АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-19705/2021 |
14 декабря 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Нью Петрол Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ведущему судебному приставу - исполнителю межрайоного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО1
о признании незаконным бездействия ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения но особым исполни тельным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО1, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО «Ныо 11етрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора, в размере 2 500 070,84 рублей;
к старшему судебному приставу - исполнителю межрайоного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО2
о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО2, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО «Ныо Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей;
к межрайоному отделению по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области
о признании незаконным бездействия межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО «Пью Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей;
к управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (625013, <...>)
о признании незаконным бездействия управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО «Ныо Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей;
об обязании УФССП России по Тюменской области, в порядке восстановления нарушенного права ООО «Ныо Петрол Тюмень», осуществить действия по возврату ООО «Ныо Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей, путем перечисления суммы в размере 2 500 070.84 рублей на расчетный счет ООО «Нью Пе трол Тюмень»;
о присуждении в пользу ООО «Ныо Петрол Тюмень» на случай неисполнения УФССП России по Тюменской области судебного акта об обязании, в порядке восстановления нарушенного права ООО «Ныо Петрол Тюмень», осуществить действия по возврату ООО «Нью Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей, путем перечисления суммы в размере 2 500 070,84 рублей на расчётный счет ООО «Нью Петрол Тюмень», судебную неустойку в размере 50 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта, с началом срока начисления судебной неустойки со дня принятия судебного акта по день фактического его исполнения, взыскиваемую с управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО3, на основании доверенности от 13.01.2021 участвует посредством онлайн-заседания,
от ответчика – ФИО2, на основании доверенности от 21.05.2021, служебного удостоверения ТО №045Т96,
от УФССП по ТО – ФИО4, на основании доверенности от 18.01.2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Нью Петрол Тюмень» (далее – заявитель, ООО «Нью Петрол Тюмень», Общество) обратилось в суд с заявлением к ведущему судебному приставу - исполнителю межрайоного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО1 (далее – судебный пристав-исполнитель ФИО1) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО «Нью Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора, в размере 2 500 070,84 рублей; к старшему судебному приставу - исполнителю межрайоного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО2 (далее – старший судебный пристав-исполнитель ФИО2) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО «Ньо Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей; к межрайоному отделению по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области (далее – МО по ОИП УФССП России по ТО) о признании незаконным бездействия по возврату ООО «Нью Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей; к управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее УФССП по ТО) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату ООО «Ныо Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей; об обязании УФССП России по Тюменской области, в порядке восстановления нарушенного права ООО «Нью Петрол Тюмень», осуществить действия по возврату ООО «Нью Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей, путем перечисления суммы в размере 2 500 070.84 рублей на расчетный счет ООО «Нью Петрол Тюмень»; о присуждении в пользу ООО «Нью Петрол Тюмень» на случай неисполнения УФССП России по Тюменской области судебного акта об обязании, в порядке восстановления нарушенного права ООО «Ньо Петрол Тюмень», осуществить действия по возврату ООО «Нью Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей, путем перечисления суммы в размере 2 500 070,84 рублей на расчётный счет ООО «Нью Петрол Тюмень», судебную неустойку в размере 50 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта, с началом срока начисления судебной неустойки со дня принятия судебного акта по день фактического его исполнения, взыскиваемую с управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области.
Представитель заявителя требования поддерживает с учетом их уточнений в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принятых к рассмотрению протокольным определением суда.
Ведущий судебный пристав - исполнитель межрайоного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 АПК РФ, отзыв на заявление не представила, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечила, ходатайства об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие представителя указанного лица.
Старший судебный пристав - исполнитель ФИО2 против заявленных требований возражает, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Межрайонное отделение по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 АПК РФ, отзыв на заявление не представило, явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие представителя указанного лица.
Представитель УФССП России по Тюменской области против заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзыве на заявление, в котором просит суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Тюменской области от 10.12.2019 по делу № А70-10545/2019 в отношении ООО «Нью Петрол Тюмень» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО5.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.12.2020 по делу №А70-10545/2019 ООО «Нью Петрол Тюмень»признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев со дня принятия решения
Конкурсным управляющим утвержден ФИО6 (далее – конкурсный управляющий).
16.08.2021 по платёжному ордеру № 52169 с расчётного счета №<***> ООО «Нью Петрол Тюмень», открытого в АО «Альфа-Банк», было произведено списание суммы в размере 2 500 070,84 рублей с назначением платежа: «На основании пост. ИП№ 7400/21/72027-СД взыскание суммы долга, выдан Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области».
