ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-710/10 от 23.04.2010 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Кызыл Дело № А69-710/2010-7

28 апреля 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2010 г. Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2010 г.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Узназаковой С.Б., рассмотрев в судебном заседании заявление Счетной палаты Республики Тыва к Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва об оспаривании постановления от 19.03.2009 г. № 01-12-16 «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении»,

при участии в судебном заседании: от заявителя: ФИО1, ФИО2 – представители по доверенностям от 05.04.2010 г.; от административного органа: ФИО3, ФИО4– представители по доверенности от 15.04.2010 г.

установил:

Счетная палата Республики Тыва (далее – Счетная палата РТ) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Службе по финансово-бюджетного надзору Республики Тыва (далее – Служба, административный орган) о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 19.03.2009 г. № 01-12-16 о привлечении Счетной палаты РТ к административной ответственности по ст. 13.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» в виде взыскания штрафа в сумме 50000 руб.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после объявления перерыва с 14 час. 30 мин. 19.04.2010 г. до 11 час. 00 мин. 23.04.2009 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителя, полностью поддержав заявленные требования, пояснили, что в действиях Счетной палаты РТ отсутствует состав административного правонарушения, в виде нецелевого использования бюджетных средств. По мнению заявителя, выплата премии председателю Счетной палаты не противоречит Закону Республики Тыва от 06.07.2006 г. № 1889 ВХ-1 «О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» (далее – Закон Республики Тыва от 06.07.2006 г. № 1889 ВХ-1). На основании Положения о порядке премировании гражданских служащих, лиц, замещающих государственные должности и работников, не относящихся к должностям гражданской службы, утвержденного приказом председателя Счетной палаты РТ от 27.10.2007 г. № 28-н, Распоряжения Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 22.12.2009 г. № 290 был вынесен Приказ председателя Счетной палаты РТ от 22.12.2009 г. № 101 «О премировании Председателя Счетной палаты Республики Тыва», согласованный с Председателем Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва. В связи с чем, заявитель считает, что правовое основание для выплаты премии имеется. Кроме того, заявитель просит восстановить процессуальный срок, признав причины пропуска уважительными, так как по настоящее время обжалуемое постановление и другие материалы административного дела не были вручены под расписку законному представителю юридического лица и Служба не приняла меры по ознакомлению председателя Счетной палаты с указанными документами. По указанным основаниям Счетная палата РТ просит суд отменить оспариваемое постановление.

Представитель Службы в судебном заседании, не согласившись с требованиями заявителя в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в отзыве и пояснил, что факт совершения Счетной палатой РТ административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.5 КоАП Республики Тыва, подтвержден материалами административного дела по оспариваемому постановлению. Служба считает, что Счетной палатой РТ в нарушение требований ст.ст. 38, п. 2 ст. 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Тыва от 06.07.2006 г. № 1889 ВХ-1, выплачена премия председателю Счетной палаты РТ за выполнение особо важных и сложных заданий для лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, которая не предусмотрена фондом оплаты труда. В связи с чем, по мнению административного органа, данные действия Службой правомерно квалифицированы в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации как нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, Служба полагает, что заявителем пропущен десятидневный срок обжалования постановления от 19.03.2009 г. № 01-12-16 и просит отказать в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил:

Из материалов дела следует, что Счетная палата Республики Тыва зарегистрирована в Едином государственной реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031700507970.

Как следует из материалов дела, Службой с 21.01.2010 г. по 24.02.2010 г. проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Счетной палаты Республики Тыва за период с 01.01.2007 г. по 01.01.2010 г., в результате которой выявлены финансовые нарушения на общую сумму 9 384 100 руб., в том числе нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1 879 200 руб., (2007 г. – 708 800 руб., 2008 г. – 5200 руб., 2009 г. – 301 500 руб.), о чем составлен акт проверки от 25.02.2010 г. № 03.

16.03.2010 г. должностным лицом административного органа в отношении Счетной палаты Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении № 01-16-17, предусмотренном ст. 13.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях». Протоколом зафиксировано следующее нарушение: в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва Закона Республики Тыва от 06.07.2006 г. № 1889 ВХ-1 в декабре 2009 г. председателем Счетной палаты ФИО5, издан приказ от 22.12.2009 г. № 101 «О премировании Председателя Счетной палаты РТ», в соответствии с которым председатель премировал самого себя в размере 301 465 руб. 17 руб. за результаты работы за 11 месяцев 2009 г.

Постановлением от 19.03.2009 г. № 01-12-16 «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении» Счетная палата Республики Тыва привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного 13.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях».

Счетная палата Республики Тыва не согласилась с постановлением административного органа и обжаловало его в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя о признании незаконным постановления административного органа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 13.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся в том числе отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Статьей 2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса.

