АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл
Дело № А69-621/2011-14
07 июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 07 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе:
Председательствующего судьи Хайдып Н.М.,
при ведении аудиопротокола и протокола судебного заседания помощником судьи Шалык Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Правительства Республики Тыва
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Открытое акционерное общество «Тываэнергосбыт», Государственное унитарное предприятие «Тувинская энергетическая компания»
о признании недействительными решения и предписания по делу № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности,
от третьих лиц: ОАО «Тываэнаргосбыт» - ФИО4 по доверенности, ФИО5 по доверенности; ГУП «Тувинская энергетическая компания» - ФИО6 – директора по распоряжению, ФИО7 по доверенности,
Правительство Республики Тыва (далее – Правительство РТ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения по делу № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. и предписания № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Определением суда от 26.05.2011г. по ходатайству представителя УФАС к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (далее – третьи лица), привлечены Открытое акционерное общество (далее – ОАО) «Тываэнергосбыт» и Государственное унитарное предприятие «Тувинская энергетическая компания» (далее – ГУП «ТЭК»).
В судебном заседании представитель Правительства РТ поддержала заявление, пояснила, что решение и предписание УФАС были вынесены на основании заявления ОАО «Тываэнергосбыт» о проверке законности действий ГУП «ТЭК», связанных с направлением последнего в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» уведомлений о расторжении договоров энергоснабжения, заключенных с учреждениями, финансируемыми из бюджета. Указанные уведомления были направлены на основании протокольных решений штаба, положение и состав которого утверждены постановлением Правительства РТ. В протокольных решениях даны поручения бюджетополучателям принять меры по заключению договоров с ГУП «ТЭК», которые антимонопольным органом рассмотрены как понуждающие к заключению договоров энергоснабжения со стороны Правительства РТ. Однако по данному вопросу ни постановлений, ни распоряжений Правительство РТ не принимало, протокольных решений Штаба не подписывало, писем к бюджетополучателям о безотлагательном переходе на обслуживание ГУП «ТЭК» по продаже электроэнергии не направляло. На основании изложенного просила отменить оспариваемые акты УФАС, как нарушающие права и законные интересы Правительства РТ.
Представители УФАС указали, что оспариваемые решение и предписание законны, обоснованны и не подлежат отмене, пояснили, что Правительство РТ осуществляет исполнительную власть в республике и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва; Штаб, в свою очередь, не является самостоятельным органом, функционирует непосредственно при Правительстве РТ; Штабом руководит должностное лицо Правительства РТ; Правительство РТ утверждает персональный состав Штаба; принимаемые Штабом решения являются основанием для принятия органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления управленческих решений. На основании изложенного довод заявителя о том, что Правительство Республики Тыва не является субъектом правоотношений, регулируемых законом о защите конкуренции, является неосновательным.
Представители также пояснили, что в ходе рассмотрения дела УФАС установлено, что во исполнение протокольных решений Штаба бюджетные учреждения кожуунов республики, являющиеся абонентами ОАО «Тываэнергосбыт», выдали доверенности на имя ФИО6 и заключили договора с ГУП «ТЭК». Таким образом, Правительство РТ, как орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Республике Тыва, своими действиями создало ситуацию, при которой ГУП «ТЭК» поставлено в преимущественное положение на рынке продажи электрической энергии бюджетным учреждениям Республики Тыва по отношению к ОАО «Тываэнергосбыт», а также ограничило право бюджетных учреждений на выбор хозяйствующих субъектов, осуществляющих энергоснабжение. На основании изложенного просили отказать в удовлетворении заявления.
Представители третьего лица - ОАО «Тываэнергосбыт» считают заявление Правительства РТ не подлежащим удовлетворению, пояснили, что ГУП «ТЭК» на основании протоколов Штаба было поставлено в преимущественное положение на рынке электроэнергии, что привело к ограничению права выбора энергоснабжающей организации бюджетным организациям. На основании и во исполнение протоколов Штаба руководителями бюджетных учреждений были выданы доверенности гражданину ФИО6 с полномочиями на подписание и расторжение договоров энергоснабжения и с бюджетными организациями были заключены договора энергоснабжения с ГУП «ТЭК». Указанные доверенности не имеют даты и в них не проставлены подписи, что в силу ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации подтверждают их ничтожность.
