1136/2021-52758(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-18736/2020 04 мая 2021 года
резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2021 года
решение в полном объеме изготовлено 04 мая 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества «Успенское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 16.08.1998, адрес: 625503, <...>)
к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 30 от 12.10.2020,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 16.12.2020,
от ответчика – не явились,
установил:
акционерное общество «Успенское» (далее – заявитель, АО «Успенское») обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы в сфере природопользования (далее – ответчик, Управление, административный орган) о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 30 от 12.10.2020.
Представитель заявителя требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), отзыв на заявление не представил, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие представителя указанного лица.
Как следует из материалов дела, представлением № 30 от 12.10.2020 заявителю установлена обязанность принять меры, направленные на обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства, а именно осуществления деятельности по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока, деятельности по содержанию лошадей, сопровождаемый образованием отходов производства.
В соответствии с установленным АО «Успенское» технологическим процессом производства навоз перерабатывается в продукт – органическое удобрение, который в дальнейшем используется Обществом в своей производственной деятельности.
При этом процесс преобразования отходов производства в удобрение происходит естественным путем, не носит характер самостоятельного вида деятельности и не является утилизацией в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства).
При этом Общество не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности, не занимается приемом органических отходов от иных лиц с целью их дальнейшее транспортирования, обработки (утилизации), размещения, не реализует образующийся в результате основной деятельности навоз свиной в качестве товара или продукции, а использует его в качестве органического удобрения для собственных нужд путем внесения удобрения на собственные или арендованные поля.
На основании изложенного, с вынесенным представлением заявитель не согласен, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем, в защиту прав и законных интересов обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
Таким образом, целью выдачи представления является устранение причин и условий, способствовавших (предшествовавших) совершению административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении от 15.09.2020 № 3-244-2020 ответчиком установлено, что АО «Успенское» при осуществлении деятельности по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока, деятельности по содержанию лошадей, сопровождаемой образованием отходов производства: навоза крупного рогатого скота свежего, навоза крупного рогатого скота перепревшего, навоза конского свежего, навоза конского перепревшего, ненадлежаще организовано обращение с отходами животноводства.
По данному факту постановлением о назначении административного наказания от 12.10.2020 № 168О Общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем, привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Кроме того, в рамках реализации полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, 12.10.2020 в адрес АО «Успенское» административный орган внес представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 30, которое констатирует отраженное в постановлении о назначении административного наказания от 12.10.2020 № 168О нарушение норм действующего законодательства.
В соответствии с требованиями указанного представления на основании части 1 статьи 9, статей 14, 18 Закона об отходах производства, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 32.2 Федерального закона от 10.01.2000 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Общество обязано принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно: принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства, а именно осуществления деятельности по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока, деятельности по содержанию лошадей, сопровождаемой образованием отходов производства: навоза крупного рогатого скота свежего, навоза крупного рогатого скота перепревшего, навоза конского свежего, навоза конского перепревшего, при надлежащей организации обращения с отходами животноводства.
Информацию о принятых мерах Общество должно предоставить в Управление на электронную почту rpn72@ rpn.gov.ru в течение одного месяца со дня получения представления.
Как усматривается из материалов дела, правовая оценка законности и обоснованности вынесенного административным органом постановления о назначении административного наказания от 12.10.2020 № 168О дана по жалобе АО «Успенское» Тюменским районным судом в решении от 20.02.2021, вступившем в законную силу, по результатам рассмотрения дела № 12-7/2021.
Как установлено судом общей юрисдикции, АО «Успенское» является предприятием, основным видом деятельности которого, согласно выписке в Единого государственного реестра юридических лиц, является разведение крупного рогатого скота, производство сырого молока (ОКВЭД 0.1.41); по состоянию на 01.01.2020 предприятие имеет поголовье крупного рогатого скота в количестве 4687 голов.
На основе анализа норм действующего законодательства в сфере отходов производства и данных к ним разъяснений Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что процесс преобразования отходов в удобрение происходит естественным путём, не носит характер самостоятельного вида деятельности; в связи с чем, оснований для применения к такой деятельности законодательства в области обращения с отходами, в частности, требования о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, не имеется.
По результатам рассмотрения дела Тюменским районным судом констатировано, что на предприятии АО «Успенское» навоз проходит стадии из свежего до перепревшего, то отход берется конечной его стадией; свежий навоз предприятие не использует, не хранит, не продаёт и не транспортирует, а размещает на площадках временного хранения отходов.
В связи с этим суд, на основании вывода, что деятельность АО «Успенское» по использованию отходов производства для собственных нужд не является обработкой и утилизацией в смысле статьи 1 Закона об отходах производства, поэтому не подлежит лицензированию, постановление о назначении административного наказания от 12.10.2020
№ 168О отменил, производство по делу прекратил, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вышеизложенные обстоятельства, установленные решением Тюменского районного суда от 20.02.2021 по делу № 12-7/2021, в силу положений части 3 статьи 69 АПК РФ, являются обязательными для арбитражного суда.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае в деянии Общества административным органом не доказано наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ, соответственно оспариваемое представление выдано Управлением Обществу в отсутствие правовых оснований и является незаконным.
В связи с вышеизложенным, заявленное АО «Успенское» требование о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 30 от 12.10.2020, как законное и обоснованное, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным представление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 30 от 12.10.2020
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Минеев О.А.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 31.07.2020 8:38:17
Кому выдана Минеев Олег Александрович
Код для входа в режим ограниченного доступа: