Арбитражный суд Республики Тыва
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-2069/2010-8
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 19 октября 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Санчат Э.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салчак С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва о признании недействительным предписания,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 11.01.2010г.,
от ответчика: Тыкыл-оол А-Ч.С. - представитель по доверенности от 01.10.2010г.,
установил:
Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла (далее – ДЗИО Мэрии г.Кызыла, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – административный орган, Территориальное управление) о признании недействительным предписания.
В судебном заседании представитель ДЗИО Мэрии г.Кызыла поддержал заявленные требования и пояснил, что на основании Устава г.Кызыла распоряжения мэра, решения Хурала представителей являются обязательными для нижестоящих инстанций, и Департамент является лишь исполнителем, поэтому ответчиком должна быть Мэрия г.Кызыла. Просит признать недействительным предписание от 16.08.2010 г. № 124 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва.
Представитель административного органа в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями и пояснил, что согласно Положению, утвержденному постановлением Мэра г.Кызыла от 05.11.2008 г. № 1645, Департамент является органом местного самоуправления, осуществляющим от имени муниципального образования полномочия собственника муниципального имущества, подчинен и подотчетен Мэру и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, и возврат неправомерно переданного автобуса должен быть произведен Департаментом земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, 10 августа 2009 года между Департаментом земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла и ЗАО «Автоцентр КрасГАЗ» заключен муниципальный контракт № 10, предметом которого является поставка городских автобусов ПАЗ-32054 для нужд муниципального образования городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (п.1.1 Контракта).
Согласно п.1.2 Контракта работа по указанному контракту выполнялась в соответствии с протокольным решением комиссии Мэрии г.Кызыла от 29 июля 2009 г. № 032-ОА/09.
Пунктом 3.1 Контракта установлена цена муниципального контракта в размере 5 130 144 рубля. В приложении Контракта определены наименование, объем, цена и сроки поставки товаров - городской автобус ПАЗ-32054 в количестве 6 штук, стоимостью 855 024 рублей, срок поставки до 10 сентября 2009 года.
09 ноября 2009 г. Постановлением Мэра г.Кызыла № 1998 вышеуказанное имущество принято в муниципальную казну городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
21 октября 2009 г. за № ЮА-8-3169/09-0 аппарат Правительства Республики Тыва направило оферту Мэру г.Кызыла о предоставлении автобуса ПАЗ на условиях договора безвозмездного пользования, находящегося в муниципальной собственности.
Мэр г.Кызыла постановлением от 06.11.2009 г. № 1981 одобрил и направил в Хурал представителей г.Кызыла проект решения «О даче согласия на передачу муниципального движимого имущества городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в безвозмездное пользование Государственному учреждению «Духовой оркестр Правительства Республики Тыва».
Хурал представителей г.Кызыла решением от 24.11.2009 г. № 164 дал согласие на передачу муниципального движимого имущества городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в безвозмездное пользование Государственному учреждению «Духовой оркестр Правительства Республики Тыва».
Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла издал распоряжение о закреплении имущества на праве безвозмездного пользования 03 декабря 2009 г. № 956 на основании постановления Мэра г.Кызыла от 06.11.2009 г. № 1981, решения Хурала представителей г.Кызыла от 24.11.2009 г. № 164.
На основании договора от 03.12.2009 г. № 10912282 ДЗИО Мэрии г.Кызыла передал автобус марки ПАЗ-32054 на праве безвозмездного пользования Государственному учреждению «Духовой оркестр Республики Тыва», что подтверждается актом приема-передачи того же числа.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в соответствии с полномочиями, предоставленными п.2 ст.284 Бюджетного кодекса РФ, п.5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278, п.5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 г. № 89н на основании акта проверки от 20 июля 2010 года № 243 проведенной в Департаменте земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла, вынес предписание от 16 августа № 124.
Согласно указанному предписанию по устранению выявленных правонарушений ДЗИО Мэрии г.Кызыла необходимо произвести возврат от ГУ «Духовой оркестр Правительства РТ» неправомерно переданного автобуса марки ПАЗ 32054, приобретенного за счет субсидии из федерального бюджета, для дальнейшей передачи в учреждение, обеспечивающее транспортное обслуживание населения муниципальных образований.
Не согласившись с предписанием ДЗИО Мэрии г.Кызыла обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта необходимо, чтобы он не соответствовал закону или иному нормативному правовому акту, нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственность субъекта Российской Федерации является государственной собственностью, от имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, которые определяют статус этих органов.
С учетом положений данной нормы права муниципальные образования через свои органы местного самоуправления могут являться участниками гражданских правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела (Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»), установлено судом и не оспаривается сторонами, Мэрия г. Кызыла относится к органам местного самоуправления г.Кызыла и является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г.Кызыла, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, а именно управление муниципальной собственностью города, решение вопросов создания, использования, аренды объектов муниципальной собственности.
