЮЛ внесена запись о передаче дела юридического лица в другой регистрирующий орган – Инспекцию ФНС России по ЗАТО Северск Томской. 01.08.2008г. Инспекцией ФНС России по ЗАТО Северск Томской в ЕГРЮЛ внесена запись о поступлении регистрационного дела юридического лица из другого регистрирующего органа.
Как следует из материалов дела, 02.09.2009г. заместителем начальника ИФНС России по ЗАТО Северск выдано Поручение №1 на проведение обследования с целью проверки достоверности сведений о местонахождении ООО «Импорт-К» по адресу, указанному в учредительных документах юридического лица: <...> (т.1 л.д.6).
В результате проведения указанных мероприятий установлено, что на основании Протокола №1 от 12.04.2008г. общего собрания собственников жилого дома по адресу: <...> избран способ управления многоквартирным домом – Товарищество собственников жилья «ТСЖ-11» (т.2 л.д. 39-41, 29-38). Указанное «ТСЖ-11» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.05.2008г. за ОГРН <***>. Руководителем избран Андреевских М.В. (т.2 л.д. 25-28).
Согласно п.1, п.2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с письмом «ТСЖ-11», подписанным его руководителем № 108 от 08.12.2009г., с 01.01.2008г. и по настоящее время никто не обращался в правление «ТСЖ-11» для заключения договора аренды, правлением товарищества не заключено ни одного договора аренды на общее имущество в многоквартирном доме по адресу: <...> (т.2 л.д. 23-24).
На основании договора № 396 от 01.06.2008г. между «ТСЖ-11» и ООО Управляющая компания «КомФорт», данная управляющая компания выполняет работы и оказывает услуги по управлению домом по адресу: <...> (т.1 л.д. 61-82, 130-146).
Допрошенная в качестве свидетеля (протокол № 29 от 02.09.2009 г.) инженер по планированию и учету ООО УК «КомФорт» ФИО3 пояснила, что подвальные помещения в доме по адресу: <...> никем, в том числе и ООО «Импорт-К», не арендуются (т.1 л.д. 8-10). В письме от 13.11.2009г. № 394 руководитель ООО УК «КомФорт» пояснила налоговому органу, что сведений о заключении договора аренды (субаренды) с ООО «Импорт-К» или с какой-либо другой организацией с 01.01.2008 г. данная управляющая компания не обладает (т.2 л.д. 14). В результате проведенной налоговым органом фотосъемки подвального помещения дома по адресу: <...>, установлено, что признаки расположения по указанному адресу ООО «Импорт-К» либо какой-нибудь иной организации отсутствуют (т.2 л.д. 7-13).
Кроме этого, в соответствии с письмом Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск от 12.10.2009 № 21-03-03/3217 встроенные нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> не числятся в Реестре муниципального имущества. Договоры аренды с организациями не заключались, разрешение на регистрацию юридических лиц по указанным адресам не давалось (т.1 л.д. 148).
Согласно письму Управления федеральной регистрационной службы по Томской области № 01/073/2009-734 информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество ООО «Импорт-К» (ОГРН <***>, ИНН <***>), находящееся по адресу: <...> не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права указанного лица не зарегистрированы (т.1 л.д. 149).
Отсутствие ООО «Импорт-К» по указанному адресу подтверждается также и сведениями почтового отделения связи в уведомлении к заказным письмам арбитражного суда по настоящему делу, согласно которым корреспонденция не вручается в связи с «отсутствием адресата по указанному адресу».
Проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что по адресу, указанному в учредительных документах, ООО «Импорт-К» не находится. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих возможность нахождения общества по данному адресу, а также доказательств, подтверждающих согласованность действий общества и лиц, на законных основаниях находящихся по адресу: <...> относительно расположения общества по указанному адресу, в связи с чем арбитражный суд считает обоснованным довод Инспекции ФНС России по ЗАТО Северск Томской о том, что в рассматриваемом случае государственная регистрация изменений в учредительные документы общества в части изменения адреса (место нахождения) осуществлена по документам, содержащим недостоверные сведения, что, соответственно, повлекло принятие Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска ненормативного акта (решения) о внесении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, которые в силу подпункта в) пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ подлежат обязательному отражению в ЕГРЮЛ.
Кроме этого, суд принимает во внимание, что с момента постановки на учет ООО «Импорт-К» в ИФНС по ЗАТО Северск, налоговая и бухгалтерская отчетность обществом в указанный налоговый орган не представлялась, что подтверждается Справкой № 2-О от 13.10.2009г. (т.1 л.д. 42).
Таким образом, государственная регистрация Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска юридического лица ООО «Импорт-К», произведенная по решению от 25.07.2008г. на основании указанного заявления о государственной регистрации от 18.07.2008г. и поступивших с ним документов, не соответствующих установленным требованиям, противоречит статьям 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку в данном случае установлено, что документы, послужившие основанием для регистрации, содержали недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица.
Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 5 статьи 29 АПК РФ арбитражный суд рассматривает другие дела, кроме перечисленных в данной статье, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В статье 33 АПК РФ «Специальная подведомственность дел арбитражным судам» предусмотрено рассмотрение дел арбитражными судами по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 09 12 2002г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Таким образом, в данном случае основанием для обращения налогового органа в суд послужило нарушение публичных интересов:
- поскольку в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений;
- указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и, соответственно, в ЕГРЮЛ, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-экономические отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему представлению налоговой отчетности и проведению налогового и иного контроля, а также препятствуют реализации права на судебную защиту юридических и физических лиц, которые считают, что обществом нарушены их права и законные интересы.
Таким образом, исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
Кроме того, Федеральным Законом № 137-ФЗ от 27.07.2006г. были внесены изменения в часть первую и в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе:
- статья 31 НК РФ «Права налоговых органов» была изложена в новой редакции, согласно которой из пункта 1 данной статьи было исключено право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- пункт 11 статьи 7 Закона Российской Федерации № 943-1 от 21.03.1991г. «О налоговых органах в Российской Федерации» был изложен в новой редакции, согласно которой налоговым органам предоставлялось право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
То есть, Федеральным Законом № 137-ФЗ от 27.07.2006г. из статьи 31 НК РФ были исключены виды исков, не имеющие прямого отношения к сфере отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах. В связи с этим соответствующие нормативные положения были перенесены в текст Закона Российской Федерации № 943-1 от 21.03.1991г. «О налоговых органах в Российской Федерации».
Таким образом, в период действия Закона № 129-ФЗ (от 08.08.2001г.) и АПК РФ (от 24.07.2002г.) законодатель путем принятия Федерального Закона № 137-ФЗ фактически подтвердил право налоговых органов на обращение в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
С учетом изложенного, обращение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской с требованием о признании недействительной государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Импорт-К» в части сведений о месте нахождения юридического лица, осуществленной на основании заявления от 18.07.2008г. и решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска от 25.07.2008г., государственный регистрационный номер записи в Едином государстсеннном реестре юридических лиц – 2085404160862 от 25.07.2008г., в целях приведения данных отношений в соответствие с требованиями действующего законодательства, является правомерным, в связи с чем заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-171 АПК РФ арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительной государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Импорт-К» (сведения о месте нахождения юридического лица), осуществленную на основании решения ООО «Импорт-К» и решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Новосибирска от 25.07.2008г., государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц – 2085404160862 от 25.07.2008г. и обязать устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано с течение месяца в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Ю. М. Черская