ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2634/20 от 04.03.2021 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-2634/2020

от 12 марта 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 12 марта 2021 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Чигжита Ш.С., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарём судебного заседания  Сарыг-оол Ш.О., рассмотрев в судебном заседании дело по ис­ковому заявлению Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" (667000, Республика Тыва, г.Кызыл, ул. Ленина, 18, ОГРН 1121719001250, дата присвоения 13.06.2012, ИНН 1701050869)

к обществу с ограниченной ответственностью «Спутник групп» (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, территория СНТ 7, д. 165, оф. 1, ОГРН: 1161719052220, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2016, ИНН: 1701058748)

о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

при участии в судебном заседании:

Кенден Ч.Р., представителя истца по доверенности от 11.01.2021,

Шаалы А.А., представителя ответчика по доверенности от 05.11.2020,

установил:

Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Спутник групп»  (далее - ответчик) о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту № 398 от 14.11.2019 в размере 58444 руб. 93 коп.

 Определением от 19.10.2020 исковое заявление принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощённого производства.

11.11.2020 от ответчика поступили отзыв на исковое заявление, ходатайство о переходе к рассмотрению по общим правилам искового производства, ходатайство об объединении дел № А69-2634/2020 и № А69-2635/2020 для их совместного рассмотрения.

В рамках дела № А69-2635/2020 Федеральным казенным учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" 16.10.2020 предъявлен такой же иск к обществу с ограниченной ответственностью «Спутник групп» о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту № 398 от 14.11.2019 в размере 58444 руб. 93 коп.

Определением от 17.11.2020 суд перешёл к рассмотрению дела № А69-2634/2020 по общим правилам искового производства.

Определением от 18.11.2020 дела № А69-2634/2020 и № А69-2635/2020 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения путём присоединения к делу № А69-2634/2020.

Таким образом, в рамках настоящего дела рассматривается иск Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва" к обществу с ограниченной ответственностью «Спутник групп» о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту № 398 от 14.11.2019 в размере 116889 руб. 86 коп.

В судебном заседании представитель истца сообщила, что исковые требования остаются без изменения.

В судебном заседании представитель ответчика поддержала отзыв и дополнения к отзыву, также просила уменьшить в два раза предъявленный штраф от 10% суммы контракта до 29222 руб.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Между Федеральным казенным учреждением «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Тыва» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Спутник групп» (Исполнитель) на основании протокола № 0812100000119000152 (ИКЗ: 191170105086917010100100680059609244)заключён государственный контракт от 14.11.2019 № 398, согласно предмету которого Исполнитель обязуется, на свой риск, собственными силами и средствами оказать услуги по комплексному обслуживанию зданий и сооружений МВД по Республике Тыва (далее «Услуги»), в соответствии с Техническим заданием Заказчика (приложение № 1 к Контракту) иными условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется создать Исполнителю необходимые условия для оказания Услуг, принять их и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.

Сроки оказания услуг с 01.01.2020 по 31.12.2020 (пункт 2.6 Контракта).

Цена контракта составляет 584449 руб. 30 коп. (пункт 4.1. Контракта).

Исполнитель не позднее 10 числа каждого месяца представляет Заказчику Акты сдачи-приемки Услуг в 2-х (двух) экземплярах с приложением к нему счет-фактуры. (пункт 2.2 Контракта).

Приемка оказанных услуг на соответствие их качеству производится Заказчиком  в течение 2 (двух) рабочих дней с момента предоставления Акта приема-сдачи оказанных услуг. Для проверки соответствия качества оказываемых Услуг, Заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также представителей Исполнителя (пункт 2.4 Контракта).

В случае если оказываемые Исполнителем Услуги выполнены некачественно, Заказчик отказывается от принятия таких Услуг. Акты приема-сдачи оказанных ненадлежащим образом Услуг Заказчиком не подписываются, и оплата за такие услуги, а именно услуги ненадлежащего качества Исполнителю производиться не будет. Если хотя бы один из видов работ, указанных в Приложении № 1 к Контракту не будет исполнен, то из стоимости оплаты Заказчик вправе вычесть стоимость оказания услуг по комплексной уборке за все помещение, где были оказаны услуги не надлежащего качества (пункт 2.5 Контракта).

