АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.
Тюмень
Дело №
А70-12900/2014
29 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2014.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2014 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Щанкиной А.В., при ведении протокола секретарем судьи Туз П.А., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «КРОНА» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 18.07.2006) к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 01.08.2005) об изменении договора аренды лестного участка № 24/др от 21.12.2007, заключив его в редакции, касающейся изменения количественных и качественных характеристик в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2013,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца: ФИО1 на основании доверенности от 17.02.2014 № 23, ФИО2 на основании доверенности от 01.12.2014 б/н;
от ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 28.04.2014 № 69,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «КРОНА» (далее – истец, ООО «КРОНА») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее – ответчик, Департамент) об изменении договора аренды лестного участка № 24/др от 21.12.2007, заключив его в редакции, касающейся изменения количественных и качественных характеристик в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2013.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того пояснил, что договор аренды на сегодняшний день не зарегистрирован, а в договоре установлено, что он заключен на 49 лет и действует с момента государственной регистрации, следовательно, оснований для вывода о дате возникновения правоотношений возникающих из договора, ранее государственной регистрации договора аренды нет; истцом в период с 2007 по 2014 год заготовка древесины на арендованном лесном участке фактически не осуществлялась, проект освоения лесов не разрабатывался, лесные декларации не подавались, и соответственно не вносилась арендная плата, поэтому к исполнению договора аренды № 24/др от 21.12.2007 года стороны не приступили. По мнению истца, на сегодняшний день вопрос о заключении договора является актуальным и договор аренды № 24/др от 21.12.2007 года находится на стадии его заключения в редакции, касающейся изменения количественных и качественных характеристик (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2013 г.), поэтому к правоотношениям применимы положения п. 2.1. ст. 74 ЛК РФ как действующие в настоящее время.
Представитель ответчика в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в представленном материале дела отзыве на иск, приобщенном судом к материалам дела.
Заслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, всесторонне исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, суд считает, что рассматриваемые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 17.12.2007 № 2/4-ар, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) подписан договор аренды от 21.12.2007 № 24/др, по условиям которого арендодатель принял на себя обязательство передать, а арендатор принял на себя обязательство принять во временное пользование (в аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, определенный в п. 1.2 договора.
Согласно пункту 1.2 договора лесной участок, передаваемый в аренду по настоящему договору, имеет следующие характеристики: местоположение: Тюменская область, Тюменский район, лесничество Богандинское, кварталы № 1-7, № 9-16, № 21-55, № 59-63, № 66-84, являющегося частью лесного участка с кадастровым номером 72:17:00:00:000:0039.
В соответствии с пунктом 1.3 договора арендатору передается лесной участок площадью 12 500 гектаров в целях заготовки древесины.
Факт передачи ответчику в аренду лесного участка подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 21.12.2007 (л.д. 26).
14.01.2008 Департаментом был издан приказ № 4 о формировании лесного участка, на основании которого 26.11.2008 г. Департаментом было подготовлено дополнительное соглашение № 24/др-1 от 26.11.2008 г., которым был уточнен адрес и площадь лесного участка (л.д. 62, 27). Указанное дополнительное соглашение подписано сторонами 26.11.2008 (л.д. 27-29).
В дальнейшем ответчик 24.01.2008 обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам с заявлением о государственной регистрации договора аренды на лесной участок, расположенный по адресу: Тюменский район, Богандинское лесничество, кварталы № 1-7, № 9-16, № 21-55, № 59-63, № 66-84, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 72:17:00:00:000:0039 по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз.
По результатам рассмотрения заявления Управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации от 19.05.2008 г. № 01/033/2008-160/6141 (л.д. 63-64), отказ регистрирующего органа мотивирован положениями ст. 71 ЛК РФ, п. 3 ст. 4.3. Федерального закона РФ «О введении в действие ЛК РФ» и вызван отсутствием сведений о лесном участке в государственном кадастре недвижимости (уведомление о приостановлении государственной регистрации № 01/366/2008-209/18053 от 24.12.2008 г.).
