ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-3825/2022 от 22.06.2022 АС Тульской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

300041, Россия, <...>

тел./факс <***>;  e-mail: а68.info@tula.arbitr.ruhttp://www.tula.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тула                                                                                                      Дело № А68-3825/2022

Резолютивная часть решения объявлена «22» июня 2022 г.

Полный текст решения изготовлен «29» июня 2022 г.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Заботновой О.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области об отмене постановления о назначении административного наказания по делу №071/04/9.21-56/2022 от 31.03.2022г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, о признании недействительным представления от 31.03.2022г. №071/04/9.21-56/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений, в связи с отсутствием нарушений,

  при участии в заседании:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности от 01.12.2021г., диплом;

от ответчика – ФИО2 представитель по доверенности от 24.05.2022г., диплом,

от третьего лица – не явились, извещены.

Публичное акционерное общество «Россети Центр и Приволжье» (далее – ПАО  «Россети Центр и Приволжье») обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – УФАС по Тульской области) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу №071/04/9.21-56/2022 от 31.03.2022г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, о признании недействительным представления от 31.03.2022г. №071/04/9.21-56/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений, в связи с отсутствием нарушений.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте  судебного заседания извещено надлежащим образом. В представленном суду отзыве просило отказать в заявленных требованиях.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд

установил:

19.11.2021г. в Тульское УФАС России поступило заявление гр. ФИО3                 (вх. 6757) о нарушении филиалом «Тулэнерго» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), в части нарушения сроков технологического присоединения объекта, принадлежащего ФИО3, расположенного по адресу: Тульская обл., Ясногорский р-н, г.Ясногорск, СНТ№5, уч. № 1А, земельный участок с кадастровым номером 71:23:010404:113.

23.04.2021 года между гр. ФИО3 и сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 711062745, пунктом 6 которого предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора, то есть до 23.10.2021 года включительно.

Со стороны гр. ФИО3 произведена оплата в размере 550 руб.

В ходе рассмотрения обращения гр. ФИО3, Тульским УФАС России сделан запрос  в ПАО «Россети Центр и Приволжье»о предоставлении документов и информации.

В ответ на запрос антимонопольного органа, ПАО «Россети Центр и Приволжье», в лице филиала «Тулэнерго» не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении им подпункта «Б» пункта 16, пункта 110 Правил № 861.

Должностное лицо Тульского УФАС России, рассмотрев 19.01.2022г. заявление                                      гр. ФИО3 от 19.11.2021г. (вх. 6757), материалы, представленные ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Тулэнерго» от 16.12.2021г. (вх. 7375), признала их достаточными для возбуждения в отношении ПАО ««Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Тулэнерго» административного дела №071/04/9.21-56/2022 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

18.02.2022 в отношении ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Тулэнерго» должностным лицом Тульского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении по делу №071/04/9.21-56/2022, в котором зафиксирован факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

31.03.2022 руководитель Управления, рассмотрев материалы административного дела в отношении ПАО «Россети Центр и Приволжье»в лице филиала «Тулэнерго», вынес постановление по делу №071/04/9.21-56/2022 о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 руб.

31.03.2022 Управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Тулэнерго» предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения: филиалу «Тулэнерго» необходимо выполнить мероприятия по технологическому присоединению по договору № 711062745 от 23.04.2021г., заключенному с гр. ФИО3

Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением ПАО «Россети Центр и Приволжье» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В частности заявитель указывает, что энергопринимающее устройство заявителя расположено на территории бывшего СНТ 5 имеет фактическое присоединение к сетям садового товарищества, однако потребление его было приостановлено в связи с наличием задолженности СНТ за электроэнергию. В настоящее время земельные участки СНТ №5 объединены в Товарищество собственников недвижимости садоводческое товарищество №5. ТСН СТ №5 имеет на своей территории электросетевые объекты, посредством которых осуществляется электроснабжение энергопринимающих устройств членов объединения и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории этого объединения. Обращения заявителей с заявками на технологическое присоединение не связано с необходимостью технологического присоединения, а направлено на восстановление электроснабжения, ограничение которого произошло в связи с расторжением договора энергоснабжения между АО «ТНС энерго Тула» и СНТ №5 и отсутствием договора с ТСН СТ №5. Владельцы земельных участков на территории СНТ №5 обращались ранее с заявками на технологическое присоединение (например, в 2018 году) и им было отказано по вышеизложенным причинам.

Также общество указывает, что размер административного штрафа по данному делу является чрезмерным, явно несоразмерен последствиям допущенного нарушения, и должен быть снижен с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П.

Тульским УФАС России представлен отзыв, согласно которому административный орган просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо, в представленном отзыве, указало, что  между ним и филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор № 711062745/ЯРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложением технических условий к нему.

Счет им был оплачен 22.04.2021 года. т.е. договор 711062745/ЯРЭС считается заключенным с 22.04.2021.

Следовательно, в срок до 22.10.2021 филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» должен был выполнить необходимые мероприятия и осуществить технологическое присоединение.

Из сведений, представленных Федеральной Налоговой Службой РФ - СНТ №5 было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, иными словами было ликвидировано 30.12.2014. Ликвидацию юридического лица истец в иске подтверждает.

Согласно п. 2 ст. 64.2 ГК РФ Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Юридическое лицо «ТСН СТ №5» не имеет никакого отношения к объекту недвижимости, который принадлежит ФИО3, как и не является каким-либо приемником СНТ №5. Более того сам истец в иске указывает на отсутствие договоров с ТСН СТ №5.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

При квалификации административного правонарушения суд исходит из субъектного состава возникших правоотношений, существа правонарушения, объективной стороны состава правонарушения и характера применяемого законодательства.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в числе прочего, нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям.

Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса являются, в том числе и юридические лица.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21                    КоАП РФ).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).

