ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-13692/15 от 25.11.2015 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-13692/2015

27 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2015 года.  

Решение в полном объеме изготовлено 27 ноября 2015 года.    

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Лазарева В.В. при ведении протокола секретарем Рахмеевой Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1

о взыскании денежных средств,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2, доверенность от 15.01.2014г.,

от ответчика: не явка, извещен (почтовое уведомление№ 17092),

                                                           установил:

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании задолженности в размере 114 593 рублей 54 копеек на основании договора о предоставлении субсидии № 25/338-15 от 16.03.2015 года.

Исковые требования со ссылками на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5.2. Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012г. № 180-п мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договорам о предоставлении субсидии.

Представители ответчика в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От ответчика поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствии его представителей.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство осуществляется в отсутствие не явившихся представителей ответчика.

Ответчик иск не оспорил, письменный отзыв на иск не представил.

Суд считает, что у ответчика имелись все процессуальные возможности заявления обоснованных возражений против иска.

В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление  отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам

Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания. В определении также указывается на отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, относительно продолжения рассмотрения дела в судебном заседании суда первой инстанции, мотивы, положенные в основу выводов суда о готовности дела к судебному разбирательству, дата и время открытия этого заседания.

Если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, установив, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, ответчик возражений против завершения предварительного разбирательства и открытия судебного заседания не направил, истец полагает, что рассмотрены все вопросы, вынесенные в предварительное заседание, а в материалы дела собраны необходимые доказательства, суд, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным завершить предварительное судебное разбирательство и открыть судебное разбирательство, что отражено в протоколе судебного заседания.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав пояснения представителя истца, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 27.02.2015 года в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (Департамент) от Индивидуального предпринимателя ФИО1 поступила заявка на получение субсидии в размере 210 000 рублей.

К заявке были приложены: справка-расчет, сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в предыдущем 2014 году, справка о предоставлении рабочего плана.

В пункте 3 указанной заявки на получение субсидии ответчик выразил согласие на осуществление Департаментом и органами финансового государственного контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 17.06.2015 к договору о предоставлении субсидии от 16.03.2015 № 25/338-15, ИП ФИО1 была дополнительно предоставлена субсидия, в размере 133 780 рублей 62 копеек.

Предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства осуществляется в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п (далее-Положение).

Платежными поручением от 24.06.2015 № 263424 на сумму 40 134 рублей 20 копеек, от 24.06.2015г. № 161635 на сумму 93 646 рублей 42 копейки, от 20.03.2015 № 101135 на сумму 63 000 рублей, от 23.03.2015 № 823474 на сумму 147 000 рублей Департамент перечислил субсидию в размере 343 780 рублей 62 копейки на расчетный счет ответчика.

В соответствии с пунктом 2.44. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 года № 27-п Департамент организует отраслевой контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.

Для обеспечения соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий Департамент осуществляет проведение обязательных проверок в соответствии с Порядком проведения обязательных проверок по соблюдению Получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 года № 180-п (далее-Порядок).

В соответствии с данным Порядком Департаментом АПК была проведена проверка соблюдения условий получения и использования средств, выделенных в виде субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки в 2015 году ИП ФИО1

По результатам проверки было составлено заключение от 28.09.2015г. Проверкой установлено, что снижение посевной площади сельскохозяйственных культур произошло по природно-климатическим условиям (переувлажнение почвы). Проверке были представлены акты обследования полей от 05.06.2015 № 1-16, справка ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» об агрометеорологических условиях весеннего периода 2015 года в Сладковском районе от 28.07.2015 № 51-09-18/57.

Согласно пункта 5.1. Положения при нарушении условий предоставления субсидий, установленных Положением, полученная субсидия подлежит возврату в полном объеме.

В соответствии с пунктом 5.2. Положения Получатель в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии.

30.09.2015 Департаментом ИП ФИО1 направлено уведомление о возврате субсидии в размере 114 593 рублей 54 копеек. Уведомление вручено 03.10.2015. В установленный в уведомлении срок и до настоящего времени субсидии Департаменту АПК ИП ФИО1 не возвратил.

Пунктом 5.2. Положения установлено, что в случае невозврата субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Не урегулировав возникший спор в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о возврате субсидии.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012г. № 180- утверждены Положением о порядке предоставления субсидий из средств федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

В пункте 2.1. Положения установлены условия, при соблюдении которых получателям предоставляются субсидии, в том числе указано условие - предоставление достоверных сведений получателем государственной поддержки.

Как следует из пункта 2.3. Положения субсидии выплачиваются за 1 гектар посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом коэффициентов перевода в зерновые единицы сельскохозяйственных культур.

Согласно пункта 2.2 Положения, субсидии предоставляются Получателям в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур на основании сведений о посевной площади сельскохозяйственных культур в предшествующем году.

Пунктом 2.1.6 Положения установлено условия предоставления субсидий -неснижение посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году к предшествующему году, за исключением случаев:

а) изъятия пашни для государственных и муниципальных нужд;

б) уменьшения посевной площади при расторжении арендодателем в одностороннем порядке договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем;

в) уменьшения посевной площади по природно-климатическим условиям. Согласно п. 2.3.1, 2.3.2 Договора о предоставлении субсидии № 25/338-15 от 16.03.2015г. получатель обязан обеспечить неснижение посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году к предшествующему году и представить в департамент для подтверждения фактически посеянных площадей сельскохозяйственных культур в срок до 01 июля текущего года сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году по установленной форме, а также документы, подтверждающие затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки, произведенные в IV квартале предшествующего года и в текущем году.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

То обстоятельство, что ответчик никоим образом не проявляет себя в арбитражном процессе, не освобождает истца от предусмотренной частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований

В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Часть 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном этой статьей, в случае их принятия арбитражным судом не проверяются им в ходе дальнейшего производства по делу.

Таким образом, положения части 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распространяются на обстоятельства, которые считаются признанными стороной в порядке части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд Тюменской области направлял копию судебных актов с информацией о порядке и сроках рассмотрения дела рассмотрения дела, а также о сроках предоставления возражений и дополнительных доказательств по адресу ответчика, по данным из ЕГРИП. Эти документы были вручены ответчику 31.10.2015г.

Несмотря на это, ответчик отзыв на иск не направил, возражений относительно предъявленных требований не заявил.

При таких обстоятельствах отклонение судом представленных истцом в обоснование иска доказательств, фактически будет являться исполнением обязанности ответчика по опровержению доказательств, представленных другой стороной, что повлечет нарушение таких фундаментальных принципов арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, и может привести к принятию неправильного решения.

В связи с этим, в соответствии с назваными нормами права и условий договоров, у истца законно и обоснованно возникло право требования от ответчика исполнения прямой обязанности по возврату субсидии в размере 114 593 рублей 54 копеек.

На момент рассмотрения дела ответчик полученные субсидии не возвратил.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области о взыскании с ответчика полученной субсидии в размере 114 593 рублей 54 копеек законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области 114 593 рубля 54 копейки - сумма субсидии.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4437 рублей 80 копеек.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.

Судья                                                 Лазарев В.В.