ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А69-94/09 от 11.02.2009 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва

Красноармейская ул., 100, г. Кызыл, а/я 19 667000

тел./факс (394 22) 2-47-26, 2-11-96; е-mail: acrt@tuva.ru; http://tyva.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-94/2009

16 февраля 2009 года

  Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Тыва в составе: судьи Маады Л.К-Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Монгуш С-А.Д., рассмотрев в судебном заседании жалобу муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва об оспаривании постановления Службы по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов Республики Тыва от 26 декабря 2008 г. № 139/20-1-08П о назначении административного наказания

при участии в заседании представителя:

от заявителя: ФИО1- представитель муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей ФИО2 детского творчества (по доверенности № 10 от 10 февраля 2009 г.).

от заинтересованного лица не явились без уважительных причин,

установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна (далее – детский сад №1 «Теремок») обратилось в арбитражный суд с жалобой об оспаривании постановления Службы по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов Республики Тыва (далее - Служба) от 26 декабря 2008 г. № 139/20-1-08 П о назначении административного наказания.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и пояснил, что Службой по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов Республики Тыва принято постановление № 139/20-1-08 П от 26 декабря 2008 г. Детский сад №1 «Теремок» привлечен к административной ответственности с наложением штрафа в размере 50 000 рублей за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению заявителя, вынесенное постановление является незаконным, поскольку в нем отсутствуют сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Заявитель считает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям окружающей среды, а детский сад №1 «Теремок» такого воздействия не оказывает. На основании вышеизложенного, заявитель просил суд признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания.

Надлежаще извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель ответчика в судебное заседание не явился (почтовое уведомление №8635 от 03.12.2009 г.). Отзыва на заявление и ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного ответчика. Суд приходит к выводу, что ответчик не явился в судебное заседание без уважительных причин, поскольку суду не представлены доказательства уважительности не явки в судебное заседание.

Оценив представленные доказательства, исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва зарегистрировано 23.05.2005г. Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №2 по Республике Тыва, что подтверждается свидетельством серии 17 № 000121180.

Из материалов дела видно, что Прокуратурой Каа-Хемского кожууна Республики Тыва проведена проверка по исполнению законодательства в сфере природопользования, полноты уплаты налогов и сборов за пользование природными ресурсами на территории Каа-Хемского кожууна. В ходе проверки установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва не определил размер платежа и не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки

Административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания от 26 декабря 2008 года № 139/20-1-08П, которым муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 500 минимальных размеров оплаты труда (50000,00 рублей).

Не согласившись с данным постановлением и считая его не соответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы, детский сад № 1 «Теремок» обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением об оспаривании постановления административного органа от 26 декабря 2008 года № 139/20-1-08 П.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" отчетным периодом по указанным платежам признается квартал, срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Из материалов дела следует, что детский сад №1 «Теремок» не вносил плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки. Таким образом, действия детского сада №1 «Теремок» формально образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.41 настоящего Кодекса рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Положением о Службе по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов Республики Тыва, утвержденном Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года № 596, установлено, что в полномочия Службы входит государственный контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды за правильностью исчисления, взысканием, полнотой и своевременностью уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.6.8. Положения Служба имеет право организовывать и проводить на территории Республики Тыва проверки и иные мероприятия по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Тыва.

В соответствии с п.6.9. Положения Служба имеет право составлять протоколы и рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, дела об административных правонарушениях и применять меры административного воздействия, а также направлять в судебные и лицензирующие органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах.

Постановление о назначении административного наказания от 26 декабря 2008 г. № 139/20-1-08 П вынесено уполномоченным должностным лицом – Главным государственным инспектором РТ по охране природы Службы по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов Республики Тыва, в соответствии с частью 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своих полномочий и в сроки, установленные законодательством.

Вместе с тем, в постановлении административного органа о назначении административного наказания отсутствует описание фактических обстоятельств дела (на каком основании юридическое лицо должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, чем подтверждается осуществление детским садом №1 «Теремок» воздействие на окружающую среду, в каком объеме и в каких периодах осуществляется воздействие, как исчисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду).

Учитывая, что постановление о назначении административного наказания, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении являются основными доказательствами по делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия объективной и субъективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что дело об административном правонарушении рассматривалось в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности (его законного представителя). В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, суд приходит к выводу о существенном нарушении административным органом порядка привлечения детского сада «Теремок» к административной ответственности.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Таким образом, административным органом нарушен порядок вынесения постановления о назначении административного наказания, что свидетельствует о неправомерности привлечения к административной ответственности детского сада «Родничок».

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренные настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том числе, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.

Недоказанность наличия состава правонарушения, не соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, свидетельствует о неправомерности привлечения к административной ответственности детского сада №1 «Теремок» и незаконности вынесения постановления о назначении административного наказания от 26 декабря 2008 г. № 139/20-1-08 П.

При таких обстоятельствах  у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, находящегося по адресу: Республика Тыва, Каа-Хемский кожуун, <...>, зарегистрированного в качестве юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц на основании Свидетельства серии 17 № 000121180 от 23.05.2005 г., к Службе по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов Республики Тыва по Республике Тыва об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности – постановления от 26 декабря 2008г. № 139/20-1-08 П о назначении административного наказания удовлетворить.

Признать постановление Службы по надзору в сфере использования и охраны природных ресурсов Республики Тыва от 26 декабря2008 г. № 139/20-1-08 П о назначении административного наказания незаконным и отменить .

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее 10 дней со дня его принятия.

Судья Маады Л.К-Б.