ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-14071/19 от 29.10.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Тюмень

Дело №

А70-14071/2019

31 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.10.2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2019 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мукминовой Э.И., рассмотрев в судебном заседании дело

по исковому заявлению ООО «Тюмень Водоканал»

к ЗАО Многопрофильная Производственная Коммерческая фирма «Алькор»

третье лицо Администрация города Тюмени

о взыскании 1 104 690, 75 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга и судебных расходов

при участии:

от истца: ФИО1, представитель (доверенность от 06.03.2018 г. № 061/18, диплом),

от ответчика: ФИО2, представитель (доверенность от 17.07.2019 г. № 45, диплом), ФИО3, представитель (доверенность от 04.09.2019 г. № 49),

от третьего лица: не явился,

свидетель ФИО4, паспорт

установил:

ООО «Тюмень Водоканал» (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к ЗАО Многопрофильная Производственная Коммерческая фирма «Алькор» (ОГРН:<***>, ИНН:<***>) (далее - ответчик) о взыскании 1 104 690, 75 руб., из которых: 1 082 543, 10 руб. - сумма задолженность по услугам водоотведения поверхностных сточных вод за период с 05.04.2016 г. по 058.04.2019 г., 22 147, 65 руб.- пени, начисленные за период с 22.04.2019 г. по 02.08.2019 г. в соответствии с законом за несвоевременную оплату. Истец также просит суд продолжить взыскание с ответчика пени по день фактической оплаты долга, взыскать 80, 50 руб. судебных издержек и 24 046 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Ответчик в отзыве на исковое заявление требования истца не признал, указав, что прием поверхностных сточных вод осуществляется в ливневую канализацию, имеющуюся у ответчика. При проведении спорной проверки территории ответчика проведен осмотр контрольных канализационных колодцев, которые на момент проверки были закрыты герметичными крышками. Истец же представляет в материалы судебного дела только часть фотоматериалов, фиксирующих смотровые колодцы уже в открытом виде, что является искажением данных осмотра (т. 1 л.д. 43).

Определением от 04.09.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Тюмени (ОГРН:<***>, ИНН:<***>).

Третье лицо в отзыве на исковое заявление какой-либо позиции по делу не обозначает, указывая на то, что схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень утверждена до 2040 года постановлением Администрации города Тюмени от 20.09.2016 г. № 295-пк, ливневая канализация по адресу: <...> в схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень отсутствует (т. 2 л.д. 3).

Определением от 04.09.2019 г. удовлетворено ходатайство истца о допросе в качестве свидетеля ФИО4. Определением от 17.09.2019 г. в судебное заседание 29.10.2019 г. в качестве свидетеля вызван ФИО4.

В судебном заседании 29.10.2019 г. представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика требования истца не признал.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (т. 1 л.д. 103, 162).

Суд в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) считает возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании, в отсутствие надлежащим образом извещенного третьего лица.

Заслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 (далее- Правила № 644).

На основании п. 1 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под абонентом понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу этой же статьи под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п. 2 Правил № 644 под поверхностными сточными водами понимаются принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.

Пунктом 23 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что под сточными водами централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды (поверхностные воды), если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Как указано в п. 1 ст. 7 Закона о водоснабжении и водоотведении и п. 4 Правил № 644 водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (п. 1 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с п.п. 39-41 Правил № 644 договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения, или лицом, осуществляющим проектирование и (или) строительство, реконструкцию в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения

Зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод.

Отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком 05.02.2018 г. заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 00040/000 (далее- единый договор от 05.02.2018 г. № 00040/000), по условиям которого истец (организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение) обязался осуществлять поставку холодной воды на объекты ответчика и прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик (абонент) обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение (т. 1 л.д. 50).

В соответствии с Приложениями № 2, 3, 6 к единому договору от 05.02.2018 г. № 00040/000 поставка воды и прием сточных вод в рамках заключенного договора осуществляется, в том числе, на имущественный комплекс по адресам: <...> (производственная база).

Из представленных истцом в материалы судебного дела документов усматривается, что поставка воды и отведение сточных вод на имущественный комплекс по адресам: <...> (производственная база) производится с использованием системы централизованного водоотведения.

В соответствии с п. 2 единого договора от 05.02.2018 г. № 00040/000 граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в Приложении к договору.

