АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-13783/2019 |
16 сентября 2020 года
резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2020 года
решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2020 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
об оспаривании постановления Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.07.2019 № 000349/72 о назначении административного наказания,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО2 по доверенности № 38 от 07.09.2020,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ответчик, Управление, административный орган) от 25.07.2019 № 000349/72 о назначении административного наказания.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), своего представителя для участия в судебное заседание не направил, представил в суд дополнения к заявлению, согласно которым требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнениями к нему.
Как следует из материалов дела, Администрацией Ишимского муниципального района Тюменской области был проведен открытый конкурс № 0167300030118000053 (идентификационный код закупки 1837205010820720501001 0026 002 4931 811) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, связывающим город Ишим, который является административным центром Ишимского муниципального района, с населенными пунктами Ишимского муниципального района, по итогу которого соответствующий муниципальный контракт был заключен с победителем данного конкурса – АО «Ишимское ПАТП» и, как следствие, соответствующая карта маршрута регулярных перевозок серии 720001 № 000087 была выдана муниципальным заказчиком именно в адрес АО «Ишимское ПАТП».
Вышеназванный муниципальный контракт в своем пункте 5.2.24 предполагает обязанность АО «Ишимское ПАТП» привлечь к исполнению контракта субподрядчиков в размере 62% от цены контракта.
Во исполнение данной обязанности между АО «Ишимское ПАТП» и заявителем был заключен договор субподряда на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, связывающим город Ишим, который является административным центром Ишимского муниципального района, с населенными пунктами Ишимского муниципального района № 1 от 21.12.2018.
В соответствии с пунктом 4.2.4 вышеуказанного договора субподряда № 1 от 21.12.2018 АО «Ишимское ПАТП» как генеральный подрядчик обязано выдать заявителю как субподрядчику карты маршрутов регулярных перевозок в течение 10 дней со дня подключения транспортных средств субподрядчика к региональной навигационно-информационной системе Тюменской области (РНИС ТО). Во исполнение данной обязанности АО «Ишимское ПАТП» передало ранее выданную ему муниципальным заказчиком карту маршрута регулярных перевозок серии 720001 № 000087.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок серии 720001 № 000087 была получена заявителем в рамках договора субподряда № 1 от 21.12.2018 непосредственно от АО «Ишимское ПАТП» как от победителя открытого конкурса, проведенного муниципальным заказчиком и предусматривающего обязанность АО «Ишимское ПАТП» привлечь к исполнению контракта субподрядчиков в размере 62% от его цены.
Ввиду вышеназванных обстоятельств по мнению заявителя у ИП ФИО1 отсутствуют правовые основания для получения карты маршрута непосредственно на свое имя и непосредственно от Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области, поскольку ИП ФИО1 не является стороной муниципального контракта, заключенного между муниципальным заказчиком и АО «Ишимское ПАТП».
Кроме того, как считает заявитель, ИП ФИО1 осуществляла перевозку пассажиров с использованием подвижного состава, перечисленного в приложении к вышеуказанному муниципальному контракту, и именно на указанный подвижной состав выдана карта маршрута регулярных перевозок серии 720001 № 000087 по маршруту №220А «Октябрьский-Госбанк-Стрехнино». Осуществление ИП ФИО1 регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 220А «Октябрьский-Госбанк-Стрехнино» автобусом класса «Малый», к котором и относится транспортное средство 224326-02, г/н <***>, соответствует предусмотренным такой картой маршрута сведениям в полном объеме.
Таким образом, заявитель отмечает, что ИП ФИО1 осуществляла перевозку на основании заключенного во исполнение требований муниципального контракта договора субподряда, ИП ФИО1 не оформляет самостоятельно карту маршрута и не может повлиять на вносимые в карту маршрута сведения, поскольку указанное является прерогативой Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области. В связи с этим вина ИП ФИО1 в неверном оформлении карты маршрута, в выдаче данной карты маршрута во исполнение условий договора субподряда, и осуществлении перевозок на основании такой карты маршрута отсутствует.
Кроме того, заявитель полагает, что при привлечении его к административной ответственности со стороны административного органа были допущены процессуальные нарушения, а именно, протокол об административном правонарушении серии ТюО №000366/72 составлен 25.07.2019 в 15:32, при этом, согласно данному протоколу, датой и временем рассмотрения дела являлось 25.07.2019 г. в 15:40, что, по мнению заявителя, лишило его законного права должным образом ознакомиться с протоколом, представить свои замечания по самому его содержанию и воспользоваться квалифицированной помощью защитника при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В целях защиты своих прав заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании недействительным и отмене оспариваемого постановления.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения ответчика, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ).
В силу положений частей 1-3 статьи 14 Федерального закона №220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В соответствии с подпунктом 1 части 1, частей 2, 3 статьи 35 Федеральный закон №220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.
Указанные в части 1 настоящей статьи полномочия осуществляются органом государственного транспортного контроля.
Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, Федеральный закон № 220-ФЗ принят в целях, в том числе обеспечения безопасности перевозок наземным транспортом на территории Российской Федерации. В частности, одним из обязательных для осуществления перевозок документов была признана карта маршрута регулярных перевозок – документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ), а также определен порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок (статья 28 Федерального закона № 220-ФЗ). В свою очередь, часть 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и предусматривает административную ответственность за нарушение требований Федерального № 220-ФЗ (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2019 № 2613-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Как установлено судом, 14.06.2019 старший государственный инспектор ФИО4 осуществлял рейдовые мероприятия на основании приказа об утверждении планового (рейдового) задания на осмотр, обследование транспортных средств в процессе их эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от 11.06.2019 № 5/0459 (плановое (рейдовое) задание согласовано с Прокуратурой Тюменской области, уведомление от 11.06.2019 исх. № 5-2390) (л.д. 46).
Согласно приказу рейдовое мероприятие проводилось 13, 14 июня 2019 года в период с 08 час 00 мин до 17 час.00 мин. на территории города Ишима и Ишимского района, проверке подлежали транспортные средства категории М2, МЗ, № 2 и № 3.
В ходе рейдового мероприятия была проведена проверка транспортного средства марки 224326 02 тип транспортного средства автобусы, прочие, регистрационный знак <***> под управлением ФИО5. Водителем предъявлена карта маршрута регулярных перевозок серия 720001 № 000087 на маршрут № 220А «Октябрьский-Госбанк-Стрехнино» со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2020, выданная АО «Ишимское ПАТП». С обратной стороны указанной карты маршрута как «Прочие перевозчики» указана ИП ФИО1
По данному нарушению старшим государственным инспектором ФИО4 составлен акт проверки (осмотра) транспортного средства №55 от 14.06.2019 (далее – акт проверки № 55 от 14.06.2019) и выявлены нарушения: отсутствует карта маршрута регулярных перевозок, к осмотру представлена карта маршрута регулярных перевозк серии 720001 № 000087, выданная АО «Ишимское ПАТП».
Старшим государственным инспектором ФИО4, составлен протокол об административном правонарушении от 25.07.2019 серия ТюО №000366/72 (л.д. 51) за отсутствие карты маршрута регулярных перевозок на транспортное средство: марки 224326-02 модели 224326-02 государственный регистрационный знак <***>.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 25.07.2019 серия ТюО № 000349/72 о наложении штрафа за административное правонарушение (л.д. 18), ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспаривая постановление по делу об административном правонарушении от 25.07.2019 серия ТюО № 000349/72 о наложении штрафа за административное правонарушение, заявитель отмечает, что используемый административным органом в качестве доказательства акт проверки №55 является недопустимым доказательств, в связи с чем, подлежит исключению из числа доказательств вины заявителя во вменяемом ему правонарушении.
В данном случае суд принимает во внимание, что законность действий административного органа, совершенных при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства в процессе его эксплуатации и выразившихся в указании в графе «другие нарушения» акта проверки (осмотра) автобуса № 55 от 14.06.2019 сведений об отсутствии карты маршрута регулярных перевозок и о предъявлении к осмотру карты маршрута регулярных перевозок серии 720001 № 000087, выданной АО «Ишимское ПАТП», была предметом судебного разбирательства по делу №А70-13505/2019 по заявлению ИП ФИО1 к Управлению с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области и акционерного общества «Ишимское ПАТП».
В соответствии с решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.10.2019, оставленным в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020, в удовлетворении вышеизложенных требований ИП ФИО1 было отказано, при этом, судом установлено, что составленный по результатам планового (рейдового) мероприятия сотрудником управления акт проверки (осмотра) автобуса № 55 от 14.06.2019 отвечает требованиям действующего законодательства.
