г. Кызыл | Дело № А69-1462/2018 |
21 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2021 года, полный текст решения изготовлен 21 апреля 2021года
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 23 мая 2019 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 22 августа 2019 года), оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2020 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от 23 мая 2019 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций и направляя дело на новое рассмотрение, исходил из того, что признавая недействительным заключенное между ответчиками соглашение на получение бюджетных средств в качестве субсидии на развитие птицеводства в Республике Тыва в рамках Программы N 633, суды исходили из несоответствия его получателя требованиям, определяемым Порядком N 222, нарушения требований статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при его заключении.
Вместе с тем с учетом положений названных норм права несоответствие заключенного соглашения может быть связано лишь с предоставлением бюджетных средств в качестве субсидии с нарушением требований об адресном и целевом характере.
Следовательно, при рассмотрении требований в предмет судебного исследования подлежали включению вопросы, связанные с установлением наличия нарушений норм бюджетного законодательства с учетом целей, для которых представлялась субсидия и заключалось соглашение.
Вывод судов о том, что субсидия должна предоставляться для возмещения расходов на развитие птицеводства вступает в противоречие с содержанием условий, определенных Порядком N 222.
В этой связи субсидии на приобретение птиц, кормов предоставляются как на возмещение, так и на обеспечение затрат получателя при представлении необходимых документов.
Удовлетворяя исковые требования в части применения последствий недействительности сделки, суды не учли, что заявленные прокурором требования о возврате денежных средств в сумме 31 708 690 рублей, полученных в качестве субсидий, не могут быть основаны на механизме применения последствий недействительности спорного договора.
Вопрос о необходимости возврата в бюджет денежных средств, полученных в качестве субсидии, регулируется бюджетным законодательством и разрешается с учетом порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), поскольку требует установления факта нецелевого использования денежных средств, их размер, основания использования конкретными исполнителями, объемы финансирования и так далее.
В силу пункта 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Определением суда от 08.12.2020 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд привлёк к участию в деле Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тывав качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Судом принято к рассмотрению заявление об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит признать сделку - Соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета ООО «Агрохолдинг «Заря», заключенное 01.06.2017 между Минсельхозпродом РТ и ООО «Агрохолдинг «Заря», недействительной (ничтожной), применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета ООО «Агрохолдинг «Заря», заключенное 01.06.2017 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и ООО «Агрохолдинг «Заря» путем:
- взыскания с ООО «Агрохолдинг «Заря» в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежных средства в размере 25 127 060 руб.,
- обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возвратить в Министерство финансов Республики Тыва денежные средства в размере 25 127 060 руб.;
признать сделку - Соглашение № 3-ПТ о предоставлении субсидии на
развитие птицеводства из республиканского бюджета Республики Тыва ООО
«Агрохолдинг «Заря», заключенное 31.08.2017 между Минсельхозпродом РТ и
ООО «Агрохолдинг «Заря», - недействительной (ничтожной), применить последствия недействительности ничтожной сделки - Соглашения № 3-ПТ о предоставлении субсидии на развитие птицеводства из республиканского бюджета Республики Тыва ООО «Агрохолдинг «Заря», заключенное 31.08.2017 между Минсельхозпродом РТ и ООО «Агрохолдинг «Заря» путем
- взыскания с ООО «Агрохолдинг «Заря» в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежных средства в размере 6 391 630 руб.,
- обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возвратить в Министерство финансов Республики Тыва денежные средства в размере 6 391 630 руб.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В судебное заседание не явился Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Тыва. Доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. От указанной стороны заявлений и ходатайств о возможности и невозможности рассмотрения дела без их участия не поступало.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела опубликована на общедоступном сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет", в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в нарушение положений Постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017г. №222 между Минсельхозпродом РТ и ООО «Агрохолдинг Заря» заключены соглашения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета. По мнению истца, ООО «Агрохолдинг «Заря» не соответствовало требованиям, предъявляемым к получателям субсидий. В нарушение положений антимонопольного законодательства, ответчики действуя согласовано, заключили антиконкурентное соглашение. ООО «Агрохолдинг «Заря» фактически не осуществляло деятельность по производству мяса птиц, куриных яиц, у ответчика отсутствовало необходимое поголовье птиц. Кроме того, согласно Постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017г. №222 субсидии предоставляются на возмещение понесенных затрат в связи с производством птицы, в данном случае при заключении оспариваемого соглашения затраты ООО «Агрохолдинг «Заря» фактически не были понесены.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва полностью поддержал исковое заявление прокурора Республики Тыва.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва исковые требования признал в полном объеме.
