ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-2831/19 от 13.10.2022 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)

http://www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

         Дело № А69-2831/2019

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2022 года. Полный текст решения изготовлен 20 октября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Маады Л.К-Б., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Кыргыс Д.Э., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (Весны, д.2, пом.71, г.Красноярск, Красноярский край, ИНН <***>, ОГРН <***>) к товариществу собственников жилья «Свороток» (улица Дружбы, д.1/3, подвал. пом. № 5, город Кызыл, Республика Тыва, ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 63 от 28 марта 2019 года за период с апреля по август 2019 года в сумме 215 690,69 рублей; пени в сумме 10 584,54 рублей; судебных расходов на услуги представителя в сумме 5 000 рублей; а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7 526 рублей,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 на основании доверенности от 28.01.2022 №7, диплома о ВЮО;

от ответчика – ФИО2 бывший председатель правления ТСЖ "Свороток",

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (далее – общество)  обратилось в Арбитражный суд с уточненным исковым заявлением, к товариществу собственников жилья «Свороток» (далее – ТСЖ, товарищество) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 63 от 28 марта 2019 года за период с апреля по август 2019 года в сумме 215 690,69 рублей; пени в сумме 19285,71 рублей; судебных расходов на услуги представителя в сумме 5 000 рублей; а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7 526 рублей.

Определением суда от 19.05.2021 по ходатайству представителя истца производства по делу было приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы по делу № А69-1009/2020 Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа.

Определением суда от 13.01.2022 дело возобновлено в связи с разрешением дела № А69-1009/2020.

 Определением суда от 06.09.2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» приняты обеспечительные меры в виде приостановления процесса ликвидации до разрешения вопроса по делу А69-2831/2019.

Определением суда от 05.10.2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» приняты обеспечительные меры в виде:

- запрета Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва вносить запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса товарищества собственников жилья «Свороток»;

- запрета Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва вносить запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации товарищества собственников жилья «Свороток» до фактического исполнения судебного акта, которым будет закончено рассмотрения дела А69-2831/2019 по существу.

До судебного заседания от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований от 10.10.2022.

Судом удовлетворено заявленное ходатайство истца в порядке ст. ст. 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца уточненное исковое заявление поддержал в полном объёме и просил взыскать с ответчика задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 63 от 28 марта 2019 года за период с апреля по август 2019 года в сумме 213 458,18 рублей; пени по 09.10.2022 в сумме 90 734,94 рублей; судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей; неустойку, начисленную на сумму задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с 10.10.2022  по день фактического погашения долга; а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7 526 рублей.

До судебного заседания от ответчика поступило заявление о замене стороны (процессуальном правопреемстве) от 12.10.2022 в связи с заключением 30.06 2022 договора цессии с муниципальным унитарным предприятие «Аварийно-ремонтная служба города Кызыла» и распоряжением Мэрии города Кызыла от 01.06.2022 № 282-р «О временном управлении и техническом обслуживании многоквартирных жилых домов».

Судом  на основании статей 62, 382, 389 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 48, 159, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении заявления ответчика о замене стороны (процессуальном правопреемстве) ТСЖ «Свороток» на муниципальное унитарное предприятие «Аварийно-ремонтная служба города Кызыла», по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что учредители (участники) юридического лица или орган, при принятии решения о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно сведениям с официального сайта Федеральной налоговой службы ТСЖ «Свороток» находится на стадии ликвидации, что подтверждается записью от 06.06.2022 в ЕГРЮЛ о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.

Как следует из материалов дела, договор уступки права требования долга заключен  30.06.2022, подписан председателем ТСЖ «Свороток» ФИО2 с одной стороны и директором МУП «АРС» ФИО3, с другой.

Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Пунктом 1 статьи 389 названного Кодекса предусмотрена письменная форма уступки требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме.

Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, на момент подписания договора уступки права требования (цессии) от 30.06.2022 у председателя ТСЖ «Свороток» ФИО2 отсутствовали полномочия на подписание данного договора, в связи с тем, что полномочия по управлению делами юридического лица с 06.06.2022 перешли к ликвидационной комиссии.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оформление договора цессии в период проведения процедуры ликвидации цедента, недопустимо, поскольку на основании пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия по управлению делами юридического лица после принятия решения о ликвидации переходят к ликвидационной комиссии в лице ликвидатора.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения ходатайства о правопреемстве, заявленного в рамках настоящего дела на основании договора цессии от 30.06.2022, не имеется.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражении от 12.10.2022, не согласился с исковыми требованиями в связи с тем, что: коммерческий учет твердых коммунальных отходов в отношении потребителей МКД ТСЖ «Свороток» должен осуществляться расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; за спорный период услуги по вывозу ТКО региональным оператором неоднократно не исполнялись, о чем составлены акты, кроме того подтверждающие «треки» из системы ГЛОНАСС вывоза ТКО ООО «СТ-ТБО» не представлены; задолженность за период с апреля по август 2019 года погашена в полном объеме, в связи с чем неустойка (пеня) начислена не обоснованно; соглашение о взыскании неустойки в письменной форме не заключено.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.

