АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г. Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень
09 июля 2012 года
Дело № А70-10153/2011
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2012 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1
к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Каскаринский»
о признании недействительным решения по пунктам 1 и 5 повестки дня протокола заседания уполномоченных представителей от хозяйственных подразделений коллективного предприятия «Каскаринское» от 20.11.1992 в части выбора коллективной совместной формы собственности на землю и внесения учредителями в уставный фонд Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская» земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
о признании недействительными пунктов 1.6., 2.1., 2.6. Устава Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская», утвержденного на Совете учредителей ТОО агропромышленной фирмы «Каскаринская» 20.11.1992 (протокол №1), зарегистрированного Постановлением Администрации Тюменского района №22 от 13.01.1993, в части внесения учредителями в уставный фонд товарищества земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
о признании недействительным протокола внеочередного общего собрания участников ТОО АПФ «Каскаринская» от 14.12.2001 в части формирования уставного фонда Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» за счет земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
о признании за истцом права собственности на земельную долю бесплатно в размере 1/768 или 13,177 га с кадастровой стоимостью 11306 рублей в праве общей долевой собственности, образованной при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское», на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область Тюменский район, Каскаринское МО;
к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Каскаринский»
и к Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области
о признании недействительным Постановления Главы Администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское»;
о признании недействительным Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №ТЮ2-1700042, выданного на основании Постановления Главы администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское»;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области,
Департамент имущественных отношений Тюменской области,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО2 по доверенности;
от СПК «Каскаринский» - ФИО3 по доверенности (в судебном заседании 26.06.2012 до перерыва), ФИО4 по доверенности,
от Администрации Тюменского муниципального района Тюменской области – не явились,
от Управления Росреестра по Тюменской области - не явились,
от Департамента имущественных отношений Тюменской области – не явились,
установил,
ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Каскаринский» с требованиями:
1. о признании недействительным решения по пунктам 1 и 5 повестки дня протокола заседания уполномоченных представителей от хозяйственных подразделений коллективного предприятия «Каскаринское» от 20.11.1992 в части выбора коллективной совместной формы собственности на землю и внесения учредителями в уставный фонд Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская» земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
2. о признании недействительными пунктов 1.6., 2.1., 2.6. Устава Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская», утвержденного на Совете учредителей ТОО агропромышленной фирмы «Каскаринская» 20.11.1992 (протокол №1), зарегистрированного Постановлением Администрации Тюменского района №22 от 13.01.1993, в части внесения учредителями в уставный фонд товарищества земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
3. о признании недействительным Постановления Главы Администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское»;
4. о признании недействительным Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №ТЮ2-1700042, выданного на основании Постановления Главы администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское»;
5. о признании недействительным протокола внеочередного общего собрания участников ТОО АПФ «Каскаринская» от 14.12.2001 в части формирования уставного фонда Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» за счет земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
6. о признании недействительной государственной регистрации права собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Каскаринское МО;
7. о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Каскаринское МО;
8. о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Каскаринское МО, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области;
9. о признании за истцом права собственности на земельную долю бесплатно в размере 1/768 или 13,177 га с кадастровой стоимостью 11306 рублей в праве общей долевой собственности, образованной при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское», на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область Тюменский район, Каскаринское МО;
10. о взыскании с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» судебных расходов в виде оплаты услуг представителя в сумме 80 000 рублей.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Определением арбитражного суда от 11.01.2012 принят отказ ФИО1 от следующих заявленных требований:
1. о признании недействительной государственной регистрации права собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Каскаринское МО;
2. о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Каскаринское МО;
3. о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Каскаринское МО, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.
Производство по делу в части указанных требований прекращено.
