ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А68-7326/07 от 19.11.2007 АС Тульской области


Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тула

«26» ноября 2007г. Дело № А68-7326/07-11/АП

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2007 года.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

Председательствующего судьи Драчена А.В.,

судей Пестрецовой Н.М., Рыжиковой Н.А.

при ведении протокола секретарем Пименовой О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций»

к Тульской городской Думе

3-и лица: Администрация МО г.Тула, ИП Прокофьев Константин Анатольевич

о признании недействующим Генерального плана города Тулы, утвержденного решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. №32/676 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования г.Тула» его приложений №1 «Основной чертеж» и №2 «Схема транспортной инфраструктуры» в части, предусматривающей перенос автовокзала расположенного по адресу г.Тула, пр.Ленина, д.94 в район Новокалужского шоссе г.Тулы

при участии в заседании:

от заявителя – представитель Алпатов Р.А. – по доверенности от 10.01.2007 г.

от Тульской городской Думы – представитель Шубина Л.В. – по доверенности от 19.07.2007 г.

от Администрации г.Тулы – представители Сергеева Я.В. – по доверенности от 24.01.2007 г., Прозоров С.Ю. – по доверенности от 26.10.2007 г.

ИП Прокофьев К.А. – не явился, извещен, телеграмма №1255.

установил:   ОАО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» обратилось с заявлением о признании недействующим Генерального плана города Тулы, утвержденного решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. №32/676 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования г.Тула» его приложений №1 «Основной чертеж» и №2 «Схема транспортной инфраструктуры» в части, предусматривающей перенос автовокзала расположенного по адресу г.Тула, пр.Ленина, д.94 в район Новокалужского шоссе г.Тулы.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил предмет требований и просил признать недействующим Генеральный план города Тулы, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. №32/676 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования г.Тула» его приложения №1 «Основной чертеж» и №2 «Схема транспортной инфраструктуры» в части не отображения на картах (схемах) указанных приложений значка существующего Автовокзала по адресу г.Тула, пр.Ленина, д.94 и отображения на указанных картах (схемах) вместо существующего автовокзала общественно-деловой зоны, зоны делового, общественного и коммерческого назначения, а не зоны транспортной инфраструктуры.

В качестве оснований заявленных требований ОАО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» указало, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат ст.ст. 8, 9, 35 Конституции РФ, ст.ст. 23, 24, 35 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 5, 10 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ, ст.19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.79-5 Устава МО г.Тула, пунктам 3.5, 3.11 Решения Тульской городской Думы от 12.07.2006 г. №12/287 «Об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула».

В утвержденных приложениях №1 «Основной чертеж» и №2 «Схема транспортной инфраструктуры» к Генеральному плану г.Тулы отсутствует значок на месте расположения существующего автовокзала, не обозначены границы земельного участка, которые предоставлены в соответствии с Генпланом для строительства нового планируемого автовокзала.

На месте существующего автовокзала и планируемого автовокзала в указанных схемах обозначена общественно-деловая зона, тогда как в соответствии со ст.35 Градостроительного кодекса должна быть указана зона инженерной и транспортной инфраструктуры. Неотображение на схемах значка существующего автовокзала и отнесение территории автовокзала к общественно-деловой зоне повлечет невозможность нахождения там существующего автовокзала и его снос. То есть оспариваемое положение нарушает права заявителя как собственника объекта недвижимости.

Кроме того, в нарушение п.3.5, 3.11 Решения Тульской городской Думы от 12.07.2006 г. №12/287 «Об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула» заявителю не было направлено извещение о проведении публичных слушаний по вопросу принятия Генерального плана.

06.09.2007 г. письмом начальника Управления градостроительства и архитектуры №559717 было отказано в проведении реконструкции существующего автовокзала.

Ответчик и Администрация МО г.Тулы возражали против удовлетворения заявленных требований.

Порядок принятия генерального плана был полностью соблюден. Генеральный план обсуждался на публичных слушаниях 26.01.2007 г. Информационное сообщение о проведении открытых публичных слушаний было опубликовано в газете «Тула» от 28.12.2006 г. При этом, данный документ не является проектом планировки или проектом межевания конкретной территории, в связи с чем требования п.3.11 Решения Тульской городской Думы от 12.07.2006 г. №12/287 «Об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула» в данном случае не применяются.

В Генеральном плане отражены основные параметры развития города. В нем не отражаются конкретные объекты недвижимости, а содержатся положения о территориальном планировании и планируемые к строительству объекты. Право собственности заявителя на недвижимое имущество, равно как и на земельный участок, на котором оно находится, не нарушены, поскольку оспариваемое решение не содержит положений о переносе, реконструкции или сносе какого-либо конкретного объекта недвижимости. Земельный участок у заявителя не изымается. Оснований для его изъятия в соответствии с Земельным кодексом РФ не имеется.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

ОАО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» владеет на праве собственности нежилым зданием (автовокзал), лит.А с пристройкой лит.А1, общей площадью 1 385,20 кв.м., расположенным по адресу: г.Тула, проспект Ленина, д.94, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 71-АА №364085 от 06.10.2003 г. По этому же адресу расположены принадлежащие заявителю нежилые здания (мастерские) общей площадью 19,90 кв.м. лит.Б и 10,10 кв.м., лит.В, а также сооружение: асфальтовая площадка лит.VII, плиточное покрытие лит.VIII площадью 8 463 кв.м., что подтверждается свидетельствами 71-АА №364913, 71-АА №364914 от 28.11.2003 г., и 71 АБ №415618 от 31.08.2007 г.