На территории Республики Тыва статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) присвоен обществу с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО»   (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 № 102-од).

Между обществом с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО»    (региональный оператор) и ТСЖ «Своторок» (исполнитель коммунальных услуг) в интересах собственников многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании в предприятии,  заключён договор № 63 от 28.02.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому региональный оператор обязался принимать ТКО в объёме и в месте, которые определены в договоре и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.

Согласно пункту 2 договора следует, что объём ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), определяются согласно приложению № 1 к договору.

Способ складирования ТКО – определяется с учетом имеющихся технологических возможностей многоквартирного дома, и может осуществляться следующим способом: в контейнеры объёмом 0,49; 0,75 м.куб.Складирование крупногабаритных отходов осуществляется: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках либо на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов (пункт 3 договора).

Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.04.2019.

В пункте 5 договора указано, что под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу оператора - на основании постановления Службы по тарифам от 25.07.2018 № 16 (приложение № 2). Информирование о едином тарифе на услугу регионального оператора путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте регионального оператора http://st-tbo.ru или любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, платежный документ) в течение 15 дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны признают размещение информации посредством публикации в СМИ и в сети Интернет на сайте регионального оператора надлежащим уведомлением.

Согласно пункту 6 договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Потребитель в многоквартирном доме оплачивает услуги по оказанию услуг по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО» расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (пункт 13 договора). Способ учета указан в приложении №1 к договору.

Приложением № 1 к договору способ накопления указан исходя из количества (по 2 шт. – по 0, 75) контейнеров, расположенных на контейнерных площадках 6 раз в неделю.

В соответствии с условиями пунктов 25 и 26 договора он действует с 01.04.2019 на период действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Тыва; считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.

Согласно пункту 27  все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон.

Как следует из материалов дела, 03.09.2019 между обществом с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО»   и ТСЖ «Свороток» заключено дополнительное соглашение, согласно пункту 2, которого приложение № 1 к договору изложено в новой редакции. Способ учета объема ТКО определен расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, определив количество и объем контейнеров и периодичность вывоза ТКО.

Дополнительным соглашением от 03.09.2019 стороны увеличили количество контейнеров   расположенных на контейнерных площадках МКД по ул. Крылова, д.1 А с 2 до 5.

Материалами дела подтверждается, что истцом оказаны услуги по вывозу ТКО: за апрель 2019 года по 2 многоквартирным домам с общим количеством контейнеров 4 шт. (объем контейнера 0,75 куб.м.) периодичность - 6 раз в неделю (воскресенье-выходной); в январе 2019 года вывоз ТКО осуществлялся 26 раз (4 конт. *0,75 куб.м.*26=78 куб.м.); в мае 2019 года, с 16.05.2019 - количество контейнеров 5 шт., за период с 01 по 15 мая 2019 года фактический вывоз осуществлялся 13 раз (конт. *0,75 куб.м.* 13= 39 куб.м.); за период с 16 по 31 мая 2019 года вывоз осуществлялся 14 раз (конт. *0,75 куб.м.* 14= 52,5 куб.м.), общий объем за май составляет: 39+52,5=91,5 куб.м.; в июне 2019 года фактический вывоз осуществлялся 25 раз (5 конт. *0,75 куб.м.*25=93,75 куб.м.); в июле 2019 года вывоз ТКО осуществлялся 26 раз (5 конт. *0,75 куб.м.*27= 101,25 куб.м.); за август 2019 года, вывоз ТКО осуществлялся 26 раз (5 конт. *0,75 куб.м.*27=101,25 куб.м.), всего за спорный период: 465,75 куб.м., о чем свидетельствуют акты оказанных услуг (счета-фактуры УПД) № 1607 от 30.04.2019; № 2106 от 31.05.2019; № 2588 от 30.06.2019; № 31.02 от 31.07.2019; № 3355 от 31.08.2019.

Данные акты направлены в адрес ответчика (доказательства направления имеются в материалах дела), ответчик уклоняется от приемки услуг и подписания указанных актов.

Как следует из представленного истцом расчета,  общая сумма оказанных услуг за период с апреля по август 2019 года составила 270 107,07 рублей, в том числе: апрель - 579,94 руб./куб.м. х 78 куб.м. = 45 235,32 рублей; май - 579,94 рубля х 91,5 куб.м. = 53 064,51 рублей; июнь - 579,94 рубля х 93,75 куб.м. = 54 369,38 рублей; июль -579,94 рубля х 101,25 куб.м. = 58 718,93рублей; август - 579,94 рубля х 101,25 куб.м. = 58 718,93рублей.

ТСЖ «Свороток» за спорный период произведена частичная оплата в сумме 56 648,89рублей по следующим месяцам:

-май 2019 в размере 1 895,50 рублей;

- июнь 2019 в размере 2 236,16 рублей;

- июль 2019 в размере 19 757,30 рублей;

- август 2019 в размере 16 530,56 рублей;

- сентябрь 2019 в размере 13 996,86 рублей;

- октябрь 2020 в размере 2232,51 рубля, в связи с чем, общая сумма задолженности ответчика с апреля по август 2019 года с учетом частичной оплаты составила213 458,18 рублей.

За нарушение срока оплаты оказанных услуг, в соответствии с п. 20 договора истцом начислена неустойка за период с 11.05.2019 по 09.10.2022 в размере 90 734,94 рублей.

Расчет суммы задолженности произведен по единому тарифу, утвержденному постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 №60, с учётом объёма вывезенных ТКО, определенного исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (п. 13 договора приложение №1 к договору).

Нормативы накопления ТКО на территории Республики Тыва установлены приказом Министерства строительства и ЖКХ от 25.01.2018 №14-од.

Претензия от 03.09.2019 № 900 о погашении долга, направленная  в адрес ответчика, не исполнена, что послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Закон об отходах предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).

Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).

В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.

В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил (расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).

При этом в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).

Согласно пунктам 21, 24 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, в случае если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее трех рабочих дней со дня начала его использования. По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

К отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации).

На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил № 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг.

Согласно пункту 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б" пункта 148(22) Правил № 354).

Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) названных Правил следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 148(7) Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

Материалами дела подтверждается, что на территории Республики Тыва в спорный период истец являлся региональным оператором.

Как установил суд, 18.03.2019 между ООО «СТ-ТБО» и ТСЖ «Свороток» заключен договор № 63 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расчет суммы задолженности произведен по единому тарифу, утвержденному постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 № 60 на 2019 год (579,94 руб./куб. м) с учётом объёма вывезенных ТКО, определенного исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (пункт 2 приложения № 1 к договору № 63 от 28.03.2019 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 03.09.2019, к договору № 63 от 28.03.2019). Порядок расчета суммы, подлежащей оплате по договору, согласован сторонами путем подписания договора.

Исполняя условия договора, истец оказал ответчику в период с января по июнь 2019 года услуги, с учетом уточнения от 29.07.2022, на общую сумму 270 107 руб. 07 коп: апрель - 579,94 руб./куб.м. (в силу Постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 №60, на 2019 г. утвержден единый тариф) х 78 куб.м. = 45 235,32 рублей; май - 579,94 рубля х 91,5 куб.м. = 53 064,51 рублей; июнь - 579,94 рубля х 93,75 куб.м. = 54 369,38 рублей; июль -579,94 рубля х 101,25 куб.м. = 58 718,93рублей; август - 579,94 рубля х 101,25 куб.м. = 58 718,93рублей.

Ответчиком произведена частичная оплата задолженности, учтенная при уточнении исковых требований (май 2019 в размере 1 895,50 рублей; июнь 2019 в размере 2 236,16 рублей; июль 2019 в размере 19 757,30 рублей; август 2019 в размере 16 530,56 рублей;  сентябрь 2019 в размере 13 996,86 рублей) в сумме 56 648,89рублей.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Довод ответчика о том, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов в отношении потребителей МКД ТСЖ «Свороток» должен осуществляться расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, со ссылкой на дело № А69-1009/2020 судом не принимается, в силу следующего.

В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных правил.

При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник отходов вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета, из указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления отходов, установленных в местах их накопления. Способ коммерческого учета исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерений (подпункт "б" пункта 5 Правил N 505), собственнику ТКО недоступен (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, пункт 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021).

Указание в пункте 8 Правил N 505 о том, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров, не означает невозможности применения указанного расчетного способа при отсутствии организации раздельного накопления ТКО.

Пункт 8 Правил N 505 лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при раздельном накоплении отходов и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.

На территории Республики Тыва действует постановление Правительства Республики Тыва от 27.06.2018 № 326 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Тыва», определяющее порядок раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического его выполнения потребителями.

В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).

Как следует из материалов дела, 03.09.2019 между обществом с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО»   и ТСЖ «Свороток» заключено дополнительное соглашение, согласно пункту 2, которого приложение № 1 к договору изложено в новой редакции. Способ учета объема ТКО определен расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, определив количество и объем контейнеров и периодичность вывоза ТКО.

Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, закрепленный в пункте 1 статьи 421 Гражданского кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда солержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса).

В силу статьи 431 Гражданского кодекса при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

Из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеизложенное согласуется с правовой позицией, обозначенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152.

