АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-19180/2020
28 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2020 года. Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Военного прокурора Тюменского гарнизона
к Профессиональному образовательному учреждению «Региональный учебный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе» Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.10.2020,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 07.12.2020 №4440,
установил:
Военный прокурор Тюменского гарнизона (далее - заявитель, Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Профессионального образовательного учреждения «Региональный учебный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе» Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Тюменской области (далее – ответчик, Учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчик о времени и месте предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, своего представителя для участия в судебное заседание не направил.
В соответствии с частью 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд проводит предварительное судебное заседание в отсутствие ответчика.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание определение суда от 18.11.2020 по настоящему делу, учитывая отсутствие возражений сторон, суд признал дело подготовленным, вынес протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик отзыв и каких-либо возражений против заявленных требований не представил.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Тюменского гарнизона, совместно со специалистами Департамента образования и науки Тюменской области, проведена проверка исполнения должностными лицами Учреждения законодательства об образовании.
Проверкой установлено, что ответчик осуществляет образовательную деятельность согласно лицензии от 05.02.2016 № 044, выданной Департаментом образования и науки Тюменской области, в силу которой оказывает услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования.
В ходе прокурорской проверки установлено, что предпринимательская деятельность Учреждения осуществляется с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Так, установлено, что Учреждение осуществляет свою деятельность в помещениях, арендуемых у Регионального отделения ДОСААФ России Тюменской области на основании договора аренды от 02.11.2019 № 13/13/2085/72/УФО/2019.
Вместе с тем, в нарушение требований закона, в образовательной организации отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, вход в здание не оборудован пандусами, кнопками вызова персонала. При входе в Учреждение отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Официальный сайт Учреждения на адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
При этом, в вышеуказанный договор условия о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов не включены, дополнительных соглашений к договору в данном аспекте не имеется.
Таким образом, прокурором сделан вывод о том, что в Учреждении отсутствуют условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, проверкой также установлено, что в образовательной организации отсутствуют следующие образовательные программы:
- «Психолого-педагогические основы деятельности преподавателя, мастера производственного обучения по подготовке водителей автотранспортных средств»;
- «Основы профессиональной и педагогической деятельности водителей для получения права на обучение вождению при подготовке водителей транспортных средств».
Всего в 2020 году обучение без образовательных программ проведено для 6 человек.
Рассмотрев материалы проверки по вопросу соблюдения лицензионных требований, и установив в действиях ответчика признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.10.2020.
Полномочия прокурора на возбуждение производства об административном правонарушении предусмотрены статьей 28.4 КоАП РФ.
Учитывая, что в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами рассматривают судьи арбитражных судов, заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении Учреждения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию (далее - Федеральный Закон о лицензировании).
В силу статей 3 и 8 указанного выше Федерального Закона о лицензировании при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту «и» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно пункту 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя, в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 (далее – Порядок), руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования в арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта (пункт 6 Порядка).
В силу пункта 5 статьи 12 Закона №273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно подпункту «г» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Закона №273-ФЗ.
Как установлено судом и отмечено выше, Учреждением допущено нарушение условий, предусмотренных лицензией и требований закона, поскольку в Учреждении отсутствуют условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Так, в образовательной организации отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, вход в здание не оборудован пандусами, кнопками вызова персонала. При входе в Учреждение отсутствуют вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Официальный сайт Учреждения на адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Кроме того, в Учреждении отсутствуют следующие образовательные программы:
- «Психолого-педагогические основы деятельности преподавателя, мастера производственного обучения по подготовке водителей автотранспортных средств»;
- «Основы профессиональной и педагогической деятельности водителей для получения права на обучение вождению при подготовке водителей транспортных средств».
Всего в 2020 году обучение без образовательных программ проведено для 6 человек.
Ответчик обязан был соблюдать лицензионные требования, установленные законодательством РФ, вместе с тем, допустил нарушение вышеперечисленных норм и правил, что зафиксировано материалами проверки.
Поскольку ответчиком доказательств обратного в материалы дела не представлено, доводы заявителя не опровергнуты, суд считает факт нарушения ответчиком лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, установленным.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пункт 1 части 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании определяет, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 Положения о лицензировании.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком допущено нарушение требований подпунктов «и», «г» пункта 6 Положения о лицензировании. Лицензиатом не соблюдены требования, установленные пунктом 6 Положения о лицензировании, что свидетельствует о пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что ответчик осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований.
При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт наличия в действиях Учреждения события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица. При этом законодателем определены два признака, позволяющих признать вину лица, - наличие у него возможности выполнить предписание соответствующих правил и непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют и Учреждением не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения им лицензионных требований и требований закона, а также о том, что заинтересованным лицом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения.
Суд считает, что ответчик, осуществляя лицензируемую деятельность, не мог не знать о лицензионных правилах, и обязан соблюдать условия выданной лицензии.
На основании изложенного, суд установил в действиях Учреждения наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, вина в его совершении, обоснованность и правомерность составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с чем, заявленные требования о привлечении Учреждения к административной ответственности подлежат удовлетворению.
При избрании конкретной меры наказания, с учетом характера совершенного правонарушения, при отсутствии сведений о ранее привлечении к административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд полагает возможным избрать в отношении Учреждения наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно информации заявителя, административный штраф должен быть внесен или перечислен по следующим реквизитам: Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбурга, БИК 046577001, ИНН <***>, КПП 668501001, ОКТМО 65701000, счет №40101810500000010010, Управление федерального казначейства по Свердловской области (Военная Прокуратура Центрального военного округа), КБК 41511690010016000140.
Административный штраф должен быть уплачен в добровольном порядке в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Тюменской области.
Отсутствие в указанный срок в суде документа, подтверждающего уплату административного штрафа, является основанием для взыскания штрафа в принудительном порядке в процессе исполнительного производства.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Профессиональное образовательное учреждение «Региональный учебный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе» Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Тюменской области (625001, <...>; зарегистрировано 31.08.2015 ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Безиков О.А.