Как установлено заявителем, списание денежных средств со счета заявителя произведено на основании постановления от 20.04.2021 судебного пристава-исполнителя ФИО1 об обращении взыскания на денежные средства ООО «Нью Петрол Тюмень», находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенного в рамках сводного исполнительного производства № 7400/21/72027-СД, в которое были объединены исполнительные производства, возбужденные на основании следующих постановлений о возбуждении исполнительного производства, вынесенных судебным приставом-исполнителем ФИО1:
– постановление о возбуждении исполнительного производства №3965/21/72027-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере:3 297 279,30 рублей;
– постановление о возбуждении исполнительного производства № 7623/21/72027-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере: 304 468,61 рублей;
– постановление о возбуждении исполнительного производства № 7400/21/72027-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере: 3 941 014,26 рублей;
– постановление о возбуждении исполнительного производства № 7389/21/72027-ИП, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере: 2 874 490,25 рублей.
Вместе с тем, как отмечает заявитель, решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2021 по делу А70-7289/2021, оставленным без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу А70-7289/2021, а также дополнительным решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2021 по делу А70-7289/2021 вышеперечисленные постановления о возбуждении исполнительных производств: №3965/21/72027-ИП, 7623/21/72027-ИП и № 7389/21/72027-ИП, а также постановление от 20.04.2021 судебного пристава-исполнителя ФИО1 об обращении взыскания признаны недействительными.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2021 по делу А70-7289/2021 вступило в силу 30.09.2021.
О данном факте было известно старшему судебному приставу-исполнителю ФИО2.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора (далее – Правила), заявитель предпринял меры по внесудебному возврату незаконно взысканного исполнительского сбора.
26.08.2021 ООО «Нью Петрол Тюмень» направило в адрес МО по ОИП УФССП по ТО заявление о возврате исполнительского сбора.
Согласно отчету об отслеживании отправления, заявление о возврате исполнительского сбора получено МО по ОИП УФССП по ТО 01.09.2021.
Однако в установленный пунктом 6 Правил 30-дневный срок, возврат исполнительского сбора заявителю не осуществлен, ответ о рассмотрении обращения не дан.
В связи с чем, заявитель в защиту прав и законных интересов обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) (статья 1 Федерального закона № 229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Федерального закона № 229-ФЗ).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 4 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах: законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно статье 5 Федерального закона № 229-ФЗ, определяющей органы принудительного исполнения, на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы возлагается принудительное исполнение судебных актов в порядке, установленном названным законом (часть 1), непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (часть 2).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Правильное исполнение судебных актов в смысле указанной статьи Федерального закона № 229-ФЗ является исполнение судебного акта в строгом соответствии с принятым по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федерального закона № 118-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Согласно пункту 3 части 10 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (части 10 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Порядок возврата должнику исполнительского сбора определен соответствующими Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 (далее – Правила).
Как предусмотрено пунктом 2 Правил, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 3 Правил, возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 4 Правил).
Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 5 Правил).
Из анализа приведенных положений следует, что порядок возврата исполнительского сбора предусматривает обращение лица, с которого был взыскан исполнительский сбор, в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела установлено и ответчиками не оспаривается, что на исполнении в МО по ОИП УФССП по ТО находились исполнительные производства №3965/21/72027-ИП, №7623/21/72027-ИП и № 7389/21/72027-ИП, №7400/21/72027-ИП, возбужденные судебным приставом-исполнителем ФИО1 с предметом исполнения – взыскание исполнительского сбора.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 от 05.04.2021 исполнительные производства №3965/21/72027-ИП, №7623/21/72027-ИП, №7400/21/72027-ИП, №7389/21/72027-ИП были объединены в сводное исполнительное производство с присвоением номера – №7400/21/72027-ИП.
16.08.2021 на основании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО1 по сводному исполнительному производству №7400/21/72027-ИП с расчётного счета ООО «Нью Петрол Тюмень», открытого в АО «Альфа-Банк», произведено списание суммы в размере 2 500 070,84 рублей в счет уплаты исполнительского сбора.
Как указано выше, решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.07.2021 по делу А70-7289/2021, оставленным без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу А70-7289/2021, а также дополнительным решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2021 по делу А70-7289/2021 вышеперечисленные постановления о возбуждении исполнительных производств, а также постановление от 20.04.2021 судебного пристава-исполнителя ФИО1 об обращении взыскания признаны судом недействительными.
Таким образом взыскание произведено судебным приставом в составе исполнительных производств, возбуждение которых признано вступившим в законную силу решением суда незаконными и на основании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, которое также признано судом незаконным.
Доводы ответчиков о том, что взыскание произведено на основании исполнительных документов (постановлений о взыскании исполнительного сбора) которые не оспорены и в установленном порядке недействительными не признаны, судом отклоняются, поскольку не могут быть признаны законными действия судебного пристава-исполнителя в признанной судом незаконной процедуре исполнительного производства.
Принимая во внимание данные обстоятельства, на основании пункта 3 части 10 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ незаконно взысканный исполнительский сбор в размере 2 500 070,84 рублей должен быть возвращен Обществу в полном объеме.
Таким образом, Общество правомерно обратилось в МО по ОИП УФССП по ТО, являющееся структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, с заявлением от 26.08.2021 о возврате исполнительского сбора.
В силу пункта 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления.
Таким образом, возврат исполнительского сбора с учетом положений пункта 6 Правил должен был быть осуществлен на расчетный счет заявителя не позднее 27.09.2021 (с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, в нарушение действующего законодательства незаконно взысканные суммы исполнительского сбора ООО «Нью Петрол Тюмень» не возвращены.
Не соглашаясь с позицией заявителя, ответчики считают, что правовых оснований, предусмотренных статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ, не имеется, поскольку, в установленном порядке ООО «Нью Петрол Тюмень» не обжаловало постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как уже указано выше, пунктом 3 части 10 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Аналогичное положение предусмотрено также части 1 Правил.
Исходя из буквального содержания указанной нормы, для возврата исполнительского сбора требуется отмена постановления судебного пристава-исполнителя о его взыскании.
Между тем, как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда от 01.04.2008 № 419-О-П, по своему конституционно-правовому смыслу соответствующая норма предполагает возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора не только при отмене вышеуказанного постановления, но и, в целом, при прекращении оснований для его уплаты. Другими словами, предусмотренная статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ отмена охватывает случаи, когда должника сначала обязали уплатить сбор, но впоследствии сняли с него эту обязанность по тем или иным причинам.
Вышеизложенная позиция косвенно подтверждается и положениями абзаца 3 пункта 3 Правил, которые устанавливают, что к заявлению о возврате исполнительского сбора, направляемого в соответствующее структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта:
– об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо
– документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо
– постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт прямо подтверждает, что исполнительский сбор возвращается не только на основании отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, но и в других случаях, в том числе в случае освобождения от взыскания данного исполнительского сбора.
С учетом вышеизложенного, аргументы ответчиков в указанной части судом отклоняются.
Как пояснили суду представители ответчика, взысканные с заявителя денежные средства в счет уплаты исполнительского сбора перечислены с депозитного счета МО по ОИП УФССП по ТО на счет УФССП по Тюменской области и в федеральный бюджет.
По общему правилу, установленному статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.
Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является Федеральная служба судебных приставов.
Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (пункт 5 Правил).
Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.
Следовательно, в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, ответчиком должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
Аналогичный вывод изложен в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010.
С учетом данного обстоятельства, требование ООО «Нью Петрол Тюмень» в части признания незаконным бездействия УФССП по ТО, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей, как законное и обоснованное, подлежит удовлетворению.
В этой связи, требования ООО «Нью Петрол Тюмень» к судебному приставу - исполнителю ФИО1, старшему судебному приставу - исполнителю ФИО2 и МО по ОИП УФССП России по ТО о признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер (совершении действий) по возврату незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей, удовлетворению не подлежат.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, судом не усматривается.
В силу положений пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 30 Постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Принимая во внимание, что в данном случае заявлены требования не об исполнении обязанности в натуре и спор рассматривается в порядке административного судопроизводства, предусмотренного главой 24 АПК РФ, оснований для присуждения в пользу ООО «Ныо Петрол Тюмень» судебной неустойки не имеется.
Таким образом, заявленные ООО «Ныо Петрол Тюмень» требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, выразившееся в непринятии мер (совершении действий) по возврату обществу с ограниченной ответственностью «Ныо Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей.
Обязать управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия по возврату обществу с ограниченной ответственностью «Ныо Петрол Тюмень» незаконно взысканного исполнительского сбора в размере 2 500 070,84 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Минеев О.А. |