АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-15775/2021 |
24 декабря 2021 года
резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2021 года
решение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «СеверСпецСервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании предписания № 54-ЗН от 19.04.2021 и представления № 53-ЗН от 19.04.2021,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество «Самотлорнефтегаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО1, на основании доверенности от 02.02.2021,
от третьего лица – ФИО2, на основании доверенности № 148 от 01.01.2020 посредством онлайн-заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «СеверСпецСервис» (далее – заявитель, ООО «СеверСпецСервис», Общество) обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление) об оспаривании предписания № 54-ЗН от 19.04.2021 и представления № 53-ЗН от 19.04.2021.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество «Самотлорнефтегаз» (далее – АО «Самотлорнефтегаз»).
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие представителя указанного лица.
Представитель ответчика против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на заявление, согласно которому просит в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на заявление, в котором просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 19.04.2021 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление № 72-ЗН о назначении ООО «СеверСпецСервис» административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей за административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры (далее – постановление).
Постановление не вступило в законную силу, обжалуется ООО «СеверСпецСервис» в Арбитражном суде Тюменской области в рамках дела № А70-9032/2021.
На основании указанного постановления ответчиком в адрес ООО «СеверСпецСервис» выдано предписание №54-ЗН от 19.04.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее – предписание) и внесено представление № 5303Н об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее – представление).
По мнению заявителя, указанным предписанием и представлением нарушены его права и законные интересы, поскольку Общество незаконно привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения при отсутствии вины, следовательно, на него незаконно возложена обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований и устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Как указывает заявитель, между АО «Самотлорнефтегаз» (Заказчик) и ООО «СеверСпецСервис» (Подрядчик) заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ по строительству (с использованием схемы реализации материалов) №СНГ-0356/18 от 14.03.2018 (далее – договор).
В силу пункта 6.2. договора Подрядчик изучил все материалы договора и наряд-заказы к нему и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ.
Как следует из пункта 8.2 договора Заказчик обеспечивает получение и передачу Подрядчику необходимых документов, разрешений и согласований соответствующих органов власти, а именно: геодезическую разбивочную основу; об отводе земельных участков под строительство; разрешений на право производства работ; согласование условий производства работ в зоне действующих коммуникаций; технические условия на подключение к действующим инженерным коммуникациям на период выполнения работ.
На основании пункта 3.2.1.3. приложения № 13 к договору устанавливать предупредительные знаки и надписи на объектах, а также в местах, где возможно воздействие на человека вредных и опасных производственных факторов.
В силу пункта 3.2.1.5 приложения № 13 к договору Заказчик обязан организовывать выполнение необходимых подготовительных мероприятий и подготовить исходные данные для производства/оказания услуг (если иное не установлено данным договором).
Согласно пункту 3.2.1.6 приложения № 13 к договору заказчик обязан перед началом производства работ/оказания услуг, связанных с перемещением по объекту, передать подрядчику/исполнителю схемы разрешенных проездов по территории, с нанесенными на них местами пересечений с ЛЭП, схемы подземных коммуникаций (в случае пролегания их в зоне производства работ/оказания услуг и вероятности их нарушения).
Общество было ознакомлено Заказчиком с техническими условиями на соблюдение охранных зон трубопровода и актом допуском № 391 от 10.06.2019 для производства строительно-монтажных работ на территории организации, схемой геодезической и разбивочной основы.
21.12.2019 при проведении земляных работ ООО «СеверСпецСервис» экскаватором «Hyundai 2201с» произошел инцидент (разгерметизация трубопровода) из-за механического повреждения патрубка вантузной задвижки Ду50 на высоконапорном водоводе КНС-1 -к.1435.
По данному факту был составлен акт от 21.12.2019, в котором указано на обнаружение куска трубы (катушки трубы НКТ), длиной порядка 5 м обрезанного с одной стороны и торчащего из земли, который мешал производству работы, при попытке подвинуть трубу, произошло непредвиденное касание вантузной задвижки, находящейся на высоконапорном водоводе.
Как указывает заявитель, при внесении предписания и представления Управлением не учтено, что поврежденный патрубок вантузной задвижки Ду50 находился под землей, визуально идентифицировать его во время производства работ не представлялось возможным.