Представители ООО «Агрохолдинг «Заря» исковые требования не признали, указывают на то, что на момент заключения оспариваемого Соглашения ответчик отвечал, требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017г. №222, что подтверждается формой статистического наблюдения №3-фермер от 05.06.2017г. и договором аренды от 23.05.2017г., заключенным с ГУП РТ «Птицефабрика «Енисейская». Актом проверки Минсельхозпрода РТ от 08.06.2017г. установлено соответствие получателя субсидии критериям, установленным Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017г. №222. Выделенные в качестве субсидий денежные средства использованы по целевому назначению, что подтверждается представленными в материалы дела документами. По этим основаниям ответчик просит суд отказать в удовлетворении иска.
Представители Службы финансово - бюджетного надзора Республики Тыва и Министерства финансов Республики Тыва поддержали исковые требования и просят суд удовлетворить исковое заявление прокурора Республики Тыва. Как пояснил представитель Службы финансово - бюджетного надзора Республики Тыва, по результатам внеплановой проверки целевого использования выделенных субсидий установлено целевое использование бюджетных средств на сумму 26 928 360 рублей, нецелевое использование субсидий по соглашению от 01.06.2017г. составило 2 924 000 рублей, по соглашению от 31.08.2017г. сумма нецелевого использования составила 1 956 330 рублей, результативность, предусмотренная оспариваемыми соглашениями ООО «Агрохолдинг «Заря» не достигнута.
При рассмотрении дела судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва за (ОГРН <***>, ИНН <***>) 23.05.2017г.по адресу пгт. Каа-Хем, ул. Кирова д. 1А. Основной вид экономической деятельности - разведение сельскохозяйственной птицы, размер уставного фонда - 10000 руб.
23 мая 2017г. между и.о. директора ГУП РТ «Птицефабрика «Енисейская» и ООО «Агрохолдинг «Заря» заключен договор аренды имущества птицефабрики.
29 мая 2017г. Минсельхозпродом РТ вынесен приказ № 98/1-ОД о разрешении ООО «Агрохолдинг «Заря» провести реконструкцию и капитальный ремонт имущества ГУП РТ «Птицефабрика «Енисейская» с целью эффективного использования площади и увеличения объемов продукции с дальнейшим зачетом ООО «Агрохолдинг «Заря» общей суммы арендной платы за неотделимые улучшения и предъявления понесенных расходов к возмещению.
В соответствии с Законом Республики Тыва от 30.12.2016 № 245-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на субсидирование птицеводства в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30.10.2013 № 633, предусмотрено 32 856,8 тыс. руб.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.05.2017 № 222 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва.
31 мая 2017г. ООО «Агрохолдинг «Заря» направило в Минсельхозпрод РТ заявления о предоставлении субсидий №1 и №2 с приложением справки-расчета субсидии на возмещение затрат по приобретению молодок кур в количестве 50000 штук на сумму 9000,0 тыс. руб., договора от 29.05.2017 № 29/05-2017, заключенного с ООО «Птицефабрика «Усть-Абаканская» на приобретение кур-несушек на сумму 10000,0 тыс. руб., товарной накладной от 31.05.2017 № 7/2017-К, выданной ИП ФИО10 на сумму 6000,0 тыс. руб., справки-расчета на приобретение кормов с учетом доставки на сумму 10124,96 тыс. руб., договора от 29.05.2017 № 29/05, заключенного с ИП - Главой КФХ ФИО11 на сумму 4000,0 тыс. руб. на поставку кормового овса насыпью, товарной накладной от 29.05.2017 № 130 на сумму 4000,0 тыс. руб., подписанной ИП - Главой КФХ ФИО11-Х.Д. и ООО «Агрохолдинг «Заря».
Как следует из материалов дела, 01.06.2017 года между Минсельхозпродом РТ и ООО «Агрохолдинг «Заря» заключено Соглашение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва (далее – Соглашение №1).
