ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-434/2018 от 22.03.2018 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

г. Кызыл, ул. Кочетова, дом 91, 667000

тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru

www.tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл                                                                                                    Дело № А69-434/2018

22 марта 2018 года

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Калбак А.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ламажап Ч.О., рассмотрев заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Гаражному кооперативу «Магистральный-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 500 рублей,

без участия сторон,

                                                       установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (далее – заявитель, Пенсионный фонд)  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Гаражному кооперативу «Магистральный-2» (далее – ответчик) о взыскании финансовых санкций за непредставление установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 500 рублей.

Дело рассмотрено в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением от 01.03.2018 № 66701220508418, почтовым конвертом с определением суда от 07.03.2018, направленный по месту нахождения ответчика возвращен отделением связи с отметкой "истёк срок хранения). На основании части 1 статьи 123, части 3 статьи 153, части 2 статьи 215 и статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса, суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

Гаражный кооператив «Магистральный-2» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Как следует из материалов дела, ответчиком 11.07.2016 представлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2016 года по телекоммуникационному каналу связи.

02.08.2016 Учреждением представлены сведения СЗВ-М «дополняющей» формы в отношении 1 застрахованного лица ФИО1, что подтверждается извещением о доставке отчетности по телекоммуникационному каналу связи.

По результатам проверки «дополняющей» формы Пенсионным фондом 01.06.2017 составлен акт N 018S518170002384, в котором зафиксирована неполнота и недостоверность сведений за июнь 2016 года: недостоверность сведений на ФИО1

Уведомлением о времени и месте рассмотрения материалов акта от 01.06.2017 N 018S518170002384 Пенсионным фондом назначено рассмотрение материалов на 10 июля 2017 на 10 час. 00 мин. в каб. № 301 по адресу: <...>.

10.07.2017 состоялось рассмотрение материалов проверки в отсутствие страхователя, извещенного о месте и времени рассмотрения акта, по результатам которого вынесено решение № 018S19170002532 о применении финансовой санкции в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 500 рублей за предоставление неполных и недостоверных сведений.

Требованием от 08.08.2017 № 018S01171251428 Пенсионным фондом предложено ответчику уплатить в срок до 29.08.2017 об уплате финансовых санкций, которое направлено в адрес страхователя 09.08.2017 по каналам телекоммуникационной связи.

Ненадлежащее исполнение ответчиком требования к установленному сроку явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.

Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит требования Пенсионного фонда не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Поскольку Учреждение является юридическим лицом и зарегистрировано в качестве страхователя ГУ – Управлении Пенсионного фонда в г. Кызыле, заявитель обоснованно обратился с настоящим заявлением в  арбитражный суд.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом N 27-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 15Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд РФ, на основании статьи 16Федерального закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

страховой номер индивидуального лицевого счета,

фамилию, имя и отчество,

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.

Как следует из материалов дела, 11.07.2016 представлены в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2016 года по телекоммуникационному каналу связи. 02.08.2016 Учреждением представлены сведения СЗВ-М «дополняющей» формы в отношении 1 застрахованного лица ФИО1, что подтверждается извещением о доставке отчетности по телекоммуникационному каналу связи.

Абзаце 3 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.

Статьёй 19 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 987н утверждена инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция № 987н).

В силу пункта 34 Инструкции № 987н в случае обнаружения ошибок представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Согласно пункту 41 Инструкции № 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Таким образом, вышеназванными пунктами Инструкции № 987н определено, что для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа ПФР об устранении имеющихся расхождений.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Исследовав периоды предоставления страхователем в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная": июнь 2016 года – 11.07.2016; сведений в виде "дополняющей" по форме СЗВ-М за указанный период – 02.08.2016 года; обстоятельство направления указанных форм - самостоятельное выявление ошибки в представленных ранее сведениях о застрахованных лицах, и даты составления пенсионным фондом акта об обнаружении факта, свидетельствующего о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования – 01.06.2017, оспариваемого решения – 10.07.2017, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии вины Учреждения в предоставлении неверных сведений в отношении застрахованного лица за период - июнь 2016 года, так как страхователь самостоятельно выявил ошибку и предпринял необходимые меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы СЗВ-М в пенсионный фонд, который в свою очередь только после получения данных форм провел проверку представленных сведений и выявил вышеуказанные нарушения Федерального закона N 27-ФЗ.

Кроме того, пенсионным фондом не представлены доказательства того, что Учреждение, в соответствии с пунктом 41 Инструкции №987н было своевременно уведомлено о несоответствии критерий полноты и достоверности сведений по форме СЗВ-М, представленных управлением первоначально.

Таким образом, у Пенсионного фонда в данном случае отсутствовали правовые основания для применения в отношении учреждения санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, соответственно у арбитражного суда отсутствуют, предусмотренные частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания, для удовлетворения заявленных требований.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по оплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кызыле Республики Тыва (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Гаражному кооперативу «Магистральный-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в размере 500 рублей, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                                А.А. Калбак