Услугой по передаче электрической энергии согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Во исполнение указанного выше Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также Правила технологического присоединения электропринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).

В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Из абзаца 2 пункта 3 Правил № 861 следует, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими правилами.

пункте 7 Правил N 861 установлена следующая процедура технологического присоединения: а) подача заявки на технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

В силу пункта 8 (5) Правил № 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.

Из пункта 15 Правил следует, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В силу пункта 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

-условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

-счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

-технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

Пунктом 16 Правил N 861 определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.

Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности

Данное требование (срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению) имеет императивный характер, установлено государством именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные законодателем порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги.

При этом соблюдение сетевой организацией срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению не должно ставиться в зависимость от выполнения потребителем не предусмотренных Правилами № 861 мероприятий за пределами принадлежащего ему земельного участка.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 23.04.2021 года между гр. ФИО3 и сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 711062745, пунктом 6 которого предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения Договора, то есть до 23.10.2021 года включительно.

19.11.2021г. в Тульское УФАС России поступило заявление гр. ФИО3                 (вх. 6757) о нарушении филиалом «Тулэнерго» Правил № 861, в части нарушения сроков технологического присоединения объекта, принадлежащего ФИО3, расположенного по адресу: Тульская обл., Ясногорский р-н, г.Ясногорск, СНТ№5, уч. № 1А, земельный участок с кадастровым номером 71:23:010404:113.

На дату направления заявления гр. ФИО3 в антимонопольный орган между заявителем и сетевой организацией не достигнуто соглашение о продлении сроков технологического присоединения объекта заявителя,не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих объектов заявителя к электрическим сетям.

Таким образом, факт не выполнения сетевой организацией обязательств в согласованный сторонами в договоре срок, подтверждается материалами дела.

Таким образом, заявление гр. ФИО3,  как и непредставление ПАО «Россети Центр и Приволжье» документов, свидетельствуют о нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения.

Ссылка заявителя на то, что гр. ФИО3 имеет технологическое присоединение своего земельного участка через сети СНТ №5, соответственно, заявитель не обладал в силу п. 2 Правил правом обращения в сетевую организацию в связи с новым технологическим присоединением. Не указав в заявке на наличие присоединения, гр. ФИО3 злоупотребил правом, договор об осуществлении технологического присоединения № 711062745заключен последним в обход закона и является недействительным, не принимаются судом во внимание, поскольку заявителем не представлено доказательств того, что ФИО3 является членом СНТ №5 и был подключен к электрическим сетям через сети СНТ №5.

Кроме того, как следует из пояснений ФИО3 (письмо от 06.01.2022г.), данных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, договор энергоснабжения с АО «ТНС Энерго Тула» в отношении участка с кадастровым №71:23:010404:113 не заключался, лицевой счет отсутствует.

Таким образом, ПАО «Россети Центр и Приволжье» при отсутствии объективных и непреодолимых обстоятельств своевременно не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства в отношении земельного участка ФИО3 расположенного по адресу: Тульская обл., Ясногорский р-н, г.Ясногорск, СНТ№5, уч. № 1А, в соответствии с договором от 23.04.2021г. № 711062745 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Следовательно, установленные по делу фактические обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения по части 2 статьи 9.21                    КоАП РФ.

Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, обществом ни на рассмотрение дела административным органом, ни при  рассмотрении дела в суде не представлено.

Факт совершения вменяемого правонарушения подтверждается                    протоколом об административном правонарушении от 18.02.2022г. по делу № 071/04/9.21-56/2022, постановлением о назначении административного наказания  от 31.03.2022 по делу № 071/04/9.21-56/2022, другими материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса.

Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении  административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.

Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя в совершении выявленного правонарушения отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений процедуры привлечения общества к ответственности, гарантий защиты его прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, которые могли бы служить основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. Тульское УФАС России вынесло постановление в пределах предоставленных ей полномочий и сроков давности привлечения к административной ответственности.

Права заявителя, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, соблюдены. Общество надлежащим образом было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исчерпывающий перечень отягчающие административную ответственность обстоятельств приведен в части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

При этом частью 2 указанной статьи установлено, что обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

В постановлении Управление ссылается на неоднократное привлечение Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

Но в данном случае обстоятельство повторности предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем повторное совершение такого же правонарушения в силу части 2 статьи 4.3 КоАП РФ не может рассматриваться в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства.

При назначении максимальной санкции административный орган не сослался на наличие иных обстоятельств, отягчающих ответственность. Таких обстоятельств не установлено и судом.

Задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ).

Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил.

С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

В целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, предусматривающей возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1 КоАП РФ была дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу положения части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ  при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Применение административного штрафа, минимальные размеры которого составляют значительную сумму, должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Размеры штрафов должны обеспечивать справедливое и соразмерное наказание. Применение штрафа в значительном размере может привести к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства.

Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенного ПАО «Россети Центр и Приволжье», принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд считает, что наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности, в связи с чем считает возможным снизить размер административного штрафа до 900 000 руб.

В остальной части указанное постановление следует оставить без изменения.

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

В развитие названной нормы частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из анализа статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.

В данном случае оспариваемое представление вынесено по результатам рассмотрения дела о привлечении ПАО «Россети Центр и Приволжье» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку судом оспариваемое постановление признано обоснованным, также правомерно вынесено в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ и оспариваемое представление.

Доказательства нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым представлением материалы не содержат и заявителем не представлено.

Учитывая изложенное, заявленные требования  о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 31.03.2022  удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 31.03.2022 по делу № 071/04/9.21-56/2022 о назначении публичному акционерному обществу «Россети Центр и Приволжье» административного наказания по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначения административного наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 900 000 руб.

В удовлетворении требования публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 31.03.2022 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                                                    О.М. Заботнова