В соответствии с п.1.1. Соглашения №1 предметом Соглашения является предоставление субсидий на приобретение инкубационных яиц, приобретение суточных цыплят, приобретение молодок кур- несушек, приобретение кормов.
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения №1, цель предоставления субсидий – оказание государственной поддержки на развитие сельскохозяйственного производства получателю субсидий.
Субсидии предоставляются при соблюдении Получателем субсидий следующих условий:
предоставление в Минсельхозпрод РТ квартальной, годовой бухгалтерской отчетности в сроки и по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
своевременное представление необходимого перечня документов для получения субсидий, указанных в пункте 1.1 Соглашения (пункт 2.2 Соглашения №1).
Платежными поручениями от 23.06.2017г. №347069, от 23.06.2017г. № 347070, от 28.07.2017г. №467546, Минсельхозпрод РТ перечислил ООО «Агрохолдинг «Заря» 25 127 060 руб.
31.08.2017г. между Минсельхозпродом РТ и ООО «Агрохолдинг «Заря» заключено Соглашение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва №3-ПТ (далее – Соглашение №3-пт).
В соответствии с п.1.1. Соглашения №3-пт предметом Соглашения является предоставление субсидий на развитие птицеводства.
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения №3-пт, цель предоставления субсидий – оказание государственной поддержки на развитие птицеводства.
Субсидии предоставляются при соблюдении Получателем субсидий следующих условий:
предоставление в Минсельхозпрод РТ квартальной, годовой бухгалтерской отчетности в сроки и по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
своевременное представление необходимого перечня документов для получения субсидий, указанных в пункте 1.1 Соглашения (пункт 2.2 Соглашения №3-пт).
Платежным поручением от 05.09.2017г. №588312 Минсельхозпрод РТ перечислил ООО «Агрохолдинг «Заря» 6 391 630 руб.
Полагая, что Соглашения №1 от 01.06.2017г. и №3-пт от 31.08.2017г. заключены с нарушением норм действующего законодательства, прокуратура обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании их недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд признаёт уточненное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания сделки недействительной, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
По смыслу указанной нормы способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями.
Прокуратура Российской Федерации в целях охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (статья 1 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1).
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 158 БК РФ определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом положение о безвозвратности субсидии, предусмотренное пунктом 1 статьи 78 БК РФ, не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Порядок предоставления государственной поддержки на развитие птицеводства в Республике Тыва утвержден Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.05.2017 № 222 (далее – Порядок №222) (опубликован на официальном портале Тува). Данный Порядок принят, в свою очередь, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, официально опубликован и вступил в силу с 30.05.2017г.
Согласно пункта 2 Порядка №222 (в редакции действовавшей в спорный период) субсидии предоставляются организациям агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям (главам крестьянских (фермерских) хозяйств), занимающимся разведением сельскохозяйственной птицы на мясо, племенной птицы и молодняка, производством куриных яиц, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - соответственно предприятия птицеводства, получатели субсидий).
Согласно пункта 3 Порядка №222 субсидии предоставляются предприятиям птицеводства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством мяса птицы, куриных яиц, реализацией мяса птицы или яиц, затрат на приобретение инкубационных яиц, суточных цыплят и молодок кур-несушек, кормов с учетом доставки, а также на компенсацию части затрат на оплату потребленной электроэнергии.
Пунктом 6 Порядка №222 установлено, что субсидии предоставляются получателям субсидий при соблюдении ими следующих условий:
- осуществление производственной деятельности на территории Республики Тыва (на дату подачи заявления о предоставлении субсидии);
- государственная регистрация и (или) постановка на налоговый учет на территории Республики Тыва (на дату подачи заявления о предоставлении субсидии);
- представление отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- получатели субсидий не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, предусмотренные настоящим Порядком.
Критерии отбора получателей субсидий установлены пунктом 7 Порядка №222, в соответствии с которым субсидии предоставляются:
1) предприятиям птицеводства, занимающимся производством мяса птицы, куриных яиц, реализацией мяса птицы или яиц;
2) предприятиям птицеводства, имеющим свыше 5 тыс. голов птицы.