Заказчик обязан принять оказанные Услуги по актам об оказании Услуг, которые будут являться неотъемлемой частью настоящего Контракта, в течение 2 (двух) рабочих дней с момента их предоставления. В случае мотивированного отказа Заказчика от подписания указанных актов, сторонами составляется акт недостатков, с указанием в нем дефектов и выявленных недостатков оказанных Услуг, и сроков их устранения (пункт 3.2.1 Контракта).

Заказчик вправе в любое рабочее время совместно с представителями Исполнителя осуществлять внезапные проверки оказанных услуг, а именно качество уборки в любых зданиях и помещениях МВР по Республике Тыва (указанных в техническом задании) (пункт 3.2.5 Контракта).

В случае, если по результатам внезапной проверки оказанных Услуг будет установлено, что качество оказанных услуг, а именно качество уборки зданий и помещений МВД по Республике Тыва не соответствует требованиям ГОСТ Р 51870-2014, техническому заданию, а также положениям настоящего Контракта, Сторонами составляется совместный Акт внезапной проверки, в котором отражается все обнаруженные недостатки. При этом акты приема-сдачи оказанных услуг Заказчиком не подписываются и оплата за такие услуги, а именно Услуги  ненадлежащего качества Исполнителю производиться не будет (пункт 3.2.7 Контракта).

Согласно пункту 6.2 Контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем размере: 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. руб.

Как следует из искового заявления, в период с апреля по июнь 2020 г. со стороны Исполнителя усматривалось неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, по каждому которых заказчиком составлялись акты, а именно:

акты от 14.04.2020, от 15.04.2020, от 16.04.2020, от 17.04.2020, от 20.04.2020, от 21.04.2020, от 22.04.2020, от 23.04.2020, от 24.04.2020, от 28.04.2020, от 29.04.2020, от 30.04.2020, от 06.05.2020, от 07.05.2020, от 08.05.2020, от 12.05.2020, от 13.05.2020, от 14.05.2020, от 15.05.2020, от 18.05.2020, от 19.05.2020, от 20.05.2020, от 21.05.2020, от 22.05.2020, от 25.05.2020, от 26.05.2020, от 27.05.2020, от 28.05.2020, от 29.05.2020 о том, что работы по уборке прилегающей территории административного здания МВД по Республике Тыва по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 18, не выполнялись. За период с 14.04.2020 по 29.05.2020 составлено 30 актов (хотя на самом деле 29) о неисполнении и ненадлежащем исполнении Исполнителем обязательств по Контракту;

акты от 01.06.2020, от 03.06.2020, от 04.06.2020, от 05.06.2020, от 08.06.2020, от 09.06.2020, от 10.06.2020 о том, что работы по уборке территории административного здания МВД по Республике Тыва по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 18, выполнялись частично;

акты от 11.06.2020, от 15.06.2020, от 16.06.2020, от 17.06.2020, от 18.06.2020, от 19.06.2020, от 22.06.2020, от 23.06.2020 о том, что работы по уборке территории административного здания МВД по Республике Тыва по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 18, не выполнялись (отсутствовал дворник). За период с 01.06.2020 по 23.06.2020 составлено 15 актов о неисполнении и ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств по контракту.

Все акты подписаны в одностороннем порядке со стороны заказчика.

Ввиду неоднократного неисполнения и ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по контракту заказчик направил исполнителю следующие претензии:

от 03.06.2020 № 15/998 с требованием об уплате штрафа в размере 58444 руб. 93 коп. за ненадлежащее исполнение условий контракта в период с 14.04.2020 по 29.05.2020 и намерении расторгнуть контракт в одностороннем порядке и инициировать включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков с приложением 13 актов от 13.05.2020 по 29.05.2020;

от 14.07.2020 № 15/1251 с требованием об уплате суммы штрафа в размере 58444 руб. 93 коп. за ненадлежащее исполнение условий контракта в период с 01.06.2020 по 23.06.2020 и намерении в случае неисполнения претензии в добровольном порядке обратиться в суд с иском с приложением 15 актов.

 В связи с ненадлежащим исполнением исполнителем своих обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 14.11.2019 № 398, решением от 19.06.2020 заказчик отказался от исполнения государственного контракта в одностороннем порядке. Согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте: https://zakupki.gov.ru/ контракт расторгнут 18.07.2020. Фактически оплачено заказчиком 199 886 руб. 19 коп.