В акте приема-передачи трассы указано, что все действующие, недействующие трубопроводы показаны на местности и обозначены аншлагами, вешками, опасные участки ограждены сигнальными лентами.
Однако, как оказалось впоследствии, поврежденный трубопровод на подписанной эксплуатирующей организацией ЦЭРТ-1 схеме, обозначен не был, так же он не был обозначен аншлагами и вешками на месте производства работ.
Таким образом, Заказчик, в нарушение условий договора, перед началом производства работ не ознакомил Подрядчика с местоположением подземной вантузной задвижки на участке выполнения строительно-монтажных работ.
Общество также считает необходимым обратить внимание на тот факт, что в технических условиях на соблюдение охранных зон трубопровода и в акте допуске, имеется информация только о наличии высоконапорного водовода КНС-1 куста 1435, в тоже время вышеуказанные технические условия и акт допуск не содержат информацию о точном месте расположении трубопровода в охранной зоне которого Заявителю предстояло выполнять земляные работы. Таким документом, на котором обозначено фактическое место расположение трубопроводов является только схема, являющаяся приложением к техническим условиям.
На схеме, согласованной с эксплуатирующей организацией, где должно быть указано фактическое место положение всех коммуникаций, отраженных в технических условиях, в охранной зоне которых Обществу предстояло выполнять земляные работы, на участке где произошел инцидент, высоконапорный водовод КНС-1 куста 1435, на котором была повреждена находившаяся под землей вантузная задвижка Ду50, не был отражен, а так же он не был обозначен на месте сигнальными вешками.
Согласно полученным от Заказчика данным, Общество было уверено, что оно производит работы на участке вне охранной зоны поврежденного трубопровода, именно по этой причине Заявитель проводил работы экскаватором, а не вручную.
В данном случае, как указывает Заявитель, под коммуникацией подразумевается трубопровод-сооружение из труб, плотно соединённых между собою, служащее для передачи на расстояние жидкостей, газов и т.п.
Обнаруженная Обществом катушка (обрезок трубы, торчащий на поверхности и обрезанный с одной стороны) не является трубопроводом, то есть коммуникацией.
Из изложенного следует, что обнаруженный кусок трубы, длиной порядка 5 м, обрезанный с одной стороны и торчащий из земли, не являлся ни коммуникацией, ни её частью.
Учитывая то, что согласно схеме, Общество производило работы не в охранной зоне трубопроводов, оно не предвидело рисков для себя и АО «Самотлорнефтегаз» при перемещении обнаруженного куска трубы для дальнейшего беспрепятственного выполнения обратной засыпки трубопровода.
Вышеперечисленное свидетельствует об отсутствии вины ООО «СеверСпецСервис» в произошедшем инциденте.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения ответчика и третьего лица, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ).
Эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке (за исключением транспортировки по автомобильным дорогам общего пользования и железнодорожным линиям), хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции, допускаются при наличии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ (пункта 2 статьи 46 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно положениям статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу положений части 5 статьи 13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель обязаны обеспечить их рекультивацию.
В соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее – Правила).
Согласно пунктам 3, 4 и 26 Правил лица, деятельность которых привела к деградации земель, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.
Лица, деятельность которых привела к деградации земель, утверждают проект рекультивации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов и направляют уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель в федеральные органы исполнительной власти, в том числе в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования – в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу.
Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В связи с чем, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Кроме того, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть обоснованными как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые обязанности, содержать конкретные указания на совершенное нарушение, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей, по сути, влечет нарушение законных прав и интересов лица, которому выдано соответствующее предписание.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Данный подход подтверждается сложившейся практикой правоприменения Верховного Суда Российской Федерации, который в определении от 31.05.2016 №305-КГ16-4786 разъяснил, что требования об исполнимости предписания предусмотрены в статье 17 Федерального закона № 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В силу положений статья 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела судом установлено, что в 2020 году заявитель постановлением о назначении административного наказания №270-№Н от 15.09.2020, вступившем в законную силу, привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Фактические обстоятельства совершенного ООО «СеверСпецСервис» административного правонарушения изложены в материалах дела №03/2-212/2020 и в постановлении о назначении административного наказания №270-№Н от 15.09.2020.