22.09.2009 Приказом Департамента № 05/149 в приказ № 4 от 14.01.2008 г. внесены изменения, учитывающие замечание регистрационной службы, изложенные в уведомлении о приостановлении № 01/366/2008-209/18053 от 24.12.2008 г., по формированию лесного участка в части наложений на имеющиеся обременения.
В 2010-2011 годах Департаментом лесного комплекса Тюменской области было обеспечено проведение нового лесоустройства на территории Тюменского лесничества, и с учетом материалов лесоустройства были внесены изменения в лесохозяйственный регламент Тюменского лесничества, утвержденные приказами Департамента лесного комплекса Тюменской области, в результате чего изменились характеристики арендованного лесного участка и его насаждений (изменилось адресное описание лесного участка, являющегося предметом договора аренды).
Исходя из того, что изменилось адресное описание лесного участка, являющегося предметом договора аренды, между сторонами 25.11.2013 подписано дополнительное соглашение № 1 к договору аренды № 24 /др от 21.12.2007, в котором уточнены границы и местоположение лесного участка (л.д. 34-39). Исходя из условий дополнительного соглашения, в аренду передается лесной участок, который состоит из двух частей:
— лесной участок площадью 9187 га, по адресу: Тюменская область. Тюменский район, Тюменский лесхоз, Богандинское лесничество, номера <...>. 9-11, 16, 21-23, 29-31, 33-37, 44, 45, 54, 55, 59-63, 66-84, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 учетный номер части 346, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 0295-2013-11-17;
— лесной участок, площадью 3039 га, по адресу: Тюменская область. Тюменский район, Тюменское лесничество, участковое лесничество Богандинское ФИО4, номера кварталов 205, 206, 207, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:877 с учетный номер части 7, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 0240-2012-09-17.
Как следует из пояснений ответчика, дополнительное соглашение № 1 от 25.11.2013 было подготовлено в соответствии с разъяснениями уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений (Рослесхоз) от 16.11.2012 № ЮД-10-54/13313.
11.02.2014 Департамент лесного комплекса Тюменской области обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области для регистрации договора аренды № 24/др от 21.12.2007 г. в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2013 г.
Первоначально регистрация была приостановлена уведомлением № 01/119/2014-160/2976 от 26.02.2014 г., затем в регистрации было отказано.
Исходя из того, что в результате проведенного лесоустройства изменилось адресное описание лесного участка, истец, ссылаясь на ч. 2.1 ст. 74 ЛК РФ, обратился в арбитражный суд с настоящим иском об изменении условий договора аренды лесного участка, заключенного по итогам проведения аукциона, в просительной части иска истец просит изменить договор аренды № 24/др от 21.12.2007, заключив его в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2013.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12157/13; полагает что, внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, не допускается, поскольку п. 2.1. ст. 74 ЛК РФ (изменения, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации») вступила в законную силу 22.07.2014 и не может быть распространена на отношения, возникшие ранее этой даты, поскольку положениям указанной статьи не придана обратная сила.
Истец, возражая против доводов ответчика, указал, что поскольку договор аренды на сегодняшний день не зарегистрирован, а в договоре установлено, что он заключен на 49 лет и действует с момента государственной регистрации, следовательно, оснований для вывода о дате возникновения правоотношений возникающих из договора, ранее государственной регистрации договора аренды нет; к исполнению договора аренды № 24/др от 21.12.2007 года стороны не приступили, поэтому вопрос о заключении договора является актуальным и договор аренды № 24/др от 21.12.2007 года находится на стадии его заключения в редакции, касающихся изменения количественных и качественных характеристик: а именно в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2013 г., поэтому к данным правоотношениям применимы положения п. 2.1. ст. 74 ЛК РФ как действующие в настоящее время.
Вместе с тем доводы истца подлежат отклонению судом по следующим основаниям.
В силу п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ, статьей 93 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Исходя из того, что подписанный по результатам аукциона договор аренды № 24 /др от 21.12.2007 не прошел обязательную государственную регистрацию, соответственно он является незаключенным (ст. 609 ГК РФ, ст. 93 Лесного кодекса РФ).
В пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» указано, что совершенный в надлежащей форме договор, все существенные условия которого согласованы сторонами, однако требуемая государственная регистрация которого не осуществлена, не порождает всех последствий, на которые он направлен, до осуществления регистрации. Вместе с тем такой договор уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними, а также может породить весь комплекс последствий, на которые он непосредственно направлен, после государственной регистрации.
Как установлено судом из материалов дела, действительно истцом в период с 2007 по 2014 год заготовка древесины на арендованном лесном участке фактически не осуществлялась, проект освоения лесов не разрабатывался, лесные декларации не подавались, то есть общество не несло каких-либо затрат и расходов по освоению лесного участка, и соответственно не вносилась арендная плата по указному договору.
Вместе с тем, поскольку с момента подписания дополнительного соглашения от 25.11.2013 к договору аренды между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (в части предмета договора – адресного описания лесного участка) и действия сторон были направлены на государственную регистрацию дополнительного соглашения от 25.11.2013, довод ответчика об отсутствии между сторонами правоотношений подлежит отклонению применительно к пункту 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными».
В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2.1. ст. 74 Лесного кодекса РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка. Указанное положение введено в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» следует, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, изменения, введенные п. 2.1 в ст. 74 Лесного кодекса РФ, вступили в законную силу с 22.07.2014.
Согласно п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации» следует, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, при этом обратной силы не имеет.
Исходя из того, что с момента подписания дополнительного соглашения от 25.11.2013 к договору аренды между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (в части предмета договора – адресного описания лесного участка), а изменениям, внесенным Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 22.07.2014, не придана обратная сила, в связи с этим распространять положения названного Закона на отношения, возникшие между сторонами в 2013 году до вступления п. 2.1 ст. 74 Лесного кодекса в законную силу, недопустимо.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.09.2014 по делу № А44-281/2014.
Обратное не отвечает интересам стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости экономических отношений и гражданского оборота, нарушая баланс прав и законных интересов его участников.
Довод истца о необходимости заключить договор аренды в редакции дополнительного соглашения от 25.11.2013 по состоянию на момент рассмотрения спора в суде с учетом действующих положений Федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" отклоняется, поскольку согласно п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, а в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Указанная правовая позиция изложена также в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда РФ от 24.10.2014 по делу № А28-23339/2014.
Кроме того, если исходить из буквального толкования положения п 2.1 ст. 74 Лесного кодекса РФ, то изменен может быть только договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, то есть с учетом положений п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 609 ГК РФ и ст. 93 Лесного кодекса РФ только договор, который зарегистрирован в установленном законом порядке.
Исходя из того, что договор аренды № 24/др от 21.12.2007 не зарегистрирован в установленном законом порядке и является незаключенным, соответственно положения п. 2.1 ст. 74 Лесного кодекса РФ в настоящем случае также не применимы.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, поскольку изменения в ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации были внесены Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации», вступившим в силу 22.07.2014, при том что дополнительное соглашение от 25.11.2013 № 1 было подписано сторонами в 2013 году, оснований для применения п. 2.1 ст. 74 Лесного кодекса РФ и изменения договора аренды лестного участка № 24/др от 21.12.2007 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 25.11.2013 не имеется.
При этом суд отмечает, что указанное решение ни влияет на права истца, не понесшего каких-либо затрат по освоению лесного участка, и имеющего возможность в дальнейшем участвовать на аукционе в общем порядке с целью получения лесного участка в аренду для последующей деятельности по его освоению.
В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии со статьями 102, 103, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины и судебных издержек относятся на истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Тюменской области.
Судья А.В. Щанкина