ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-20150/2021 от 10.02.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-20150/2021

12 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции дело по заявлению

Акционерного общества «Россети Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании отказа в установлении публичного сервитута № 1169 от 12.07.2021,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент лесного комплекса Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 24.05.2021 №73522,

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 10.01.2022 №1,

установил:

Акционерное общество «Россети Тюмень (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области (далее - ответчик, Администрация, административный орган) об оспаривании отказа в установлении публичного сервитута № 1169 от 12.07.2021.

Определением от 23.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – третье лицо, Департамент).

Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебное заседание не направило.

Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

От третьего лица поступил письменный отзыв, в котором указано, что требования, по мнению третьего лица, подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях размещения для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства «Электросетевой комплекс от ПС 110/10 кВ Покровка ВЛ-10 кВ ф. Никитино с ВЛ-0,4 кВ» (далее - ЭСК).

По результат рассмотрения ходатайства Администрация в оспариваемом письме № 1169 от 12.07.2021 отказала в установлении публичного сервитута.

Основанием отказа явился вывод Администрации о том, что нормы, на которые ссылается Общество, не регламентируют положения, применяемые в отношении земель и земельных участков из состава лесного фонда для размещения объектов электросетевого хозяйства.

Полагая, что отказ Администрации в установлении публичного сервитута нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Позиция Общества мотивирована ссылками на нормы земельного законодательства, согласно которым публичный сервитут в отношении земельных участков устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения - органами местного самоуправления муниципального района/города.

В представленном отзыве Администрация выразила несогласие с заявленными требованиями Общества. Ответчик указал, что при рассмотрении ходатайства Общества установлено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда в эксплуатационных и защитных лесах.

От Департамента поступил отзыв на заявление, в котором третьим лицом сделан вывод о том, что в случае, если границы публичного сервитута под объектом электроэнергетики полностью входят в границы земель лесного фонда, то установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, относится к полномочиям Департамента. В случае, если границы публичного сервитута под объектом электроэнергетики пересекаются с землями лесного фонда (его площадь частично накладывается на земли лесного фонда), то установление публичных сервитутов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется. В связи с чем, Департамент находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса РФ для строительства линейных объектов.

Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ.

Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной собственности, определяются в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Цели установления публичного сервитута регулируются пунктом 4 статьи 23 и статей 39.37 Земельного кодекса РФ.

Установление публичного сервитута в отдельных целях регулируется главой V.7 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 39.39 Земельного кодекса РФ установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 Земельного кодекса РФ.

Статьей 39.38 Земельного кодекса РФ определены уполномоченные органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, в зависимости от вида размещаемого объекта и его отнесения к объектам федерального, регионального или местного значения, а не в зависимости от категории земель, на которой размещается указанный объект.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается в зависимости от статуса объекта, для целей размещения которого он требуется: федеральный орган исполнительной власти принимает решение в отношении инженерных сооружений федерального значения, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении инженерных сооружений регионального значения, орган местного самоуправления - в отношении инженерных сооружений местного значения.

Публичный сервитут в отношении земельных участков/части земельного участка устанавливается на основании пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ в целях размещения для эксплуатации существующего объекта электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по установлению публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, переданы Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу изложенных норм, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в сфере лесных отношений, могут быть наделены полномочиями по установлению публичных сервитутов для размещения лишь объектов регионального значения в установленном действующим законодательством порядке.

При этом в силу положений главы V.7 Земельного кодекса РФ, требований, установленных Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 541 «Об установлении требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения», публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта, в том числе, подземных элементов линейного объекта.

Как следует из материалов дела, ЭСК от ПС 110/10 кВ Покровка ВЛ-10 кВ ф. Никитино с ВЛ-0,4 кВ расположен на территории Ярковского района.

Право собственности на ЭСК зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 39.41 Земельного кодекса РФ границы публичною сервитута устанавливаются в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

Сведения об охранной зоне ЭСК внесены в государственный кадастр недвижимости, учетный номер 72.22.2.82.

Согласно части 11 статьи 23 Земельного кодекса РФ деятельность, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут, равно как сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенною использования.

В силу положений статьи 39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения - органами местного самоуправления муниципального района/города.

На основании изложенных выше норм, а также с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает, что установление публичного сервитута в данном случае относится к полномочиям Администрации.

В связи с чем, правовые основания для отказа заявителю в установлении публичного сервитута в целях размещения для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства «Электросетевой комплекс от ПС 110/10 кВ Покровка ВЛ-10 кВ ф. Никитино с ВЛ-0,4 кВ» у Администрации отсутствовали.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При вышеизложенных обстоятельствах, заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.

Суд также отмечает, что не усматривает оснований для указания в настоящем решении на необходимость восстановления нарушенных прав заявителя, поскольку в материалы дела представлено письмо Администрации от 19.01.2022 №72 о принятии решения о согласовании Обществу установления публичного сервитута на существующий спорный линейный объект электросетевого хозяйства (л.д.77).

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Администрации в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным отказ в установлении публичного сервитута № 1169 от 12.07.2021 Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, принятый в отношении Акционерного общества «Россети Тюмень».

Взыскать с Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области (626050, Тюменская область, Ярковский район, ул.Пионерская, д.87; зарегистрирована 27.09.2002 ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Россети Тюмень» (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>; зарегистрировано 14.10.2002 ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в размере 3 000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.