ООО «СеверСпецСервис» признано виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 00 рублей, который до настоящего времени не оплачен.
Таким образом, лицо, виновное в совершение правонарушения (порча земли) установлено при административном расследовании в рамках дела № 03/2-212/2020.
В этой связи, довод заявителя об отсутствии вины ООО «СеверСпецСервис» в произошедшем инциденте является несостоятельным, подлежащим отклонению.
Следовательно, в соответствии с вышеизложенными требованиями природоохранного и земельного законодательства ООО «СеверСпецСервис», как лицо, деятельность которого привела к деградации земель, обязано было обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации в установленный законом срок.
Загрязненный земельный участок расположен в районе КНС-1 Самотлорского месторождения нефти Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.
Согласно сведениям, представленным службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (за исх.№ 31.02-Исх-428 от 29.01.2020), загрязненный участок находится в границах участка с кадастровым номером 86:04:0000001:98405, категория земли – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Категория земли также подтверждается договором аренды земельных участков от 31.10.2013 № 3839.
Арендатором земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:98405 является АО «Самотлорнефтеназ».
Площадь загрязненного земельного участка, установленная в рамках административного дела № 03/2-212/2020, составляет 0,017 га.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, выяснение (установление) виновного лица в рамках дела №03/2-85/2021 по части 1 статьи 8.7. КоАП РФ не требовалось, виновным в нарушении указанной нормы также признано ООО «СеверСпецСервис».
Согласно материалам дела № 03/2-212/2020 датой совершения действия, в результате которого произошла деградация земель, является 21.12.2019 (дата аварии (инцидента) на объекте АО «Самотлорнефтегаз», следовательно, истечение срока (семь месяцев) наступило 21.07.2020.
С учетом вышеизложенных требований действующего законодательства, проект рекультивации загрязненного земельного участка из состава земель промышленности в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югра должен быть согласован заявителем с администрацией Нижневартовского района.
На дату, следующую за датой истечения семи месяцев, со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель (22.07.2020) и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении, от ООО «СеверСпецСервис» не поступило уведомления о разработке проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации нарушенных (загрязненных) земель.
Администрация Нижневартовского района также письмом б/н от 29.03.2021 подтвердила, что проект рекультивации нарушенных (загрязненных) земель (земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000001:98405) в районе объекта водовод КНС-1 – к.1435 Самотлорского месторождения, где заказчиком выступает ООО «СеверСпецСервис», на согласование не поступал.
Таким образом, Обществом не исполнена обязанность по разработке проекта рекультивации земель в установленном законом порядке.
На основании изложенного, в отношении ООО «СеверСпецСервис» вынесено постановление № 72-ЗН от 19.04.2021 о назначении административного наказания, согласно которому Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
В связи с чем, в адрес ООО «СеверСпецСервис» внесены оспариваемое предписание и представление от 19.04.2021 № 53-ЗН об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Представлением от 19.04.2021 № 53-ЗН об устранении причин и условий, (далее – представление) способствующих совершению административного правонарушения, в адрес руководителя заявителя, ответчиком указано на необходимость принятия мер по устранению нарушений требований пункта 26 Правил, то есть разработать проект рекультивации земельного участка.
Предписанием от 19.04.2021 № 54-ЗН (далее – предписание) Обществу в срок до 20.08.2021 указано устранить выявленное нарушение, которое выразилось в не обеспечении разработки проекта рекультивации земельного участка, загрязненного в результате разгерметизации высоконапорного водовода КНС-1–к.1435 Самотлорского месторождения Нижневартовского района ХМАО-Югры.
Принимая во внимание вышеизложенные требования природоохранного и земельного законодательства и бездействия заявителя, требования ответчика основаны на законе, соответственно оспариваемое представление является законными и обоснованным, оспариваемое предписание также отвечает критериям законности и исполнимости.
Таким образом, указанные акты ответчика не могут нарушать права и законные интересы Общества, следовательно, оснований для их отмены судом не установлено.
С учетом изложенного, заявленные ООО «СеверСпецСервис» требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |