АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тюмень Дело № A70-10772/2012
«4» марта 2013 года.
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 04 марта 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шрамовой О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
Закрытого акционерного общества «Тюменский машиностроительный завод»
к Отделу надзорной деятельности № 13 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области
об оспаривании предписания № 462/3/218-24 от 10.08.2012,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 14.06.2011,
от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 15.01.2013,
установил:
Закрытое акционерное общество «Тюменский машиностроительный завод» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности № 13 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области (далее по тексту – ответчик) о признании недействительным предписания № 462/3/218-24 от 10.08.2012.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, во исполнения распоряжения главного государственного инспектора Калининского АО г.Тюмени по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности № 13 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области № 462 от 06.08.2012 в период с 09.08.2012 по 10.08.2012 государственным инспектором Калининского АО г.Тюмени по пожарному надзору, старшим инспектором ОНД № 13 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка соблюдения установленных требований в области гражданской обороны в отношении ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» по адресу: <...>. Целью проверки являлся контроль исполнения ранее выданного предписания № 293/3/156-24 от 25.06.2012.
По результатам проверки должностным лицом ответчика выдано оспариваемое предписание № 462/3/218-24 от 10.08.2012, состоящее из 24-х пунктов, которыми Обществу вменено в обязанность устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Считая указанное предписание не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 (далее - Положение № 305), государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
В силу пункта 4 Положения № 305 органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В пункте 6 Положения № 305 сказано, что должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (действовавший в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Административный регламент № 381).
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента № 381 объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Согласно пункту 5 Административного регламента № 381 предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из пункта 8 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149, город Тюмень, исходя из численности населения, подлежит отнесению ко второй группе территорий по гражданской обороне, то есть представляет высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Таким образом, учитывая положения указанных норм права, ответчик в данном случае имел право проводить проверку на предмет выполнения Обществом требований гражданской обороны и в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания Обществом не планируется и не в полной мере организовано обучение руководителей и работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной в образовательных центрах МЧС РФ, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны.
В пункте 3 оспариваемого предписания указано, что у Общества отсутствует Приказ об организации обучения, программа, расписание занятий, конспекты, журналы посещаемости.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, среди прочего, осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, являются, в том числе, планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, обучению в области гражданской обороны подлежат в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители); должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны); работающее население.
Пункта 4 указанного Положения предусмотрено, что обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.
В соответствии с пунктом 5 данного Положения в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации разрабатывают рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
Таким образом, учитывая изложенное, пункты 1, 3 оспариваемого предписания являются законными и обоснованными, поскольку на Общество возложена действующим законодательством обязанность по обучению в области гражданской обороны. При таких обстоятельствах, заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 2 оспариваемого предписания у Общества отсутствует план размещения работников и членов их семей в загородной зоне, который должен быть согласован с органами местного самоуправления, отсутствуют ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
В предписании имеется общая по всем пунктам ссылка на нормы Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ. Кроме того, в оспариваемом пункте 2 предписания в качестве обоснования такого мероприятия административным органом указан пункт 16.3 Положения приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
Одна из основных задач в области гражданской обороны, определенных в статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, включает в себя эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Пунктом 16 Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» предусмотрены мероприятия, которые в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют организации.
В частности, из пункта 16.3 указанного Положения следует, что организации планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах;
- подготовка районов размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
Поскольку в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время, заявитель должен совершать соответствующие действия.
Поскольку такая обязанность по разработке согласованного плана, по получению ордеров возложена нормативным правовым актом на заявителя, то указание в предписании на необходимость выполнения таких мероприятий не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересы заявителя.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным пункта 2 предписания.
Согласно пункту 4 оспариваемого предписания у Общества отсутствует Приказ о создании в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств и номенклатура на указанное имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 №N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение № 379).
Пунктом 3 Положения № 379 установлено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В пункте 4 Положения № 379 сказано, что номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 9 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденных Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 № 43-2047-14, запасы создают организации для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым отказать заявителю о признании недействительным пункта 4 оспариваемого предписания.
Пункты 5 - 13 оспариваемого предписания касаются не исполнения Обществом обязанности по наличию, хранению и эксплуатации средств радиационной и химической защиты.
Ранее судом было указано, что в соответствии с Положением № 379 запасы материально-технических средств включают в себя, в том числе, средства радиационной и химической защиты.
Приказом МЧС РФ от 27.05.2003 № 285 утверждены и введены в действие Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, соблюдение которых обязательно для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны (далее по тексту - Правила № 285), которые определяют требования к складским помещениям, а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.
Пунктом 1.2 Правил № 285 установлено, что исполнение требования настоящих Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны.
Правила определяют порядок использования и содержания:
средств индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующих и изолирующих противогазов, дополнительных патронов и респираторов, камер защитных детских);
средств индивидуальной защиты кожи (фильтрующей одежды и изолирующих средств: костюмов, комплектов);
приборов радиационной разведки и контроля (сигнализаторов радиоактивности, радиометров-рентгенметров, измерителей мощности дозы, индивидуальных дозиметров, радиометрических установок и приборов);
приборов химической разведки и контроля (войсковых приборов химической разведки, медицинских приборов химической разведки, газоанализаторов для контроля воздуха) (пункт 1.4 Правил № 285).
Пунктом 2.1 Правил № 285 установлено, что основной задачей хранения средств радиационной и химической защиты является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также поддержание в постоянной готовности к выдаче для использования по предназначению в установленные сроки.
Содержание (хранение) средств радиационной и химической защиты осуществляется на складах, а также в запасе организаций.
Средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий); их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.
Хранение средств радиационной и химической защиты включает:
правильное устройство, оборудование, содержание и использование складов (хранилищ);
прием поступающих средств радиационной и химической защиты на хранение и устранение выявленных недостатков;
подготовку средств радиационной и химической защиты для хранения с применением консервации;
подготовку мест хранения, обеспечение и поддержание в них необходимых условий (температуры, влажности и др.);
проведение лабораторных испытаний, поверки, ремонта и технического обслуживания средств радиационной и химической защиты;
соблюдение режима хранения средств радиационной и химической защиты в зависимости от их химических и физических свойств;
своевременную замену и освежение средств радиационной и химической защиты;
охрану складов (хранилищ) и выполнение правил пожарной безопасности;
оснащение складов (хранилищ) средствами механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ;
проведение должностными лицами гражданской обороны периодических проверок организации хранения средств радиационной и химической защиты (пункты 2.2, 2.3, 2.4 Правил № 285).
Согласно пункту 2.8.10 Правил № 285 на рабочем месте заведующего складом должно быть следующее имущество и документация:
специальный стол для картотеки; металлический шкаф (ящик) для хранения служебной документации и справочной литературы; средства связи; паспорт хранилища (приложение № 3); план размещения средств радиационной и химической защиты; функциональные обязанности заведующего складом; руководящие документы по хранению средств радиационной и химической защиты; схемы эвакуации средств радиационной и химической защиты и оповещения персонала склада; журналы учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления (приложение № 4), списанных средств радиационной и химической защиты (приложение № 5), карточек учета и стеллажных ярлыков; накладные на выдачу средств радиационной и химической защиты, график выдачи средств радиационной и химической защиты; план работы склада на год (квартал, месяц), график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты, план противопожарной защиты склада (хранилища); техническая документация, сопроводительные документы и накладные на получение средств радиационной и химической защиты, инструкция о действиях работников склада при пожаре с расчетом сил и средств, инструкции по требованиям безопасности при работе на складе, накладные на выдачу списанных средств радиационной и химической защиты, копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты, акты проверки склада органами пожарного надзора и другие документы.
В каждом складском помещении штабеля нумеруются по порядку. Номер штабеля обозначается на квадрате из фанеры или картона размером 20 x 20 см цифрами черного цвета на белом фоне. Высота цифр - 10 см, ширина шрифта - 1,5 см. На середине каждого штабеля со стороны центрального прохода на высоте 1,8 м от пола должна быть прикреплена табличка с номером штабеля, а ниже на высоте 30 см прикрепляется стеллажный ярлык по установленной форме (приложение № 7). Между штабелями, а также между стенами хранилища и штабелями должны оставаться проходы шириной не менее 0,6 м в зависимости от размеров тары (пунктом 2.9.3 Правил № 285).
В хранилище должен оставаться центральный или боковой проход шириной не менее 2 м, позволяющий проезд средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Пунктом 2.9.5 Правил № 285 установлено, что средства радиационной и химической защиты в хранилище должны размещаться по видам, модификации, целевому назначению, партиям, срокам изготовления и консервации.
Списанные средства радиационной и химической защиты размещаются на складе в отдельных местах, штабелях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность и защищенных от попадания атмосферных осадков. При этом на стеллажные ярлыки наносится надпись «Списанное».
Согласно Приказу МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется: организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
В силу пункта 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 накопление средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Пунктом 6 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 установлено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.
Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:
для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что ответчик правомерно возложил на Общество обязанности, указанные в пунктах 5 - 13 оспариваемого постановления, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований заявителю в указанной части надлежит отказать.
Доводов относительно недействительности пункта 24 предписания заявителем не приведено.
Поэтому суд считает, что в этой части заявитель в нарушение части 1 статьи 65 и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не доказал, что данный пункт предписания не соответствует закону или иному нормативному правому акту, нарушает его права и законные интересы. При таких обстоятельствах, заявленные требования в указанной части также не подлежат удовлетворению.
В то же время, пунктами 14-23 оспариваемого предписания на Общество возложена обязанность устранить нарушения, касающихся защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: ул. Авторемонтная, 12.
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), требования о выполнении которых, указаны в оспариваемом предписании, утверждены приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 (далее – Правила № 583).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил № 583 их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно пункту 1.3 Правил № 583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
На основании пункту 1.4 Правил № 583 для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
Пункта 1.7 Правил № 583 предусмотрено, что готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся.
Пунктами 2.1 и 2.2 Правил № 583 установлено, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Таким образом, требования Правил № 583 эксплуатации ЗС ГО распространяются на организации, эксплуатирующие данное сооружение гражданской обороны. При этом, организация является эксплуатирующей ЗС ГО, если данное сооружение состоит у нее на учете.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств того, что обследованный ответчиком ЗС ГО состоит у Общества на балансе, а также то, что Общество осуществляет какой-либо вид учета в отношении данного имущества, ответчик в материалы дела не представил.
Доказательства того, что у Общества имеются какие-либо права, оформленные в установленном законом порядке на данное ЗС ГО, в материалах дела также отсутствуют.
Защитные сооружения гражданской обороны в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, отнесены к объектам федеральной собственности.
Права собственника на объекты федеральной собственности на территории Тюменской области осуществляет Территориальное управление Росимущества в Тюменской области.
Согласно письму Территориального управления от 5 декабря 2007 г. № 4929/01 спецпомещение ГО ЗС (убежище), находящееся по адресу: 625017, <...>, является казной Российской Федерации, находится в реестре федерального имущества, учет которого возложен на Территориальное управление Росимущества по Тюменской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, с предприятием которое осуществляет приватизацию государственного или муниципального имущества заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Доказательства того, что собственником заключен договор о правах и обязанностях Общества в отношении данного объекта ГО, ответчиком не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что пункты 14-23 оспариваемого предписания незаконно возлагают на Общество обязанности по выполнению мероприятий, касающихся надлежащего содержания и эксплуатации ЗС ГО, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а потому подлежат признании недействительным.
Также судом установлено, подтверждается материалами дела, а также не оспаривается сторонами, что фактически предписание № 462/3/218-24 от 10.08.2012 повторило ранее выданное предписание № 293/3/156-24 от 25.06.2012, которое было предметом рассмотрения Арбитражным судом Тюменской области по делу № А70-7287/2012 по заявлению ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» к ОНД № 13 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области.
Решение от 08.11.2012 Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-7287/2012 вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, оспариваемое предписание № 462/3/218-24 от 10.08.2012 Отдела надзорной деятельности № 13 УНД ГУ МЧС, выданное ЗАО «Тюменский машиностроительный завод», не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в части пунктов 14-23, а потому подлежит признанию в указанной части недействительным, в части требований о признании недействительными пунктов 1-13, 24 оспариваемого предписания, суд полагает необходимым отказать заявителю.
В связи с частичным удовлетворением заявленных требований на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесенные по уплате государственной пошлины, в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать выданное Отделом надзорной деятельности № 13 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области предписание № 462/3/218-24 от 10.08.2012 недействительным в части пунктов 14-23.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Отдела надзорной деятельности № 13 УНД ГУ МЧС России по Тюменской области (625048, <...>, <...>; зарегистрировано 25.11.2004 ИФНС России по г.Тюмени № 3 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу Закрытого акционерного общества «Тюменский машиностроительный завод» (625000, <...>; зарегистрировано 28.11.2002 ИФНС России по г.Тюмени № 3 ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Безиков О.А.