г. Кызыл | Дело № А69-28/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2019 года. Полный текст решения изготовлен 10 июня 2019 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Ондар Ч.Ч., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артык-оол М.А. рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» к ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства» об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства по государственному контракту № 67-16 от 13.07.2016г.: установить септик объемом 4 м3; скважина с насосом и бойлер на 40л. в доме,
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства» об обязании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства по государственному контракту № 67-16 от 13.07.2016г.: установить септик объемом 4 м3; скважина с насосом и бойлер на 40л. в доме.
Стороны в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В материалы дела от ответчика представлен отзыв на исковое заявление, где просит суд отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, 13 июля 2016 года между Государственным казенным учреждением Республики Тыва «Госстройзаказ», именуемое в дальнейшем «Покупатель» и Государственным бюджетным учреждением Республики Тыва «Управление капитального строительства», именуемое в дальнейшем «Продавец», на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0112200000816002881 от 01 июля 2016 года, положений Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации заключили настоящий государственный контракт на приобретение жилого помещения, именуемый в дальнейшем «контракт» № 67-16.
По настоящему контракту Продавец (ГБУ РТ «Управление капитального строительства») обязуется передать в государственную собственность жилые помещения экономического класса – квартиры площадью 33 квадратных метров в количестве 2 единицы по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, Кызылский кожуун, с. Сукпак, а Покупатель (ГКУ РТ «Госстройзаказ») обязуется принять квартиры и оплатить обусловленную контрактом цену.
Квартиры могут быть в наличии у Продавца в момент заключения контракта или поставлены путем приобретения на первичном рынке или же путем строительства в будущем своими силами или с привлечением третьих лиц с последующим оформлением права собственности до истечения сроков исполнения обязательств по контракту (п.1.1).
Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ или положениями настоящего Контракта и составляет 2 242 444 рублей (п. 2.1).
В соответствии с п. 6.1. контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с действующим законодательством.
На основании п.7.6. контракта изменения в настоящий контракт действительны лишь в том случае, если они оформлены в виде дополнительного соглашения, подписаны сторонами и сведения о них внесены в единый реестр контрактов в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ о закупках.
В настоящий контракт по письменному соглашению сторон могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с требованиями ст. 94,95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о закупках (п. 7.7).
Пунктом 9.1. контракта предусмотрено обязательство «Продавца» произвести передачу «Покупателю» объекта в срок до 25.12.2016г.
13.10.2016 между Государственным казенным учреждением Республики Тыва «Госстройзаказ» и Государственным бюджетным учреждением Республики Тыва «Управление капитального строительства» в соответствии с разделом 7 государственного контракта № 67-16 от 13.07.2016 на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключено дополнительное соглашение к государственному контракту о следующем:
в пункте 4 приложения №1 к государственному контракту от № 67-16 от 13.07.2016г. добавить абзац в следующей редакции:
«Предусмотрен септик объемом 4 м3, полностью исключает протечку сточных вод. Скважина с насосом (глубинка) и бойлер на 40 литров в доме. Расстояние от скважины до септика 20 метров. В кухне предусмотрен умывальник с подведенными трубами ПВХ до насоса в скважине и канализационными трубами диаметром 100 мм до септика».
Из материалов дела установлено, а также сторонами подтверждено в судебных заседаниях, что государственный контракт исполнен, подписаны акты приема-передачи помещений от 27.12.2016, перечислены денежные средства по платежным поручениям от 29.12.2016 № 674763 на сумму 1 569 711,02 рублей, от 19.10.2016 №369887 на сумму 672 733,30 рублей, на общую сумму 2 242 444 рублей.
Согласно данным, размещенным на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, контракт имеет статус "исполнение завершено". Оплата по контракту произведена в полном объеме.
Актом выездной проверки объекта «На приобретение 2 жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по государственному контракту № 67-16 от 13.07.2016 установлено, что на территории указанного жилого помещения не установлены скважина с насосом, бойлер на 40 литров в доме, в кухне умывальник с подведенными трубами ПВХ до насоса в скважине и канализационными трубами.
11.10.2018, 23.08.2018, 23.09.2018 истцом в адрес ответчика направлены требования о выполнении работ по дополнительному соглашению к государственному контракту.
Поскольку дополнительные работы, предусмотренные дополнительным соглашением не выполнены подрядчиком, требования оставлены без ответа, заказчик обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, оценив представленные доказательства, считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая во внимание условия контракта от 13 июля 2016г., сложившиеся на его основании отношения сторон суд квалифицирует оспариваемый договор как смешанный, содержащий элементы договора строительного подряда и элементы договора купли-продажи будущей недвижимой вещи, правоотношения сторон по смешанному договору регулируются положениями глав 30 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (части 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Из системного толкования положений статей 702, 711, 720, 740, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику, по результатам которой составляется акт о приемке выполненных работ с указанием их видов и стоимости по форме КС-2. Именно на подрядчика возложена обязанность по предъявлению выполненных работ заказчику для их приемки.
Нормы части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ относят предмет, срок исполнения обязательств, в том числе сроки выполнения работ по контракту, а также цену контракта к существенным условиям государственного (муниципального) контракта, определяемым по результатам размещения заказа.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Часть 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает основания, при наличии которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении.
В силу положений пунктов 4, 5, 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласно п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
При этом, первостепенное значение по смыслу вышеприведенных положений действующего гражданского законодательства, а также статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ для возникновения на стороне подрядчика обязанности по выполнению подрядчиком дополнительных работ является установление факта их согласования с заказчиком.
Предметом иска по настоящему делу является требование Заказчика обязать выполнение дополнительных работ, предусмотренных в рамках дополнительного соглашения к контракту от № 67-16 от 13.07.2016г.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что определение цены является существенным условием при увеличении предусмотренных контрактом объема дополнительных работ.
С учетом вышеизложенных требований законодательства и на основании представленных материалов дела, судом установлено, что стороны с учетом положений подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не согласовали стоимость дополнительных работ.
Условие о цене государственного контракта является существенным в силу прямого указания норм части 2 статьи 34, части 3 статьи 55, пункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пункта 1 статьи 432 ГК РФ.
Поскольку из содержания дополнительного соглашения взаимное волеизъявление сторон не выражает согласия по цене дополнительных работ, которая считается существенным применительно к их государственному контракту, суд пришел к выводу, что дополнительное соглашение не может быть признано заключенным.
Из содержания ст. 432 ГК РФ следует: если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, то он не считается заключенным и правила об основаниях недействительности сделок не применяются. Это обусловлено тем, что указанный договор не только не порождает последствий, на которые был направлен, но и является отсутствующим фактически, поскольку стороны не достигли какого-либо соглашения, а следовательно, не может породить такие последствия в будущем.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что дополнительное соглашение от 13.10.2016, заключенное между Государственным казенным учреждением Республики Тыва «Госстройзаказ» и Государственным бюджетным учреждением Республики Тыва «Управление капитального строительства» в части дополнительных работ является незаключенным, следовательно, не порождает правовых последствий.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца об обязании выполнить дополнительные работы, предусмотренные дополнительным соглашением, не обоснованы.
Руководствуясь статьями 167-176 и 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 667007, <...>) к Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Мира, д. 15А) отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) в срок, не позднее месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Ондар Ч.Ч.