Согласно актам разграничения эксплуатационной ответственности, подписанных сторонами в отношении зданий производственной базы по адресу: <...> (т. 1 л.д. 56- оборот, 57), прием сточных вод от здания № 54 по ул. Ветеранов труда осуществляется от канализационного выпуска здания в площадочные сети канализации, подключенные к площадочным сетям канализации здания № 46 по ул. Ветеранов труда. В свою очередь площадочные сети канализации здания № 46 по ул. Ветеранов труда транспортируют сточные воды по канализационной трубе d300 мм в колодец К23, в который осуществлена врезка ответчиком. Колодец К23 самотечного коллектора d600 мм является составной частью централизованной системы водоотведения, находящейся в эксплуатации истца.

В соответствии с разделом XIII единого договора от 05.02.2018 г. № 00040/000 и приложением № 8 к единому договору прием поверхностных сточных вод с территории производственной базы по адресу: ул. Ветеранов труда, <...> не предусмотрен в рамках данного договора.

Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень утверждена до 2040 года постановлением Администрации города Тюмени от 20.09.2016 г. № 295-пк (т. 2 л.д. 10).

Из представленной Администрацией города Тюмени в материалы судебного дела информации следует, что ливневая канализация по адресу: <...> в схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень отсутствует (т. 2 л.д. 4).

Допрошенный в судебном заседании 29.10.2019 г. свидетель ФИО4, являющийся главным энергетиком ответчика, и представитель ответчика пояснили, что на территории производственной базы ведется деятельность по изготовлению аккумуляторных батарей, в производстве которых используется свинец. Допустимые концентрации попадания свинца в канализационные стоки 0, 25 мг/дм3. В целях защиты окружающей среды и недопущения попадания свинца, возможно разносимого из производственного цеха техникой и работниками на обуви по всей территории базы, территория производственной базы оборудована ливневой канализацией закрытого типа, исключающей попадание вредных веществ в центральную систему канализации.

Согласно представленному ответчиком в материалы судебного дела рабочему проекту строительства завода по производству стартерных аккумуляторных батарей (производственная база по адресу: ул. Ветеранов труда, 46, 54) для удаления дождевых вод с прилегающей территории производственной базы предусмотрены лотки и дождеприемники. Дождевые воды с кровли здания удаляются по системе внутренних водостоков в дождеприемники, расположенные внутри производственного здания общим объемом 140 м3. Дождевые воды с территории, прилегающей к производственным корпусам, удаляются по лотковой сети в два открытых дождеприемника общим объемом 300 м3.

Расход воды из дождеприемников осуществляется инфильтрацией и забором для пополнения оборотной системы водоснабжения. При заборе воды для пополнения оборотной системы водоснабжения, она подвергается предварительной очистке на песчано-гравийных фильтрационных устройствах (т. 1 л.д. 111, 115).

Факт наличия собственной ливневой канализации на производственной базе ответчика зафиксирован и истцом в акте осмотра от 05.04.2019 г.

При спорном осмотре территории производственной базы 05.04.2019 г. произведена фотофиксация в том числе и устроенной ответчиком ливневой канализации. Из представленной фототаблицы также усматривается, что поверхностные воды (дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды) на территории базы действительно принимаются по лотковой сети в открытые дождеприемники (т. 1 л.д. 119, т. 2 л.д. 2, 19-21).

Из приложенной к материалам судебного дела ведомости зданий и сооружений усматривается, что устроенная на производственной базе по адресу: ул. Ветеранов труда. 46, 54 ливневая канализация ответчика не сообщается с системой внутриплощадочной производственно-бытовой канализации.

Допрошенный в судебном заседании 29.10.2019 г. свидетель ФИО4 и представитель истца пояснили, что на территории производственной базы имеется несколько смотровых канализационных колодцев внутриплощадочной системы канализации, которые герметично закрыты металлическими крышками во избежание попадание через данные колодцы талых и дождевых вод с территории. Данные металлические крышки соединены сварочным швом с крышками, имеющими отверстия, которыми изначально были закрыты смотровые колодцы. Такая конструкция крышек, по мнению ответчика, обеспечивала их устойчивость и жесткость, поскольку если бы данные колодцы были накрыты обычными железными крышками, то они могли быть деформированы при проезде по ним техники.

