ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-16553/2021 от 23.09.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-16553/2021

29 сентября 2021 года

резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2021 года

решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2021 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации Тюменского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 12 523 487,70 рублей в качестве возмещения вложений в объекты «Тюменский район. Строительство локальной котельной ГОУ ФИО1 средняя образовательная школа, в т.п. ПД», «п.Новотарманский. Строительство котельной школы и подводящих инженерных сетей, в т.ч. ПСД»,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО2, на основании доверенности №33 от 23.12.2021,

от ответчика – не явились,

установил:

государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства» (далее – истец, Дирекция) обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее – ответчик, Администрация) о взыскании 12 523 487,70 рублей в качестве возмещения вложений в объекты «Тюменский район. Строительство локальной котельной ГОУ ФИО1 средняя образовательная школа, в т.п. ПД», «п.Новотарманский. Строительство котельной школы и подводящих инженерных сетей, в т.ч. ПСД».

Представитель истца заявленные исковые требований поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), отзыв на исковое заявление не представил, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие представителя указанного лица.

Как следует из материалов дела, в 2006 - 2007 годах государственное унитарное предприятие Тюменской области «Предприятие коммунального-хозяйственного строительства», являющееся правопредшественником Дирекции, выполняло функции заказчика при проектировании и строительстве объектов «Тюменский район. Строительство локальной котельной ГОУ ФИО1 средняя образовательная школа, в т.п. ПД», «п. Новотарманский. Строительство котельной школы и подводящих инженерных сетей, в т.ч. ПСД».

Работы выполнялись за счет средств областного бюджета в ходе реализации программы «Основные направления жилищно-коммунальной политики Тюменской области» в соответствии с заданиями по капитальным вложениям на соответствующий год, утвержденными распоряжениями Правительства Тюменской области.

Заказчиком по объектам определено ГУП ТО ПСК «Тюменьстройгаз», ГУП ТО «ПКХС», с учетом правопреемства – Дирекция.

В ходе исполнения функций заказчика ГУП ТО «Тюменьстройгаз», ГУП ТО «ПКХС» и в последующем их правопреемник Дирекция организовали проектирование и строительство объектов, согласование и экспертизу проектной документации, инвентаризационные работы, кадастровые работы, оформление публичного сервитута на земельные участки, занятые для размещения объектов.

Указанные мероприятия по объекту «Тюменский район. Строительство локальной котельной ГОУ ФИО1 средняя образовательная школа, в т.п. ПД» выполнялись на основании следующих государственных контрактов:

– № 2-ПИР-06 от 05.09.2006 на выполнение подрядных проектных и изыскательских работ, заключенный с ООО «Газовик» на сумму 233 651, 80 рубль;

– № 818/97 от 17.11.2008 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключенный с ГАУ ТО «УГЭПД» на сумму 11 999, 42 рублей;

– № 420 от 30.11.2009 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключенный с ГАУ ТО «УГЭПД» на сумму 4 082, 80 рубля;

– № 561-Т от 02.09.2007 на выполнение подрядных строительных работ, заключенный с ООО «Западно-Сибирская строительная компания» на сумму 2 978 409, 77 рублей;

– № 262-72/5966-12-14 от 31.10.2008 на выполнение инвентаризационно-технических работ, заключенный с ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на сумму 97 048, 14 рублей;

– № 44-М-10 от 27.12.2010 на оформление земельных участков для строительства, заключенный с ООО «Тюменская землеустроительная компания» на сумму 40 040 рублей;

– № 18-меж-17 от 24.07.2017 на оказание услуг по землеустройству и межеванию земельного участка, заключенный с ИП ФИО3 на сумму 56 000 рублей;

– № 5-ТХП-17 от 10.07.2017 на оказание услуг по оформлению технических планов объекта, заключенный с ИП ФИО3 на сумму 59 000 рублей;

– затраты на содержание службы заказчика ГУП ТО «ПКХС» в размере 93 350, 07 рублей;

а также следующих документов:

– соглашения № 172-ст от 30.11.2017 о праве ограниченного пользования земельным участком (установление сервитута на земельный участок), заключенное с Департаментом имущественных отношений Тюменской области, с оплатой 1051, 38 рубль;

– соглашения № 1 от 08.08.2017 об установлении сервитута земельного участка, заключенное с Администрацией Мальковского муниципального образования, с платой 493 рубля;

– соглашения № 1 от 30.06.2020 об установлении сервитута земельного участка, заключенное с МАОУ ФИО1 СОШ, с платой 252, 98 рубля.

Всего объем вложений средств областного бюджета по объекту «Тюменский район. Строительство локальной котельной ГОУ ФИО1 средняя образовательная школа, в т.п. ПД» составил 3 575 379, 36 рублей.

По объекту «п. Новотарманский. Строительство котельной школы и подводящих инженерных сетей, в т.ч. НСД» мероприятия осуществлялись на основании следующих государственных контрактов:

– № 54-ПИР-06 от 03.11.2006 на выполнение подрядных проектных и изыскательских работ, заключенный с ООО «Спектр-А» на сумму 1 000 000 рублей;

– № 853 от 01.12.2008 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключенный с ГАУ ТО «УГЭПД» на сумму 20 258, 38 рублей;

– № 431-Т от 07.07.2007 на выполнение подрядных строительных работ, заключенный с ООО «Западно-Сибирская строительная компания» на сумму выполнения 8 144 399,10 рублей;

– № 718-72/5734-12-14-18 от 04.12.2009 на выполнение инвентаризационно-технических работ, заключенный с ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на общую сумму 123 994,86 рубля;

– № 45-меж-13 от 23.09.2013 на выполнение кадастровых работ, заключенный с ООО «Геокад» на сумму 27 568 рублей (по решению Арбитражного суда Тюменской области от 15.09.2014 по делу № А70-8106/2014);

– № 22-меж-17 от 14.08.2017 на оказание услуг по землеустройству и межеванию земельного участка, заключенный с ООО «СЕАЛАНС» на сумму 67 400 рублей;

– № 26-ТХП-17 от 15.08.2017 на оказание услуг по оформлению технических планов объекта, заключенный с ООО «Геокад» на сумму 46 800 рублей.

– затраты на содержание службы заказчика ГУП ТО «ПКХС» в размере 232 949 рублей.

Всего объем вложений средств областного бюджета по объекту «п. Новотарманский. Строительство котельной школы и подводящих инженерных сетей, в т.ч. НСД» составил 8 948 108, 34 рублей.

В период подготовки документации для государственной регистрации права собственности Тюменской области на объекты от Администрации Тюменского муниципального района получена информация о том, что объекты признаны бесхозяйными в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и в последующем приняты в муниципальную собственность.

Как указано выше, финансирование строительства объектов и иных связанных с этим затрат производилось из средств областного бюджета путем предоставления денежных средств ГУП ТО ПСК «Тюменьстройгаз», ГУП ТО «ПКХС» и в последующем Дирекцией, выполнявших функцию заказчика проведения соответствующих видов работ.

В рамках возложенных полномочий Дирекцией были произведены затраты в объекты за счет средств бюджета Тюменской области в общей сумме 12 523 487, 70 рублей.

Как указывает истец, обязательства по вышеперечисленным контрактам сторонами исполнены в полном объеме.

Между тем, затраты по объектам учитываются на балансе Дирекции и Администрацией к бухгалтерскому учету не приняты.

Соглашение о распределении долей между Тюменской областью и муниципальным образованием не заключено.

Вложения в объекты нефинансовых активов муниципальной собственности областному бюджету не возмещены.

В порядке досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию от 12.07.2021 за исх.№ 1759 с требованием о принятия мер по заключению соглашений об определении долей в праве собственности на объекты или обеспечению возмещения вложений из областного бюджета в объект нефинансовых активов муниципальной собственности.

Письмом Администрации от 12.08.2021 № 7840/02-02 в удовлетворении требований отказано.

В связи с тем, что меры досудебного урегулирования не принесли желаемых результатов, истец вынужден в судебном порядке требовать восстановления нарушенного права.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения истца, арбитражный суд считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела из представленных материалов судом установлено и истцом не оспаривается, что строительство вышеперечисленных объектов осуществлялось в соответствии с государственными контрактами от 07.07.2007 № 431-Т и от 02.09.2007 № 561-Т, заключёнными между ГУП ТО «Предприятие коммунально-хозяйственного строительства» и ООО «Западно-Сибирская строительная компания».

На основании распоряжения Правительства Тюменской области от 24.12.2007 №1556 ГУП ТО «Предприятие коммунально-хозяйственного строительства» преобразовано в ГБУ ТО «Дирекция коммунально-хозяйственного строительства» и является правопреемником предыдущего.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.06.2016 Новотарманское муниципальное образование Тюменского района Тюменской области являлось собственником тепловой сети, назначение: сооружения гидротехнические, протяженность 443 м., адрес объекта: <...> кадастровый номер 72:17:0000000:6603. Право собственности возникло на основании распоряжения Администрации муниципального образования Новотарманского сельсовета Тюменской области от 29.07.1997 №75.

Впоследствии, в 2016 году указанное имущество было передано в собственность муниципального образования Тюменский муниципальный район.

Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 26.09.2019 за Новотарманским муниципальным образованием Тюменского района Тюменской области признано право собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, в том числе на сооружение (котельную) общей площадью 31,8 кв.м., кадастровый номер 72:17:1701005:398, по адресу: <...>. Решение вступило в законную силу 06.11.2019.

В 2020 году указанное имущество также было передано в собственность муниципального образования Тюменский муниципальный район.

На основании решения Тюменского районного суда Тюменской области от 11.03.2016 за Мальковским муниципальным образованием Тюменского муниципального района Тюменской области было признано право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – котельную, площадью 14,8 кв.м., с кадастровым номером 72:17:12010036135, адрес объекта: Тюменская область, Тюменский район, Мальковское МО, ул. Совхозная (в районе дома по ул. Совхозная, д. 21).

Указанное имущество в 2019 году также было передано в собственность муниципального образования Тюменский муниципальный район.

Соответственно, Администрация приобрела право собственности на указанные объекты не в результате передачи ей из собственности Тюменской области, а в результате принятия данных объектов из собственности Новотарманского, Мальковского муниципальных образований.

Таким образом, Администрация не участвовала в правоотношениях по строительству объектов ни вложением своих денежных средств, ни получением бюджетных средств, не являлась застройщиком, заказчиком или стороной по вышеперечисленным контрактам, соответственно Администрация приёмку работ при завершении строительства не осуществляла, инвентаризация объектов не производилась.

В обоснование заявленных исковых требований Дирекция указывает, что при строительстве вышеперечисленных объектов истцом не были совершены и пройдены предусмотренные законодательством разрешительные процедуры, вследствие чего в бухгалтерском учёте сложилась ситуация, при которой на счетах числится сумма денежных средств, освоенных Дирекцией при строительстве данных объектов.

Предъявление настоящего иска обусловлено отказом Администрации возместить вложения из бюджета области в объекты нефинансовых активов муниципальной собственности.

Однако, в отношении фактически произведённых капитальных вложений, формирующих балансовую стоимость, Дирекцией не представлено доказательств того, что сумма передаваемых затрат, соответствует стоимости имущества.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривается возмещение стоимости за имущество, право муниципальной собственности на которое было признано в результате прохождения процедуры оформления объекта в качестве бесхозяйного.

Принимая во внимание вышеустановленные по делу фактические обстоятельства, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Дирекцией исковых требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.