Представители третьего лица ГУП «ТЭК» согласились с доводами Правительства РТ, пояснили, что протокол Штаба не несет принудительного либо обязательного характера по заключению договоров энергоснабжения, протокол имеет лишь рекомендательный характер. ГУП «ТЭК» при заключении договоров энергоснабжения с потребителями не руководствовалось протоколами Штаба, так как потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи и по договору поставки электрической энергии, в связи с чем действий по понуждению к заключению договоров энергоснабжения с бюджетными организациями Правительство РТ не принимало, соответствующих постановлений, распоряжений не выносило, писем в бюджетные организации понуждающего характера о переходе на обслуживание к ГУП «ТЭК» не направляло.
Изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, 16.12.2010г. в антимонопольный орган обратилось ОАО «Тываэнергосбыт» с заявлением о проверке правомерности действий ГУП «ТЭК», направившего в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» для рассмотрения договор купли-продажи электрической энергии на поставку электрической энергии потребителям, финансируемым из бюджетов соответствующих уровней (л.д. 67-68, т. 1).
УФАС, установив, что ГУП «ТЭК» направляло уведомления о расторжении договора энергоснабжения, заключенного между ОАО «Тываэнергосбыт» и финансируемыми из бюджетов соответствующих уровней учреждениями, на основании протокольных решений заседания Штаба по подготовке и обеспечению прохождения осеннее-зимнего сезона на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Республики Тыва, приказом от 10.02.2011г. № 21 возбудило в отношении Правительства РТ дело № 05-13-01/01-15-11 по признакам нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) (л.д. 75, т. 1).
11.03.2011г. состоялось рассмотрение дела № 05-13-01/01-15-11, по итогам которого 23.03.2011г. вынесено решение о признании Правительства РТ нарушившим пункты 3 и 5 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в совершении действий, направленных на ограничение конкуренции хозяйствующего субъекта ОАО «Тываэнергосбыт» на продажу электрической энергии бюджетным учреждениям Республики Тыва и на установление для бюджетных учреждений Республики Тыва ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые осуществляют продажу электрической энергии (л.д. 37-48, т. 1).
Предписанием от 23.03.2011г. УФАС указало Правительству РТ:
1. в связи с допущенными нарушениями Закона о конкуренции в срок до 18.04.2011г. совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на розничном рынке электрической энергии, а именно:
1.1.направить в адрес бюджетных учреждений Республики Тыва письма или иным образом проинформировать о праве самостоятельного выбора энергоснабжающей организации или гарантирующего поставщика электрической энергии в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов и поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
2. о выполнении предписания сообщить в срок до 25.04.2011г., представив документальные доказательства его исполнения (л.д. 35-36, т.1).
Правительство РТ, не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием УФАС от 23.03.2011г., посчитав, что Правительство РТ не является субъектом спорных правоотношений, в связи с чем, признав их незаконными и необоснованными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания действий органа государственной власти незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим в силу положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на УФАС возлагается бремя доказывания соответствия оспариваемых пунктов ненормативных правовых актов закону, а на Правительство РТ - бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов.
В соответствии со ст. 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Таким образом, решение и предписание по делу № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. принято антимонопольным органом в пределах своих полномочий.
Как усматривается из материалов дела, обращение ГУП «ТЭК» в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» с уведомлением о расторжении договоров энергоснабжения, заключенных между ОАО «Тываэнергосбыт» и финансируемыми из бюджетов соответствующих уровней учреждениями, основано на решениях, оформленных в виде протоколов от 29.10.2010г. № 39, от 18.11.2010г. № 41, принятых на заседаниях оперативного Штаба по подготовке и обеспечению прохождения осеннее-зимнего сезона на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Республики Тыва (далее – протокольные решения Штаба) (л.д. 22-30, т. 1).
Согласно доводам заявителя Правительство РТ не может отвечать за действия Штаба, принявшего указанные протокольные решения.
В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Тыва в Республике Тыва устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Республики Тыва, возглавляемым Главой - Председателем Правительства Республики Тыва.
В соответствии со статьей 113 Конституции Республики Тыва Правительство Республики Тыва является высшим коллегиальным и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва. Правительство Республики Тыва состоит из Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров Республики Тыва, руководителей других органов исполнительной власти Республики Тыва.
