ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-13691/15 от 23.12.2015 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-13691/2015

23 декабря 2015 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В.Авдеевой, рассмотрев единолично дело по иску

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к Крестьянскому хозяйству «Куртал»

о взыскании 114 593 рублей 54 копеек,

установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском Крестьянскому хозяйству «Куртал» о взыскании 114 593 рублей 54 копеек на основании договора № 25/183-15 о предоставлении субсидии от 16.03.2015 года.

Исковые требования со ссылками статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункт 5.2. Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п, мотивированы тем, что ответчик допустил снижение посевных площадей сельскохозяйственных культур.

Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без вызова сторон.

Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик иск не оспорил, письменный отзыв на иск не представил. 

Суд считает, что у ответчика имелись все процессуальные возможности заявления обоснованных возражений против иска. В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление  отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 24.02.2015 года в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (Департамент) от Крестьянского хозяйства «Куртал» поступила заявка на получение субсидии в размере 273 000 рубля 00 копеек.

Вместе с заявкой в Департамент были предоставлены сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в 2014 года, справка-расчет, справка о предоставлении рабочего плана на весенние полевые работы в 2015 году.

В пункте 3 указанной заявки на получение субсидии КХ «Куртал» выразило согласие на осуществление Департаментом и органами финансового государственного контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п (далее-Положение).

16.03.2015 года между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (Департамент) и Крестьянским хозяйством «Куртал» (получатель) был заключен договор № 25/183-15 о предоставлении субсидии (далее – договор).

Предметом указанного Договора является предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в пределах размера субсидии, предусмотренной Тюменской области за счет средств федерального бюджета и средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на текущий финансовый год в рамках реализации мероприятий государственной программы Тюменской области "Основные направления развития агропромышленного комплекса" на 2013-2020 годы", в целях возмещения части затрат Получателя на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Как следует из пункта 2.1.1 договора Департамент обязан предоставить Получателю субсидию в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели в соответствии с порядком, сроками и в размере, установленными пунктом 3 настоящего Договора.

В силу положений пункта 2.3.1 договора Получатель принял на себя обязательство обеспечить недопустимость снижения посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году к предшествующему году, за исключением случаев, предусмотренных Положением.

В пункте 2.3.2 договора установлено, что Получатель субсидии обязан представить в Департамент для подтверждения фактически посеянных площадей сельскохозяйственных культур в срок до 01 июля текущего года следующие документы:

- сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году по форме, утвержденной Положением;

- документы, подтверждающие затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки, произведенные в квартале предшествующего года и в текущем году.

В случае снижения  посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году к предшествующему году дополнительно представляется:

-  по изъятию пашни для государственных и муниципальных нужд - решение органа государственной (муниципальной) власти, решение суда, соглашение органа государственной (муниципальной) власти с собственником земельного участка;

- по уменьшению посевной площади при расторжении арендодателем в одностороннем порядке договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем - копия договора аренды зарегистрированного в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомление арендодателя об одностороннем расторжении договора аренды земельного участка - в случае, если данное условие предусмотрено договором, и (или) решение суда.

Согласно пунктам 3.1, 3.2. договора Департамент предоставляет Получателю субсидию в размере 273 000 рублей 00 копеек в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора.

В соответствии с пунктом 4.4. договора в случае нарушения Получателем условий, установленных при предоставлении субсидии, возврат субсидии Получателем осуществляется в соответствии с разделом 5 Положения.

В пункте 7.2. договора стороны согласовали, что неурегулированные споры и разногласия разрешаются в Арбитражном суде Тюменской области.

Платежными поручением № 101150 от 20.03.2015 года на сумму 81 900 рублей 00 копеек, № 823508 от 23.03.2015 года на сумму 191 100 рублей 00 копеек Департамент перечислил субсидию в размере 273 000 рублей 00 копеек на расчетный счет Крестьянского хозяйства «Куртал».

03.06.2015 года в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области от Крестьянского хозяйства «Куртал» поступила заявка на получение субсидии в размере 175 000 рубля 00 копеек.

Вместе с заявкой в Департамент были предоставлены сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в 2014 года, справка-расчет на предоставление в 2015 году субсидии на оказание несвязанной поддержки.

17.06.2015 года между сторонами было подписано дополнительное соглашение к договору, которым стороны изменили размер предоставляемой Получателю субсидии – 446 914 рублей 80 копеек.

Платежными поручением № 263429 от 24.06.2015 года на сумму 52 174 рубля 46 копеек, № 161639 от 24.06.2015 года на сумму 121 740 рублей 34 копейки  Департамент перечислил субсидию в размере 173 914 рублей 80 копеек на расчетный счет Крестьянского хозяйства «Куртал».

Всего по договору Получателю была предоставлена субсидия в размере 446 914 рублей 80 копеек.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенньх из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Согласно пункта 2.2 Положения, субсидии предоставляются Получателям в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур на основании сведений о посевной площади сельскохозяйственных культур в предшествующем году.

Пунктом 2.1.6 Положения установлено условия предоставления субсидий -неснижение посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году к предшествующему году, за исключением случаев:

а) изъятия пашни для государственных и муниципальных нужд;

б) уменьшения посевной площади при расторжении арендодателем в одностороннем порядке договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем;

в) уменьшения посевной площади по природно-климатическим условиям.

Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2 Договора Получатель обязан обеспечить неснижение посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году к предшествующему году и представить в департамент для подтверждения фактически посеянных площадей сельскохозяйственных культур в срок до 01 июля текущего года сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году по установленной форме, а также документы, подтверждающие затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки, произведенные в IV квартале предшествующего года и в текущем году.

