ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-15863/2023 от 24.10.2023 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-15863/2023

31 октября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 31 октября 2023 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Акционерного общества «Россети Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании уведомления № 230424029/15-1 от 24.04.2023 о возврате без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута,

третье лицо - Департамент лесного комплекса Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 03.04.2023 №82735,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 17.11.2022 №231/08-3Д,

установил:

Акционерное общество «Россети Тюмень (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) об оспаривании уведомления №230424029/15-1 от 24.04.2023 о возврате без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута

Определением от 17.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – третье лицо).

Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебное заседание не направило.

Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Департамент с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях размещения для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства, его неотъемлемых частей «Воздушная линия электропередачи ВЛ-110 кВ Тюмень-Караганда» (далее - ЭСК), в соответствии с пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ.

Оспариваемым уведомлением №230424029/15-1 от 24.04.2023 Департамент вернул ходатайство Общества без рассмотрения.

Основанием возврата явился вывод Департамента о том, что проектные границы публичного сервитута частично расположены в границах земель лесного фонда. Согласно информации, предоставленной Главным управлением строительства Тюменской области, объект, для эксплуатации которого испрашивается установление публичного сервитута, является объектом регионального значения.

Полагая, что уведомление Департамента в возврате без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Позиция Общества мотивирована ссылками на нормы земельного законодательства. Заявитель пояснил, что право собственности на ЭСК зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Общество ссылается на разъяснения Департамента лесного комплекса Тюменской области о том, что если границы публичного сервитута под объектом электроэнергетики пересекаются с землями лесного фонда (его площадь частично накладывается на земли лесного фонда), то установление публичных сервитутов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется. Специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями) и не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.

В представленном отзыве Департамент выразил несогласие с заявленными требованиями Общества. Ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок имеет наложения на земли лесного фонда. Установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, не относится к полномочиям Департамента. Ходатайство Общества об установлении публичного сервитута не подлежало рассмотрению. Объект, для эксплуатации которого испрашивается установление публичного сервитута, отнесен к объектам регионального значения.

От заявителя поступили письменные дополнения, в которых указано на необоснованность доводов Департамента.

В представленном отзыве Департаментом лесного комплекса Тюменской области сделан вывод о том, что установление публичного сервитута для использования земельных участков в целях эксплуатации воздушной линии электропередачи с кадастровым номером 72:12:0000000:1091 относится к полномочиям Департамента.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса РФ для строительства линейных объектов.

Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ.

Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, определяются в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Цели установления публичного сервитута регулируются пунктом 4 статьи 23 и статей 39.37 Земельного кодекса РФ.

Установление публичного сервитута в отдельных целях регулируется главой V.7 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 39.39 Земельного кодекса РФ установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ.

Статьей 39.38 Земельного кодекса РФ определены уполномоченные органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, в зависимости от вида размещаемого объекта и его отнесения к объектам федерального, регионального или местного значения, а не в зависимости от категории земель, на которой размещается указанный объект.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется: федеральный орган исполнительной власти принимает решение в отношении инженерных сооружений федерального значения, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении инженерных сооружений регионального значения, орган местного самоуправления - в отношении инженерных сооружений местного значения.

Публичный сервитут в отношении земельных участков/части земельного участка устанавливается на основании пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ в целях размещения для эксплуатации существующего объекта электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

Требования к содержанию ходатайства об установлении публичного сервитута регламентированы ст.39.41 Земельного кодекса РФ.

Основания для отказа в установлении публичного сервитута предусмотрены статьей 39.44 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по установлению публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, переданы Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу изложенных норм, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере лесных отношений, могут быть наделены полномочиями по установлению публичных сервитутов для размещения лишь объектов регионального значения в установленном действующим законодательством порядке.

Учитывая изложенное, если границы публичного сервитута под объектом электроэнергетики регионального значения полностью входят в границы земель лесного фонда Тюменской области, то установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда Тюменской области, относится к полномочиям Департамента лесного комплекса Тюменской области.

В случае, если границы публичного сервитута под объектом электроэнергетики пересекаются с землями лесного фонда Тюменской области (его площадь частично накладывается на земли лесного фонда Тюменской области), то установление публичных сервитутов осуществляется органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется.

Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Установление (изменение) границ лесничеств отнесено к исключительным полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Границы лесничеств на территории Тюменской области установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.09.2008 №270 «Об определении количества лесничеств в Тюменской области и установлении их границ».

Границы Нижнетавдинского лесничества установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.03.2022 №430 «Об установлении границ Нижнетавдинского лесничества в Тюменской области».

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.08.2023 №КУВИ-001/2023-197593161, воздушная линия электропередачи с кадастровым номером 72:12:0000000:1091 расположена в Тюменской области, Нижнетавдинском районе, ВЛ-110 кВ «Тюмень-Караганда» ЭП-2, правообладатель – Общество.

Охранная зона для воздушной линии электропередачи с кадастровым номером 72:12:0000000:1091 установлена - реестровый (учетный) номер 72:00-6.170 (выписка о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории от 05.09.2023 №КУВИ-001/2023-199563357).

В силу положений статьи 39.41 Земельного кодекса РФ границы публичного сервитута устанавливаются в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон. При этом публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, поскольку иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ, принятие нескольких решений об установлении публичного сервитута в целях размещения одного линейного объекта не допускается.

Материалами дела подтверждено, что границы публичного сервитута сформированы по границам соответствующих охранных зон.

Общая площадь наложения на земли лесного фонда составляет 24,4278 га.

Согласно части 11 статьи 23 Земельного кодекса РФ деятельность, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, равно как сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенною использования.

В силу положений статьи 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения - органами местного самоуправления муниципального района/города.

Согласно пункту 1.1. Положения о Департаменте, утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2006 №222-п, Департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области.

Из оспариваемого уведомления следует, что ЭСК «Воздушная линия электропередачи ВЛ-110 кВ Тюмень-Караганда» относится к объектам регионального значения. Проектные границы публичного сервитута частично расположены в границах земель лесного фонда.

На основании изложенных выше норм, а также с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает, что установление публичного сервитута в данном случае относится к полномочиям Департамента.

В связи с чем, правовые основания для отказа заявителю в рассмотрении ходатайства об установлении публичного сервитута у Департамента отсутствовали.

Также, вопреки ошибочной позиции Департамента, разработка документации по планировке территории в отношении существующего объекта не требуется.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При вышеизложенных обстоятельствах, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя суд указывает на необходимость рассмотрения ходатайства Общества об установлении публичного сервитута для использования земельных участков в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: «Воздушная линия электропередачи ВЛ-110 кВ «Тюмень-Караганда».

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Департамента в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным уведомление № 230424029/15-1 от 24.04.2023 о возврате без рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута Департамента имущественных отношений Тюменской области, направленное Акционерному обществу «Россети Тюмень».

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения ходатайства Акционерного общества «Россети Тюмень» об установлении публичного сервитута для использования земельных участков в целях эксплуатации объекта электросетевого хозяйства: «Воздушная линия электропередачи ВЛ-110 кВ «Тюмень-Караганда», в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области (625004, <...>; зарегистрировано 09.08.2005 ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Россети Тюмень» (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>; зарегистрировано 14.10.2002 ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в размере 3 000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.