Земельный участок площадью 10062 кв.м. с кадастровым номером 71:30:04 02 07:0047, расположенный по адресу: г.Тула, Советский район, проспект Ленина, 94, необходимый для эксплуатации здания автовокзала предоставлен ОАО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» на основании договора аренды от 14.06.2004 г. №04С0181.

Решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. №32/676 был утвержден Генеральный план муниципального образования города Тула в составе:

- основной чертеж (приложение № 1);

- схема транспортной инфраструктуры (приложение № 2);

- схема комплексной оценки территории (зоны с особыми условиями использования территории) (приложение № 3);

- схема электроснабжения (приложение № 4);

- схема теплоснабжения (приложение № 5);

- схема газоснабжения (приложение № 6);

- схема водоотведения (приложение № 7);

- Положение о территориальном планировании (приложение № 8).

Приложение №1 «Основной чертеж» содержит значек автовокзала на пересечении Новокалужского шоссе и проспекта Ленина. На месте расположения объекта недвижимости, принадлежащего заявителю (пересечение ул.9 Мая и проспекта Ленина) указана зона делового, общественного и коммерческого назначения.

Приложение №2 «Схема транспортной инфраструктуры» также содержит символ автовокзала на пересечении Новокалужского шоссе и проспекта Ленина. На месте расположения объекта недвижимости, принадлежащего заявителю (пересечение ул.9 Мая и проспекта Ленина) указана общественно-деловая зона.

Данное решение было опубликовано в газете «Тула» №25 от 28.06.2007 г.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В соответствии со ст.79-2 Устава г.Тулы Тульская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности Тульской городской Думы.

Исходя из ст.ст. 9, 23, 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения отвечает критериям нормативного правового акта, так как устанавливает общеобязательные нормы по территориальному планированию, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В соответствии с п.15 ст.24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Согласно п.1 ст.29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со ст.78 Закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Градостроительный кодекс РФ различает территориальное планирование (глава 3), градостроительное зонирование (глава4) и планировку территорий (глава 5).

Генеральный план поселения относится к документам территориального планирования муниципального образования (ст.18 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения содержит карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

1) объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;

2) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.

На картах (схемах) должны быть отображены границы земель, территорий и зон, указанных в ч.6 ст.23 Градостроительного кодекса РФ.

Из смысла ст.23 Градостроительного кодекса РФ следует, что генеральный план составляется без отображения конкретных существующих объектов недвижимости, а должен содержать некоторые планируемые объекты капитального строительство и функциональные зоны с их границами, то есть определяет основные параметры развития города.

Неотображение на схемах Генерального плана г.Тулы существующего здания автовокзала по адресу: г.Тула, пр.Ленина, 94 никоим образом не нарушает прав заявителя как собственника объектов недвижимости.

В соответствии с разделом 5.6 Положения о территориальном планировании (Приложение №8 к Генеральному плану г.Тулы) в Генеральном плане предусмотрено строительство нового автобусного вокзала и автобусных станций.

Генеральный план г.Тулы не предусматривает перенос здания существующего автовокзала, принадлежащего заявителю, как объекта недвижимости в район Новокалужского шоссе, равно как и снос данного здания.

При этом земельный участок для строительства нового автобусного вокзала должен будет выделяться в соответствии с нормами главы V Земельного кодекса РФ.

Отсутствие на схемах существующего объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, никоим образом не противоречит Градостроительному кодексу РФ и не нарушает его прав.

Установление конкретных границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов будет осуществляться в рамках планировки территорий. (ст.41 Градостроительного кодекса РФ) на основании утвержденного генерального плана поселения (ч.4 ст.45 Градостроительного кодекса РФ).

Утвержденный Генеральный план г.Тулы не предусматривает размещения на месте нахождения принадлежащих заявителю зданий объектов, размещение которых в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ может повлечь изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Расшифровка условных обозначений к оспариваемым схемам, на которую ссылается заявитель, вообще не предусматривает значка существующего автовокзала.

Не нарушает прав заявителя и не противоречит закону отображение в месте расположения существующего автовокзала общественно-деловой зоны.

Маркировка территории, в районе которой расположен существующий автовокзал (г.Тула, пр.Ленина, 94) как общественно-деловой зоны никоим образом не может означать прекращение прав заявителя на объекты недвижимости, а определяет дальнейшее развитие территории. При этом конкретная территория на местности не определена.

Отнесение территорий к тому или иному виду означает запланированное развитие данной территории и не затрагивает прав собственников расположенных на этой территории объектов недвижимости.

При этом, законодательством органу местного самоуправления не предоставляются полномочия по прекращению деятельности предприятий и организаций, связанной с эксплуатацией существующего объекта недвижимости в связи с утверждением генерального плана поселения.

Планирование же строительства нового здания автовокзала является правом органа местного самоуправления при утверждении генерального плана в целях определения дальнейшего развития города.

Довод заявителя о невозможности нахождения в общественно-деловой зоне принадлежащих ему объектов недвижимости несостоятелен и не основан на нормах законодательства.

В соответствии с ч.5 ст.35 Градостроительного кодекса РФ общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Из данных формулировок не следует, что в данной зоне невозможно нахождение такого объекта недвижимости, как здание автовокзала.

Более того, знак символ проектируемого автовокзала также обозначен на схемах в общественно-деловой зоне.

Следовательно, утвержденный Генеральный план муниципального образования г.Тула в оспариваемой части не препятствует реализации заявителем прав собственника недвижимого имущества, равно как и не создает препятствий в выкупе земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости.

Отказ органа местного самоуправления в проведении реконструкции здания автовокзала, сформулированный в письме от 06.09.2007 г. №559717 может быть оспорен заявителем в судебном порядке и не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Рассмотрев процедуру принятия оспариваемого заявителем нормативного акта суд не усматривает нарушений.

Порядок утверждения генерального плана поселения содержится в ст.24 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п.п. 9-10 указанной статьи проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании, предусмотренных частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Проект генерального плана г.Тулы был опубликован в газете «Тула» от 23.11.2006 г

Согласно п.п.11, 12 ст.24 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Часть 2 ст.28 Градостроительного кодекса РФ определяет, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с ч.4 ст.94-1 Устава г.Тулы порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением «О депутатских публичных слушаниях», утвержденным решением Тульской городской Думы, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

При проведении публичных слушаний по проекту генерального плана г.Тулы органами местного самоуправления не допущено нарушений ст.28 Градостроительного кодекса РФ, положения «Об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула», утвержденного решением Тульской городской Думы от 12.07.2006 г. №16/287 (далее – Положение).

Абзац 11 п. 3.5 и п. 3.11 указанного положения, на которые ссылается заявитель, не применяются при принятии генерального плана поселения.

Согласно абзаца 11 п. 3.5 Положения при внесении изменений в Правила землепользования и застройки, связанных с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, направляет извещения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию отдельного объекта капитального строительства, правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с указанным земельным участком, и правообладателям помещений в таком объекте, а также правообладателям объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий. Указанные извещения направляются в срок не позднее чем через 10 дней со дня принятия комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний решения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний. решения о проведении публичных слушаний;

Пункт 3.11 предусматривает, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Указанные нормы не применимы к случаям утверждения генерального плана поселения, являющегося документом территориального планирования муниципального образования (ст.18 Градостроительного кодекса РФ). Абзац 11 пункта 3.5 Положения касается случаев внесения изменений в документы градостроительного зонирования (глава 4 Градостроительного кодекса РФ), пункт 3.11 – к принятию документов планировки территорий (глава 5 Градостроительного кодекса РФ). Генеральный план поселения к указанным документам не относится.

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по обсуждению проекта Генерального плана муниципального образования город Тула 26.01.2007 г. было опубликовано в газете «Тула» 28.12.2006 г.

Итоговый документ (рекомендации) публичных слушаний «О проекте Генерального плана муниципального образования город Тула», проведенных 26.01.2007 г. был опубликован в газете «Тула» №5 от 08.02.2007 г.

Из данного документа следует, что проект Генерального плана муниципального образования город Тула одобрен без каких-либо рекомендаций в отношении планируемого размещения автовокзала.

Согласно ч.13 ст.24 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Порядок опубликования Генерального плана г.Тулы также нарушен не был.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав заявителя, как собственника объектов недвижимости и не противоречит ст.9 Конституции РФ, ст.1 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 209 ГК РФ, ст.ст. 23¸ 24, 28, 35 Градостроительного кодекса РФ, положению «Об организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании город Тула», утвержденному решением Тульской городской Думы от 12.07.2006 г. №16/287, и не нарушает прав заявителя ввиду его соответствия закону.

На основании п.1 ч.2 ст.195 АПК РФ данное положение признается судом соответствующим Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ.

Руководствуясьст.ст. 167-170, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ОАО «Тульское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» отказать.

Признать соответствующим Градостроительному кодексу РФ и Земельному кодексу РФ Генеральный план г.Тулы, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. №32/676 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Тула» с приложениями №1 «Основной чертеж» и №2 «Схема транспортной инфраструктуры» в части не отображения на схемах значка существующего Автовокзала по адресу: г.Тула, пр.Ленина, 94 и отображения по указанному адресу общественно-деловой зоны.

Решение вступает в законную силу немедленно.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.

Председательствующий Драчен А.В.

Судьи Пестрецова Н.М.

Рыжикова Н.А.