Давая правовую оценку законности акта проверки (осмотра) автобуса № 55 от 14.06.2019 Арбитражный суд Тюменской области отмечает, что в ходе проверки Управлением правомерно установлено отсутствие у перевозчика надлежащим образом оформленной карты маршрута регулярных перевозок, поскольку водителем предъявлена карта маршрута регулярных перевозок серия 720001 № 000087 на маршрут № 220А «Октябрьский-Госбанк-Стрехнино» со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2020, выданная Администрацией Ишимского муниципального района Тюменскому области другому лицу – АО «Ишимское ПАТП», как победителю, с которым заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, связывающим город Ишим. С обратной стороны указанной карты маршрута как «Прочие перевозчики» указана ИП ФИО1
При вышеизложенных обстоятельствах, довод заявителя о признании акта проверки №55 от 14.06.2019 недопустимым доказательством по настоящему делу подлежит отклонению.
В соответствие с нормами пункта 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок – документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона № 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре. Сведения о маршруте № 220А считаются установленными, поскольку были включены в реестр.
Таким образом, карта маршрута – это основной документ который ИП ФИО1 должен иметь в силу действующего в настоящее время законодательства и при отсутствии которого оно может быть привлечен к административной ответственности.
Карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю конкурса по результатам открытого конкурса (часть 4 статьи 19 Федерального закона №220-ФЗ).
Судом установлено, что АО «Ишимское ПАТП» выступало участником конкурса самостоятельно, при этом, ИП ФИО1 не является победителем конкурса, что следует из письма Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 15.02.2019 года № 651 (л.д. 68).
Как установлено судом, муниципальный контракт от 25.06.2018 № 30, заключенный между Администрацией города Ишима и АО «Ишимское ПАТП» предусматривал обязанность АО «Ишимское ПАТП» привлечь к исполнению контракта субподрядчиков в размере 62 процента от цены контракта (пункт 5.2.24 контракта), в связи с чем АО «Ишимское ПАТП» заключило с ИП ФИО1 договор субподряда от 21.12.2018 № 1 (л.д. 16).
Водителем предъявлена карта маршрута, не может приниматься во внимание, так как карта маршрута серии 720001 № 00087 выдана АО «Ишимское ПАТП» с 01.01.2019 по 31.12.2020 как победителю, с которым заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, связывающим город Ишим, который является административным центром Ишимского муниципального района, с населенными пунктами Ишимского муниципального района. При этом, в карте маршрута ИП ФИО1 значится в числе прочих перевозчиков (л.д.59).
Карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, которая подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. При этом карта маршрута выдается перевозчику, то есть лицу, имеющему право осуществлять соответствующую перевозку в соответствии с условиями заключенного муниципального контракта.
В силу положений части 2 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.
Форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ).
В карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения:
1) наименование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших карту маршрута регулярных перевозок;
2) учетный номер карты маршрута регулярных перевозок;
3) регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;
4) порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присваивается установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;
5) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
6) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;
7) вид транспортного средства и класс транспортного средства;
8) экологические характеристики транспортного средства;
9) срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок;
10) характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок (часть 4 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ).
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона №220-ФЗ данный документ должен в обязательном порядке находиться у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ Приказом Минтранса России от 10.11.2015 № 332 (далее – Приказ Минтранса России № 332) утверждена форма бланка карты маршрута регулярных перевозок (далее – Форма бланка) и порядок его заполнения (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка при заполнении строки 2 Формы бланка «Перевозчик» в наименовании и место нахождении для индивидуального предпринимателя, которому выдана карта маршрута, указывается фамилия, имя и, если имеется, отчество, а также место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), которому выдана карта маршрута.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что ИП ФИО1, заключив договор субподряда от 21.12.2018 № 1 с победителем конкурса АО «Ишимское ПАТП» получила право на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, связывающим г.Ишим, который является административным центром Ишимского муниципального района, с населенными пунктами Ишимского муниципального района. Следовательно, на законных основаниях получила от АО «Ишимское ПАТП» карту маршрута регулярных перевозок серии 72001 № 000087.
Соответственно, исходя из вышеизложенных требований действующего законодательства карта маршрута регулярных перевозок серии 72001 № 000087, должна была быть заполнена в установленном Приказом Минтранса России № 332 порядке заполнения формы бланка карты маршрута регулярных перевозок, т.е. в графе «перевозчик» должно быть указано «ИП ФИО1».
В этой связи, суд отмечает, что административный орган пришел к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя надлежащим образом оформленной карты маршрута.
При этом, исследуя вопрос о наличии (отсутствии) вины в действиях ИП ФИО1, суд исходит из того, что заявителем не были приняты все зависящие от него своевременные меры по соблюдению требований в сфере пассажирских перевозок и не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание публично-правовых последствий.
Выданная АО «Ишимское ПАТП» заявителю карта маршрута регулярных перевозок, оформленная с нарушением установленного Порядка, не освобождает в данном случае ИП ФИО1 от административной ответственности.
Кроме того, признавая вину заявителя в совершенном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ суд исходит из того, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства, а также свидетельствующих об отсутствии у заявителя реальной возможности не допустить нарушений правил и норм, регламентирующих порядок использования транспортного средства для осуществления регулярных перевозок. Аналогичной позиции при разрешении споров в сфере осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса придерживаются вышестоящие судебные инстанции (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2020 № 310-ЭС20-8692 по делу № А83-2116/2019, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2020 № 309-С20-9532 по делу № А71-4897/20190).
Доводы ИП ФИО1 о том, что проверка правильности оформления карты маршрута, не связанная с проверкой соответствия характеристик ТС сведениям, указанным в карте маршрута, к полномочиям Управления не относится, являются не обоснованными.
В силу части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее–Устав автомобильного транспорта), пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) непосредственно и через ее территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.12.2017 № 542 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры, (далее – Административный регламент).
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществленииправ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», частью 6 статьи 3.1 Устава автомобильного транспорта, подпунктом 2 пункта 5 Административного регламента должностные лица управления наделены полномочиями по проведению проверок транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) управления. При этом орган государственного надзора уведомляет органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о проведении указанных мероприятий.
Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (пункт 68 Административного регламента).
Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), в процессе их эксплуатации (далее-Порядок) и их содержание утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2015 №180.
Основанием для проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств является наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора или территориального органа об утверждении плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование транспортных средств (пункт 69 Административного регламента)
Приказом Управления от 11.06.2019 № 5/04559 утверждено плановое (рейдовое) задание на осмотр, обследование транспортных средств в городе Ишиме и Ишимском районе в процессе их эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в период с 08 час.00 по 17 час.00 мин. 13, 14 июня 2019 года; лицом, уполномоченным на проведение планового (рейдового) мероприятия назначен старший государственный инспектор управления ФИО4
Данный приказ в тот же день по электронной почте направлен Прокурору Тюменской области.
В соответствии с пунктом 71 Административного регламента, пунктами 7, 8 Порядка по результатам планового (рейдового) осмотра составляется и подписывается акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств, в котором содержатся сведения о собственнике и (или) владельце транспортного средства; сведения о транспортном средстве; реквизиты путевого листа; сведения о водителе; сведения о виде перевозки; сведения о соблюдении требований законодательства РФ, предъявляемых к перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом; объяснения водителя по факту нарушения установленных требований (в случае выявления указанных нарушений); подписи лиц, проводивших плановый (рейдовый) осмотр, обследование транспортных средств; подпись водителя, ознакомленного с актом результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств.
По результатам планового (рейдового) мероприятия сотрудником Управления составлен акт проверки (осмотра) автобуса от 14.06.2019 № 55, содержание которого отвечает вышеизложенным требованиям.
В силу статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (пункт 1 части 1); водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставить для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3).
Утверждение ИП ФИО1 о том, что административным органом проводилась только проверка оформления карты маршрута, не связанная с проверкой соответствия характеристик транспортного средства, является необоснованным и противоречит содержанию приказа Управления от 11.06.2019 № 5/0459.
Следовательно, Управление действовало в рамках предоставленных полномочий.
Таким образом, с учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что факт совершения индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела.
При назначении административного наказания старшим государственным инспектором учтено, что ИП ФИО1 относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается Сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 25.07.2019 № ИЭ9965-19-2260130, и что она ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалась, принято во внимание отсутствие отягчающих смягчающих обстоятельств по делу.
Доводы заявителя о допущенных со стороны административного органа процессуальных нарушениях подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку, при составлении 25.07.2019 протокола об административном правонарушении ИП ФИО1 не заявляла ходатайства о его рассмотрении на более позднюю дату и время, в целях выработки позиции защиты.
Более того, исходя из пояснений, данных при составлении протокола, суд пришел к выводу о сформировавшейся у заявителя конкретной позиции оспаривания вменяемого ей административного правонарушения, в том числе изложенных в письменных объяснениях от 25.07.2019 (л.д. 53), которой она последовательно придерживается до настоящего времени.
Кроме того, как отмечает сам заявитель, действующее административное законодательство не устанавливает запрета составлять протокол и рассматривать дело в один день.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований ИП ФИО1 суд не находит, в связи с чем, они подлежат отклонению, как незаконные, несостоятельные, в том числе основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления об оспаривании постановления Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.07.2019 № 000349/72 о назначении административного наказания отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |