ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1268/13 от 09.09.2013 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело №A70-1268/2013

13 сентября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2013 года.

Решение в полном объёме изготовлено 13 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Соловьева К.Л., рассмотрев дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Авангард»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации № 24477А, № 24475А, № 24472А от 15.01.2013г.,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Альпина»,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии представителей сторон:

от заявителя: не явились, извещены,

от ответчика: ФИО2 - на основании доверенности от 05.08.2013г., ФИО3 - на основании доверенности от 27.11.2012г.,

от третьего лица: не явились, извещены.

установил:

ООО «Авангард» (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области (далее- ответчик, Регистрирующий орган) о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации №24477А, №24475А, №24472А от 15.01.2013г.

Определением суда от 04.06.2013г. производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу №А70-446/2013.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013г. по делу №А70-446/2013 решение суда оставлено в силе, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Определением суда 09.09.2013г. производство по делу возобновлено.

Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении №62505264117629, №62505264117650, №62505264117643 о получении определения, факсимильными сообщениями, направленными заявителю и третьему лицу от 04.09.2013г.

Согласно пункту 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещёнными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Согласно материалам дела, заявитель и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие извещённых надлежащим образом заявителя и третьего лица.

Представитель ответчика возражает по основаниям, изложенным в отзыве (т.1л.д.56-60).

Из материалов дела следует, что 29.12.2012г. ООО «Альпина» в Регистрирующий орган были поданы:

уведомление о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002, вх. №24472А (т.1л.д.23);

уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003, вх. № 24475А (т.1л.д.22);

заявление о ликвидации (по решению учредителей (участников) или иного органа юридического лица) по форме Р16001, вх. №24477А (т.1л.д.21).

15.01.201г. Регистрирующим органом были приняты:

решение №24472А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее- Федеральный закон от 08.08.2001г. №129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов, основанием для отказа являлось нарушение установленного пунктом 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) и Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ порядок ликвидации юридического лица, т.к. в Едином государственном реестре юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) отсутствуют сведения о представлении уведомления о принятии решения о ликвидации ООО «Альпина» по форме Р15001 (т.1л.д.24);

решение №24475А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, основанием для отказа являлось нарушение установленного пунктом 1 статьи 62 ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ порядок ликвидации юридического лица, т.к. в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о представлении уведомления по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также по форме Р15002 уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, кроме того, в представленном промежуточном ликвидационном балансе на 18.12.2012г. отсутствует отметка налогового органа по месту учёта юридического лица (т.1л.д.25);

решение №24477А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, основанием для отказа являлось нарушение установленного пунктом 1 статьи 62 ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ порядок ликвидации юридического лица, т.к. в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о представлении уведомления по форме о принятии решения о ликвидации юридического лица Р15001, а также по форме уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора Р15002, уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003, кроме того, в представленном ликвидационном балансе на 19.12.2012г. отсутствует отметка налогового органа по месту учёта юридического лица (т.1л.д.26).

Считая указанные решения незаконными, вынесенными с нарушением прав и законных интересов ООО «Авангард», заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Тюменской области.

Регистрирующий орган считает оспариваемые ненормативные акты законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, входят проверка их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

На основании статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Как следует из пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ документы, предусмотренные статьёй 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу пунктов «а», «б» статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определённых настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован в статьях 61 - 64 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктом 2 статьи 62 ГК РФ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В силу пункта 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Пунктом 8 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Судом установлено, что ООО «Авангард» 21.01.2013г. обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области о признании недействительными решений от 23.10.2012г. №19219А и № 19223А, обосновывая свои требования отсутствием у налогового органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица - ООО «Альпина» по мотивам, приведённым в оспариваемых решениях Инспекции.

Решением суда от 08.04.2013г. по делу №А70-446/2013 заявленные требования удовлетворены.

Решение №19219А от 23.10.2012г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (согласно сведениям, полученным из Федерального информационного ресурса, сопровождаемого МИФНС России по ЦОД, ФИО4 не является руководителем ООО «Авангард» - участника ООО «Альпина») было признано незаконным.

