Арбитражный суд Тульской области
тел./факс (4872) 250-800; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тула Дело № А68-1941/2020
Резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принята 06 мая 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года в связи с поступлением от акционерного общества «Тульские городские электрические сети» заявления о составлении мотивированного решения
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Косоуховой С.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества «Тульские городские электрические сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области об отмене постановления от 20.02.2020 № 071/14/9.21-813/2019, прекращении производства по делу,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Тульские городские электрические сети» (далее – АО «ТГЭС», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Управление) от 20.02.2020 № 071/14/9.21-813/2019, прекращении производства по делу, в случае отказа в удовлетворении жалобы, снижении размера назначенного административного наказания в виде административного штрафа.
Дело принято к рассмотрению в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства (далее - АПК РФ).
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в порядке статей 123 и 228 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц пятьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей двести пятьдесят тысяч рублей.
Определением суда от 05.03.2019 года в срок до 30.03.2020 года ответчику предлагалось представить в суд письменный мотивированный отзыв на исковое заявление.
Указанным определением сторонам предлагалось представить в суд дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Управлением представлен отзыв, в котором оно возражало против удовлетворения заявленных требований.
Суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства на основании доказательств, представленных в арбитражный суд.
Решение арбитражного суда принято 06.05.2020 путем подписания судьей резолютивной части решения, которая размещена на официальном сайте Арбитражного суда Тульской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
15.05.2020 АО «ТГЭС» обратилось с заявлением о составлении мотивированного решения по делу № А68-1941/2020.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
16.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление гр. ФИО1 о нарушении АО «ТГЭС» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила), в части предъявлений требований, не предусмотренных Правилами, и затягивания сроков технологического присоединения.
22.01.2019 между АО «ТГЭС» и гр. ФИО1 заключен договор № 6-19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее -Договор), неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1105 от 24.12.2018 (далее-ТУ).
Пунктом 11.4 ТУ предусмотрено, что заявитель осуществляет монтаж электроустановок и электрических сетей по настоящим техническим условиям - выполнить в соответствии с требованиями Правил устройств электроустановок (7-ое издание).
Неоднократно: 20.05.2019г. (вх. АО «ТГЭС» 7383 от 20.05.2019), 10.06.2019 (вх. АО «ТГЭС» 8577 от 10.06.2019), 21.06.2019 (вх. АО «ТГЭС» 9364 от 21.06.2019), 16.07.2019 (вх. АО «ТГЭС» 10780 от 16.07.2019), 05.08.2019 (вх. АО «ТГЭС» 12256 от 08.08.2019), 01.09.2019 (вх. АО «ТГЭС» 13905 от 04.09.2019) гр. ФИО1 уведомлял сетевую организацию о выполнении им обязательств по Договору и ТУ.
В ответ на вышеуказанные уведомления заявителя АО «ТГЭС» сообщало (исх. 06-33/5006 от 27.05.2019, 06-33/5874 от 18.06.2019, 06-33/6327 от 01.07.2019, 06-33/7017 от 22.07.2019, 06-33/7996 от 15.08.2019, 06-33/8819 от 09.09.2019) о несоблюдении (невыполнении) им ПУЭ -7, в частности, согласно последнему письму сетевой организации от 09.09.2019 (исх. 06-33/8819) выявлены следующие замечания:
1. Не представлен доступ для проведения осмотра энергопринимающих устройств жилого дома в соответствии с п. 11.3 ТУ 1105 от 24.12.2018.
2. Способ подвеса КЛ-0,4 кВ от трубостойки к дому не соответствует п. 2.1.4. ПУЭ-7 и характеристикам примененного кабеля.
3. Отсутствует маркировка одной из шин (п. 1.1.29 ПУЭ-7), смонтированных в ЩУ.
Помимо навязывания АО «ТГЭС» гр. ФИО1 обязательств, не предусмотренных Правилами (пункт 11.4 ТУ), сетевая организация требует от Заявителя выполнения тех пунктов ПУЭ-7, которые в самих ПУЭ-7 отсутствуют, а именно пункты 1.1.29, 2.1.4.
В соответствии с пунктом 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Учитывая, что Договор заключен 22.01.2019, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 22.07.2019.
