Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Тульской области
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула
Дело № А68-11335/2017
Резолютивная часть решения объявлена «30» ноября 2017 года
Полный текст решения изготовлен «06» декабря 2017 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Алешиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Д» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской, Комитету экономического развития и имущественных отношений администрации МО города Донской (ИНН7114019431;711400705; ОГРН <***>; 1027101375498)
о взыскании с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Д» задолженность по договору водоснабжения от 08.12.2016 № 41 в сумме 3 012 233,50 рублей, пени в сумме 190 167,07 рублей,
при недостаточности имущества Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской взыскать недостающее с муниципального образования город Донской в лице Комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской в порядке субсидиарной ответственности,
при участии:
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности,
от ответчика: не явился, извещен.
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал Д» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской, Комитету экономического развития и имущественных отношений администрации МО города Донской муниципального образования город Донской в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Д» задолженность по договору водоснабжения от 08.12.2016 № 41 в сумме 3 012 233,50 рублей, пени в сумме 190 167,07 рублей; при недостаточности имущества Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской взыскать недостающее с муниципального образования город Донской в лице Комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской в порядке субсидиарной ответственности.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу в порядке ст. 123 АПК РФ.
Спор рассмотрен в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
08.12.2016г. между Муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской и обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал Д» был подписан договор водоснабжения от 08.12.2016 № 41 (далее - Договор водоснабжения), ООО «Водоканал Д» осуществляет поставку холодной воды по централизованным системам водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности в многоквартирные жилые дома, управляющей организацией в которых избрано МКП «Дирекция единого заказчика» МО г. Донской. МКП «Дирекция единого заказчика» МО г. Донской, в свою очередь, выступает исполнителем коммунальной услуги по холодном водоснабжению по отношению к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах (п. 9, 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, далее - Правила № 354).
По условиям указанного Договора водоснабжения (п. 2.1) управляющая организация обеспечивает учет фактически полученной питьевой воды.
По данным Ответчика объем водопотребления в спорный период, без учета повышающего коэффициента, составил:
в марте 2017 года - 18 032,84 м3, в том числе 7 м3 потребление здания АБК Ответчика;
в апреле 2017 года - 16 507,24 м3, в том числе 8 м3 потребление здания АБК Ответчика;
в мае 2017 года - 19 538,1 м3, в том числе 7 м3 потребление здания АБК Ответчика;
в июне 2017 года - 15 510,5 м3, в том числе 7 м3 потребление здания АБК Ответчика;
в июле 2017 года - 14 952,7 м3, в том числе 6 м3 потребление здания АБК Ответчика;
в августе 2017 года - 15 041,2 м3, в том числе 7 м3 потребление здания АБК Ответчика.
В соответствии с ч. 6, ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении, оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
Комитетом Тульской области по тарифам (постановление от 14.12.2016 № 47/4) для ООО «Водоканал Д» установлены следующие тарифы на услугу водоснабжения:
с 01.01.2017 - 25 руб. 80 коп. за 1 м3 холодной воды;
с 01.07.2017 - 28 руб. 19 коп. за 1 м3 холодной воды.
За период с марта по август 2017 года включительно, ответчику к оплате по Договору была предъявлена общая сумма 3 012 233, 50 руб. В счет оплаты данной суммы Ответчиком денежные средства не вносились. Задолженность ответчика перед ООО «Водоканал Д» составила 3 012 233, 50 руб. (по договору водоснабжения от 08.12.2016 № 41 за период с марта по август 2017 года включительно в размере 2 640 915 руб. 99 коп.; сумма повышающего коэффициента по договору водоснабжения от 08.12.2016 № 41 за период с марта по август 2017 года включительно з размере 371 317 руб. 51 коп.;).
Также, в соответствии с абз. 3, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную слугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В силу пп. «ж», п. 22 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при ржании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и еденного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из мотивов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общeдомового имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Обязанность установки обще домовых приборов учета холодной воды предусмотрена ч. 5, 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ООО «Водоканал Д» производит начисления повышающего коэффициента и учет сумм оплаты по договору водоснабжения с Ответчиком отдельно от начисления и оплаты объема потребленных коммунальных ресурсов.
На суммы повышающего коэффициента Ответчику направляются отдельные счета-фактуры и акты о приемке выполненных работ (услуг).
Таким образом, обязательства ответчика по договору помимо оплаты поставляемого коммунального ресурса, содержат в силу вышеприведенных положений законодательства и обязательства по оплате повышающего коэффициента.
Сумма повышающего коэффициента за период с марта по август 2017 года составила 371 317, 51 руб.
Таким образом, ответчик обязательства по договору исполнил частично. В соответствии с ч. 6.4, ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении, управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с обзором судебной практики Верховного суда РФ № 3, утв. Президиумом Верховного суда РФ от 19.10.2016, законная неустойка (пени) рассчитывается исходя из ключевой ставки, действующей на момент уплаты Ответчиком данной неустойки, либо на момент вынесения судом решения о её взыскании. Ставка рефинансирования составляет 8,25%. (пени за период с 16.04.2017 по 14.11.2017 включительно в размере 165 530 руб. 05 коп; пени на сумму повышающего коэффициента за период с 16.04.2017 по 14.11.2017 включительно в размере 24 637 руб. 02 коп.);
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Таким образом, общая сумма пени за неправомерное пользование ответчиком чужими денежными средствами на сумму основного долга за период с 16.04.2017 по 14.11.2017 включительно, согласно прилагаемому расчету истца, составила 190 167, 07 руб.
В соответствии с ч. 6, ст. 113 ГК РФ, собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 36 Устава муниципального образования город Донской предусмотрено, что администрация муниципального образования является исполнительно - распорядительньм органом муниципального образования, действует под непосредственным руководством главы Администрации. Администрация муниципального образования является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из бюджета муниципального образования, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печати и штампы, бланки с собственной символикой, расчетный и другие счета в банковских учреждениях.
Согласно разделу 3 положения об администрации муниципального образования город Донской, утвержденной решением № 48-15 от 30.10.2008 г. (в ред. решения Собрания депутатов от 29.01.2009 года № 51-10) администрация через свои органы и другие структурные подразделения осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению всех вопросов местного значения, управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством, Уставом и правовыми актами Собрания депутатов и главы администрации.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора для уплаты задолженности по Договору, в адрес МКП «Дирекция единого заказчика» МО г. Донской была направлена претензия от 25.07.2017 исх. № 501, которая получена им 27.07.2017 под роспись. Аналогичная претензия была направлена 25.07.2017 (исх. № 500) в адрес Комитета экономического развития и имущественных отношений администрации МО г. Донской (вручена под роспись 28.07.2017).
В добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена.
Таким образом, в случае недостаточности имущества у муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской взыскание задолженности по договору водоснабжения от 08.12.2016 № 41 в сумме 3 012 233,50 рублей, пени в сумме 190 167, 07 рублей необходимо взыскать с муниципального образования город Донской в лице Комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской в порядке субсидиарной ответственности за счет средств муниципальной казны.
В пользу истца подлежат взысканию с ответчика судебные расходы в сумме 38 742, 66 руб. (государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде).
Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 269 рублей.
Руководствуясь статьями 101, 110, 112, 137, 156, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал Д» основной долг в сумме 3 012 233,50 рублей, пени в сумме 190 167,07 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 38 742,66 рублей.
Взыскать с муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской в доход федерального бюджета госпошлину в размере 269 рублей.
В случае недостаточности имущества у муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской возложить субсидиарную ответственность на муниципальное образование г. Донской в лице Комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования г. Донской.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, а в арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Тульской области, принявший решение.
Судья Т.В. Алешина