На основании части 4 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

В ст. 8 БК РФ отражено, что органы государственной власти субъектов РФ осуществляют в том числе следующие бюджетные полномочия: в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Службе по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2007 г. № 605, Служба финансово-бюджетного надзора является органом исполнительной власти, Республики Тыва, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере по использованию средств республиканского бюджета.

Пунктом 12 ст. 14.3 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» предусмотрено, что Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.5 - 13.7 настоящего Кодекса в отношении средств республиканского бюджета Республики Тыва.

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом - руководителем Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО6

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Законом Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» установлено, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество, должностного лица, наименование органа, вынесшего постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Таким образом, привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Право юридической квалификации административного правонарушения, согласно статье 22.1 и пункту 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принадлежит органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Под нецелевым использованием бюджетных средств в статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации обозначено направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Учитывая изложенные положения, нецелевое использование бюджетных средств образуют любые действия получателей бюджетных средств, направленные на не предусмотренное Бюджетным кодексом Российской Федерации перемещение средств федерального бюджета между элементами любого уровня экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Из оспариваемого постановления усматривается, что заявителю вменяется административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях», которое выразилось в выплате Председателю Счетной палаты РТ ФИО5 премии в размере 301 465 руб. 17 руб. за результаты работы Счетной палаты за 11 месяцев 2009 г.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Оплата труда состоит из заработной платы (вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджетов, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Тыва от 07.12.2001 г. № 1200 «О счетной палате Республики Тыва» Счетная палата Республики Тыва является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым палатами Великого Хурала Республики Тыва и им подотчетным.

Названным Законом предусмотрено, что Председатель Счетной палаты назначается на должность Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва, в порядке, определенном Регламентом Законодательной палаты Великого Хурала. Председатель Счетной палаты замещает государственную должность категории «А». Председателю Счетной палаты устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва и надбавок к этому окладу (ст.ст. 5 и 39 Закона).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 № 1889 ВХ-1 «О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» (далее – Закон РТ от 06.07.2006 № 1889 ВХ-1) денежное содержание лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва состоит из:

1) должностной оклад;

2) оклад за классный чин;

3) ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

5) ежемесячная надбавка за выслугу лет;

6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

7) ежемесячное денежное поощрение;

8) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

9) материальная помощь.

Согласно статье 7 данного Закона № 1889 ВХ-1, порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа Республики Тыва (далее - государственный орган), исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).

В силу статьи 12 названного Закона премии за выполнение особо важных и сложных заданий включены в фонд оплаты труда наряду с другими выплатами денежного содержания. Данные выплаты, а именно премии по результатам работы, как установлено судом и не опровергается ответчиком, включены в смету расходов Счетной палаты на 2009 год.

Приказом Счетной палаты Республики Тыва от 27.10.2006 г. № 28-п утверждено Положение о порядке премирования государственных гражданских служащих, лиц, замещающих государственные должности, и работников, не относящихся к должностям государственной гражданской службы Счетной палаты Республики Тыва, за выполнение особо важных и сложных заданий. Пунктом 2 Положения предусмотрено, что при разработке фонда оплаты труда государственных служащих (работников) предусматриваются средства на выплату премии.

Премирование работников Счетной палаты производится на основании приказа Председателя Счетной палаты. В случае превышения размера премии месячного денежного вознаграждения выплата премии Председателя Счетной палаты производится по согласованию с руководителем Законодательной палаты Республики Тыва (п. 3 Положения).

Как следует из материалов дела, Председателем Счетной палаты РТ ФИО5 издан приказ от 22.12.2009 г. № 101 о премировании Председателя Счетной палаты РТ за результаты работы за 11 месяцев 2009 года в сумме 301 465 руб. 17 коп. за счет экономии фонда оплаты труда. При этом данный приказ согласован с Председателем Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва ФИО7 от 22.12.2009 г. № 290.

Принимая во внимание данное обстоятельство, а также в силу вышеназванных правовых норм и статьи 12 Закона РТ от 06.07.2006 № 1889 ВХ-1 в соответствии с которой премии за выполнение особо важных и сложных заданий включены в фонд оплаты труда наряду с другими выплатами денежного содержания, суд приходит к выводу о правильном начислении заявителем премии Председателю Счетной палаты Республики Тыва и отсутствии нецелевого использования бюджетных средств в смысле положений ст. 289 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Между тем, ни в акте проверки от 25.02.2010 г. № 03, ни в протоколе об административном правонарушении от 16.03.2010 г. № 01-16-17, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности от 19.03.2010 г. № 01-12-16 не содержится соответствующее обоснование вопросу о том, на какую статью или подстатью бюджетной классификации Российской Федерации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 145н.

В силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 № 17 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях Счетной палаты РТ отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 13.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях».

Кроме того, суд считает, что административным органом не доказано соблюдение установленной Кодексом процедуры привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.

Из смысла и содержания ст. 28.2 Кодекса следует что, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, заявлению ходатайств и отводов, пользованию юридической помощью защитника.

В силу п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.04.2010 г. следует, что в сведениях о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица указан Председатель Счетной палаты Республики Тыва ФИО5 Балай-оолович.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении 16.03.2010 г. № 01-16-17 составлен административным органом в отсутствие законного представителя Счетной палаты РТ.

В качестве доказательства надлежащего извещения законного представителя Счетной палаты РТ о времени и месте рассмотрения дела административный орган указал на то, что извещением по делу об административном правонарушении от 15.03.2010 г. № 01-04-286 заявитель был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении по адресу: 667000, <...> (Дом Правительства), 16 марта 2010 г., в каб. № 233, к 11 час. 30 мин.

Как усматривается из материалов дела, названное извещение получено Монгуш 16.03.2010 г.

При этом, документов, подтверждающих полномочия Монгуш как законного представителя Счетной палаты РТ либо представителя, имеющего доверенность на получение почтовой корреспонденции в адрес Счетной палаты, в материалы дела не представлено.

Кроме того, извещение от 15.03.2010 г. № 01-04-286 получено Счетной палатой 16.03.2010 г. т.е. в день составления протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о том, что заявитель не располагал достаточным запасом времени для подготовки к составлению протокола. В материалы дела не представлены доказательства подтверждающие, что извещение получено заявителем ранее времени составления протокола.

Таким образом, суд считает, что Счетная палата РТ была лишена гарантий защиты, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права воспользоваться помощью защитника, давать объяснения, высказывать возражения.

Других доказательств, подтверждающих факт осведомленности Счетной палаты РТ о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.

В связи с чем, суд считает, что предпринятые Службой меры для извещения Счетной палаты о времени и месте составления протокола об административном правонарушении нельзя признать достаточными и обеспечивающими реальную возможность привлекаемому к административной ответственности лицу представлять свои интересы при совершении соответствующего процессуального действия.

Указанные выше нарушения носят существенный характер и не могут быть устранены при рассмотрении дела арбитражным судом.

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.

Недоказанность наличия состава правонарушения, не соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, свидетельствует о неправомерности привлечения к административной ответственности Счетной палаты Республики Тыва и незаконности вынесения постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 19.03.2010 г. № 01-12-16.

Судом отклоняется довод Службы о пропуске заявителем десятидневного срока на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации, части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление (жалоба) об оспаривании решения (постановления) административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения (постановления). В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя, что гарантирует судебную защиту прав участников административных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный срок, если признает причины пропуска уважительными.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

При этом, в соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Материалами дела подтверждено, что оспариваемое постановление о привлечении Счетной палаты Республики Тыва к административной ответственности № 01-12-16 вынесено Службой 19.03.2010 г. и получено заявителем 19.03.2010 г., о чем свидетельствует входящий номер № СП-03/186 от 19.03.2010 г.

В арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 19.03.2010 г. № 01-12-16 Счетная палата обратилась 07.04.2010 г., то есть за пределами срока, установленного ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В данном случае, рассмотрев спор по существу, и установив существенное нарушение процессуальных правил привлечения к административной ответственности при извещении Счетной палаты Республики Тыва о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также недоказанность административным органом наличия в действиях заявителя состава правонарушения, признает причины пропуска срока на обращение в суд с настоящим заявлением уважительными и восстанавливает срок на обращение с указанным требованием, поскольку установление причин пропуска процессуального срока и их оценка находятся в компетенции суда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Счетной палатой Республики Тыва требований и признания незаконным и отмены оспариваемого постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 19.03.2010 г. № 01-12-16.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная заявителем платежным поручением от 06.04.2010 г. № 19246 государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возвращению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Счетной палаты Республики Тыва об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности удовлетворить:

Признать незаконным постановление руководителя Службы по финансово-бюджетного надзору Республики Тыва ФИО6 от 19.03.2010 г. № 01-12-16 «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении», предусмотренного ст. 13.5 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» в отношении Счетной палаты Республики Тыва, находящегося по адресу: 667000, <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № 1031700507970, о наложении административного штрафа в сумме 50000 руб. и отменить его полностью.

Возвратить Счетной палате Республики Тыва из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 06.04.2010 г. № 19246.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск).

Судья: Чамзы-Ооржак А.Х.