Согласно пункта 13 Порядка получатели субсидии представляют в Минсельхозпрод РТ следующие документы:
1) заявление в произвольной форме;
2) справку-расчет субсидии по форме, утвержденной приказом Минсельхозпрода РТ;
3) копии документов, подтверждающих приобретение и доставку кормов, приобретение инкубационных яиц, суточных цыплят (договор, счет-фактура), заверенные получателем субсидии.
Пунктом 20 Порядка №222 предусмотрено, что Минсельхозпрод РТ осуществляет:
прием и регистрацию документов, указанных в пунктах 13, 14, 16, 17 настоящего Порядка, в порядке очередности их поступления в журнале регистрации, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью Минсельхозпрода РТ;
проверку представленных документов на соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям и условиям получения субсидий, определенным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Согласно пункта 24 Порядка №222 после принятия решения о предоставлении субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня принятия такого решения между Минсельхозпродом РТ и получателем субсидий заключается соглашение.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий по форме, утверждаемой приказом Министерства финансов Республики Тыва, заключаемого между главным распорядителем и сельскохозяйственным товаропроизводителем (далее - соглашение).
После заключения соглашения Минсельхозпрод РТ оформляет заявки на финансирование расходов по государственной поддержке и представляет их в Министерство финансов Республики Тыва (пункт 25 Порядка №222).
По мнению истца, ООО «Агроходдинг «Заря» не соответствовало требованиям, предусмотренным пунктами 6 и 7 Порядка. На 1 июня 2017г. ООО «Агрохолдинг «Заря» не осуществляло производственную деятельность, а выполняло работы по ремонту здания птицефабрики, что исключает производственную деятельность предприятия. В подтверждение данного довода истец представил определение Арбитражного суда Республики Тыва от 27.11.2017г. по делу №А69-1445/2015 о включении требований ООО «Агрохолдинг «Заря» в реестр требований кредиторов ГУП РТ «Птицефабрика «Енисейская» и приказ Минсельхозпрода РТ от 29 мая 2017г. № 98/1-ОД о разрешении ООО «Агрохолдинг «Заря» провести реконструкцию и капитальный ремонт имущества ГУП РТ «Птицефабрика «Енисейская» с целью эффективного использования площади и увеличения объемов продукции с дальнейшим зачетом ООО «Агрохолдинг «Заря» общей суммы арендной платы за неотделимые улучшения и предъявления понесенных расходов к возмещению.
Рассмотрев указанные доводы, суд не принимает их во внимание по следующим основаниям.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Общество с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва за (ОГРН <***>, ИНН <***>) 23.05.2017г.по адресу: Республика Тыва Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Кирова д. 1А. Основной вид экономической деятельности на 23.05.2017г. - разведение сельскохозяйственной птицы.
Факт осуществления деятельности на территории Республики Тыва подтверждается договором аренды имущества птицефабрики от 23 мая 2017г., заключенным между и.о. директора ГУП РТ «Птицефабрика «Енисейская» и ООО «Агрохолдинг «Заря».
При этом, суд отмечает, что производственная деятельность предприятия может осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими лицами и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных (в образовании, здравоохранении, культуре, науке и др.), включая оказание различных услуг во всех сферах, что определено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), утвержденном постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17.
Исходя из системного толкования указанных норм усматривается, что производственная деятельность организации складывается из производственных процессов, которые состоят из хозяйственных операций: снабженческо-заготовительной, непосредственно производственной, финансово-сбытовой и организационной деятельности. Для реализации все совокупности производственных процессов и осуществления производственной деятельности на предприятии формируется производственная система, состоящая из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, под которыми обычно понимают различные ресурсы, необходимые для производства, и результат производства. Продукт как цель создания и действия производственной системы выступает в процессе изготовления в разных видах относительно своего исходного материала и готовности. Производство продукта есть определенная технология, в соответствии с которой завершается трансформация затрат в продукцию.
Таким образом, осуществление работ по реконструкции и капитальному ремонту здания птицефабрики является частью производственного процесса осуществления деятельности по производству мяса птицы, куриных яиц и их реализации.
Как следует из пункта 7 Порядка №222 субсидии предоставляются:
Как следует из материалов дела, в качестве доказательств соответствия ООО «Агрохолдинг «Заря» вышеуказанным критериям, ООО «Агрохолдинг «Заря» представило:
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, где основной вид экономической деятельности на 23.05.2017г. - разведение сельскохозяйственной птицы;
- форму статистического наблюдения №3-фермер от 05.06.2017г.,
- договор от 25 мая 2017г. о безвозмездной передаче 5500 штук цыплят бройлерных, заключенный ФИО12 и ФИО9;
- договор от 25 мая 2017г. о безвозмездной передаче 5500 штук цыплят бройлерных, заключенный Оюн ФИО9 и ООО «Агрохолдинг «Заря» в лице ФИО9;
- акт проверки Минсельхозпрода РТ от 08.06.2017г., которым установлено у ООО «Агрохолдинг «Заря» наличие 5250 голов птицы,
- акт Минсельхозпрода РТ от 17.06.2017г. о наличии поголовья птиц.
Факт наличия у ООО «Агрохолдинг «Заря» необходимого поголовья птиц свыше 5000 голов подтверждается также постановлением о прекращении уголовного дела и уголовного преследования от 12.08.2019г., возбужденного в отношении министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва ФИО13 Как установлено предварительным следствием, наличие свыше 5000 голов птицы в виде цыплят подтверждено показаниями свидетелей ФИО3, ФИО11Х-Д., начальником отдела табунного коневодства, мараловодства и птицеводства ФИО14, первым заместителем председателя Правительства Республики Тыва ФИО15, заместителем председателя Правительства Республики Тыва ФИО16 а также протоколом осмотра места происшествия по адресу: <...>.
Согласно пункту 21 Порядка №222 основанием для отказа в предоставлении субсидии является:
1) несоответствие получателя субсидий критериям и условиям, определенным пунктами 6 и 7 настоящего Порядка;
2) представление сельскохозяйственным товаропроизводителем документов, предусмотренных настоящим Порядком, не в полном объеме, за исключением документов, которые получатель субсидий вправе не представлять;
3) представление получателем субсидий документов, содержащих недостоверные сведения.
Как установлено судом, ООО «Агрохолдинг «Заря» соответствовало критериям, предусмотренным пунктами 5 и 7 Порядка. Предприятие было зарегистрировано по адресу: Республика Тыва Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Кирова д. 1А, осуществляло производственную деятельность на территории республики, основным видом экономической деятельности предприятия является разведение сельскохозяйственной птицы, имело поголовье птицы свыше 5000 голов. Доказательств неполного представления документов или представления недостоверных документов для получения субсидии в материалы дела истцом не представлено.
Следовательно, у Минсельхозпрода РТ отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии и заключения оспариваемых соглашений.
Доводы истца о том, что согласно Постановления Правительства Республики Тыва от 19 мая 2017г. №222 субсидии предоставляются на возмещение понесенных затрат в связи с производством птицы, в данном случае при заключении оспариваемого соглашения затраты ООО «Агрохолдинг «Заря» фактически не были понесены, не принимаются судом во внимание.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2020г. установлено, что вывод судов о том, что субсидия должна предоставляться для возмещения расходов на развитие птицеводства вступает в противоречие с содержанием условий, определенных Порядком N 222.
В этой связи субсидии на приобретение птиц, кормов предоставляются как на возмещение, так и на обеспечение затрат получателя при представлении необходимых документов.
Доводы истца о нарушении оспариваемыми соглашениями положений антимонопольного законодательства также не нашли своего подтверждения.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23.11.2018 действия Минсельхозпрода РТ и ООО «Агрохолдинг «Заря» квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на предоставление обществу субсидии на развитие птицеводства из республиканского бюджета в преимущественном порядке посредством установленного антимонопольным органом осуществления ряда последовательных действий общества по созданию юридического лица, созданию производства мяса птицы, куриных яиц (путем заключения договоров аренды объектов недвижимости, договоров поставки кормов, кур-несушек) непосредственно перед получением субсидии, подачи заявления и заключения соглашения от 01.06.2017 сразу после опубликования Порядка N 222 и без проверки министерством фактического осуществления обществом деятельности по птицеводству и несения последним соответствующих затрат.
Не согласившись с решением антимонопольного органа ООО «Агрохолдинг «Заря» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 11 марта 2020 года по делу №А69-431/2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2020 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2020г., заявленное требование удовлетворено, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23.11.2018 признано незаконным.