Расчет истца проверен и признан судом верным, с ответчика следует взыскать за оказанные услуги в сумме 213 141,23 рублей.

Возражения ответчика, о том что за спорный период услуги по вывозу ТКО региональным оператором неоднократно не исполнялись, о чем составлены акты, кроме того подтверждающих «треков» из системы ГЛОНАСС вывоза ТКО ООО «СТ-ТБО» не представлены судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с разделом VI договора № 63 доказательством ненадлежащего выполнения ООО «СТ-ТБО» является надлежаще оформленный акт. Правила составления акта также оговорены в договоре № 63.

Судом установлено что, ответчиком в адрес ООО «СТ-ТБО» не направлены возражения на предоставленные акты выполненных работ.

В силу статей 65 и 9 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, исходит из доказанности материалами дела факта надлежащего исполнения истцом договорных обязательств, уклонения ответчика от оплаты стоимости оказанных услуг.

Довод ответчика ответчик о том, что требование, о взыскании неустойки ничтожны, недействительны, поскольку соглашение о взыскании неустойки в письменной форме не заключено, также судом отклонен по следующим основаниям.

Как установлено судом, между ООО «СТ-ТБО» и ТСЖ «Свороток» в интересах собственников многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании в предприятии,  заключён договор № 63 от 28.02.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 20 договора следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования,  от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Как следует из материалов дела и установлено судом, порядок расчета суммы,  подлежащей оплате по договору и уплаты неустойки, согласованы сторонами путем подписания договора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (раздел "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", ответ на вопрос № 3), при взыскании суммы неустоек в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.

Данный правовой подход соответствует правилам, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2022 N 1681 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и жилищных отношений», согласно которому начисление и взыскание неустойки за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 х., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.

Поскольку материалами дела подтверждается просрочка исполнения обязательства ответчиком по оплате оказанных услуг, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки в заявленном размере.

Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Поскольку задолженность не погашена, истец произвел расчет пени по ставке 7,5%,  действующей на дату рассмотрения дела судом.

Кроме того, в расчете неустойки, представленном истцом, учтены периоды моратория, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".

Проверив представленный в материалы дела расчет суммы неустойки за период просрочки исполнения обязательства, суд, признает его верным и не противоречащим условиям договора и правилам статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных  расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82, пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121, пунктов 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, обосновывает разумность расходов на оплату услуг представителя, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

Из материалов дела следует, что для представительства своих интересов общество с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (заказчик) заключило договор на оказание услуг от 10.09.2019  с ФИО4 (исполнитель).

Согласно п. 1.2. исполнитель обязуется оказать услуги в следующем объеме: подготовка и подача искового заявления о взыскании задолженности в Арбитражный суд Республики Тыва с  товарищества собственников жилья «Свороток».

За оказание услуг, указанных в п.1. договора, заказчик выплачивает исполнителю вознаграждение в размере 11 494 рублей, в том числе 5 000 рублей за подготовку и подачу искового заявления в арбитражный суд.

Актом от 16.09.2019 сдачи-приемки оказанных услуг по договору на оказание услуг от 10.09.2019, исполнителем были оказаны на 5 000 рублей, за подготовку и подачу искового заявления в Арбитражный суд Республики Тыва в отношении товарищества собственников жилья «Свороток».

Факт оказания услуг подтверждается договором на оказание услуг от 10.09.2019, актом от 16.09.2019 сдачи-приемки оказанных услуг по договору на оказание услуг от 10.09.2019, расходным кассовым ордером № 241 от 16.09.2019, подтверждающим оплату услуг.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на услуги представителя  в размере 5 000 рублей.

Ответчик не доказал обстоятельств, свидетельствующих о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, и отсутствии оснований для освобождения от ответственности.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации истец имеет право компенсировать понесенные им судебные расходы за счет ответчика.

На основании изложенного, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Обращаясь с исковым заявлением, истец  произвел уплату государственной пошлины в сумме 7 526 рублей, на основании платежного поручения № 466 от 17.09.2019

Учитывая, что исковые требования общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по уплаченной им государственной пошлине в размере 7 526 рублей.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Уточненное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» от 10.10.2022 к товариществу собственников жилья «Свороток» удовлетворить.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Свороток» (дата регистрации: 25.09.2013, адрес: улица Дружбы, д.1/3, подвал. пом. № 5, город Кызыл, Республика Тыва, ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» (дата регистрации: 19.04.2017,  ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: <...>) задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 63 от 28 марта 2019 года за период с апреля по август 2019 года в сумме 213 458,18 рублей; пени по 09.10.2022 в сумме 90 734,94 рублей; судебные расходы на услуги представителя в сумме 5 000 рублей; неустойку, начисленные на сумму задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации, за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с 10.10.2022  по день фактического погашения долга; а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 7 526 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.

Судья                                                                                                  Маады Л.К-Б.