ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-10141/16 от 21.11.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-10141/2016

28 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Голощапова М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пигиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Обществу с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал»   о взыскании денежных средств,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: ФИО1, по доверенности от 09 сентября 2016 года, личность удостоверена паспортом гражданина РФ,

от ответчика: ФИО2, по доверенности № 140/16 от 03 июня 2016 года, ФИО3, по доверенности № 210/16 от 25 октября 2016 года, личности удостоверены паспортами граждан РФ,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - истец), со ссылками на статьи 8, 779-783, 1102, Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Тюмень Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - ответчик) о взыскании 38 086 564 рублей 90 копеек задолженности за оказанные услуги по транспортировке сточных вод за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.

Ответчик в отзыве на исковое заявление (т. 3 л.д. 3-8) исковые требования не признал, указав на оплату указанных услуг за спорный период, представив соответствующие акты о выполненных работах (оказанных услугах), платежные поручения (т. 3 л.д. 14-131, т. 4 л.д. 1-36). Кроме того, ответчик указывает на неправомерность предъявления объёма услуг по транспортировке воды и стоков, определенного с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованной системе водоснабжения.

20 октября 2016 года (т. 5 л.д. 34) представлено уточнение исковых требований в части правовых оснований и цены иска.

Истец просит взыскать с ответчика 37 989 861 рубль 94 копейки неосновательного обогащения.

В судебном заседании 15 ноября 2016 года представителем истца вновь заявлено об уточнении исковых требований, представлен расчет исковых требований с помесячными расшифровками.

Истец просит взыскать с ответчика 38 027 880 рублей 90 копеек неосновательного обогащения.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, судом установлено следующее.

Постановлением Администрации г. Тюмени от 05 августа 2013 года №94-пк, ООО «Тюмень Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования городской округ город Тюмень.

Как следует из материалов дела, отношения по оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения между ОАО «РЖД» и ООО «Тюмень Водоканал» регулируются договорами на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 16 февраля 2009 года № 00001/000 (в ред. протокола разногласий и протокола согласования разногласий от 28 июля 2009 года) и №00001/006 от 03 марта 2009 года на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (в ред. протокола разногласий и протокола согласования разногласий от 28 июля 2009 года).

В соответствии с п. 1.1. Договоров, Ответчик обязуется отпускать Истцу питьевую воду и принимать сточные воды, а Истец обязуется оплачивать отпущенную питьевую воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями настоящего Договора. Расчеты за отпущенную воду, принятые сточные воды производятся по тарифам, утвержденным уполномоченными регулирующими органами местного самоуправления.

Кроме того, в т.ч., в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года между сторонами сложились фактические правоотношения по транспортировке воды и сточных вод, регулируемые положениями ст.ст.16,17 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 45-59 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776), а также положениями договора по транспортировке холодной воды №2трв/СДТВУ7-101/15 от 01 апреля 2015 года и договора по транспортировке сточных вод № 3трс/СДТВ7-102/15 от 01 апреля 2015 года.

Вопрос о наличии между сторонами договорных правоотношений, сложившихся между ООО «Тюмень Водоканал» и ОАО «РЖД», неоднократно исследовался судами и установлен вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-9983/2015, по делу №А70-975/2016. Учитывая изложенное, суд оценивает сложившиеся отношения между ООО «Тюмень Водоканал» и ОАО «РЖД» по транспортировке холодной воды и сточных вод как договорные.

Таким образом, ОАО «РЖД» является одновременно и Абонентом ООО «Тюмень Водоканал», и транспортирующей организацией.

Решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам А60-31232/2015, А60-43248/2015, А60-53388/2015, А60-7590/2016, А60-13977/2016, вступившими в законную силу, с ОАО «РЖД» в пользу ООО «Тюмень Водоканал» взыскано, а также уплачено ОАО «РЖД» 39 770 892 рубля 11 копеек задолженности за оказанные услуги по договору № 00001/000 от 16 февраля 2009 года за период с января 2015 года по декабрь 2015 года.

При этом, в отсутствие у ОАО «РЖД» в спорный период приборов учета воды, объем услуг водоснабжения произведен ООО «Тюмень Водоканал» по пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунды в соответствии с п. 4.7 договора и п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776.

Так, пунктами 4.7. Договоров на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и пунктом 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод и загрязняющих веществ, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776) предусмотрено, что при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней с момента получения от организации, осуществляющей холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки, приборов учета, приборы учета не установлены, применяется метод пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

Как уже отмечено судом, данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами. Правомерность действий ООО «Тюмень Водоканал» установлена.

В соответствии с пунктом 1.1. договора № 2трв/СДТВ7-101/15 от 01 апреля 2015 года ОАО «РЖД» (транзитная организация, истец), эксплуатирующая водопроводные сети, обязалось осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой) воды.

Транзитная организация учитывает допустимые изменения качества холодной (питьевой) и холодной (технической) воды (далее - холодная вода) и потерь холодной воды при транспортировке от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства. ООО «Тюмень Водоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства, ответчик) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества.

Согласно пункту 3.1. договора №2трв/СДТВ7-101/15 от 01 апреля 2015 года оплата по договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку воды, утвержденным Приказом Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 265/01-21 от 17 декабря 2014 года.

За расчетный период для оплаты по договору принимается один календарный месяц.

Расчет объема транспортировки холодной воды указан в приложении №№ 5.1,5.2 к договору №2трв/СДТВ7-101/15 от 01 апреля 2015 года по транспортировке холодной воды.

В соответствии с пунктом 1.1. договора № 3трс/СДТВ7-102/15 от 01 апреля 2015 ОАО «РЖД» обязалось осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а ООО «Тюмень Водоканал обязалось принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод

Согласно пункту 3.1. договора №3трс/СДТВ7-102/15 от 01 апреля 2015 оплата по договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку воды, утвержденным Приказом Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области № 265/01-21 от 17 декабря 2014 года.

В соответствии с пунктом 3.2. договора № Зтрс/СДТВ7-102/15 от 01 апреля 2015 года расчетный период равен одному календарному месяцу.

Расчет объема транспортировки сточных вод указан в приложении № 3.1.,3.2 к договору №Зтрс/СДТВ7-102/15 от 01 апреля 2015 года.

Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-9983/2015 от 16 декабря 2015 года с ответчика в пользу истца задолженность по оплате услуг за период с 01 января 2015 года по 31 мая 2015 года в сумме 1 966 485 рублей 09 копеек.

Решением Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-975/2016 от 10 июня 2016 года с ответчика в пользу истца задолженность по оплате услуг за период с 01 июня по 31 декабря 2015 года в сумме 2 265 054 рублей 25 копеек.

Платежными поручениями, представленными в материалы дела (т. 3л.д. 14-18) ответчиком оплачено 5 591 955 рублей 17 копеек, в том числе, за услуги по транспортировке холодной воды по договору № 2трв/СДТВ7-101/15 на сумму 3 831 829 рублей 88 копеек, за услуги по транспортировке сточных вод по договору № Зтрс/СДТВ7-102/15 на сумму 1 760 134 рубля 29 копеек.

Наличие обязательств ответчика в объеме фактически им оплаченном подтверждается также Актами сверки взаимных расчетов, направленными ОАО «РЖД» в адрес ООО «Тюмень Водоканал» по состоянию на 31 декабря 2015 года (т. 3 л.д. 19-22).

Таким образом, судом установлено, и истцом не оспаривается, что ответчик оплатил истцу в полном объеме услуги по транспортировке воды и сточных вод за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.

При этом, в 2015 году ответчик выставил истцу счета за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения на сумму 5 877 181 рубль 35 копеек по нормативам и на сумму 84 833 300 рублей 97 копеек по пропускной способности. Факт произведенных оплат встречных обязательств в указанном выше размере сторонами не оспаривается.

По мнению истца, учитывая, что тариф ООО «Тюмень Водоканал» на услуги холодного водоснабжения и водоотведения включает полный комплекс услуг в соответствии с действующим законодательством РФ, а, согласно письму Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 09 ноября 2015 года исх. №06-05/4207, в тариф ООО «Тюмень Водоканал» на 2015 год на услуги холодного водоснабжения и водоотведения включены расходы ОАО «РЖД» на транспортировку воды и транспортировку сточных вод, ответчиком получено неосновательное обогащение за счет истца в сумме 38 027 880 рублей 90 копеек.

