ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-1876/12 от 22.05.2012 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

город Тюмень

25 мая 2012 года

Дело №А70-1876/2012

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2012 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Ресурс»

к Департаменту имущественных отношений Тюменской области

о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156, на которой расположена автомобильная дорога общего пользования «Нововяткино - Балаганы - Заборка» Т-606, принадлежащая на праве собственности субъекту РФ Тюменская область, выразившиеся в письме Департамента имущественных отношений Тюменской области от 21.12.2011 №16527/10-2 «Об установлении публичного сервитута»,

третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог Тюменской области»,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Крюковой М.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности;

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности;

от третьего лица – не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Тюменской области, выразившихся в отказе в установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156, на которой расположена автомобильная дорога общего пользования «Нововяткино - Балаганы - Заборка» Т-606, принадлежащая на праве собственности субъекту РФ Тюменская область и об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области осуществить действия, предусмотренные п.2.2.2 постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2008 №345-п «Об утверждении положения о публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области» (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 28.07.2011 №247-п).

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог Тюменской области».

До принятия судом решения по делу, заявитель уточнил предмет требований. Просил признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156, на которой расположена автомобильная дорога общего пользования «Нововяткино - Балаганы - Заборка» Т-606, принадлежащая на праве собственности субъекту РФ Тюменская область, выразившиеся в письме Департамента имущественных отношений Тюменской области от 21.12.2011 №16527/10-2 «Об установлении публичного сервитута».

Судом уточнение предмета требований принято к рассмотрению.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.

Представитель ответчика требования не признал на основании изложенных в отзывах доводов.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Как следует из материалов дела, ООО «Ресурс» на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 615000 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, Викуловский район, в 1.0 км на восток от с.балаганы за р.Ишим, расположенного в границах участка с кадастровым номером 72:06:031001:156 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Заявить указывает, что на земельном участке в 2009 году была построена автомобильная дорога местоположение: Тюменская область, Викуловский район, АД-2, областная автомобильная дорога общего пользования Нововяткино – Балаганы – Заборка, Т-606, правообладателем которой является субъект РФ Тюменская область.

В связи с тем, что как считает заявитель, автомобильная дорога федерального значения проходит по его земельному участку, письмом от 26.04.2011 №152 ООО «Ресурс» обратилось в Департамент имущественных отношений Тюменской области об установлении публичного сервитута на часть принадлежащего ему земельного участка занятого автомобильной дорогой (л.д.42 том 1).

Письмом от 12.05.2011 №6151/10-2 Департамент сообщил заявителю о необходимости представления кадастрового паспорта земельного участка, либо кадастровой выписки о земельном участке с отображением части, занятой областной автомобильной дорогой (л.д.43 том 1).

Письмом от 25.05.2011 №154 заявителем представлены в Департамент дополнительные документы (л.д.44 том 1).

В письме от 30.09.2011 №160 адресованном Департаменту заявитель просил разъяснить о готовности решения на вопрос об установлении публичного сервитута.

Департамент письмом от 02.12.20.11 №15672/10-2 ответил заявителю о том, что им направлен запрос в ФБУ «Кадастровая палата» по Тюменской области по вопросу наложения земельного участка с кадастровым номером 72:06:0000000:255 находящегося в собственности Тюменской области на земельный участок, находящийся в собственности общества (л.д.46 том 1).

Письмом от 21.12.2011 №16527/10-2 Департамент сообщил обществу о том, что по информации ФБУ «Кадастровая палата» по Тюменской области в ходе рассмотрения обращения Департамента было выявлено пересечение границ обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:0310001:151, 72:06:0311001:119 входящих в состав единого землепользования 72:060000000:255 с границами обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:031001:153, 72:06:0310001:154, 72:06:0310001:155, входящих в состав единого землепользования 72:06:0310001:156. Однако сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:06:0000000:255 были внесены в ГКН 09.09.2006. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:06:0310001:156 внесены в ГКН 12.09.2007. Следовательно, сведения о земельном участке, находящемся в собственности Тюменской области были внесены в ГКН раньше, чем сведения о земельном участке находящимся в собственности общества. Таким образом, возможно при проведении кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156 была допущена кадастровая ошибка.

На основании указанных обстоятельств в письме от 21.12.2011 №16527/10-2 обществу предложено обратиться в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» за устранением кадастровой ошибки, а также отказано в установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156 (л.д.47).

Общество считает, что действия Департамента, выразившиеся в отказе в установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156 нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности в связи с чем обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании действий незаконными.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Порядок установления и прекращения публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся на территории Тюменской области, без изъятия данных земельных участков определяет Положение о публичных земельных сервитутах на территории Тюменской области", утвержденное Постановлением Правительства Тюменской области от 08.12.2008 N 345-п.

В соответствии с разделом 2 Положения заявитель, заинтересованный в установлении публичного земельного сервитута в отношении земельного участка (части земельного участка), расположенного на территории Тюменской области, обращается с заявлением в Департамент. Заявление должно содержать обоснование необходимости установления публичного земельного сервитута.