Арбитражным судом рассматриваются следующие требования заявителя к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Каскаринский»:
1. о признании недействительным решения по пунктам 1 и 5 повестки дня протокола заседания уполномоченных представителей от хозяйственных подразделений коллективного предприятия «Каскаринское» от 20.11.1992 в части выбора коллективной совместной формы собственности на землю и внесения учредителями в уставный фонд Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская» земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
2. о признании недействительными пунктов 1.6., 2.1., 2.6. Устава Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская», утвержденного на Совете учредителей ТОО агропромышленной фирмы «Каскаринская» 20.11.1992 (протокол №1), зарегистрированного Постановлением Администрации Тюменского района №22 от 13.01.1993, в части внесения учредителями в уставный фонд товарищества земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
3. о признании недействительным протокола внеочередного общего собрания участников ТОО АПФ «Каскаринская» от 14.12.2001 в части формирования уставного фонда Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» за счет земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»;
4. о признании за истцом права собственности на земельную долю бесплатно в размере 1/768 или 13,177 га с кадастровой стоимостью 11306 рублей в праве общей долевой собственности, образованной при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское», на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область Тюменский район, Каскаринское МО;
5. о взыскании с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» судебных расходов в виде оплаты услуг представителя в сумме 80.000 рублей.
а также требования к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Каскаринский» и Администрации Тюменского муниципального района:
1. о признании недействительным Постановления Главы Администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское»;
2. о признании недействительным Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №ТЮ2-1700042, выданного на основании Постановления Главы администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское»;
В судебном заседании 26.06.2012 объявлялся перерыв. Судебное заседание продолжено 02.07.2012.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель СПК «Каскаринский» требования не признал на основании изложенных в отзыве доводов и дополнениях к нему.
Представители Тюменского муниципального района, Управления Росреестра по Тюменской области и Департамента имущественных отношений в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей.
Как следует из материалов дела, 20.11.1992 конференцией уполномоченных представителей от хозяйственных подразделений коллективного предприятия «Каскаринское» принято решение о форме собственности на землю, утверждения перечня лиц к наделению имущественными и земельными паями, распределении и установлении порядка определения размера и стоимости земельного пая, распределении имущества и установлении стоимости имущественного пая, реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское» в товарищество, утверждении состава внутрихозяйственной комиссии по реорганизации коллективного предприятия и приватизации земли и др. решения по вопросам повестки дня (л.д.78, 82 том 1).
Сформирован список учредителей будущего товарищества (л.д.92 том 1).
20.11.1992 учредители ТОО агропромышленная фирма «Каскаринская» заключили учредительный договор, пунктом 7 которого предусматривалось, что имущество товарищества формируется за счет стоимости основных и оборотных средств коллективного предприятия «Каскаринское» (правопреемника), паевых вкладов учредителей, и др. и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности. В соответствии с пунктом 9 учредительного договора от 20.11.1992 уставный фонд товарищества состоит из стоимости основных средств бывшего коллективного предприятия в неделимой части, паевых вкладов учредителей и их взносов (л.д.59 том 1).
20.11.1992 учредителями утвержден устав товарищества, пункт 1.6 которого (оспариваемый заявителем) предусматривал, что уставный фонд товарищества состоит из основных средств в неделимой части, паевых вкладов учредителей, взносов учредителей и стоимости земельных паев учредителей (л.д.64 том 1).
Письмом от 25.11.1992 директор ТОО агропромышленная фирма «Каскаринская» обратился от имени учредителей к главе администрации Тюменского района за регистрацией товарищества с ограниченной ответственности «Агропромышленная фирма «Каскаринская» (л.д.58 том 1).
Постановлением от 17.12.1992 №419 Администрации Тюменского района СТОО «Каскаринское» передано всего 16561 га земли, в том числе, в коллективно-совместную собственность бесплатно 10125 га сельскохозяйственных угодий и в постоянное бессрочное пользование 6436 га, других земель 528 га (л.д.109 том 1).
На основании данного постановления ТОО Агропромышленная фирма «Каскаринская» выдан государственный акт №ТЮ2-1700042, в соответствии с которым товариществу передано 16561 га земель, в том числе в коллективно-совместную собственность 10125 га и 6436 га в постоянное бессрочное пользование для сельскохозяйственного производства (л.д.104 том 1).
13.01.1993 Администрации Тюменского района Тюменской области принято постановление №22 о государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская» (л.д.35 том 1).