Согласно пункта 2.2. оспариваемых Соглашений от 01.06.2017г. №1 и от 31.08.2017г. №3-пт субсидии предоставляются при соблюдении Получателем субсидий следующих условий:
предоставление в Минсельхозпрод РТ квартальной, годовой бухгалтерской отчетности в сроки и по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
своевременное представление необходимого перечня документов для получения субсидий, указанных в пункте 1.1 Соглашения (пункт 2.2 Соглашения №1).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, отчет за 2 квартал 2017г. представлен обществом 17.07.2017г., отчет за 3 квартал 2017г. представлен 16.10.2017г., отчет за 4 квартал 2017г. представлен 17.01.2018г., отчет за 1 квартал 2018г. представлен 17.04.2018г., отчет за 2 квартал 2018г. представлен 16.07.2017г., отчет за 3 квартал 2018г. 15.10.2018г., отчет за 4 квартал 2018г. представлен 15.01.2019г.
Согласно акта внеплановой выездной проверки использования ООО «Агрохолдинг «Заря» бюджетных средств, выделенных в качестве субсидий от 02.02.2021г. №26, Службой финансово- бюджетного надзора Республики Тыва установлено, что на развитие птицеводства по Соглашению №1 от 01.06.2017г. платежными поручениями от 23.06.2017г. №347069, от 23.06.2017г. № 347070, от 28.07.2017г. №467546, Минсельхозпрод РТ перечислил ООО «Агрохолдинг «Заря» 25 127 060 руб. На развитие птицеводства по Соглашению №3-пт от 31.08.2017г. платежным поручением от 05.09.2017г. №588312, Минсельхозпрод РТ перечислил ООО «Агрохолдинг «Заря» 6 391 630 руб. Проверкой установлено, что денежные средства в размере 2 924 000 рублей по Соглашению №1 от 01.06.2017г. и 1 856 330 рублей по Соглашению №3-пт от 31.08.2017г., израсходованы ООО «Агроходдинг «Заря» не по целевому назначению.
Сумма целевого использования средств субсидий, по данным проверки, составила 26 738 360 рублей.
Согласно акта внеплановой выездной проверки, проведенной Службой финансово-бюджетного надзора Республики Тыва, ООО «Агрохолдинг «Заря» из 5 показателей результативности использования субсидий на развитие птицеводства не достигнуты 3 плановых показателя, предусмотренные соглашением (объем валового производства яиц, птица на убой в живом весе, яйценоскость 1 курицы – несушки.
Вместе с тем, данное обстоятельство, при целевом использовании бюджетных средств на сумму более 26 млн. рублей, не является основанием для признания оспариваемых соглашений недействительными.
Суд обращает внимание, что Минсельхозпрод РТ в рамках предоставленных законом полномочий вправе обратиться в судебном порядке за взысканием денежных средств использованных не по целевому назначению.
По этим основаниям суд считает, что в удовлетворении искового заявления, следует отказать.
Относительно заявленного в судебных прениях истцом устного ходатайства о вынесении частного определения в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, суд первой инстанции пришел к выводу об оставлении данного ходатайства без рассмотрения, поскольку не нашел оснований для необходимости возобновления рассмотрения дела после судебных прений. Арбитражным процессуальным кодексом не предусмотрено заявление ходатайств на стадии прений.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 167-176 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении уточненного искового заявления прокурора Республики Тыва о признании сделки - Соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря», заключенного 01.06.2017 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» недействительной (ничтожной), применении последствий недействительности ничтожной сделки - Соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» путем:
-взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежных средства в размере 25 127 060 руб.;
- обязания Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возвратить в Министерство финансов Республики Тыва денежные средства в размере 25 127 060 руб.,
признать сделки - Соглашения № 3-ПТ о предоставлении субсидии на
развитие птицеводства из республиканского бюджета Республики Тыва обществу с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря», заключенного 31.08.2017 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и обществом с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» - недействительной (ничтожной), применении последствий недействительности ничтожной сделки - Соглашения № 3-ПТ о предоставлении субсидии на развитие птицеводства из республиканского бюджета Республики Тыва обществу с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» путем:
- взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Агрохолдинг «Заря» в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежных средства в размере 6 391 630 руб.
- обязания Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возвратить в Министерство финансов Республики Тыва денежные средства в размере 6 391 630 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) в срок, непозднее месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Хертек А. В.