Решение №19223А от 23.10.2012г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (отсутствие уведомления о принятии решения о ликвидации ООО «Альпина» по форме Р15001) было признано незаконным.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013г. по делу № А70-446/2013 в удовлетворении апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области было отказано.

В силу статьи 2 АПК РФ, одними из задач судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду;

Частью 1 статьи 16 АПК РФ, установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы права, следует, что преюдициальность, имеющая свои объективные и субъективные пределы, представляет собой предрешенность некоторых фактов, которые не надо доказывать вновь при рассмотрении дела с аналогичным предметом, основанием заявленных исковых требований и субъектным составом участников рассматриваемого судом спора.

Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.

Следовательно, содержащиеся в судебном акте арбитражного суда по делу №А70-446/2013 выводы о фактах имеют обязательное значение в отношении лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 69 АПК РФ).

Учитывая изложенное, а также выводы Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31.10.1996г. «О применении Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел в суде первой инстанции», суд считает установленными и не подлежащими доказыванию факты, изложенные в решении Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2013г. по делу №А70-446/2013 и в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013г по данному делу, согласно которым документы на государственную регистрацию были представлены все, включая уведомление по форме Р15001, и надлежащим заявителем.

Как установлено судом, уведомление о принятии решения о ликвидации ООО «Альпина» по форме Р15001 было представлено в Регистрирующий орган, в связи с чем, у ответчика отсутствуют основания для принятия решения №224472А от 15.01.2013г. об отказе в государственной регистрации.

В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

ООО «Альпина» направила в Регистрирующий орган уведомление по форме Р15002, к которому было приложено решение единственного участника общества- ООО «Авангард» от 28.09.2012г. о назначении ликвидатором общества ФИО5 (т.1л.д.80), что отражено в листе А формы Р15002 (т.1л.д.79).

Таким образом, довод ответчика о непредставлении ООО «Альпина» в целях государственной регистрации уведомления о принятии решения о ликвидации ООО «Альпина» по форме Р15001 подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании недействительным решения №24472А от 15.01.2013г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Согласно материалам дела, ООО «Альпина» к уведомлению о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 приложило для представления в Регистрирующий орган протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса от 18.12.2012г. (т.1л.д.75) и сам промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 18.12.2012г. с отметкой ИФНС России по г. Тюмени №4 (т.1л.д.108), составленный по соответствующей форме.

Следовательно, довод ответчика о непредставлении ООО «Альпина» в целях государственной регистрации уведомления по форме Р15001 и уведомления о назначении ликвидатора по форме Р15002 подлежит отклонению как опровергнутый представленными заявителями доказательствами.

Таким образом, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании недействительным решения №24475А от 15.01.2013г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюдён установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчёты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нём сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, ООО «Альпина» представило в Регистрирующий орган заявление по форме Р16001, подписанное ликвидатором общества ФИО5 (т.1л.д.67-68). К заявлению, согласно расписке в получении документов (т.1л.д.21), приложена квитанция об оплате государственной пошлины (т.1л.д.67), протокол об утверждении ликвидационного баланса от 19.12.2012г. (т.1л.д.69), сам ликвидационный баланс с отметкой ИФНС России по г. Тюмени №4 (т.1л.д.16-17).

Таким образом, довод ответчика о непредставлении ООО «Альпина» в целях государственной регистрации уведомления о принятии решения о ликвидации ООО «Альпина» по форме Р15001, уведомления о назначении ликвидатора по форме Р15002, а также уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003 подлежит отклонению как опровергнутый представленными заявителем доказательствами.

В связи с чем, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании недействительным решения №24477А от 15.01.2013г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определённых Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Заявленные требования Общества подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ, принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженную в пункте 5 Информационного письма от 13.03.2007г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», с Инспекции в пользу заявителей подлежат взысканию судебные расходы, понесенные ими в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными и несоответствующими Федеральному закону от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решения от 15.01.2013г. №24472А, №24475А, №24477А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области (625009, <...>; зарегистрирована 04.12.2007г. ИФНС России по г. Тюмени №3 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Авангард» (160035, <...>; зарегистрировано 19.04.2010г. Межрайонной ИФНС России №11 по Вологодской области ОГРН <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей, понесённые в связи с уплатой государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой
 арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья Соловьев К.Л.