ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1329/2023 от 26.01.2024 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-1329/2023

26 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2024 года. Полный текст решения изготовлен 25 января 2024 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Департамента имущественных отношений Администрации города Тобольска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании представления № 32 от 30.12.2022 в части пункта 1,

третьи лица - Главное управление строительства Тюменской области, Публично-правовая компания «Фонд развития территорий», Департамент финансов Тюменской области,

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 09.01.2024 № 03-2024,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 09.01.2024 №4, ФИО3 на основании доверенности от 09.01.2024 №5,

от Главного управления строительства Тюменской области - ФИО4 на основании доверенности № 19/23 от 27.04.2023, 

установил:

Департамент имущественных отношений Администрации города Тобольска (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее – ответчик, Управление) об оспаривании представления № 32 от 30.12.2022 в части пункта 1

Определением суда от 31.05.2024 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, принятого Арбитражным судом Тюменской области по делу № А70-1242/2023.

Определением суда от 28.12.2023, в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ, производство по делу №А70-1329/2023 возобновлено.

Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» и Департамент финансов Тюменской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своих представителей для участия в судебное заседание не направили.

Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в  заявлении и письменных пояснениях, с учетом уточнения.

Представители ответчика возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и письменных дополнениях.

Представитель Главного управления строительства Тюменской области полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Управлением  в соответствии с приказом от 18.11.2022 №488 в отношении Департамента была проведена внеплановая выездная проверка за период с 01.01.2017 по истекший период 2022 года, результаты которой оформлены актом от 06.12.2022, в котором зафиксированы выявленные финансовые нарушения.

В адрес Департамента направлено Представление № 32 от 30.12.2022 с указанием фактов выявленных нарушений.

Согласно оспариваемому заявителем пункту 1 Представления № 32 от 30.12.2022, в нарушение подпунктов 3 и 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, статьи 309 Гражданского кодекса РФ, статьи 86, части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ, части 3 статьи 16, частей 2 и 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Департаментом  допущено неправомерное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 8 587 518,14 рубля, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с приобретением и оплатой жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений, не включенной в аварийный жилищный фонд на 3 738,80 кв.м.

В соответствии с указанным представлением Департаменту требуется произвести возврат неправомерно использованных денежных средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 8 587 518,14 рубля, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с приобретением и оплатой жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений, не включенной в аварийный жилищный фонд на 3 738,80 кв.м главному распорядителю бюджетных средств - Главному управлению строительства по Тюменской области, а также устранить причины и условия возникновения финансового нарушения. Срок исполнения - 1 марта 2023 года.

Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление Федерального казначейства по Тюменской области не позднее 10 марта 2023 года.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, Департамент приводит доводы относительно ошибочности позиции Управления в части пункта 1 оспариваемого предписания. В заявлении Департаментом сделан вывод о том, что средства Фонда ЖКХ использованы на цели, установленные программой и в объеме, доведенном главным распределителем средств. Информации о неправильном использовании доли софинансирования в адрес Департамента не поступало.

В письменных пояснениях заявителем подробно поддержана изложенная позиция.

В представленном отзыве ответчиком поддержана позиция акта проверки и оспариваемого Представления, приведены доводы относительно выявленного превышения предоставленной площади помещений.

От Главного управления строительства Тюменской области поступил отзыв на заявление, в котором третьим лицом сделан вывод о том, что финансирование расселения жилых помещений площадью, превышающей расселяемую, фактически произведено полностью за счет средств областного бюджета. По мнению третьего лица, при оценке предельного уровня софинансирования, размера этапа переселения из аварийного жилищного фонда нарушений в части использования средств Фонда ЖКХ не имеется.

Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» выразила свою позицию в отзыве, полагает, что сами по себе приобретение и оплата жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений, не является основанием для вывода о неправомерности использования Департаментом средств.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  подлежат удовлетворению  по нижеследующим основаниям.

Как следует из материалов дела, фактически предоставлено 258 жилых помещений общей площадью - 14 442,9 кв.м, в том числе, 8 128,3 кв.м. предоставлено по договорам социального найма и 6 314,6 кв.м. на правах собственности.

Кроме того, за 1 помещение площадью 32,4 кв.м произведена выплата за изымаемое жилое помещение в сумме 1 766 710 рублей.

Таким образом, Управлением сделан вывод о том, что превышение предоставленной площади составило 3 738,80 кв. м, в том числе, 8 128,30 кв.м. - по помещениям, занимаемым по договорам социального найма, 1 443,80 кв.м. - по помещениям, находящимся в собственности.

Приказом Минстроя России от 31.01.2019 №65/пр утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года (далее - Приказ №65/пр).

Приложением № 5 к приказу № 65/пр утверждена форма плана реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения, одним из которых является приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.