14.12.2001 на внеочередном общем собрании 583 участников ТОО агропромышленная фирма «Каскаринская» приняты решения по повестке дня: утвержден порядок перехода долей умерших участников товарищества к наследникам; о распределении долей товарищества между участниками товарищества пропорционально их долям в уставном капитале; о реорганизации ТОО агропромышленная фирма «Каскаринская» путем преобразования в СПК «Каскаринский»; об утверждении порядка и условий преобразования товарищества с сельскохозяйственный кооператив; об осуществлении обмена долей участников товарищества на обязательные и дополнительные паи кооператива; о формировании паевого фонда кооператива и об утверждении передаточного акта от товарищества к кооперативу (л.д.1-2 том 2).
14.12.2001 общим собранием членов утвержден устав сельскохозяйственного производственного кооператива Каскаринский» (л.д.37 том 1).
28.06.2002 Администрацией Тюменского района издан приказ №417 о регистарции сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» образованного в форме преобразования ТОО «Агропромышленная фирма «Каскара» (л.д.36 том 1).
21.02.2003 сведения о государственной регистарции кооператива внесены в Единый государственной реестр юридических лиц (л.д.57 том 1).
За СПК «Каскаринский» зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393, назначение объекта: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Тюменская область Тюменский район, Каскаринское МО.
Заявитель, указывая на то, что заявление о распоряжении принадлежащей ему земельной долей не подписывал и не представлял, при принятии решения о внесения данной доли в качестве вклада в уставный капитал товарищества не участвовал, свидетельство о праве на земельную долю ему не выдавалось, считает, что его права на землю при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринский» были нарушены. В связи с данными нарушениями заявитель полагает, что земельный участок коллективного предприятия не мог быть законно передан СПК «Каскаринский». Однако из выписки от 25.06.2010 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество заявитель узнал о том, что за СПК «Каскаринский» зарегистрировано право собственности на земельный участок, на долю в котором, как полагает заявитель, имеется его право собственности.
В связи с изложенным заявитель считает недействительным решение по пунктам 1 и 5 повестки дня протокола заседания уполномоченных представителей от хозяйственных подразделений коллективного предприятия «Каскаринское» от 20.11.1992 в части выбора коллективной совместной формы собственности на землю и внесения учредителями в уставный фонд Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская» земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»; недействительными пунктов 1.6., 2.1., 2.6. Устава Товарищества с ограниченной ответственностью «Агропромышленная фирма «Каскаринская», утвержденного на Совете учредителей ТОО агропромышленной фирмы «Каскаринская» 20.11.1992 (протокол №1), зарегистрированного Постановлением Администрации Тюменского района №22 от 13.01.1993, в части внесения учредителями в уставный фонд товарищества земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское»; недействительным протокола внеочередного общего собрания участников ТОО АПФ «Каскаринская» от 14.12.2001 в части формирования уставного фонда Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» за счет земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское».
Ссылаясь на нарушение порядка реорганизации коллективного предприятия, заявитель считает недействительным Постановление Главы Администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское», а также недействительным Государственный акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №ТЮ2-1700042, выданного на основании Постановления Главы администрации Тюменского района №819 от 17.12.1992 «О передаче земли сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Каскаринское».
Указывая на нарушения порядка реорганизации коллективного порядка и принятия решения о передачи земельной доли работников предприятия в уставный капитал вновь образованного товарищества, на незаконность наделения товарищества, а затем и кооператива землей, ранее принадлежавшей колхозу, заявитель считает, что имеет право на признание за ним права собственности на земельную долю бесплатно в размере 1/768 или 13,177 га с кадастровой стоимостью 11306 рублей в праве общей долевой собственности, образованной при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское», на земельный участок площадью 101199690 кв.м. с кадастровым номером 72:17:0000000:393.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы обязаны были провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами, перерегистрироваться в установленном порядке в соответствующих органах.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (Утратил силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250) коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 01 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Установить право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных и имущественных паев, а также сдачу их в аренду (пункт 9).
Разрешить работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющим земельные доли или земельные акции, продавать их другим работникам хозяйства или хозяйству по свободным ценам (пункт 13).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (Утратил силу с 27.01.2003 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 912) предусматривалось, что для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР".
Районным и внутрихозяйственным комиссиям указано провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность (пункт 4).
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 февраля 1992 года разработать инструкцию о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам (пункт 7).
При этом пунктами 8-10 данного постановления указано, что стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза.
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая;
получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий;
передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;
передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив;
продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (Утратил силу с 27.01.2003 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.12.2002 N 912) утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 04.09.1992 №708 указано, что реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86.
При реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (пункт 5).
В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли (пункт 8).
Пунктом 9 постановления предусмотрено, что трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213. В них включаются, в том числе:
работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01 января 1992 года.
Основным доводом заявителя в обоснование незаконности принятых на заседании 20.11.1992 решений является то, что о данном заседании он не извещался, при его проведении не присутствовал, при принятии решений по вопросам повестки дня не участвовал.
20.11.1992 на заседании уполномоченных представителей от хозяйственных подразделений коллективного предприятия «Каскаринское» принято решение о форме собственности на землю, утверждения перечня лиц к наделению имущественными и земельными паями, распределении и установлении порядка определения размера и стоимости земельного пая, распределении имущества и установлении стоимости имущественного пая, реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское», утверждении состава внутрихозяйственной комиссии по реорганизации коллективного предприятия и приватизации земли и др. решения по вопросам повестки дня (л.д.82 том 1).
Заявитель ссылается на выписку из протокола конференции уполномоченных представителей от хозяйственных подразделений коллективного предприятия «Каскаринское» от 20.11.1992 с повесткой дня в три вопроса: о реорганизации коллективного предприятия, распределении земельных угодий и установлении порядка размера и стоимости земельного пая, распределении имущества и установления стоимости имущественного пая (л.д.78 том 1), полученную заявителем на запрос из государственного учреждения Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» и указывает на противоречие данной выписки своему первоисточнику.
Вместе с тем, выписка из протокола и протокол по оспариваемым вопросам не противоречат друг другу и свидетельствуют о принятии решения о реорганизации коллективного предприятия в товарищество с ограниченной ответственностью, коллективной собственности на землю, и передаче имущественных паев и земельных долей в уставной фонд общества, что соответствует указанным ранее нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ.
Рассуждения истца по поводу различного указания в выписке из протокола и протоколе относительно даты, по состоянию на которую работающие предприятия включались в список лиц, имеющих право на земельную долю и имущественный пай реорганизуемого предприятия не имеют значения для настоящего дела, поскольку факт включения заявителя в список ответчиком не оспаривается. Из выписки из трудовой книжки следует, что заявитель на протяжении всего 1992 года работал на предприятии и был уволен только в мае 1994 года (л.д.97 том 1).
Заявитель со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 01.02.1995 N96 указывает, что сделка по передаче земельной доли в уставной фонд должна быть оформлена в виде учредительного договора. В учредительном договоре от 20.11.1992 земельные паи учредителей в качестве вклада в уставной фонд не указаны, в связи с чем, сделка по передаче его земельной доли в уставной фонд не совершалась.
Постановление Правительства РФ от 01.02.1995 N96, на которое ссылается истец в обоснование необходимости передачи земельной доли в уставный фонд на основании учредительного договора принято позднее завершения реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское». Постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 и постановление Правительства РФ от 04.09.1992 №708, предусматривающих на момент реорганизации коллективного предприятия её порядок, не содержали иных указаний, помимо заявления о распоряжении земельной доли и составления списка членов трудового коллектива, признаваемых учредителями создаваемого товарищества.
Список учредителей ТОО агрофирма «Каскаринская», имеющих право на получение земли в собственность бесплатно утвержден (л.д.92 том 1). Заявитель факт включения себя в этот список не оспаривает. Кроме того, в данном списке имеется его подпись, наличие которой также заявителем не оспаривается.
В соответствии с протоколом №2 от 13.12.1992 (л.д.90 том 1), в земельную комиссию было подано заявление со списком работающих, по состоянию на 01.01.1992 с указанием выбранной формы собственности на землю в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, введенного в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР 25.04.1991 N 1103-1 – коллективная совместная собственность граждан.
