ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-14756/19 от 06.11.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-14756/2019

13 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 06 ноября 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Я.В. Авдеевой, рассмотрев единолично дело по иску

Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области

к СССПК «ЗАРЯ»

о взыскании денежных средств,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: ФИО1 – по доверенности № 14/5441-18 от 18.12.20ё18 года, ФИО2 по доверенности от 19.12.2017 № 14/5259-17,

от ответчика:ФИО3 – по доверенности от 27.09.2019 года,

установил:

Заявлен иск Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к СССПК «ЗАРЯ» о взыскании субсидии в размере 1 189 000 рублей.

Исковые требования со ссылками на пункт 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункты 2.1.11., 6.1. Положения о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие материально-технической базы, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 638-п, пункты 4.1.15, 5.2. соглашения о предоставлении гранта на поддержку начинающего фермера от 14.12.2016 № 29/006-16 мотивированы тем, что ответчик нарушил условие о предоставлении субсидии.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением заказного письма 62599221144209.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство осуществляется в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

В судебном заседании, начатом 29.10.2019 года, был объявлен перерыв до 06.11.2019 года, после чего слушание дела было продолжено.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования.

Ответчик иск оспорил по основаниям письменного отзыва. Полагает, что целевые показатели не являются целями расходования гранта, поэтому нарушение указанного требования не может служить основанием для удовлетворения иска; вина ответчика отсутствует и истцом не доказана; объем производства молока в целом по району за рассматриваемый период не превысил 1%; необходимо учитывать социальную значимость вопроса.

Истец не согласился с позицией ответчика по мотивам письменного возражения на отзыв.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворениюпо следующим основаниям.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 14.12.2016 Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (Департамент) и СССПК «ЗАРЯ» (кооператив) подписали соглашение о предоставлении гранта для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива № 29/006-16 (далее – договор) (л.д. 8-13).

Согласно пункту 1.1. договора Департамент безвозмездно передает бюджетные средства (далее - грант) для целевого использования кооперативом, а кооператив обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим соглашением.

Пунктом 1.3. договора предусмотрено, что грант предоставляется с целью развития материально-технической базы кооператива в соответствии с утвержденным планом расходов (Приложение № 1 к настоящему соглашению).

В пункте 2.1. договора предусмотрено, что размер средств областного и федерального бюджета, предоставляемых по Договору, составляет: грант - 1 189 000 рублей в том числе: средства областного бюджета - 1 189 000 рублей, средства федерального бюджета - 0 рублей.

Как следует из пункта 4.1.5. договора кооператив обязан обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных производителей не менее чем на 1 процент в год.

Во исполнение обязательств по договору Департамент перечислил ответчику денежные средства в сумме 1 189 000 рублей платежным поручением от 21.12.2016 № 572377 (л.д. 7).

В соответствии с пунктом 2.45. Положения о Департаменте агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 № 27-п, Департамент организует отраслевой контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.

На основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области от 17.10.2018 № 103-адм Департамент провел выездную проверку соблюдения кооперативом условий о предоставлении гранта для развития материально-технической базы СССПК «Заря» Упоровского района за 2017 год.

В акте выездной проверки от 13.11.2018 Департаментом установлены факты нарушения, подлежащие устранению, в том числе установлено, что кооператив не обеспечил прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных производителей не менее чем на 1 процент в год, предусмотренный пунктом 4.1.15. договора (л.д. 14-20).

Указанный акт подписан председателем СССПК «Заря» с возражениями.

Материалы дела содержат письмо СССПК «Заря», адресованное Департаменту, а также заключение на возражения СССПК «Заря» (л.д. 23-24, 25-26).

25.06.2019 Департамент направил в адрес СССПК «Заря» уведомление о возврате гранта от 24.06.2019 в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления (л.д. 27-28, 29).

Не урегулировав возникший спор в досудебном порядке, Департамент обратился в Арбитражный суд Тюменской области с требованием о возврате субсидии.

Договор не был оспорен, не был признан недействительным в установленном законом порядке. Суд считает, что договор по форме и содержанию соответствует требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно требованиям части 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, чем является по своей правовой природе грант, а именно: в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 6.1. Положения о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие материально-технической базы, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 638-п, (в редакции, действующей на момент подписания договора – 14.12.2016) в случае нарушения Кооперативом условий предоставления гранта, установленных разделом 2 настоящего Положения (за исключением условий, установленных пунктом 2.1.7) или выявления недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные настоящим Положением, - в части использования на цели, не предусмотренные настоящим Положением. В случае неиспользования средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда Кооператива полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованных средств.

Таким образом, Положение № 638-п (в редакции от 21.06.2016) предусматривает возврат полученных денежных средств, в частности, в случае нарушения кооперативом условий прироста реализации молока не менее чем на один процент в год.

В соответствии с пунктом 5.6. договора в случае невозврата бюджетных средств их взыскание производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представленным в материалы дела актом выездной проверки от 13.11.2018, не оспоренным со стороны ответчика, подтверждается факт нарушения ответчиком положений пункта 4.1.15. договора и пункта 6.1. Положения о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие материально-технической базы, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 638-п, а именно – из графы «прирост объема реализации молока собранного у с/х товаропроизводителей, %» указано, что при сравнении показателей 2017 года к 2016 году отсутствует прирост объема и составляет -14,01.

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Факт нарушения  ответчиком положений пункта 4.1.15. договора и пункта 6.1. Положения о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на развитие материально-технической базы, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 № 638-п, не оспорен, доказательств возврата сумм гранта в бюджет не представлено.

Ответчик не оспорил расчет подлежащей возврату субсидии, контрасчет не представил.

Проверив расчет долга, выполненный истцом, суд полагает, что расчет выполнен в соответствии с условиями  договора, фактическими обстоятельствами дела и действующим законодательством, период задолженности подтвержден документально.

Как было выше сказано, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий определяется действовавшим на момент заключения договора нормативный правовым актом, в свою очередь, ответчик нарушил предусмотренные условия предоставления субсидии, что, по убеждению суда, влечет возврат предоставленных кооперативу денежных средств в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 67, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования Департамента о взыскании с ответчика полученного гранта в размере 1 189 000 рублей 00 копеек законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 16, 101, 110, 106, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с СССПК «ЗАРЯ» в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области 1 189 000 рублей 00 копеек основного долга.

Взыскать с СССПК «ЗАРЯ» в доход федерального бюджета 24 890 рублей 00 копеек государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

 Судья

Авдеева Я.В.