Правительство Республики Тыва по наиболее важным вопросам социально-экономического развития Республики Тыва принимает постановления. Правительство Республики Тыва обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Компетенция Правительства Республики Тыва, порядок его формирования и деятельности определяются Конституционным законом Республики Тыва.
Статьей 15 Конституционного закона Республики Тыва «О правительстве Республики Тыва» от 31.12.2003г. № 95 ВХ-1 установлено, что Правительство Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, настоящим Конституционным законом, законами Республики Тыва, указами Председателя Правительства Республики Тыва издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Пунктом 75 Регламента Правительства РТ, утвержденного постановлением Правительства РТ от 16.06.2008г. № 381 (далее – Регламент), установлено, что координационные органы именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач.
Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.
Компетенция координационных и совещательных органов, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Координационные и совещательные органы формируются на представительной основе. В состав координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также могут включаться представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.
Для оперативной и качественной подготовки материалов и проектов актов координационные и совещательные органы могут своими решениями образовывать рабочие группы.
Решения координационных и совещательных органов оформляются протоколами заседаний.
Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено законами Республики Тыва или актами Правительства.
Пунктом 78 Регламента установлено, что межведомственные комиссии и советы образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.
Межведомственные комиссии и советы возглавляются, как правило, министром или заместителем министра, руководителем или заместителем руководителя иного органа исполнительной власти Республики Тыва, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство. Руководство межведомственной комиссией или советом может быть возложено на сопредседателей.
В исключительных случаях межведомственные комиссии и советы могут возглавляться Председателем Правительства или заместителями Председателя Правительства.
По вопросам, требующим решения Правительства, межведомственные комиссии и советы вносят в порядке, установленном настоящим Регламентом, соответствующие предложения.
Постановлением Правительства РТ от 17.01.2007г. № 67 создан оперативный штаб по подготовке и обеспечению прохождения осенне-зимнего сезона на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Республики Тыва (далее – Штаб) и утверждено Положение об оперативном штабе (л.д. 15-21, т. 1).
Статьей 12 Конституционного закона Республики Тыва «О Правительстве Республики Тыва» от 31.12.2003г. № 95-ВХ-1 установлено, что Правительство Республики Тыва вправе принимать решения об учреждении юридических лиц, образовывать координационные, совещательные и иные органы.
Вопросы создания Правительством РТ межведомственных координационных и совещательных органов регулируются нормами раздела V Регламента Правительства РТ.
Координационные органы, созданные Правительством РТ, формируемые на коллегиальной основе, образуются в виде комиссий, организационных комитетов и советов со статусом правительственных или межведомственных. Они осуществляют рассмотрение вопросов и подготовку предложений по проблемам межотраслевого или межрегионального характера в соответствии с компетенцией, определяемой Правительством РТ при создании данных органов.
Межведомственные комиссии, в состав которых включаются представители заинтересованных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, рассматривают вопросы, требующие межотраслевой координации.
Компетенция координационных (равно как и совещательных) органов, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
Согласно пункту 1.1 Положения о Штабе оперативный штаб по подготовке и обеспечению прохождения осенне-зимнего сезона на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Республики Тыва является межведомственным органом и предназначен для организации безаварийного прохождения отопительного сезона, подготовки к отопительному сезону, проведения комплекса мероприятий по предупреждению и возникновению чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Республики Тыва, своевременного и качественного предоставления услуг потребителям тепловой и электрической энергии.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Положения о Штабе по итогам проведения заседания Штаба принимается решение. Решение Штаба, принятые в пределах его компетенции, подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления, организациями, расположенными на территории республики. О результатах рассмотрения и принятых мерах они сообщают Штабу не позднее чем в недельный срок либо иной срок, установленный Штабом.
По результатам рассмотрения вопросов на заседаниях Штаба могут приниматься в установленном порядке нормативные правовые акты Правительства Республики Тыва, т.е. в соответствии с пунктом 78 Регламента по вопросам, требующим решения Правительства, межведомственные комиссии и советы вносят в порядке, установленном настоящим Регламентом, соответствующие предложения.
Анализ смысла положений Конституции Республики Тыва, Конституционного закона Республики Тыва «О Правительстве Республики Тыва» от 31.12.2003г. № 95-ВХ-1 РТ, постановления Правительства РТ от 16.06.2008г. № 381 «Об утверждении регламента Постановления Республики Тыва», постановления Правительства РТ от 17.01.2007г. № 67 с изменениями согласно постановлений от 10.09.2008г. № 510, от 13.07.2009г. № 345 (л.д. 46-47, т. 2) «О создании оперативного штаба по подготовке и обеспечению прохождения осенне-зимнего сезона на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Республики Тыва» в их системной взаимосвязи свидетельствует, что межведомственные комиссии, в данном случае Штаб, не являются ни органами исполнительной власти Республики Тыва, ни их структурными подразделениями и их права не тождественны правам федерального органа исполнительной власти, но вместе с тем, указанный Штаб создан постановлением Правительства РТ, функционирует непосредственно при Правительстве Республики Тыва; Штабом руководит первый заместитель председателя Правительства РТ, в состав Штаба включены члены Правительства РТ; по результатам заседаний Штаба могут приниматься в установленном порядке нормативные правовые акты Правительства РТ. Следовательно, Правительство РТ правильно определено антимонопольным органом субъектом правоотношений, регулируемых Законом о конкуренции.
С учетом изложенного суд признает несостоятельным довод заявителя, что Правительство РТ не может быть ответчиком по делу о нарушении антимонопольного законодательства лишь на том основании, что Правительство РТ не подписывало протокольных решений Штаба, писем к бюджетополучателям не направляло, постановлений, распоряжений, носящих обязательный характер, не принимало.
В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (п. 3);
установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5).
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.10.2010г. № 52) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов местного самоуправления, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и приведенного правила доказывания действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом. В связи с этим констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона.
Для квалификации действий (бездействия) как предусмотрено статьей 15 Закона о конкуренции нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что подлежит доказыванию антимонопольным органом.
Из содержания статьи 4 Закона о конкуренции следует, что для целей антимонопольного реагирования значимы, помимо прочих, следующие нормативно закрепленные понятия: товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Из протокола от 29.10.2010г. № 39 следует, что на заседании оперативного штаба по подготовке и обеспечению прохождения осеннее-зимнего сезона на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на территории Республики Тыва с руководителями муниципальных образований в режиме селекторного совещания принято решение, в том числе, о рекомендации руководителям муниципальных образований до 3 ноября 2010 года организовать подписание доверенностей руководителями бюджетных учреждений на заключение с ГУП «ТЭК» договора на энергоснабжение (п. 2).
Согласно протоколу № 41 от 18.11.2010г. вышеназванным Штабом принято решение о принятии министерствами и ведомствами мер по заключению договоров с ГУП «ТЭК» (п.2).
Принимая оспариваемые решение и предписание, УФАС исходил из того, что Правительство РТ вышеназванными протокольными решениями Штаба от 29.10.2010г. № 39 и от 18.11.2010г. № 41 создало необоснованные преимущества для хозяйственной деятельности ГУП «ТЭК», в то время как в отношении бюджетных учреждений вводятся ограничения для возможности самостоятельно осуществлять выбор контрагентов при заключении договора энергоснабжения, что является нарушением требований, содержащихся в пунктах 3 и 5 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, согласно которым запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (п. 3); установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п. 5).
При этом УФАС, принимая оспариваемое решение, пришел к выводу, что ГУП «ТЭК» и ОАО «Тываэнергосбыт» являются конкурентами на розничном рынке электрической энергии: ОАО «Тываэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком по Республике Тыва, ГУП «ТЭК» - энергосбытовой организацией, поскольку приобретает электроэнергию с целью ее последующей продажи другим лицам.
Из положения ст. 15 Закона о конкуренции следует, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминация на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
Следовательно, ввиду дефиниций, приведенных в ст. 4 Закона о конкуренции, правовое значение имеет установление факта того, что ГУП «ТЭК» и ОАО «Тываэнергосбыт» являются конкурентами на розничном рынке электрической энергии, и в последующем - выявление в действиях Правительства РТ признаков ограничения конкуренции на указанном товарном рынке либо возможности таковой.
