Арбитражный суд Республики Тыва
667000 г. Кызыл, ул. Кочетова-91
тел. для справок: (394-22) 2-11-96(факс), а/я 19, e-mail: acrt@tuva.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-2833/2013
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2013 года. Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Хертек А.В., при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудио записи секретарем судебного заседания Куулар Ч.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление председателя Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» к Управлению Министерства юстиции по Республике Тыва и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва о признании записи в едином государственном реестре юридических лиц от 22.07.2013г. государственным регистрационным органом 2131700001970 о прекращении деятельности юридического лица - Тувинский республиканский общественный культурный фонд «Энерел» недействительной,
при участии:
от заявителя: не явился,
от налогового органа: ФИО1 – представителя по доверенности;
от органа государственной регистрации: ФИО2 – представителя по доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
Председатель Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства юстиции по Республике Тыва и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными действий по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений от 22.07.2013г. государственным регистрационным органом 2131700001970 о прекращении деятельности юридического лица - Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел».
В судебное заседание заявитель не явился, определение суда направленное по адресу, указанному в заявлении было возвращено с отметкой органа связи о том, что определение суда возвращено по истечении срока хранения, адресат по извещению не является. В соответствии со ст. 123 и ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо считается надлежащим образом извещенным.
Как следует из материалов дела, заявитель сослался на ст.ст. 8, 9, 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 ст.ст. 197 - 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и указал, что признание заявителя фактически недействующим и исключение его из ЕГРЮЛ является незаконным, т.к. данные факты не соответствуют действительности. В частности, заявитель указал, что Тувинский республиканский общественный фонд «Энерел» создан в 03.05.2013г.
С момента регистрации и по настоящее время Тувинский республиканский общественный фонд «Энерел» осуществлял деятельность в соответствии с уставом. Так, в течение 2012 и 2013 года заявитель организовал проведение лекций по буддийской философии, принимал участие в проведении выставки «Традиционная культура и быт тувинцев», Нового Года – «Шагаа» по лунному календарю, принимал участие в издании книг и т.д.
25 июля 2013 года заявителем получено информационное письмо о принятом решении об исключении Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций в связи с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Движение по расчетным счетам отсутствовало, поскольку расчеты производились наличными денежными средствами. Таким образом, заявитель считает, что поскольку Тувинский республиканский общественный фонд «Энерел» является действующей организацией и признаки недействующего юридического лица отсутствуют, следовательно, прекращение его правоспособности в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители ответчиков требования заявителя признали, пояснив, что действительно юридически лицом деятельность осуществляется.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, суд установил.
Тувинский республиканский общественный культурный фонд «Энерел» зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением ФНС России по Республике Тыва 03.05.2006г. за основным государственным регистрационным номером 1061700000636, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации выданным Управлением Министерства юстиции по республике Тыва от 19 июля 2007года.
Как следует из материалов дела, на основании справки №814-С от 14 марта 2013 года об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам организации и справки №814 –О от 14.03.2013 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва принято решение от 29.03.2013г. о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Публикация сведений о принятом решении о предстоящем исключении состоялось в журнале «Вестник государственной регистрации» №13 от 03.04.2013г.
22 марта 2013 года Тувинским республиканским общественным культурным фондом «Энерел» в Управление министерства юстиции по Республике Тыва направлено уведомление о продолжении деятельности.
22 июля 2013 года Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва направило в Управление Министерства юстиции по Республике Тыва уведомление о внесении 22.07.2013г. в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» фактически прекратившего деятельность из единого государственного реестр юридических лиц.
Управлением Министерства юстиции по Республике Тыва 25 июля 2013 года председателю Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» направлено информационное письмо о принятом решении от 25 июля 2013 года об исключении Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
Не согласившись с действиями по исключению из единого государственного реестра юридических лиц, заявитель обратился с арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
В силу пункта 2 этой же статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Такое решение, как следует из пункта 3 указанной статьи должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как следует из материалов дела, налоговым органом решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц принято 29.03.2013.
Следовательно, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, Тувинский республиканский общественный фонд «Энерел» должен был не представлять налоговую отчетность и не осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету.
Представленными Управлением ФНС России по Республике Тыва в материалы дела справками № 814-О от 14.03.2013 и № 814-С от 14.03.2013 подтверждается, что Тувинский республиканский общественный культурный фонд «Энерел» не представлял налоговую и бухгалтерскую отчетность с даты постановки на учет и не осуществлял расчеты по банковским счетам.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ Тувинский республиканский общественный культурный фонд «Энерел» обладает признаками недействующего юридического лица, поскольку в течении установленного законодательством срока не представляет налоговую отчетность и отсутствуют сведения об открытых банковских счетах, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается заявителем.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
По материалам дела установлено, что Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № 3 от 29.03.2013 опубликовано 3.04.2013 в журнале «Вестник государственной регистрации» № 13 с указанием реквизитов Решения, а также порядка и срока направления заинтересованными лицами возражений.
При этом, в установленном порядке опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Таким образом, при исключении Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» из ЕГРЮЛ налоговым органом не нарушен предусмотренный ст. 21.1 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 порядок исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
В силу п. 4 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления заинтересованных лиц не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Однако, про результатам рассмотрения дела установлено, что исключение Фонда из ЕГРЮЛ является незаконным, в силу следующего.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается сторонами, Тувинский республиканский общественный культурный фонд «Энерел» на момент исключения из ЕГРЮЛ являлся действующим юридическим лицом, и соответственно, признание его юридическим лицом, фактически прекратившим свою деятельность, не соответствует обстоятельствам дела и свидетельствует о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.
При этом, фактическое осуществление Тувинским республиканским общественным культурным фондом «Энерел» уставной деятельности подтверждается представленными заявителем в материалы дела документами, свидетельствующими о проведении лекций по буддийской философии, участие в проведении выставки «Традиционная культура и быт тувинцев», Нового Года – «Шагаа» по лунному календарю, участие в издании книг и т.д.
Данные обстоятельства подтверждаются договором об оказании услуг, заключенным 04.03.2013г. с ФГБУ высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, квитанцией к приходному кассовому ордеру от 11 марта 2013 года, квитанцией об уплате налоговых санкций 03.04.2013г. за непредставление в налоговый орган документов отчетности за 2012 год.
Кроме того, в материалах дела имеется уведомление Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» о продолжении деятельности, полученное 22 марта 2013 года Управлением министерства юстиции по Республике Тыва.
Таким образом, по результатам судебного разбирательства установлена правомерность утверждения заявителя о фактическом осуществлении Тувинским республиканским общественным культурным фондом «Энерел» уставной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в п. 2.2 Постановления № 1-П от 23.01.2007, судья рассматривает и разрешает в судебном заседании конкретные дела на основе свободной оценки доказательств судьей по своему внутреннему убеждению и в условиях действия принципа состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ).
При этом, суд учитывает указание в п. 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 № 12-П о том, что когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства суд установил, что на момент исключения из ЕГРЮЛ, Фонд являлся фактически действующим юридическим лицом, в связи с чем действия налогового органа по исключению Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность, является незаконным, поскольку не соответствует критерию достоверности информации, содержащейся в государственной информационной системе.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 Единый государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, является федеральным информационным ресурсом.
П. 27 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438, установлено, что собственником государственного реестра является Российская Федерация. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Российской Федерации. Согласно п. 28 Правил государственный реестр находится в ведении Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает методические указания по организации получения сведений для включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов.
В силу ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Таким образом, внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Фонда и исключении его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекратившего деятельность на основании ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, противоречит перечисленным нормам в связи с недостоверностью сведений о фактической деятельности Фонда, нарушает права государства на достоверность и актуальность содержащейся в ЕГРЮЛ информации, а также влечет наступление негативных правовых последствий, связанных с реализацией юридическим лицом прав и обязанностей, вытекающих их гражданско-правовых и иных публичных (налоговых, таможенных, административных) правоотношений.
Кроме того, согласно ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ, при осуществлении своих полномочий в силу ст. 31 НК РФ наделены определенными правами и в силу ст. 32 НК РФ несут определенные обязанности. При этом, налоговые органы, а также их должностные лица обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Однако, налоговым органом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о своевременном информировании Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» о необходимости представления документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоговых деклараций.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление председателя Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел» удовлетворить.
Признать недействительными действия о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений от 22.07.2013г. государственным регистрационным номером 2131700001970 о прекращении деятельности юридического лица Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел».
Обязать Управление Министерства юстиции по Республике Тыва и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва устранить нарушение прав и законных интересов Тувинского республиканского общественного культурного фонда «Энерел».
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Судья А.В. Хертек