ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-18494/19 от 16.12.2019 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Тюмень

Дело №

А70-18494/2019

16 декабря 2019 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Крюковой Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы судебного дела

по исковому заявлению Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области»

к ООО «Стройконсалт»

третьи лица Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства», Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области

о взыскании 127 306, 93 руб.

установил:

27.06.2019 г. в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа  поступило исковое заявление Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (ОГРН:1147232010530, ИНН:7204201389) (далее - истец) к ООО «Стройконсалт» (ОГРН:1128622000220, ИНН:8622022685) (далее - ответчик) о взыскании 127 306, 93 руб. неосновательного обогащения.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на договор выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома от 14.02.2018 г. № 20/18.

Определением от 29.07.2019 г. исковое заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено судебное дело № А75-12676/2016, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Ответчик в отзыве на исковое заявление требования истца не признал, указав, что исковое заявление подано в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с нарушением правил подсудности, к участию в деле в качестве третьего лица не привлечено Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства», являющееся стороной договора и обладающего правом на обращение с исковым заявлением. Истец по договору является плательщиком, однако требуемая истцом сумма должна быть возмещена фонду капитального ремонта из бюджета Тюменской области и не подлежит взысканию с ответчика, в том числе в соответствии со ст. 1109 ГК РФ.

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.09.2019 г., принятым в виде резолютивной части, дело № А75-12676/2019 передано по подсудности в Арбитражный суд Тюменской области.

Определением от 22.10.2019 г. исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Тюменской области, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228, 229 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН:1077203055137, ИНН:7203204250), Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (ОГРН:1127232040099, ИНН:7202235880).

Истец в возражениях на отзыв доводы ответчика считает необоснованными, настаивает на получении ответчиком за выполненные работы по ремонту крыши оплаты в большем размере, чем предусмотрено договором.

Дополнительный отзыв и пояснения ответчиком в Арбитражный суд Тюменской области не представлены.

Третье лицо- Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства» в отзыве на исковое заявление требования истца считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, указывая, что в рамках заключенного трехстороннего договора ответчик принял на себя обязательства по ремонту общего имущества многоквартирного дома № 14 по ул. Камчатская в г. Тюмени в соответствии с перечнем работ, указанных в Приложении № 5 к договору: ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы водоснабжения, ремонт системы водоотведения. Работы по ремонту крыши договорной стоимостью 1 826 892 руб. выполнены ответчиком в полном объеме и приняты по акту приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченного капитальным ремонтом элементов жилого здания от 06.09.2018 г. Стоимость выполненных ответчиком работ по ремонту крыши с учетом коэффициента снижения, предусмотренного договором, и суммы начисленной и удержанной неустойки за нарушение срока выполнения работ составила 982 673, 84 руб. Истец 03.09.2018 г. в соответствии с условиями заключенного договора выплатил ответчику за счет средств собственников за проведенные работы по ремонту крыши 913 446 руб.  09.10.2018 г. истец за счет средств государственной поддержки выплатил ответчику за ремонт крыши еще 196 534, 77 руб. Итого ответчику за данный вид выполненных работ перечислено 1 109 980, 77 руб., что 127 306, 93 руб. больше.

Третьим лицом- Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области отзыв на исковое заявление не представлен, определение суда от 22.10.2019 г. не исполнено.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно пунктов 11, 11.1 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- Жилищный кодекс РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также по вопросу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В ст. 167 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 № 580-п создан региональный оператор Тюменской области- Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» (истец по делу).

В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 № 2224-рп утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015 - 2044 годы.

Целями указанной Региональной программы является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирование предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроль за своевременностью проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В рамках региональной программы предусмотрено утверждение краткосрочных планов по ее реализации.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 04.05.2016 № 418-рп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2016 год, согласно которому многоквартирный дом № 14 по ул. Камчатская в г. Тюмени включен в план капитального ремонта на 2016 г. (Приложение № 1).

В 2016 г. данный дом фактически на капитальный ремонт не поставлен.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 27.10.2016 № 1252- рп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2017 год, согласно которому многоквартирный дом № 14 по ул. Камчатская в г. Тюмени включен в план капитального ремонта (Приложение № 1) со сроком исполнения краткосрочного плана до 18.10.2018 г.