На основании приказа № 65/пр Распоряжением Правительства Тюменской области от 21.03.2019 № 276-рп утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019-2023 годы (далее - Региональная программа).

Приложением № 2 к Региональной программе утвержден план реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, по способам переселения, согласно которому мероприятия по переселению реализуются путем строительства зданий; приобретения жилых помещений в строящихся домах; в домах, введенных в эксплуатацию, а также путем приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.

В связи с чем, указанный способ реализации мероприятий по переселению граждан определен в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Приказом №65/пр в целях эффективной реализации программы переселения при формировании планируемых показателей в первый год реализации этапа программы переселения рекомендуется предусматривать переселение граждан из аварийного жилищного фонда посредством «быстрых» способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиком (на вторичном рынке).

27.01.2023 в Региональную программу внесены изменения: этап 2019-2020 годов в новой редакции программы приведен в соответствие с фактически реализованным способом переселения граждан - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.

С учетом изложенного, способ переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, был установлен  Региональной программой в соответствии с  Приказом  № 65/п.

Суд разделяет позицию Департамента том, что действующее законодательство не содержит ограничений по площади приобретаемых в рамках региональных адресных программ жилых помещений, в том числе, за счет средств Фонда ЖКХ. Запрет на приобретение жилых помещений площадью, превышающей расселяемую, в том числе, за счет средств Фонда ЖКХ, отсутствует.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства Тюменской области от 24.04.2006 № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений и управления нежилыми помещениями» в целях реализации государственных программ Тюменской области в части исполнения мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда Тюменской области, Постановлением Правительства Тюменской области от 31.10.2007 № 268-п утверждено Положение о порядке формирования номенклатуры жилых помещений жилищного фонда Тюменской области для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда и их предоставления.

Указанное положение применяется, в том числе, при реализации мероприятий, связанных с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, с финансовой поддержкой Фонда ЖКХ.

Таким образом, на региональном уровне в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено право приобретения жилых помещений большей площади взамен ранее занимаемых жилых помещений.

Статья 23 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» предусматривает возможность предоставления жилого помещения большей площади (превышающей норму предоставления).

В связи с чем, при наличии средств в областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период в рамках региональных программ приобретение жилых помещений большей площадью допускается и не противоречит действующему законодательству.

По убеждению суда, Управлением не представлено доказательств того, что средства Фонда ЖКХ использованы Департаментом на цели, не установленные программой, либо не в объеме, доведенном главным распределителем средств.

Судом также учтено, что информации о неправильном использовании доли софинансирования в адрес Департамента не поступало.

Как следует из материалов дела, общая площадь аварийного жилищного фонда Тюменской области, используемая для расчетов лимитов средств Фонда ЖКХ, составляет 130 254,37 кв.м., в том числе, в г. Тобольске - 13 003,2 кв.м.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2019 №2468-р предельный уровень софинансирования расходного обязательства Тюменской области - 27%.

Расходы на реализацию этапа 2020-2021 годов Программы составили 2 172 657 076,08 руб., из них средства Фонда ЖКХ - 280 615 664,77 руб. (13 % от общего объема, что не превышает предельный уровень софинансирования).

Минимальный размер этапа 2020-2021 гг. должен составлять 23 156,1 кв.м                                   (280 615 664,77 руб. / 0,27 / 44 883 руб./кв.м). Общая площадь расселяемого аварийного жилищного фонда в рамках этапа составила 34 153,42 кв.м., что более минимального размера этапа. Участниками этапа являлись 6 муниципальных образований, средства Фонда ЖКХ распределены между 2 муниципальными образованиями: в бюджет города Тюмени направлено 247 382 531,11 руб., в бюджет города Тобольска - 33 233 133,66 руб.

В данном случае финансирование расселения жилых помещений площадью, превышающей расселяемую, фактически произведено полностью за счет средств областного бюджета.

Нарушений в части использования средств судом по материалам дела не установлено.

Согласно этой же части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств, позволяет признать ошибочной позицию Управления о том, что Департаментом при переселении граждан из аварийного жилищного фонда незаконно были приобретены жилые помещения (квартиры), площадь которых превышает площадь ранее занимаемых жилых помещений, на 3 738,80  кв.м.

В свою очередь Департаментом в данном случае представлены достаточные доказательства того, что им соблюдены установленные требования закона и нормативных актов. Следовательно, содержащиеся в оспариваемом представлении требования нарушают права и законные интересы заявителя, а равно не соответствуют закону.

Всесторонне и полно исследовав представленные заявителем доказательства и оценив их в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования Департамента  подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным представления №32 от 30.12.2022 в части пункта 1 Управления Федерального казначейства по Тюменской области, вынесенное в отношении Департамента имущественных отношений Администрации города Тобольска.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.