Ответчику направлена претензия (т. 1 л.д. 102-110), которую ответчик отклонил (т. 1 л.д. 111-118).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Ответчик, возражая против иска (т. 3 л.л. 3-8, т. 5 л.д. 117-119), указывает на полную оплату истцу оказанных ОАО «РЖД» услуг по транспортировке в рамках заключенных договоров на транспортировку воды и сточных вод, а также на невозможность предъявления к оплате объема услуг по транспортировке воды и стоков, определенного с применением расчетного метода пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованной системе водоснабжения.

В силу ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в ст.1109 ГК РФ. Неосновательное обогащение – это приобретение или сбережение имущества обогатившимся лицом. Субъектами обязательств из неосновательного обогащения выступают приобретатель – лицо, неосновательно обогатившееся, и потерпевший – лицо, за счет которого произошло обогащение.

Требование о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны факт получения (сбережения) имущества ответчиком, отсутствие договора или закона, являющегося основанием получения имущества, а также обогащение за счет истца

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Законом № 416-ФЗ на гарантирующую организацию возложена обязанность оплачивать указанные услуги по транспортировке по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее Правила – № 644), заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что между истцом и ответчиком отсутствует спор в части объемов оказанных услуг в 2015 года и цены на услуги транспортировки.

При этом истец полагает необходимым обязать ответчика вернуть ему денежные средства из уплаченных им и взысканных с него по решениям судов в виде платы за водоснабжение и водоотведение, рассчитанной по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения в условиях отсутствия на сетях истца приборов коммерческого учета, учитывая включение в тариф ООО «Тюмень Водоканал» на 2015 год на услуги холодного водоснабжения и водоотведения расходов ОАО «РЖД» на транспортировку воды и транспортировку сточных вод.

Согласно п. 4, п. 5 Правил № 776 подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее – централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается. Абоненты и транзитные организации обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, установленных Правилами № 644. Коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется: а) абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения; б) транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды и (или) договором по транспортировке сточных вод.

Порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом в целях расчета размера платы, в том числе, за транспортируемую воду, транспортируемые сточные воды определяется Правилами № 776.

Суд соглашается с доводами ответчика о неприменимости к правоотношениям сторон расчетных методов определения объема протранспортированной воды, предусмотренных подпунктами «а», «в» пункта 16 Правил № 776, поскольку случаи, перечисленные в указанном пункте, не соответствуют обстоятельствам фактических правоотношений сторон по рассматриваемому делу.

Как уже отмечено судом, правомерность действий ООО «Тюмень Водоканал» установлена вступившими в законную силу судебными актами.

Расчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения с применением метода пропускной способности устройств и сооружений производился с применением тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения, утвержденного распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 30 ноября 2015 года № 296/01-24, который является действующим, не оспоренным в судебном порядке, оснований для отмены тарифа также не имеется.

Оплата ответчиком услуг по транспортировке воды и сточных вод за спорный период произведена по фактическому потреблению в полном объеме, что подтверждается материалам дела и не оспаривается истцом.

Вместе с тем, истец дополнительно к оплаченным ответчиком объемам воды и сточных вод в рамках договоров транспортировки просит взыскать с ответчика плату за транспортировку объемов воды и сточных вод, рассчитанных по методу пропускной способности, за которые ответчиком с истца как абонента по договорам водоснабжения и водоотведения взыскана оплата в связи с не установкой последним приборов учета на своих объектах.

Постановлением правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования, тарифы на транспортировку холодной воды и на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями.

В силу п. 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1. 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Таким образом, в тарифе, утвержденном для ООО «Тюмень Водоканал» предусмотрен только фактический объем услуг по транспортировке холодной воды и стоков. Объем услуг, рассчитанный с применением метода пропускной способности устройств и сооружений, тарифом не предусмотрен.

Таким образом, ответчик обязан оплатить услуги истцу как транзитной организации только в пределах фактических объемов воды и сточных вод, доставленных абонентам ответчика (аналогичный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу № А19-20999/2014 от 23.12.2015).

При этом суд отклоняет довод истца о том, что 6 объектов ОАО «РЖД» не включены в акты об оказании услуг по договорам транспортировки воды и стоков, как не подтвержденный материалами дела и соответствующими доказательствами.

На основании изложенного суд полагает, что истцом не доказан факт наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная истцом при предъявлении настоящего иска, подлежит отнесению на истца.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.

Судья М.В. Голощапов