Арбитражный суд Республики Тыва
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл Дело № А-69-819/2009-7
24 апреля 2009 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Чамзы-Ооржак А.Х., рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью УК «Жилсервис» к Службе государственной жилищной инспекции Республики Тыва об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 23.03.2009 г. № 70-2/09,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 02.09.2008 г. № 290
от административного органа: ФИО2– представитель по доверенности от 24.04.2009 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью УК «Жилсервис» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Республики Тыва (далее – Служба, административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного от 23.03.2009 г. № 70-2/09 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.
Дело рассматривается в открытом судебном заседании в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания в соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 10.03.2009 г. № 3850).
Представитель заявителя поддержала заявленные требования и пояснила, что оспариваемое постановление административного органа принято без установления вины в действиях управляющей компании. Заявитель считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, поскольку полагают, субъектом данного административного правонарушения является ООО «ЖЭУ-3», введении которого находится обслуживание, содержание, эксплуатация и ремонт дома по адресу: <...>. По указанным основаниям общество просит суд отменить постановление Службы от 23.03.2009 г. № 70-2/09.
Административным органом представлен отзыв на заявление и в судебном заседании его представитель поддержав, доводы изложенные в отзыве, пояснила, что факт совершения обществом административного правонарушения предусмотренного ст. 7.22. КоАП РФ подтвержден актом от 13.03.2009 г. № 70, протоколом об административном правонарушении от 17.03.2009 г. № 70-1. Служба считает, что процессуальные требования по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ не нарушены, в связи с чем просят суд отказать в удовлетворении заявления общества.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил:
Из материалов дела следует, что распоряжением на проведение мероприятий по государственному контролю от 13.03.2009 г. № 70 и уведомлением о проведении мероприятия по государственному контролю от 12.03.2009 г. № 69 инспектору Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва ФИО2 установлено проведение внеплановой проверки соблюдения «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», жилого дома расположенного по адресу: <...>.
В результате проверки в жилом доме расположенного по адресу: <...> установлено следующее: отсутствует информационный стенд ООО УК «Жилсервис» подъезде дома, входные двери подъезда не соответствуют стандартам, разбито внутреннее стекло окна на третьем этаже лестничной клетки подъезда, отсутствует замок на входных, дверях в подвальное помещение, требуется текущий ремонт в подъезде, деревянные поручни лестниц подлежат ремонту, о чем административным органом был составлен акт от 13.03.2009 г. № 70.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которые установлена в статье 7.22 КоАП, жилищным инспектором Службы составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2009 г. № 70-1, на основании которого Служба вынесла постановление от 23.03.2009 г. № 70-2/09 о назначении ООО УК «Жилсервис» наказания в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя о признании незаконным постановления Службы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22. КоАП, рассматривают органы государственной жилищной инспекции (часть 1 статьи 23.55 КоАП).
Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен Службой как уполномоченным органом.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Названные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Из указанного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении. Дело может быть рассмотрено в отсутствие этого лица при условии надлежащего извещения о совершении данного процессуального действия.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Законными представителями юридического лица в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении и постановление Службы о привлечении ООО УК «Жилсервис» к административной ответственности принято без участия законного представителя Общества при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Уведомление о явке для составления протокола об административном правонарушении от 13.03.2009 г. № 70 с отметкой о получении инженером по технадзору ФИО3 и копия почтового уведомления о вручении протокола №70-1 секретарю Иргит Л.О. не могут являться доказательствами надлежащего извещения законного представителя общества, поскольку административным органом не установлено наличие у указанных лиц соответствующих полномочий. Поэтому их извещение не может рассматриваться судом как извещение законного представителя общества.
Доказательств, подтверждающих факт осведомленности законного представителя ООО УК «Жилсервис» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
В связи с чем, суд считает, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие обеспечение лицу, привлекаемому к ответственности, реальной возможности для защиты своих прав и законных интересов, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ.
Указанные процессуальные нарушения считаются существенными, поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом допущены процессуальные нарушения норм права при производстве по делу об административном правонарушении.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью УК «Жилсервис» удовлетворить:
Признать постановление Службы государственной жилищной инспекции Республики Тыва о назначении административного наказания от 23.03.2009 г. № 70-2/09 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью УК «Жилсервис» к административной ответственности по ст. 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб. незаконным и отменить его полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья: Чамзы-Ооржак А.Х.