Арбитражный суд Республики Тыва
Кочетова ул., д. 91, г. Кызыл, 667000, тел. (39422) 2-11-96 (факс)
http://www.tyva.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-4080/2017
Резолютивная часть решения объявлена «24» апреля 2018г. Полный текст решения изготовлен «27» апреля 2018г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Ондар Ч.Ч. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доктугу Д.Х., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства» к ГКУ Республики Тыва «Госсстройзаказ» о взыскании задолженности по государственному контракту № 64 от 12.09.2014г. в размере 6 322 921,84 рублей, пени в размере 738 728,04 рублей
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Управление капитального строительства» (далее ГБУ РТ «УКС», истец, подпядчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Госстройзаказ» (далее ГКУ РТ «Госсстройзаказ», ответчик, заказчик) о взыскании задолженности по государственному контракту № 64 от 12.09.2014г. в размере 6 322 921,84 рублей, неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств в размере 738 728,04 рублей, за период с 11.12.2016г. по 26.12.2017г. включительно.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В материалах дела имеется почтовое уведомление №66701218625486, направленное ответчику по адресу, указанному в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц: ул.Тувинских добровольцев, д. 1/1, г.Кызыл.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определившие права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения дела судом.
На основании ст. ст. 121 - 123, 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие сторон, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил.
Как следует из материалов дела, Государственное казенное учреждение Республики Тыва «Госстройзаказ» и Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Управление капитального строительства» заключили государственный контракт № 64 от 12.09.2014г. (далее – государственный контракт) на строительство жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1.1 государственного контракта истец (подрядчик) по заданию заказчика обязуется выполнить работы по «Строительству жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - работы) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием на выполнение работ (Приложение № 3 к Контракту), проектной документацией, утвержденной Заказчиком.
Подрядчик обязуется построить жилые дома и после завершения строительства и получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в срок, установленный настоящим Контрактом, передать Заказчику жилые помещения (далее квартиры), а Заказчик обязуется принять по акту приема передачи и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену (п.1.2).
Сроки выполнения работ составляют: с даты заключения контракта до 31 декабря 2014г.
Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение № 2 к контракту) отдельными этапами исполнения контракта (п.1.5).
Выполнение работ производится по адресу: Республика Тыва, городские и сельские поселения, в шаговой доступности от остановки общественного транспорта, детских садов, школ, продуктов магазинов (продуктовых ларьков или киосков) (п.1.6).
Цена контракта на выполнение работ составляет 443 110 698 (четыреста сорок три миллиона сто десять тысяч шестьсот девяносто восемь) рублей 64(шестьдесят четыре) копеек, в том числе НДС - 67 593 157 (шестьдесят семь миллионов пятьсот девяносто три тысячи сто пятьдесят семь) рублей 41 (сорок одна) копейка .
Авансирование государственным контрактом не предусматривается (п.5.2).
Оплата производится в следующем порядке (раздел 5):
-в течение 2014 г. 30% от цены контракта согласно представленным подрядчиком подтверждающих документов (унифицированных форм отчетности) актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), подписанных обеими Сторонами, включая устранение дефектов, выявленных при приемке работ:
-не позднее IV квартала 2015 г. 60% от цены контракта согласно представленным подрядчиком подтверждающих документов (унифицированных форм отчетности) актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), подписанных обеими Сторонами, включая устранение дефектов, выявленных при приемке работ.
-Окончательный расчет 10% от цены контракта с Подрядчиком за выполненные работы осуществляется Заказчиком не позднее К) рабочих дней после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и передачи квартир Заказчику (часть 13 статьи 34 Закона № 44- ФЗ).
-В соответствии с техническим заданием (приложение №3) объем выполняемых работ: 404 жилых помещения (квартиры). Стоимость 1 квартиры: 1 006 808.66 рублей. Общая площадь квартиры: 33 кв.м.
-Истец считает, что свои обязательства по контракту выполнил в полном объеме, тогда как ответчик оплату работ, выполненных истцом, произвел частично. Как указывает истец, задолженность ответчика перед истцом составила 6 322 921,84 рублей. В соответствии с п.8.2 контракта истцом на сумму задолженности была начислена пеня за период с 11.12.2016г. по 26.12.2017г. включительно в размере 738 728,04 рублей.
Претензией истец предложил ответчику оплатить задолженность и пени за просрочку платежа.
Ответчик претензию истца оставил удовлетворения, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, представленные доказательства, суд находит исковые требования необоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии с положениями ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения государственного контракта № 64 от 12.09.2014г. на строительство жилых домов на территории Республики Тыва для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правовое регулирование которого определено параграфом 1 и 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подписанный сторонами контракт по его существенным условиям является договором строительного подряда, по которому в соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
По государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин (статья 764 ГК РФ).
К отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной названным кодексом, применяется закон о подрядах для государственных нужд (статья 768 ГК РФ).
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В силу требований ст. ст. 432, 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В представленном в материалы дела государственном контракте № 64 от 12.09.2014г. не определено расположение объектов, на котором должны быть выполнены работы: в пункте 1.6. государственного контракта указано лишь, что выполнение работ производится по адресу: Республика Тыва, городские и сельские поселения, в шаговой доступности от остановки общественного транспорта, детских садов, школ, продуктов магазинов (продуктовых ларьков или киосков).
Следовательно, ввиду отсутствия согласованного условия о предмете договора - объект, на котором должны быть выполнены строительные работы, не индивидуализирован (не указан адрес его места нахождения), суд, толкуя государственный контракт по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что в нем неуказано конкретно место его исполнения.
Из государственного контракта, технического задания, согласованного сторонами не усматривается конкретное месторасположение объекта, на котором должны быть выполнены работы, кроме того, в материалы дела не представлены какие-либо иные документы, идентифицирующие нежилые помещения.
Для договора строительного подряда существенными являются, в частности, условия: о сроке выполнения работ, цене, составе и содержании технической документации, месте выполнения работ.
В Гражданском кодексе РФ нет специальных норм, регулирующих условие о месте выполнения работ по договору строительного подряда. В то же время анализ норм ст. ст. 740 и 316 ГК РФ позволяет определить содержание данного условия. Поскольку согласно п. 2 ст. 740 строительные работы всегда неразрывно связаны с определенным объектом строительства, местом выполнения работ по смыслу ст. 316 является место нахождения объекта строительства по договору строительного подряда.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании изложенного, суд установил, что государственный контракт № 64 от 12.09.2014г. подписанный сторонами, является незаключенным, поскольку не указан адрес объекта, на котором должны быть выполнены строительные работы, представленный государственный контракт не порождает права и обязанности для сторон.
Согласно статье 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, составленным с указанием обязательных реквизитов. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Письмом от 31 мая 2005 года N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3 и КС-11" для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется форма КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", а форма КС-2 "акт о приемке выполненных работ" применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ. Данные документы являются унифицированными формами первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Таким образом, по смыслу названных положений, основными документами, подтверждающими выполнение работ подрядчиком и приемку выполненных работ заказчиком, по договору строительного подряда, является акт по форме КС-2, а доказательством стоимости выполненных работ является справка по форме КС-3.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 20 марта 2018г. суд предложил истцу в срок до 24 апреля 2018г. представить в материалы дела доказательства реальности выполнения работ на сумму 436 787 776,80 рублей, а именно справки формы КС-2, КС-3, подтверждающие факт выполнения истцом работ на указанную сумму; документы, подтверждающие полномочия руководителя ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства». В связи с изложенным истцу было указано, что риск не совершения таких действий, как не представление в материалы дела доказательства реальности выполнения работ ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства»погосударственному контракту № 64 от 12.09.2014г., может быть возложен судом на истца, как на сторону, уклонившуюся от представления указанных документов.
Как установлено судом, истец, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил в материалы дела акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3.
Суд отмечает, что ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства» (Подрядчик), действуя разумно и добросовестно, должно было знать о порядке сдачи-приемки выполненных работ, предусмотренных по контракту.
В связи с вышеизложенным, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии доказательств действительности факта выполнения истцом работ и принятия их ответчиком.
Ссылка истца на акт сверки между ГКУ «Госстройзаказ» и ГБУ «УКС» за период январь 2013г. по декабрь 2016г является необоснованной, так как данный акт не является правоустанавливающим документом, из которого вытекает наличие или отсутствие долга.
Таким образом, надлежащие доказательства факта выполнения работ подрядчиком не предоставлены, без представленных первичных документов акт сверки не может являться доказательством выполнения подрядчиком работ по контракту, а также наличия задолженности у заказчика перед подрядчиком.
Стороны согласно статьям 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Часть 1 статьи 66 АПК РФ обязывает участвующих в деле лиц представлять доказательства. Эта обязанность основана на положениях статьи 65 Кодекса, в силу которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Неисполнение лицом, участвующим в деле, процессуальной обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, влечет для нее риск наступления последствий такого своего поведения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В соответствии со статьей 333.17 Главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.
Истцу при подаче иска предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 102, 167-176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства» к Государственному казенному учреждению Республики Тыва «Госстройзаказ» о взыскании задолженности по государственному контракту № 64 от 12.09.2014г. в размере 6 322 921,84 рублей, пени в размере 738 728,04 рублей отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Управление капитального строительства» (ОГРН <***>, расположенного по адресу: 667000 <...>) в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 58308,25 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд (г.Красноярск) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ондар Ч.Ч.