Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл Дело № А69-1933/2023
20 сентября 2023 года
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Калбак А.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Кызыл-оол З.М., рассмотрев дело по заявлению Прокуратуры Республики Тыва (Прокуратура Республики Тыва: ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес нахождения: 668110, Республика Тыва, <...>)
о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- о возложении на администрацию сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обязанности разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федерльным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 первый заместитель прокурора Республики Тыва на основании удостоверения ТО № 166995 от 10.02.2022,
от ответчика – не явились,
установил:
Прокуратура Республики Тыва (далее – заявитель, Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; о возложении на администрацию сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обязанности разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федерльным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
До судебного заседания в Арбитражный суд Республики Тыва от заявителя поступило ходатайство №8-15-2023 от 20.09.2023 о приобщении к материалам дела информации прокуратуры Дзун-Хемчикского района от 19.09.2023 № Исуб-20930010-1556-23/-20930010, свидетельствующее о непринятии мер по устранению нарушений закона, указанных в заявлении прокуратуры республики.
Поступившие документы судом приобщены к материалам дела.
В судебное заседание заинтересованное лицо – администрация сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением № 66701284984463 от 03.07.2023 (сведения размещены на официальном сайте Картотеки арбитражных дел в сети Интернет). В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил: провести судебное заседание в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства настоящего спора.
Администрации сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва зарегистрирована в качестве юридического лица 29.11.2002 за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.06.2023.
Прокуратурой Дзун-Хемчикского района Республики Тыва проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности администрации установлены нарушения законодательства в части непринятия мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
07.04.2023 и.о. прокурора Дзун-Хемчикского района вынесено представление № Прдр-20930010-115-23/-20930010.
Признав бездействие администрации сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва не исполнена требования частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства., прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав доводы прокурора, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокурор участвует в судебном процессе самостоятельно в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокуратура Российской Федерации в целях охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (статья 1 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1).
В рассматриваемом случае, обращаясь с настоящим заявлением в суд, прокурор выступает в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Положения статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закона N 209-ФЗ) регулируют отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статьей 3 Закона N 209-ФЗ установлено следующее: для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ, деятельность акционерного общества "Российский экспортный центр" (далее - Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", его дочерних обществ, деятельность заказчиков, указанных в части 1 статьи 16.1 настоящего Федерального закона.
Программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг) (далее - программа развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) - комплекс мер по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, субъектам малого и среднего предпринимательства - участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее - участники программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых заказчиками, указанными в части 1 статьи 16.1 настоящего Федерального закона, при участии корпорации развития малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций).
Таким образом, Закон N 209-ФЗ предусматривает в рамках программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства оказание финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В целях реализации оказания такой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства создаются координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.
Статья 13 Закона N 209-ФЗ содержит следующие нормы по вопросу создания координационных или совещательных органов:
- координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций. Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети "Интернет".
Частью 1 статьи 11 Закона N 209-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления. Таким образом, образование координационных или совещательных органов в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства имеет целью создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и относится к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, для обеспечения надлежащего исполнения органами местного самоуправления требований Закона N 209-ФЗ одной из обязательных мер является образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети "Интернет" (часть 4 статьи 13 Федерального закона N 209-ФЗ).
Пунктом 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, что корреспондируется с указанными выше нормами Закона N 209-ФЗ.
Проведенной проверкой установлено, что обязанность по разработке правого акта, регламентирующего порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва не исполнена.
В порядке прокурорского реагирования прокуратурой Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в адрес и.о. председателя администрации направлено требование от 03.04.2023 № Исогр-20930010-792-23/-20930010.
Администрацией по результатам рассмотрения требования дан ответ (от 05.04.2023 исх. № 3) о том, что требование от 03.04.2023 № Исорг-20930010-792-23/-20930010 рассмотрено, на территории сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва отсутствует координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим прокуратурой Дзун-Хемчикского района Республики Тыва было установлено неправомерное бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок создания в соответствии частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в установленном порядке.
Такое бездействие нарушает гарантированные Законом N 209-ФЗ права субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание им поддержки со стороны органов местного самоуправления.
На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд находит, что материалами дела доказан факт неправомерного бездействия Администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах арбитражным судом на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокуратуры Республики Тыва удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес нахождения: 668110, Республика Тыва, <...>), выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Обязать администрацию сельского поселения сумона Хорум-Даг Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес нахождения: 668110, Республика Тыва, <...>) разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья А.А. Калбак