ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2369/18 от 16.01.2019 АС Республики Тыва

      Арбитражный суд Республики Тыва

667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, 91. Тел. (39422) 2-11-96 (факс)

info@tyva.arbitr.ruhttp://www.tyva.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                            

                       Дело № А69-2369/2018

23 января 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2019 г. Полный текст решения изготовлен 23 января 2019 г.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Донгак Ш.О. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Монгуш О.Д.    

рассмотрев в судебном заседании  дело по иску Министерства экономики Республики Тыва к индивидуальному предпринимателю ФИО1 ИНН (<***>), ОГРН (<***>) о взыскании 15 000 000 рублей, третье лицо – Министерство финансов Республики Тыва

            при участии представителей сторон:

истца: ФИО2  по доверенности от 31.10.2018;

третьего лица – Минфина РТ: ФИО3 по доверенности от 28.05.2018;

третьего лица - Службы по финансово-бюджетному надзору РТ: ФИО4 по доверенности от 02.08.2018, ФИО5 по доверенности от 10.12.2018 № 36, ФИО6 по доверенности от 10.10.2018;

                                               У С Т А Н О В И Л:

          Министерство экономики Республики Тыва (далее - министерство, истец) обратилось в  арбитражный суд  с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о взыскании в бюджет Республики Тыва денежные средства, предоставленные в виде гранта в размере 15 000 000 рублей.

Определением суда от 14.11.2018 суд привлек к участию в деле Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

В судебном заседании представитель истца поддержал иск в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители третьих лиц поддержали доводы истца.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.09.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Тыва.

29.10.2015 между Министерством и ИП ФИО1 заключено соглашение № 23-грант-15  о предоставлении и целевом использовании средств гранта Главы – Председателя Правительства Республики Тыва с целью реализации бизнес-проекта «Создание мясоперерабатывающего комплекса в местечке «Белдир-Аксы» г. Чадан Дзун-Хемчикского кожууна».

В соответствии с пунктом 2.2 соглашения грант реализуется  в соответствии со сметой расходов на реализацию гранта, который не может быть изменен Грантодателем или Грантополучателем в одностороннем порядке.

Общая сумма гранта составляет 15 000 000 рублей ( п. 3.1 соглашения).

Согласно смете расходов на реализацию бизнес-проекта «Создание мясоперерабатывающего комплекса в местечке «Белдир-Аксы» г. Чадан Дзун-Хемчикского кожууна» необходимо было осуществить следующее:

За счет государственной поддержки:

 - оборудование для фасовки и стерилизации мясных консервов в стеклянных банках - 1 817 120 руб.

- оборудование для производства пельменей - 857 190 руб.

- оборудование убойного цеха КРС, МРС - 7 955 400 руб.

         - строительство мясоперерабатывающего комплекса, в т.ч. – 4 370 290 руб.

 За счет собственных средств ИП ооржак У.Д. в размере 2 250000 руб:

        - строительство септика;

       - электроснабжение и пожарная сигнализация;

       - система отопления и т.д.

         Таким образом, получатель гранта ИП ФИО1 согласно смете расходов должен был построить мясоперерабатывающий комплекс, закупить оборудование для его деятельности на общую сумму 17 250 000 рублей, из них 15 000 000 рублей - средства господдержки, 2 250 000 рублей - собственные средства.

Денежные средства перечислены министерством на счет предпринимателя в полном объеме платежным поручением от 29.10.2015 № 99457.

В соответствии с графиком реализации бизнес-проекта (приложение № 2), ИП ФИО1 должна была обеспечить выход на проектную мощность в октябре 2016 года. Однако, по состоянию на 17.08.2018 проектная мощность не обеспечена, поскольку закупленные за счет государственной поддержки оборудования (для убойного цеха КРС, МРС; для фасовки и стерилизации мясных консервов в стеклянных банках; для производства пельменей) остаются в неэффективном использовании.

В адрес предпринимателя министерством неоднократно направлялись  уведомления о выполнении условий соглашения.  В связи с неисполнением указанных уведомлений предпринимателю предложено в добровольном порядке вернуть средства гранта в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления.

Поскольку требование о возврате денежных средств предпринимателем не было исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

        Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, выслушав доводы истца и третьих лиц, суд считает иск  обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Предметом рассматриваемого иска является требование о взыскании бюджетного гранта, использованного с нарушением условий его предоставления.

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в частности, финансовую поддержку таких субъектов и организаций (часть 1).

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий (часть 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).

Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее - субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Из анализа вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для предоставления субсидий.

Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

        Постановлением Правительства Республики Тыва от 13.08.2014 № 398 утверждено Положение о предоставлении государственной поддержки на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Тыва (далее – Положение), согласно которому определены категории и критерии отбора претендентов на получение государственной поддержки в форме субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления государственной поддержки и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 В соответствии с п. 7.1 Положения Гранты Главы - Председателя Правительства Республики Тыва (далее - гранты) - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на финансирование расходов, связанных с реализацией бизнес-плана на создание и развитие бизнеса на территории Республики Тыва. Преимущественным правом при предоставлении гранта пользуются субъекты малого и среднего предпринимательства, занимающиеся производственной деятельностью в сельской местности.

Согласно п. 7.4 Положения критериями отбора для предоставления гранта являются:

- прирост поступлений в бюджеты всех уровней налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- обеспечение уровня оплаты труда работников не ниже среднего размера заработной платы на малых предприятиях, осуществляющих соответствующий вид экономической деятельности, и не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Тыва за последний отчетный квартал;

- создание дополнительных рабочих мест, в первую очередь, для безработных граждан, состоящих на учете в органах занятости, и социально незащищенных групп населения;

- уровень софинансирования со стороны заявителя.

           Порядок приема документов и принятия решения о предоставлении субсидии установлены в п. 9 Положения.

           Уполномоченный орган заключает с заявителем, признанным победителем конкурсного отбора на получение субсидии, Соглашение, предусматривающее условия, сроки предоставления субсидии, права, обязанности и ответственность сторон, а также условия и сроки представления отчетности.

Согласно соглашению № 23-грант-15  от 29.10.2015, заключенному сторонами,   грант в сумме 15 000 00 рублей предоставлен предпринимателю для реализации бизнес-проекта «Создание мясоперерабатывающего комплекса в местечке «Белдир-Аксы» г. Чадан Дзун-Хемчикского кожууна».

Согласно пункту 5.2 Соглашения Грантополучатель обязался:

не позднее двух рабочих дней со дня поступления на его счет гранта от Грантодателя уведомить Грантодателя о получении гранта;

обеспечить целевое использование средств гранта, определенное Соглашением, и в соответствии со сметой расходов (приложение № 1 к соглашению);

обеспечить реализацию проекта по утвержденному графику в соответствии приложением № 2 к соглашению;

обеспечить софинансирование реализации проекта за счет собственных средств в соответствии с приложением № 1 к соглашению;

осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 3 лет с момента получения гранта.

представлять Грантодатеяю отчетность по форме и в сроки, установленные Соглашением;

не изменять произвольно назначение статей сметы, утвержденной в приложении № 1 к Соглашению:

вести раздельный учет средств и имущества, полученных на основе Соглашения, от других средств и имущества, которыми он владеет и пользуется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации:

обеспечить доходную деятельность по проекту;

обеспечить реализацию работ, определенных сметой расходов в полном объеме и в установленные Соглашением сроки;

представлять отчеты в статистические и налоговые органы по месту регистрации в сроки, установленные действующим законодательством;

обеспечить условия для создания новых рабочих мест, в том числе для зарегистрированных безработных граждан, в количестве не менее 1.5 единиц;

установить заработную плату наемным работникам не ниже величины прожиточного минимума, установленного действующим законодательством;

обеспечить положительную динамику по налоговым выплатам и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

своевременно информировать Министерство о внесении изменений в учредительные документы, адреса, контактные телефоны и иные данные, относящиеся к исполнению обязательств по Соглашению;

возвратить средства гранта в республиканский бюджет (Министерству) в полном объеме в течение одного месяца в случае нецелевого и (или) неэффективного использования средств гранта до судебного взыскания данных средств;

незамедлительно информировать Грантодателя об обнаруженной Грантополучателем невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работ по проекту.

Пунктом 10.3 и 10.4 Положения 1 (действовавшего  с 13.08.2014 по 01.01.2018) предусмотрено, что в случае выявления факта нецелевого и (или) неэффективного использования субсидии, а также иных условий, установленных при ее предоставлении, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения нарушений направляет получателю письменное уведомление с требованием возврата в республиканский бюджет Республики Тыва суммы субсидии с указанием платежных реквизитов возврата, а также в течение 30 календарных дней с даты получения письменного уведомления получатель обязан осуществить возврат субсидии по платежным реквизитам, указанным в уведомлении, либо представить подтверждающие документы об отсутствии нарушений.

В случае отсутствия подтверждающих документов, а также отказа от добровольного возврата субсидии, средства подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (п. 10.5 Положения).

Таким образом, нормативными правовыми актами Республики Тыва закреплена договорная основа субсидирования, из этого следует, что заключение договора о предоставлении субсидий является одним из условий их предоставления. Следовательно, отношения, связанные с предоставлением субсидий в Республике Тыва, регулируются как нормами бюджетного законодательства, так и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Из материалов дела следует, что на средства гранта ИП ФИО1 приобрела оборудование на общую сумму 10 783 790 рублей подоговорам купли продажи № 2309-1 от 23.09.2015, № 2309-2 от 23.09.2015.

Однако, ИП ФИО1 по состоянию 17.08.2018 не реализовала указанный бизнес-проект, не выполнив следующие обязательства по Соглашению:

-не обеспечена реализация проекта по утвержденному графику в соответствии приложением № 2 к соглашению;

-не представлены отчеты об использовании средств гранта в соответствии с соглашением;

 - не обеспечена доходная деятельность по проекту с момента получения финансовой поддержки:

-не обеспечена реализация работ, определенных сметой расходов в полном объеме и в установленные Соглашением сроки;

 - не обеспечены условия для создания новых рабочих мест, в том числе для регистрированных без работных граждан, в количестве не менее 15 единиц;

- не обеспечена положительная динамика по налоговым и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

-не выполнены иные условия соглашения, как возврат средств гранта в республиканский бюджет (Министерству) в полном объеме в течение одного месяца в случае нецелевого и (или) неэффективного использования средств гранта до судебного взыскания данных средств, а также незамедлительного информирования Грантодателя об обнаруженной Грантополучателем невозможности получить ожидаемые результата: или о нецелесообразности продолжения работ по проекту.

            Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что истцом подтверждено нарушение ответчиком условий соглашения, не представлены подтверждающие документы о трудоустройстве безработных граждан, не представлены отчеты об использовании средств гранта по целевому назначению и эффективному использованию, возврат гранта в добровольном порядке не осуществлен.

            Таким образом, требование истца подлежит удовлетворению в полном объеме.

Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку ответчик не освобождена от уплаты государственной пошлины, с нее должна быть взыскана пошлина в доход федерального бюджета в сумме 98 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                               Р Е Ш И Л :

              Иск удовлетворить.

              Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата регистрации 15.09.2004, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <...>) в пользу Министерства экономики Республики Тыва (дата регистрации 02.03.2005, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <...>) бюджетные средства, предоставленные в виде гранта,  в размере 15 000 000 рублей.

Взыскать синдивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 98 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

     Судья                                                                                            Ш.О. Донгак