Департамент в двухнедельный срок со дня регистрации заявления об обременении земельного участка (части земельного участка) сервитутом дает заключение о возможности установления публичного земельного сервитута или невозможности такого установления в связи с отсутствием или недостаточностью необходимых документов либо в связи с несоответствием цели установления публичного земельного сервитута, указанной в заявлении, целям, определенным земельным законодательством.

В случае наличия возможности установления публичного земельного сервитута в течение 5 дней со дня подготовки соответствующего заключения направляет такое заключение, а также заявление с прилагаемыми к нему документами, указанными в пункте 2.1 настоящего Положения, в органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого устанавливается публичный земельный сервитут, для проведения общественных слушаний о возможности установления публичного сервитута на земельный участок (часть земельного участка).

В случае отсутствия возможности установления публичного земельного сервитута в течение 5 дней со дня подготовки соответствующего заключения направляет такое заключение заявителю.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в двухнедельный срок со дня получения заявления об установлении публичного земельного сервитута с прилагаемыми документами и заключения Департамента о возможности установления публичного земельного сервитута обеспечивают проведение общественных слушаний о возможности установления публичного сервитута на земельный участок (часть земельного участка).

В случае если сервитут относится к части земельного участка, в двухнедельный срок со дня подписания протокола общественных слушаний принимают решение и издают распорядительный акт об утверждении схемы расположения части земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с отображением на нем той части земельного участка, на которую распространяется сфера действия планируемого публичного земельного сервитута, который является основанием для выполнения работ по установлению на местности границ этого земельного участка и осуществления его государственного кадастрового учета (если ранее границы земельного участка на местности не устанавливались и его государственный кадастровый учет не осуществлялся); направляют в Департамент дело, состоящее из документов, указанных в пункте 2.3.2 настоящего Положения, а также указанного распорядительного акта.

Департамент в двухнедельный срок со дня представления дела проверяет наличие и правильность заполнения документов, представленных муниципальным образованием, обеспечивает выполнение работ по установлению на местности границ этого земельного участка и осуществления его государственного кадастрового учета (если ранее границы земельного участка на местности не устанавливались и его государственный кадастровый учет не осуществлялся).

В семидневный срок со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, на котором отмечена сфера действия планируемого публичного земельного сервитута или кадастровой выписки, содержащей сведения о части земельного участка, на которую распространяется сфера действия сервитута, готовит проект постановления Правительства области об установлении публичного земельного сервитута и обеспечивает его согласование, в этот же срок выдает копию постановления Правительства области об установлении публичного земельного сервитута Заявителю и в месячный срок со дня принятия постановления Правительства Тюменской области об установлении публичного земельного сервитута обеспечивает его государственную регистрацию.

Таким образом, публичные земельные сервитуты устанавливаются для целей, определенных пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ и в порядке, определенном названным Положением.

Установление публичных сервитутов для иных целей законодательством не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что в связи с образованием земельного участка из состава единого землепользования с кадастровым номером 72:06:0000000:0255, принадлежащего Тюменской области, его границы были согласованы со смежным землепользователем ООО «Ресурс» в части граничащей с земельными участками с кадастровыми номерами 72:06:0310001:153 и 72:06:0310001:154 (оборот л.д.55 том 3).

Вместе с тем, ФБУ «Кадастровая палата» по Тюменской области 07.12.2011 было принято решение №72/11-2-3432 «О необходимости устранения кадастровой ошибки», в соответствии с которым согласно графическим сведениям государственного кадастра недвижимости границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 72:06:0310001:151 и 72:06:0311001:119, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 72:06:0000000:255, принадлежащего Тюменской области пересекают границы обособленных земельных участков 72:06:0310001:153 и 72:06:0310001:154, входящие в состав единого землепользования с кадастровым 72:06:0310001:156, принадлежащего ООО «Ресурс».

Заинтересованным лицам предложено представить уточняющие сведения о местоположении характерных точек границ и участков границ земельных участков и в случае выявления несоответствий сведений государственного кадастра недвижимости о координатах точек границ земельных участков фактическому местоположению таких границ, либо в случае выявления технической ошибки при подготовке документов о межевании подготовить документа содержащие правильное значение координат характерных точек границ земельного участка.

В соответствии со статьей 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

При этом кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Таким образом, уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке выявлена кадастровая ошибка в сведениях на земельный участок с кадастровым номером 72:06:0000000:255, принадлежащий Тюменской области и земельный участок с кадастровым номером 72:06:0310001:156, принадлежащий заявителю, порядок устранения которой регламентирован частью 5 статьи 28 Закона о кадастре.

При этом пункт 5 статьи 28 Закона о кадастре не является правовым основанием установления публичного сервитута.

На основании изложенного, суд считает правильным решение департамента об отказе в установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 72:06:0310001:156 по причине наложения земельных участков, поскольку правовые основания для этого отсутствуют.

В целях защиты нарушенных прав возможными несоответствиями при подготовке документов, послуживших основанием для кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:06:0000000:255 у заявителя имеется право обратиться с требованием об исправлении кадастровой ошибки в сведениях в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 28 Закона о кадастре.

Таким образом, суд считает, что оспариваемый отказ ответчика соответствует закону и не нарушает прав и интересов заявителя, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.