Согласно данной статье Земельного кодекса РСФСР 1991 года земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Определение конкретной земельной доли и ее выдел гражданину производятся при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или продажи в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия.
Статья 3 Земельного кодекса РСФСР 1991 года предусматривала, что земля может находиться либо в частной собственности граждан, либо в совместной или долевой собственности колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
Постановлением администрации Тюменского района Тюменской области от 17.12.1992 №819 передано СТОО «Каскаринское» в коллективно-совместную собственность бесплатно 10125 га сельскохозяйственных угодий, выдан государственный акт на землю.
Причем, согласно пункту 6 Указа N 323, пункту 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 в случае приватизации земли обществом, преобразованным из государственных сельскохозяйственных предприятий, собственность, которая могла быть за ним зарегистрирована как раз и могла быть "коллективно-совместной», как это указано в постановлении от 17.12.1992 №819, а также в Уставе общества.
Таким образом, вышеназванное постановление закрепило предоставление земли, которая была внесена в качестве вклада в уставный капитал, а товарищество с момента регистрации (13.01.1993) стало ее собственником.
Заявитель указывает, что свидетельство о праве собственности на землю ему не выдавалось, в связи с чем он не мог реализовать свое право на землю.
Пунктом 1 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных данным постановлением Правительства РФ в случае если земельные доли и имущественные паи были рассчитаны ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" выдача свидетельств осуществляется по заявлениям собственников.
До января 1993 года, в правовых актах, которые сопровождали земельную реформу, не говорилось о форме документов, удостоверяющих право граждан на земельную долю. Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 местной администрации надлежало обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право. Таким образом, предусматривалось выдача правоустанавливающих документов на земельные участки, но не доли.
Согласно пункту 18 данного постановления моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
Как указано в пункте 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", свидетельство о праве собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал организации, теряет юридическую силу.
Таким образом, свидетельство о праве собственности на земельную долю не создает каких-либо правовых последствий, поскольку со дня регистрации товарищества учредители, среди которых значился и ФИО1, лишились права на земельные долю путем передачи ее в уставный капитал возникшего с момента регистарции товарищества.
Ответчиком в материалы дела представлено заявление ФИО1 во внутрихозяйственную комиссию о включении в список учредителей по организации товарищества с использованием причитающегося ему земельного пая в форме коллективной собственности, имущественного пая и личного вклада в сумме 10000 рублей в качестве учредительного взноса на праве общей долевой собственности от 15.12.1992.
ФИО1 заявлено о фальсификации данного документа по причине того, что подпись ему не принадлежит.
В целях проверки заявления о фальсификации, судом назначалась почерковедческая экспертиза.
Заключением эксперта от 17.04.2012 был сделан вывод о том, что подпись от имени ФИО1, изображение которой расположено в строке после слова «Владелец» в электрографической копии заявления во внутрихозяйственную комиссию коллективного предприятия «Каскаринское» от 15.12.1992 выполнена не самим ФИО1, а другим лицом (л.д.3-7 том 4).
Вместе с тем, суд считает, что данное обстоятельства не влечет безусловного удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства РФ от 04.09.1992 №708 владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
А в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства от 29.12.1991 N86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов" владелец имущественного пая и земельной доли обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из указанных выше следующих форм использования.
Таким образом, при выборе второго способа члены трудового коллектива колхоза должны внести в качестве взноса в создаваемое общество как имущественные паи, так и принадлежащие им земельные доли. Либо распорядиться данной долей иным, предусмотренным в постановлении от 29.12.1991 №86 способом.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.09.2006 N 16481/05 и от 01.07.2008 N 3905/08.
Таким образом, по смыслу проведения земельной реформы работники коллективных предприятий должны были принять решение о распоряжении принадлежащей им в силу закона земельной долей.
Заявитель ссылается в заявлении на то, что по результатам заседания 20.11.1992 был включен в список работников предприятия являющихся учредителями товарищества (л.д.15 том 1 последний абзац, л.д.92 том 1), на основании данного списка заявитель основывает свои требования относительно причитающейся ему земельной доли.