Пункт 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006г. № 530 (далее – Правила № 530), определяет энергоснабжающую организацию как организацию, осуществляющую продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающую эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Таким образом, деятельность энергосбытовых организаций уже по сравнению с энергоснабжающими организациями, которые отличаются признаком совмещения деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии через присоединенную электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. К покупателям электроэнергии согласно пункту 2 Правил № 530 относятся потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Согласно п. 62 Правил № 530 договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 настоящего документа. Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке;
обеспечение учета электрической энергии;
надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору (для заявителей с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств свыше 100 кВт).
Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно предоставляет гарантирующему поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки, и о местах расположения пунктов приема у покупателей электрической энергии данной организации платежей за электрическую энергию.
Исходя из заявления ОАО «Тываэнергосбыт» от 16.12.2010г. № 1421 (л.д. 67-68, т. 1), поданного в УФАС, таких документов ГУП «ТЭК» при обращении в ОАО «Тываэнергосбыт» с намерением заключить договор купли-продажи электрической энергии не представило. Данные обстоятельства также не установлены в судебном заседании.
Доказательств того, что ГУП «ТЭК» осуществляет продажу другим лицам, в данном случае бюджетным учреждениям Республики Тыва, приобретенной на основании договора купли-продажи с гарантирующим поставщиком электрической энергии, из материалов дела не усматривается и в судебном заседании не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд признает необоснованными и не подтвержденными материалами дела утверждения УФАС, что ГУП «ТЭК» и ОАО «Тываэнергосбыт» являются конкурентами на розничном рынке электрической энергии.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что антимонопольный орган в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что ГУП «ТЭК» Правительством РТ поставлено в преимущественное положение на рынке продажи электрической энергии бюджетным учреждениям Республики Тыва по отношении к ОАО «Тываэнергосбыт», равно как и доказательств того, что Правительство РТ ограничило право бюджетных учреждений Республики Тыва на выбор хозяйствующих субъектов, осуществляющих энергоснабжение, поскольку из материалов дела не усматривается, что у ГУП «ТЭК» имеется в установленном порядке заключенный договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком.
Следовательно, констатация тех или иных действий органов государственной власти, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.
Кроме этого, изложенные в протоколах Штаба от 29.10.2010г. № 39 и от 18.11.2010г. № 41 решения носят рекомендательный характер, не содержат властных предписаний, не возлагают каких-либо обязанностей.
В данном случае, отношения между ОАО «Тываэнергосбыт», ГУП «ТЭК» и бюджетными учреждениями Республики Тыва относятся к гражданско-правовым правоотношениям, а, следовательно, подпадают по действие гражданского законодательства. Кроме этого, пунктами 84, 85 Правил № 530 и иными нормативными правовыми актами предусмотрена ответственность покупателя электрической энергии в виде ее потребления, осуществляемого без заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии), при переходе на обслуживание к энергосбытовой организации в случае непринятия им мер для подтверждения наличия у энергосбытовой организации права на распоряжение соответствующей электрической энергией.
УФАС не представлено доказательств совершение Правительством РТ действий либо принятие актов, направленных на ограничение конкуренции, создания преимуществ и дискриминации на товарном рынке услуг энергоснабжения. Само по себе вынесение протокольных решений Штаба не противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что антимонопольным органом приняты оспариваемые решение и предписание без учета фактических обстоятельств дела. С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании ходатайства Правительства РТ определением суда от 14.04.2011г. приостановлено действие оспариваемых актов УФАС - решения и предписания в порядке ст.ст. 90-93, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до вынесения окончательного судебного акта по настоящему спору.
В пункте 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что в случае удовлетворения заявленных требований обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
В связи с изложенным, приостановление действия решения и предписания УФАС сохраняется до фактического исполнения антимонопольным органом настоящего решения и подлежит отмене после его исполнения.
Руководствуясь статьями 93, 96, 99, 167, 170-176, 199, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Правительства Республики Тыва удовлетворить.
Решение по делу № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. и предписание № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, признать недействительными, как не соответствующие нормам законодательства о защите конкуренции.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Правительства Республики Тыва путем отмены признанных недействительными решения по делу № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. и предписания № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Отменить приостановление действия решения по делу № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. и предписания № 05-13-01/01-15-11 от 23.03.2011г. о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва, после вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Н.М. Хайдып