Согласно Положения "О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" от 28.03.2006 N 145 Мэрия г.Кызыла принимает решения о приобретении имущества в муниципальную собственность в пределах средств, определенных местным бюджетом, сметами целевых бюджетных фондов, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством. А также принимает решения о передаче имущества в пользование, а также об отчуждении движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством и настоящим Положением (п.6 ч.2 ст.5 Положения).
Согласно статье 4 вышеуказанного положения Хурал представителей г.Кызыла определяет общий порядок управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Как следует из материалов дела, Мэрия г.Кызыла приняла постановление от 06.11.2009 г. № 1981 об одобрении и направлении в Хурал представителей г.Кызыла проекта решения «О даче согласия на передачу муниципального движимого имущества городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в безвозмездное пользование Государственному учреждению «Духовой оркестр Правительства Республики Тыва».
В свою очередь Хурал представителей г.Кызыла, как представительный орган городского самоуправления, решением от 24.11.2009 г. № 164 дает согласие на передачу муниципального движимого имущества городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в безвозмездное пользование Государственному учреждению «Духовой оркестр Правительства Республики Тыва».
В соответствии с пунктом 4.4 решения Хурала представителей г. Кызыла от 23 июня 2009 г. № 117 «Об утверждении положения о муниципальной казне городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (в ред. Решения Хурала представителей г. Кызыла от 14.09.2010 N 243) управление и распоряжение муниципальным имуществом, входящим в состав муниципальной казны, осуществляет мэр города Кызыла в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, решениями Хурала представителей города Кызыла.
Как следует из материалов дела Постановлением Мэра г.Кызыла от 09 ноября 2009 г. № 1998 движимое имущество (городской автобус ПАЗ-32054 в количестве 6 штук, стоимостью 855 024 рублей) принято в муниципальную казну городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно статье 54 Устава Департамент, как отраслевой орган управления городом, осуществляет исполнительную, распорядительную и контрольную деятельность.
Мэром г.Кызыла 05 ноября 2008г. утверждено Положение Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла, в соответствии с которым Департамент является исполнительным органом местного самоуправления г.Кызыла, осуществляющим функции по управлению муниципальной собственностью г.Кызыла, в том числе, к функциям Департамента отнесено заключение договоров безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности г.Кызыла.
Как следует из материалов дела Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла издал распоряжение о закреплении имущества на праве безвозмездного пользования 03 декабря 2009 г. № 956 на основании постановления Мэра г.Кызыла от 06.11.2009 г. № 1981, решения Хурала представителей г.Кызыла от 24.11.2009 г. № 164.
На основании договора от 03.12.2009 г. № 10912282 ДЗИО Мэрии г.Кызыла передал автобус марки ПАЗ-32054 на праве безвозмездного пользования Государственному учреждению «Духовой оркестр Республики Тыва», что подтверждается актом приема-передачи того же числа.
Согласно ст. 35 Устава Решения Хурала представителей г. Кызыла, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для органов местного самоуправления г. Кызыла, а также всех расположенных на территории г. Кызыла государственных органов и общественных организаций, предприятий, учреждений, независимо от подчиненности и форм собственности, должностных лиц и граждан.
Согласно ст. 52 Устава, постановления мэра г. Кызыла, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории г. Кызыла предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла самостоятельным субъектом во взаимоотношениях ссудополучателя (ГУ «Духовой оркестр Республики Тыва») и собственника – ссудодателя (Мэрии г.Кызыла) не является, выступая только в качестве лица, представляющего собственника имущества в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, перераспределение собственником имущества полномочий по распоряжению этим имуществом не затрагивает установленных с его участием гражданских правоотношений.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что действия Департамента по передаче автобуса носили исполнительный характер.
Кроме того, постановление Мэра и решение Хурала представителей г.Кызыла являются действующими, вынесены в рамках их полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", Положения "О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" от 28.03.2006 № 145.
Следовательно, предписание административного органа не может быть исполнено Департаментом, не являясь субъектом данных правоотношений.
В связи с этим суд признает несостоятельным довод Территориального управления о том, что возврат неправомерно переданного автобуса должен быть произведен Департаментом земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла, как органом местного самоуправления, осуществляющим от имени муниципального образования полномочия собственника муниципального имущества, подчинен и подотчетен Мэру и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Таким образом, суд, изучив материалы дела в совокупности с представленными в обоснование возражений на заявленные Департаментом требованиями, приходит к выводу, что оспариваемое предписание от 16 августа № 124 вынесено в нарушение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", Положения "О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" от 28.03.2006 № 145 что, в свою очередь, привело к ущемлению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Государственного учреждения Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г.Кызыла удовлетворить.
Признать недействительным предписание от 16 августа № 124 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его вынесения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Э.А. Санчат