Заявитель, обращаясь с жалобами на действия кооператива в различные органы власти, указывал, что вносил в уставный капитал товарищества свои права на землю, на имущество, а также 10000 рублей (например, письмо в адрес председателя Тюменской областной Думы (л.д.55 том 2).
В исковом заявлении истец подтвердил, что не распоряжался данной долей иными способами (страница 9 заявления, л.д.19 том 1).
В соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" и статьей 11 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" с момента внесения имущественных паев и земельных долей в уставный капитал, товарищество стало их собственником, а бывшие члены трудового коллектива и иные учредители - его участниками.
В соответствии с протоколом от 14.12.2001 товарищество было реорганизовано в СПК «Каскаринский» с обменом долей на паи в уставном капитале кооператива.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
СПК «Каскаринский» признает ФИО1 участником кооператива, образованным в результате реорганизации товарищества.
Именуя себя членом кооператива, ФИО1 в составе группы лиц, обращался с запросами, жалобой и заявлениями в различные государственные органы и органы местного самоуправления за разрешением сложившегося с СПК «Каскаринский» корпоративного спора по поводу невыдачи членских книжек, невыплате части прибыли, непредставления отчетности и другим.
Так, обращаясь в прокуратуру в январе 2008 года, заявитель, именуя себя членом кооператива, указывает на спор с органами его управления в нарушении своих прав на участие в управлении кооператива и получении части прибыли от его деятельности также ссылается на преобразование совхоза «Каскаринскй» в товарищество, а затем и в кооператив указывает на уплату в уставный капитал товарищества денежных средств и своих прав на землю и имущество, которыми они были наделены в процессе реорганизации совхоза (л.д.60-69 том 2).
Таким образом, фактически имеет место нарушение корпоративных прав заявителя, а не прав на землю, в связи с чем выбранный заявителем способ защиты не обеспечит восстановление его субъективных прав.
Администрация Тюменского муниципального района и СПК «Каскаринский» заявили об истечении исковой давности для обращения заявителя с требованиями в арбитражный суд.
Заявителем одновременно заявлены исковые требования и требования, рассматриваемые судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Нормы, регулирующие особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ с таким заявлением заинтересованные лица могут обратиться в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О следует, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Пропуск срока на обращение в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в случае пропуска стороной срока исковой давности и при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ под исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 57 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №10/22 течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса РФ, то есть три года.
Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Заявитель указал в судебном заседании, что землей он не пользовался, место ее расположения ему неизвестно. Материалы дела свидетельствуют о том, что правовым положением причитающегося ему имущества он до 2008 года не интересовался.
Таким образом, предполагаемые нарушения прав лица связаны с лишением его владения данным имуществом в 1992 году, в связи с чем срок исковой давности подлежит применению на общих основаниях.
В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Указанных юридических фактов судом не установлено.
Истец возражает против определения начала срока исковой давности с 11.12.1992, указывая, что срок начал течь не ранее, когда истец узнал о зарегистрированном праве кооператива в соответствии с выпиской от 25.06.2010 (л.д.98 том 1), а затем из документов, полученных из государственного архива по запросу заявителя.
В дополнении к заявлению (л.д.151 том 1) истец указал, что о нарушении прав на земельную долю оспариваемыми актами ему стало известно 05.10.2011 после получения консультации от представителя в соответствии с договором возмездного оказания услуг о 05.10.2011 и сопроводительным письмо от 04.10.2011 к проекту искового заявления.
Вместе с тем именно нарушение прав и законных интересов истца должно было явиться поводом для обращения за юридической помощью и привлечения представителя.
Учитывая заявление ответчика об истечении исковой давности, суд соглашается с его мнением о том, что о нарушении своих прав на землю истец должен был знать не позднее 1993 года.
Об этом в частности свидетельствует то, что ФИО1 в 1992 году включен в список участников образуемого из коллективного предприятия товарищества, о чем свидетельствует его подпись в списке. Наличие данного списка не оспорено заявителем, более того, на данный документ заявитель неоднократно ссылается в обоснование своих требований (л.д.93 том 1).
О том, что ФИО1 мог и должен был знать об оспариваемых им фактах свидетельствует также и то, что в его трудовую книжку на основании постановления Администрации Тюменского района №22 от 13.01.1993, которым зарегистрировано товарищество в качестве юридического лица, внесена запись о реорганизации совхоза «Каскаринский» в ТОО Агропромышленная фирма «Каскаринская» (л.д.97 том 1).
На внеочередном собрании участников товарищества 14.12.2001 при принятии решений о реорганизации товарищества в кооператив, активно участвовала в обсуждении вопросов повестки дня ФИО2 – дочь и представитель заявителя по делу.
Таким образом, о предполагаемых нарушениях своих прав на земельную долю оспариваемыми протоколами, уставом товарищества и решениями уполномоченного в области предоставления земельных участков органа ФИО1 узнал или должен был узнать не позднее 1993 года, а о нарушениях своих прав при формировании 14.12.2001 уставного фонда Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» за счет земельных долей, полученных при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское» не позднее 2002 года.
В связи с изложенным ранее, суд скептически относится к доводам заявителя о том, что о нарушении своего права на землю он узнал только в 2011 году из выписки из ЕГРИП от 25.06.2010 (л.д.98 том 1), а затем из документов, полученных из государственного архива по запросу заявителя.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц (статьи 7, 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы, в том числе путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов.
Следовательно, учитывая установленные судом фактические обстоятельства, ничто не мешало заявителю и ранее получить архивные документы и с соблюдением процессуальных сроков обратиться в суд.
Таким образом, суд считает, что заявителем пропущен срок обращения в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права.
Ввиду утраты права на оспаривание документов и сделок, послуживших основанием для возникновения права собственности у ответчика на испрашиваемое имущество по причине пропуска исковой давности, правовые основания для признания за ФИО1 права собственности на земельную долю в размере 1/768 или 13,177 га в праве общей долевой собственности, образованной при реорганизации коллективного предприятия «Каскаринское», отсутствуют.
На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат в полном объеме.
В этой связи подлежит отклонению судом ходатайство заявителя о возмещении ему судебных расходов на оплату услуг представителя.
СПК «Каскаринский» заявлено о возмещении судебных расходов, понесенных на оплату услуг представителя в сумме 40000 рублей.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявление о возмещении судебных расходов подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1). Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5).
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В доказательство несения расходов на оплату услуг представителя, заявителем представлены: договор об оказании юридических услуг от 31.10.2011, акт об оказании услуг от 22.12.2011, счет на оплату №278 от 31.10.2011 на сумму 40000 рублей, платежное поручение от 17.11.2011 №274 на сумму 40000 рублей.
По условиям заключенного договора, за исполнение обязательств по представлению интересов заказчика при рассмотрении требований судом первой инстанции исполнителю подлежит уплате 40000 рублей.
Таким образом, несение ответчиком расходов в сумме 40000 рублей на оплату услуг представителя подтверждается представленными документами.
С учетом анализа сложности спора, объема представленных и подготовленных представителем документов, суд считает, что заявленный размер расходов за юридические услуги по представительству интересов в суде первой инстанции отвечает требованиям разумности.
Таким образом, с заявителя в пользу СПК «Каскаринский» подлежат взысканию судебные расходы в общей сумме 40000 рублей.
Судебные расходы, понесенные заявителем на оплату экспертизы по делу, возмещению ему не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Каскаринский» следует возвратить с депозитного счета Арбитражного суда Тюменской области 9 175, 68 рублей, перечисленные для оплаты стоимости проведения экспертизы.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО1 (дата рождения: 22.09.1949; место рождения: д.Букреево Калачинского района Омской области; адрес места жительства: <...>) в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива «Каскаринский» судебные расходы в сумме 40 000 рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
Возвратить Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Каскаринский» с депозитного счета Арбитражного суда Тюменской области 9 175, 68 рублей, перечисленные платежным поручением № 888 от 07.03.2012 для оплаты стоимости проведения экспертизы.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Минеев О.А.