Свидетель ФИО4 пояснил, что 05.04.2019 г. на производственную базу явились представители истца с проверкой порядка использования системы водоотведения. В ходе проверки были осмотрены три смотровых колодца, имеющихся на внутриплощадочных системах канализации, закрытых на момент осмотра герметичными крышками. При проведении осмотра и истцом, и ответчиком велась фотофиксация. Чтобы открыть данные крышки работники истца отбили бетонную заливку по краям крышек, которой были загерметизированы смотровые колодцы, после чего открыли смотровые колодцы и ломом отсоединили металлические крышки от крышек с отверстиями. На одной из крышек работникам истца не удалось нарушить сварной шов, вследствие чего металлическая крышка от крышки, имеющей отверстие, отсоединить не смогли. Осмотрев колодцы, работники истца предложили их закрыть и преступили к составлению акта. По итогам осмотра работники истца высказали лишь одно замечание, касающееся конструкции крышек, указав, что смотровые колодцы необходимо закрыть единой литой крышкой. Подписав акт 05.04.2019 г. без замечаний, свидетель ФИО4 позднее приехал в офис истца и попросил предоставить ему возможность сделать замечания к акту осмотра, поскольку формулировки акта не в полной мере зафиксировали действительное состояние смотровых колодцев. В акте ФИО4 сделана отметка, которая соответствовала данным фотофиксации.

Из представленного в материалы судебного дела оригинала акта проверки от 05.04.2019 г., отличающегося от ранее представленной истцом в материалы судебного дела копии данного документа, усматривается, что работник ответчика ФИО5, действительно подписал акт от 05.04.2019 г. с возражениями, указав, что внутриплощадочные колодцы (люки) производственно-бытовой канализации сверху закрыты цельнометаллическими листами в количестве 3-х штук (т. 1 л.д. 11, 119).

Факт наличия на обследованных смотровых колодцах внутриплощадочной системы канализации цельнометаллических крышек на момент осмотра и их сварном соединении с крышками, имеющими отверстия, подтверждается и фотоматериалом, представленными истцом и ответчиком в материалы судебного дела и исследованных судом в ходе судебного разбирательства (т. 1 л.д. 119, т. 2 л.д. 2, 15-18).

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635/11 утвержден «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения», которыми установлены требования к порядку установки люков на канализации.

Так, согласно п. 6.3.7 СП 32.13330.2012 установка люков необходимо предусматривать в одном уровне с поверхностью проезжей части при усовершенствованном покрытии; на 50 - 70 мм выше поверхности земли в зеленой зоне, и на 200 мм - на незастроенной территории. Люки с запорными устройствами предусматриваются при наличии соответствующего требования в техническом задании. Конструкция должна обеспечивать условия эксплуатации с учетом нагрузок от транспорта, безопасного попадания и выхода из них персонала.

Требования к материалу крышек и их конструкции СП 32.13330.2012 не предъявляет.

Ответчиком в материалы судебного дела представлено заключение специалиста, согласно которому крышки люков канализационных колодцев в количестве 3-х штук, находящихся на территории промышленной базы по адресу: ул. Ветеранов труда, <...>, специалист по результатам технической оценки пришел к выводу о том, что данные крышки выполнены в виде сборной конструкции, состоящих из скрепленных между собой сварным соединением крышки люка дождеприемника по ГОСТ 3634-99 и сплошного стального диска диаметром 635 мм, толщиной 8 мм.

Конструкция крышек полностью соответствует требованиям, изложенным в п. 6.3.7 Свода правил СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и п. 3.2.14б «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» МДК 3-02-2001.

В отличие от крышек люков смотровых канализационных колодцев по ГОСТ 3634-99, имеющих согласно требованиям п. 5.2.6 вышеназванного стандарта отверстие диаметром не менее 20 мм для отбора проб загазованности колодцев, представленные для технической оценки крышки люков обладают повышенной герметичностью (т. 1 л.д. 51).

После проведенного осмотра ответчик письмом от 11.04.2019 г. исх. № 173, полученным истцом 11.04.2019 г., сообщил о выполнении предписания акта от 05.04.2019 г. и установлении на смотровых колодцах внутриплощадочной системы канализации стандартных канализационных крышек (т. 1 л.д. 15).

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что восстанавливать разрушенную при осмотре 05.04.2019 г. конструкцию крышек не имело смысла, поэтому после проведенной проверки ответчик приобрел стальные крышки и закрыл ими спорные смотровые колодцы.

Учитывая, что истцом не представлено каких-либо доказательств того, что имеющаяся на смотровых колодцах внутриплощадочной системы канализации конструкция крышек не исключала попадание поверхностных сточных вод в централизованную систему канализации, суд приходит к выводу об отсутствии основания для взимания с ответчика платы за прием поверхностных сточных вод.

Требования истца о взысканию с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению также не подлежат как производные от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.

Государственная пошлина, уплаченная истцом при обращении в суд и судебные издержки истца взысканию с ответчика не подлежат и относятся на истца как на лицо, не в пользу которого принят судебный акт в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ООО «Тюмень Водоканал» к ЗАО Многопрофильная Производственная Коммерческая фирма «Алькор» о взыскании 1 104 690, 75 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга и судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Крюкова Л.А.