16.01.2020 заместителем руководителя УФАС по Тульской области в отношении АО «ТГЭС» составлен протокол по делу № 071/04/9.21-813/2019 об административном правонарушении
20.02.2020 руководителем УФАС по Тульской области вынесено постановление № 071/04/9.21-813/2019 о привлечении АО «ТГЭС» к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с требованиями статей 207-209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заинтересованное лицо, осуществляющее предпринимательскую и иную экономическую деятельность, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Процедура составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе требования, установленные ст.ст.28.2, 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены, права лица, привлекаемого к административной ответственности, установленные ст. 25.2 КоАП РФ, и иные права, предусмотренные КоАП РФ, обеспечены.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
а) транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам);
б) транспортировки газа по газопроводам;
в) оказания услуг по передаче электрической энергии;
г) оказания услуг по передаче тепловой энергии;
д) водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).
Пунктом 3 Правил № 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил № 861 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 данных Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной 4 в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами (абзац 15 пункта 15 Правил № 861).
Согласно абзацу 19 пункта 15 Правил № 861 после получения мотивированного отказа сетевая организации обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Как следует из материалов дела, 22.01.2019 между АО «ТГЭС» и гр. ФИО1 заключен договор № 6-19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, неотъемлемым приложением к которому являются технические условия № 1105 от 24.12.2018 (далее-ТУ).
Неотъемлемой частью данного договора, определяющей его существенные условия, являются Технические условия, далее - ТУ. В соответствии с указанным Договором АО «ТГЭС» приняло на себя обязательства осуществить фактическое присоединение энергопринимающего устройства к электросетям в срок до 22.07.2019.
Заявитель выполнил обязательства по договору, внес плату за технологическое присоединение и в порядке пункта 85 Правил № 861 направил в адрес сетевой организации уведомление о выполнении обязательств по техническим условиям в пределах границ жилого дома заявителя.
Неоднократно: 20.05.2019г. (вх. АО «ТГЭС» 7383 от 20.05.2019), 10.06.2019 (вх. АО «ТГЭС» 8577 от 10.06.2019), 21.06.2019 (вх. АО «ТГЭС» 9364 от 21.06.2019), 16.07.2019 (вх. АО «ТГЭС» 10780 от 16.07.2019), 05.08.2019 (вх. АО «ТГЭС» 12256 от 08.08.2019), 01.09.2019 (вх. АО «ТГЭС» 13905 от 04.09.2019) гр. ФИО1 уведомлял сетевую организацию о выполнении им обязательств по Договору и ТУ.
В ответ на вышеуказанные уведомления заявителя АО «ТГЭС» сообщало (исх. 06-33/5006 от 27.05.2019, 06-33/5874 от 18.06.2019, 06-33/6327 от 01.07.2019, 06-33/7017 от 22.07.2019, 06-33/7996 от 15.08.2019, 06-33/8819 от 09.09.2019) о несоблюдении (невыполнении) им ПУЭ -7, в частности, согласно последнему письму сетевой организации от 09.09.2019 (исх. 06-33/8819) выявлены следующие замечания:
1. Не представлен доступ для проведения осмотра энергопринимающих устройств жилого дома в соответствии с п. 11.3 ТУ 1105 от 24.12.2018.
2. Способ подвеса КЛ-0,4 кВ от трубостойки к дому не соответствует п. 2.1.4. ПУЭ-7 и характеристикам примененного кабеля.
3. Отсутствует маркировка одной из шин (п. 1.1.29 ПУЭ-7), смонтированных в ЩУ.
Действия АО «ТГЭС», выразившиеся в уклонении от оформления Акта о выполнении ТУ и Акта допуска прибора учета в эксплуатацию, правомерно квалифицированы антимонопольным органом по статье 9.21 КоАП РФ.
АО «ТГЭС» в обоснование своей позиции ссылается на «Правила эксплуатации электроустановок».
Действительно, пунктом 11.4 ТУ предусмотрено, что заявитель осуществляет монтаж электроустановок и электрических сетей по настоящим техническим условиям - выполнить в соответствии с требованиями Правил устройств электроустановок (7-ое издание).
Вместе с тем, Правила устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 09.04.2003 № 150 и введенные в действие с 01.09.2003 (далее - ПУЭ-7), не имеют статуса нормативно-правового акта, на физических лиц не распространяются.
В предисловии ПУЭ-7 прямо определено, что требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, соответственно, указанные ПУЭ-7 не применимы к гр. ФИО1 - физическому лицу, не занятому предпринимательской деятельностью.
Таким образом, указанные в ПУЭ-7 требования к электроустановкам для физических лиц, использующих электроэнергию для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, носят рекомендательный характер и не могут быть включены сетевой организацией в технические условия, выданные гр. ФИО1
Кроме навязывания АО «ТГЭС» гр. ФИО1 обязательств, не предусмотренных Правилами (пункт 11.4 ТУ), сетевая организация требует от заявителя выполнения тех пунктов ПУЭ-7, которые в самих ПУЭ-7 отсутствуют, а именно пункты 1.1.29, 2.1.4.
Требуя от гр. ФИО1 выполнения пунктов, отсутствующих в рекомендательном акте, и не распространяемого на него, АО «ТГЭС» тем самым затягивает сроки фактического присоединения объекта ФИО1 к электрическим сетям сетевой организации.
В качестве замечаний по результатам осмотра были выдвинуты необоснованные требования, отсутствующие в ТУ, противоречащие действующему законодательству и возлагающие на заявителя дополнительные обязательства, не предусмотренные договором.
Согласно пункту 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 6 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Учитывая, что Договор заключен 22.01.2019, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 22.07.2019.
Подпунктом «Б» пункта 16 Правил предусмотрено, что существенным условием Договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Названными правовыми нормами установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен государством именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные законодателем порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги.
Поскольку обязанность по соблюдению сроков осуществления всех предусмотренных Правилами № 861 процедур технологического присоединения не соблюдено, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) АО «ТГЭС» состав административного правонарушения.
Ссылка АО «ТГЭС» на принцип свободы договора, фактически приводит к выводу о возможности произвольного трактования порядка обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и сколь угодного продолжительного продления сроков выполнения мероприятий по подключению. Подобный подход представляется неправильным в отношениях между субъектом естественной монополии и потребителем, по общему правилу не обладающим ни специальными познаниями, ни экономическими, ни правовыми средствами эффективной защиты своих интересов в данной ситуации, либо возможностями равноправного согласования условий договора на технологическое присоединение.
В силу пункта 3 Правил № 861 недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу пункта 9 Правил N 861 договор о подключении является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Согласно пункту 12 Правил в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
Нормы Правил N 861, регулирующие порядок, обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, не могут быть признаны диспозитивными по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.
Существо законодательного регулирования договоров о подключении (технологическом присоединении) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, с учетом необходимости защиты значимых охраняемых законом интересов потребителя, недопущения нарушения баланса интересов сторон предопределяют императивность норм, установленных соответствующими нормами Правил N 861.
Достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, выступает в качестве цели законодательного регулирования в сфере естественных монополий (статья 1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Согласно пункту 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Требования Правил N 861 направлены на защиту прав и законных интересов заказчика (гражданина), недопущение затягивания срока осуществления мероприятий по подключению к электрическим сетям, и в силу своего характера являются публично-правовыми императивными нормами, исполнение которых обязательно для АО «ТГЭС».
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, подтверждающих, что сетевая компания предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Допущенное обществом правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами правил порядка обеспечения недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Факт нарушения обществом правил порядка обеспечения недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям подтверждается материалами дела.
Общество привлечено к административной ответственности уполномоченным лицом.
В рассматриваемом случае общество привлечено к ответственности в пределах установленного срока привлечения к административной ответственности.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ оснований для снижения административного штрафа ниже низшего предела, судом не установлено.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказать наличие вышеуказанных обстоятельств возлагается на лицо, заявляющее о возможности снижения назначенного ему административного штрафа.
В нарушение указанных положений заявитель такие доказательства не представил. Заявителем не представлены доказательства того, что наложенный оспариваемым постановлением штраф является для него чрезмерным, карательным и приводит или может привести к ограничению его экономической свободы, ограничению имущественных прав и интересов.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений процедуры привлечения АО «ТГЭС» к ответственности, гарантий защиты его прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, которые могли бы служить основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
В связи с вышеизложенным, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований акционерного общества «Тульские городские электрические сети» отказать.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме, в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тульской области.
Судья С.В. Косоухова