Неисполнение претензионных требований явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании штрафа в размере 58444 руб. 93 коп. за ненадлежащее исполнение условий контракта в период с 14.04.2020 по 29.05.2020, а также взыскании штрафа в размере 58444 руб. 93 коп. за ненадлежащее исполнение условий контракта в период с 01.06.2020 по 23.06.2020, в итоге, размер штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту № 398 от 14.11.2019 составил всего 116889 руб. 86 коп.

Оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

По правилам статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Заключенный между сторонами государственный контракт от 14.11.2019 № 398 квалифицируется судом как договор возмездного оказания услуг, регулируемый нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, общими положениями о подряде (статьи 702 - 729) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

По договору подряда одна сторона подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).

Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 ГК РФ).

В соответствии со статьей 720 Гражданского кодекса Российской Федерации доказательством сдачи подрядчиком результата работ и приемки его заказчиком является акт или иной документ, удостоверяющий приемку выполненных работ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, исполнителем выставлены счета на оплату № 2 от 03.02.2020 за январь 2020 г. на 48704 руб. 10 коп., № 20 от 06.04.2020 за март 2020 г. на 48704 руб. 10 коп., № 29 от 10.07.2020 за апрель 2020 г. на 11997 руб. 29 коп., № 34 от 10.07.2020 за май 2020 г. на 20380 руб. 76 коп., № 41 от 10.07.2020 за июнь 2020 г. на 21395 руб. 84 коп., которые оплачены заказчиком всего на 199886 руб. 19 коп. Кроме того, к каждому из перечисленных счету имеются акты о приёмке выполненных услуг с идентичными со счетами номерами и датами, подписанные сторонами без замечаний.

В то же время, оплатив в полном объёме выставленные исполнителем счета, заказчик предъявил исполнителю претензию об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение условий контракта в период с 14.04.2020 по 19.06.2020 в размере 58444 руб. 93 коп. и, как следствие, вынес решение от 19.06.2020 о расторжении в одностороннем порядке государственного контракта от 14.11.2019 № 398, о чём внесена информация на сайт: https://zakupki.gov.ru/.

В дальнейшем, заказчик предъявил исполнителю претензию о ненадлежащем им исполнении в период с 01.06.2020 по 23.06.2020 обязательств по контракту от 14.11.2019 № 398 и уплате также штрафа в размере 58444 руб. 93 коп.

В итоге, общая сумма штрафа составила 116889 руб. 86 коп.

Оценив данные претензии, суд признаёт, что фактически нарушения условий контракта, вменённые заказчиком исполнителю необоснованны.

Все выставленные исполнителем счета оплачены заказчиком полностью, акты оказанных услуг подписаны сторонами без замечаний, в том числе за период с апреля по июнь 2020 г., вопреки условиям пункта 3.2.7 контракта, где предусмотрено, что  в случае, если качество оказанных услуг не соответствует требованиям ГОСТ Р 51870-2014, техническому заданию, а также положениям Контракта, сторонами составляется совместный акт внезапной проверки, в котором отражаются все обнаруженные недостатки. При этом акты приема-сдачи оказанных услуг заказчиком не подписываются, и оплата за услуги ненадлежащего качества исполнителю производиться не будет.

Акты о нарушениях за период с 14.04.2020 по 23.06.2020 составлены заказчиком в одностороннем порядке, каких-либо доказательств уведомления исполнителя о составлении актов по обнаружении нарушений истец в материалы дела не представил.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у заказчика оснований для начисления исполнителю штрафов по пункту 6.2 контракта.

Кроме этого, судом учитывается то, что по результатам рассмотрения заявления истца от 21.07.2020 о включении ответчика в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 14.11.2020 № 398 Тывинским УФАС России принято решение № 017/06/104-43/2020 от 31.07.2020 о невключении ответчика в указанный реестр. При этом антимонопольным органом сделан вывод об отсутствии у общества намерения уклониться от исполнения контракта, обществом в отношении объектов № 2 и 3 контракта свои обязательства исполняло в полном объёме.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва от 30.11.2020 по делу № А69-2286/2020, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021, истцу отказано в признании незаконным указанного решения Тывинского УФАС России.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении иска.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации определением от 19.10.2020 истец освобождён от уплаты государственной пошлины.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167, 168, 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва

РЕШИЛ:

В иске отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                                              Ш.С.Чигжит