С целью выполнения распоряжения Правительства Тюменской области от 27.10.2016 № 1252- рп между истцом, ответчиком и третьим лицом по делу- Муниципальным казенным учреждением «Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства» по результатам электронного аукциона от 29.01.2018 г. заключен договор от 14.02.2018 г. № 20/18 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № 14 по ул. Камчатская в г. Тюмени (далее- договор от 14.02.2018 г. № 20/18).

В соответствии с п. 2.1, 2.2 договора от 14.02.2018 г. № 20/18 Технический заказчик (Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства» поручает, а Подрядчик (ответчик) принимает на себя обязательство выполнить по заданию Технического заказчика в соответствии с проектом работы по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 14, м слать результат работ Техническому Заказчику.

Результатам работ по договору является законченный капитальным ремонтом объект.

Виды работ указаны сторонами в Приложении № 5 к договору (п. 3.2.).

Согласно Приложению № 5 к договору от 14.02.2018 г. № 20/18  подрядчик обязан выполнить следующие виды работ по капитальному ремонту многоквартирного дома:

- ремонт крыши,

- ремонт фасада,

- ремонт системы теплоснабжения,

- ремонт системы водоснабжения,

- ремонт системы водоотведения.

Цена договора в соответствии с предложением подрядчика составляет 3 786 662, 40 руб. с учетом понижающего коэффициента – разницы между начальной минимальной ценой, указанной в аукционной документации и ценой настоящего договора, 7% (п. 3.2. договора от 14.02.2018 г. № 20/18 в редакции дополнительного соглашения № 20/18-1 от 26.12.2018 г.), из них стоимость работ по ремонту крыши составляет 1 826 892 руб.

Согласно п. 4.2. договора от 14.02.2018 г. № 20/18 датой начала выполнения работ по капитальному ремонту теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, фасада является 16.04.2018 г.; датой начала работ по капитальному ремонту крыши- 26.02.2018 г.; датой окончания работ по капитальному ремонту теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, фасада и крыши- 20.07.2018 г.   

В силу п. 15.3. договора от 14.02.2018 г. № 20/18 в случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ по договору, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по договору, Технический заказчик вправе начислить неустойку в размере 1/130 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от стоимости вида работ в соответствии с Приложением № 5 к договору , подлежащей оплате за каждый день просрочки, в свою очередь региональный оператор вправе удержать начисленную техническим заказчиком неустойку из суммы, подлежащей к оплате в соответствии с условиями договора. 

В соответствии с п. 3.3. договора от 14.02.2018 г. № 20/18 в первоначальной редакции оплата работ подрядчика производится Региональным оператором (истцом по делу) по безналичному расчету на указанный в договоре расчетный счет Подрядчика в следующем порядке:

- 80% стоимости фактически выполненных и принятых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления заявки на финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

- 20% от стоимости фактически выполненных и принятых работ в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заявки на финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

При выполнении договора Региональным оператором осуществляются промежуточные платежи по каждому объекту, за фактически выполненные работы завершенного единичного технологического процесса вида работ, сумма по которым не превышает 50% от стоимости вида работ, указанного в Приложении № 5 к настоящему договору, на основании подписанных актов приемки выполненных работ и затрат по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.

Окончательный расчет с Подрядчиком осуществляется пообъектно за фактически выполненные работы на основании подписанных актов приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, акта приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченного капитальным ремонтом элементов жилого здания в пределах цены договора с учетом промежуточного расчета.

При наступлении ответственности Подрядчика в соответствии с разделом 15 Договора оплата выполненных работ производится с учетом удержания сумм неустойки из суммы, подлежащей оплате, указанной в справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

Судом установлено, что  15.08.2018 г. между Техническим заказчиком и Подрядчиком подписан акт о приемке выполненных работ по капитальному ремонту крыши  многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 14 по форме КС-2 (т. 1 л.д.82).

06.09.2018 г. между Техническим заказчиком, Подрядчиком и Региональным оператором подписан акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченного капитальным ремонтом элементов жилого дома, согласно которому предъявлены к приемке и приняты законченные работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 14 (т. 3 л.д.98).

06.09.2018 г. Техническим заказчиком и Подрядчиком подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, согласно которой стоимость выполненных работ по капитальному ремонту крыши составила 1 109 224, 01 руб., с учетом установленного в договоре понижающего коэффициента- 1 031 578, 33 руб. (т. 3 л.д. 76).

В связи с нарушением срока окончания работ по ремонту крыши, установленному п. 4.2. договора от 14.02.2018 г. № 20/18, Технический заказчик за период с 21.07.2018 г. по 06.09.2018 г. в соответствии с п. 15.3 договора от 14.02.2018 г. № 20/18 начислил Подрядчику неустойку в размере 48 904, 49 руб. Произведенный третьим лицом по делу расчет неустойки проверен судом и признан правильным (т. 3 л.д. 44). Возражений со стороны ответчика о порядке начисления неустойки не заявлено.

Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 итоговая сумма, подлежащая оплате с учетом произведенного вычета неустойки составила      982 673, 84 руб. (т. 3 л.д. 76).

Истец 03.09.2018 г. в соответствии с поданной ему третьим лицом заявкой в порядке п. 3.3 договора от 14.02.2018 г. № 20/18 перечислил на расчетный счет ответчика 913 446 руб. в качестве промежуточного платежа за выполненные ответчиком работы завершенного единичного технологического процесса – капитальный ремонт крыши (50% от стоимости вида работ, указанного в Приложении № 5 к настоящему договору) (т. 1 л.д. 95).

В соответствии с п. 1 ст. 191 Жилищного кодекса РФ финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 № 582-п утвержден Порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее- Порядок государственной поддержки).

В соответствии с п.п. 1.2, 1.4, 2.3.1 Порядка государственной поддержки уполномоченным органом по реализации Порядка, главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателям бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), предоставляющим субсидию, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.

Субсидия предоставляется на частичное возмещение фактически понесенных затрат на услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, установленные частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 № 156-п «Об утверждении дополнительного перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта».

Получателем субсидии является региональный оператор в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора либо на специальном счете, владельцем которого определен региональный оператор.

Для многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, 20% от фактически понесенных получателем субсидии затрат по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением № 156-п, и не может превышать 20% от стоимости капитального ремонта, утвержденной краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта.

Судом установлено, что 09.10.2018 г. истец перечислил ответчику 196 534, 77 руб., полученных в порядке субсидии, за выполненные работы по капитальному ремонту крыши (т. 3 л.д. 38).

Таким образом, общий размер произведенной истцом в рамках договора от 14.02.2018 г. № 20/18 оплаты работ ответчика по капитальному ремонту крыши составил 1 109 980, 77 руб. (913 446 + 196 534, 77) что на 127 306, 93 руб. больше суммы, подлежащей оплате по данному виду работ.

Из представленных третьим лицом в материалы судебного дела актов приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченного капитальным ремонтом элементов жилого дома и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанных ответчиком следует, что за работы по ремонту здания ответчику подлежало к оплате сумма в размере 1 016 620, 44 руб., за работы по ремонту системы теплоснабжения- 22 475, 89 руб., за работы по ремонту системы водоснабжения- 97 652, 08 руб., за работы по ремонту системы водоотведения- 1 194, 59 руб. (т. 3 л.д. 66, 67, 69, 70, 89, 91, 93, 95).

Доводов о неполной оплате истцом работ по ремонту фасада, а также систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ответчик не заявляет.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что 127 306, 93 руб. за работы по ремонту крыши удерживаются ответчиком без наличия законных оснований, вследствие чего исковые требования подлежат удовлетворению.

Судебные расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика как на лицо, не в пользу которого принят судебный акт в соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ.  

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ООО «Стройконсалт» в пользу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» 127 306, 93 руб. неосновательного обогащения и 4 819 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, а всего 132 125, 93 руб.

Решение может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок в Восьмой арбитражный  апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Крюкова Л.А.