Как следует из искового заявления, в установленный срок до 01.07.2015 года КХ «Куртал» представил сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в 2015 году, из которого следует, что КХ «Куртал» произвел посев сельскохозяйственных культур на площади 580 га, тогда как в 2014 году посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 780 га. Таким образом, Департамент установил, что КХ «Куртал» допустил снижение посевной площади в 2015 году к предшествующему году на 200 га.

В соответствии с пунктом 3.2.3. Положения КХ «Куртал» представил документы, подтверждающие снижение посевной площади по природно-климатическим условиям .

В материалы дела представлены Акты № 1 от 05.06.2015 года и № 2 от 05.06.2015 года обследования полей, на которых не осуществлен посев сельскохозяйственных культур в период проведения весенних полевых работ по природно-климатическим условиям в 2015 году, согласно заключения комиссии данное поле не пригодно для посева в результате переувлажнения от обильных осадков и запасов влаги в почве, нет возможности вывести технику на поле.

Также в дело представлена Справка от 28.07.2015 года № 51-09-18/57 об агрометеорологических условиях весеннего периода 2015 года в Сладковском районе Тюменской области, в которых отражены особенности выпавших осадков в указанный период

В соответствии с пунктом 2.45. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 года № 27-п Департамент организует отраслевой контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.

Для обеспечения соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий Департамент осуществляет проведение обязательных проверок в соответствии с Порядком проведения обязательных проверок по соблюдению Получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п (далее-Порядок).

Руководствуясь данным Порядком Департамент провел проверку в отношении КХ «Куртал» на соблюдение условий получения и использования средств, выделенных в виде субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки КХ «Куртал» в 2015 году.

Специалистами Департамента было составлено Заключение от 30.09.2015 по результатам проверки выполнения КХ «Куртал» Сладковского района условий договора о предоставлении субсидий из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2015 году. Проверкой установлено, что снижение посевной площади сельскохозяйственных культур произошло по природно-климатическим условиям (переувлажнение почвы). Крестьянским хозяйством были представлены акты обследования полей от 05.06.2015 года № 1-2, справка ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» об агрометеорологических условиях весеннего периода 2015 года в Сладковском районе от 28.07.2015 года № 51-09-18/57.

Заключение по результатам проверки было направлено в адрес Получателя субсидии сопроводительным письмом от 02.10.2015 года № ОГ/4072-15. Согласно отметке Заключение получено Главой КХ «Куртал» 07.10.2015 года.

Возражений или замечаний по его содержанию Получатель не заявил.

Согласно пункта 5.1. Положения в случае снижения посевных площадей по природно-климатическим условиям, субсидия подлежит возврату в бюджет пропорционально уменьшенной посевной площади.

В соответствии с пунктом 5.2. Положения Получатель в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии.

Департаментом в адрес КХ «Куртал» было направлено уведомление от 06.10.2015 года № 13/4137-15 о возврате субсидии в размере 114 593 рубля 54 копейки (рассчитанная пропорционально снижению посевной площади). Уведомление о возврате субсидии получено адресатом 07.10.2015 года – рукописная отметка Главы крестьянского хозяйства.

Согласно позиции истца в установленный в уведомлении срок (10 рабочих дней со дня получения уведомления) и до настоящего времени субсидии Департаменту КХ «Куртал» не возвратило.

Пунктом 5.2. Положения установлено, что в случае невозврата субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Не урегулировав возникший спор в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о возврате субсидии.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012г. № 180-п утверждены Положением о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

Согласно пункта 1.2. Положения субсидии предоставляются с целью производства продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанных таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей за предыдущий финансовый год.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

В пункте 2.1. Положения установлены условия, при соблюдении которых получателям предоставляются субсидии, в том числе указано условие - предоставление достоверных сведений получателем государственной поддержки.

Как следует из пункта 2.3. Положения субсидии выплачиваются за 1 гектар посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом коэффициентов перевода в зерновые единицы сельскохозяйственных культур.

Ставки субсидий указаны в пункте 2.6. Положения: ставка субсидии за 1 гектар посевных площадей зерновых, зернобобовых, технических, масличных культур установлена в размере 500 рублей, кормовые, без кукурузы на корм - 250 рублей.

То обстоятельство, что ответчик никоим образом не проявляет себя в арбитражном процессе, не освобождает истца от предусмотренной частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований

В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Часть 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.

Таким образом, положения части 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Тюменской области направлял копию судебных актов с информацией о порядке и сроках рассмотрения дела рассмотрения дела, а также о сроках предоставления возражений и дополнительных доказательств по адресу Крестьянского хозяйства «Куртал», указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Однако эти документы не были вручены в связи с истечением срока хранения, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд, что в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается надлежащим извещением.

Несмотря на это, ответчик отзыв на иск не направил, возражений относительно предъявленных требований не заявил.

При таких обстоятельствах отклонение судом представленных истцом в обоснование иска доказательств, фактически будет являться исполнением обязанности ответчика по опровержению доказательств, представленных другой стороной, что повлечет нарушение таких фундаментальных принципов арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, и может привести к принятию неправильного решения.

В связи с этим, в соответствии с назваными нормами права и условий договоров, у истца законно и обоснованно возникло право требования от ответчика исполнения прямой обязанности по возврату субсидии в размере 114 593 рубля 54 копеек.

На момент рассмотрения дела ответчик полученные субсидии не возвратил.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о взыскании с ответчика полученной субсидии в размере 114 593 рубля 54 копеек законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Крестьянского хозяйства «Куртал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в сумме 114 593 рубля 54 копеек.

Взыскать с Крестьянского хозяйства «Куртал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 4 437 рублей 80 копеек государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

  Судья

Авдеева Я.В.