ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-10266/09 от 02.11.2009 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  город Тюмень

Дело № А70-10266/2009

02 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.11.2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2009 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО «Центральный инвестиционный дом»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления от 24.08.2009 г. № 62-09-263/ПН о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя: ФИО1, представитель (доверенность от 16.10.2009 г.),

от ответчика: не явился,

установил:

22.09.2009 г. в арбитражный суд Тюменской области обратилось ООО «Центральный инвестиционный дом» (далее- заявитель) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее- ответчик) с заявлением об отмене постановления от 24.08.2009 г. № 62-09-263/ПН и отправлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на нарушение ответчиком процедуры привлечения заявителя к административной ответственности в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения.

Определением суда от 05.10.2009 г. судебное заседание отложено.

Ответчик в отзыве на заявление требования заявителя не признал (л.д.96-100).

В судебном заседании 26.10.2009 г. заявитель уточнил предмет заявленных требований, просил суд признать незаконным и отменить постановление от 24.08.2009 г. № 62-09-263/ПН о назначении административного наказания (л.д.83).

Суд в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) принимает к рассмотрению уточненный предмет заявленных требований.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д.25).

Суд в соответствии со ст. 123, 156, 210 АПК РФ считает возможны рассмотреть заявленные требования по существу в данном судебном заседании, в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

В судебном заседании 26.10.2009 г. судом объявлен перерыв до 02.11.2009 г. для представления заявителю возможности ознакомления с отзывом на заявление.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Ответчик имеет статус юридического лица, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, представленной в материалы дела регистрирующим органом по запросу суда (л.д.73 – 82).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ заявитель на основании выданных лицензий осуществляет брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, т.е. в соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее- ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ) является профессиональным участником рынка ценных бумаг (л.д.74- 76).

Согласно ст. 30 ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п. 3, 4 Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ № 33, Минфина РФ № 109н от 11.12.2001 г., приложения № 1 к Постановлению ФКЦБ РФ № 33, Минфина РФ № 109н от 11.12.2001 г., п. 1 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.11.2004 г. № 04-909/пз, профессиональный участник представляет свою квартальную отчетность по форме № 1100 за 1 квартал не позднее 15 мая в одну из саморегулируемых организаций, членом которых он является. Профессиональный участник, не являющийся членом ни одной саморегулируемой организации, представляет отчетность по своему выбору в одну из саморегулируемых (иных уполномоченных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг на получение отчетности профессиональных участников) организаций или в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Уполномоченными организациями на получение отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов в бумажной или в электронной форме с целью последующего ее представления в Федеральную службу по финансовым рынкам являются Фонд «Институт фондового рынка и управления»; Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев; Национальная ассоциация участников фондового рынка; Национальная фондовая ассоциация.

Отчетность может представляться в бумажной форме или в электронной форме посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через сеть Интернет. В Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг отчетность представляется в бумажной и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах). Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или иной уполномоченный орган.

Таким образом, квартальную отчетность по форме № 1100 за 1 квартал 2009 г. заявитель обязан был представить не позднее 15.05.2009 г. в одну из саморегулируемых организаций, членом которых он является либо по своему выбору в одну из саморегулируемых (иных уполномоченных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг на получение отчетности профессиональных участников) организаций или в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг.

Возложенную на него обязанность заявитель не исполнил, квартальную отчетность за 1 квартал 2009 г. в один из вышеуказанных органов не представил. Доказательства иного суду не представлено.

Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).

Таким образом, в действиях ответчика имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3. КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Предусмотренная законом государственная регистрация в качестве юридического лица не только наделяет юридическое лицо правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения деятельности. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а само юридическое лицо решает вопросы целесообразности ведения данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличию необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли оно нести обременения, вытекающие из правового статуса юридического лица. Таким образом, ответчик обязан был осуществлять свою деятельность с соблюдением законодательства в данной сфере.

Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, совершение его заявителем, вина заявителя в совершенном правонарушении.

Вместе с тем, привлечение лица к административной ответственности за совершение им административного правонарушения возможно только при соблюдении процедуры такого привлечения, регламентированной КоАП РФ.

КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Частью 3 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что в при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Действующее административное законодательство предусматривает возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае их неявки, если они извещены в установленном порядке о дате и месте составления протокола.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 08.07.2009 г. № 09-240/пр-ап составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя (л.д.51- 58).

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ч. 3 ст. 28.8. КоАП РФ в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Судом установлено, что ответчиком при получении протокола от 08.07.2009 г. № 09-240/пр-ап обнаружен факт неверного указания места совершения административного правонарушения: вместо «г. Тюмень», указано «г. Москва», в связи с чем определением от 23.07.2009 г. протокол об административном правонарушении от 08.07.2009 г. был возвращен в орган, его составивший (л.д.67- 68).

В соответствии с ч. 3 ст. 28.8. КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Судом установлено, что ответчиком недостатки протокола об административном правонарушении от 08.07.2009 г. исправлены путем замены первого листа протокола (л.д.45, 46).

Вместе с тем, из системного толкования ст. 26.1., ч. 2, 3, 4.1. ст. 28.2. КоАП РФ следует, что определение места совершения административного правонарушения является существенным элементом события административного правонарушения, а, следовательно, изменение данных о месте совершения правонарушения возможно лишь путем составления нового протокола об административном правонарушении с извещением лица, в отношении которого данный протокол составляется.

Согласно п. 10, 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Судом установлено, что ответчиком недостатки протокола об административном правонарушении исправлены путем замены первого листа протокола без участия и без извещения законного представителя заявителя (л.д.45, 46).

Учитывая изложенное, принимая во внимание тот факт, что, внося изменение в протокол об административном правонарушении без извещения об этом заявителя, административный орган лишил тем самым предоставленного заявителю ч. 2 ст. 28.2. КоАП РФ права на представление объяснений, т.е. права на защиту, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности и, как следствие, основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене.

Руководствуясь статьями 168-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 24 августа 2009 года № 62-09-263/ПН о привлечении к административной ответственностиООО «Центральный инвестиционный дом» на основании ст. 19.7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 550 000 рублей признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.

Судья Л.А. Крюкова