ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-21996/2021 от 05.04.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-21996/2021

12 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2022 года. 

Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновой Т.В., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

АО «Промэкскавация»

к Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области

об установлении сервитута,

третье лицо: Департамент недропользования и экологии Тюменской области,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 11.06.2021,

от ответчика: ФИО2 по доверенности №1 от 10.01.2022,

от третьего лица: ФИО3 по доверенности №2 от 10.01.2022,

установил:

акционерное общество «Промэкскавация» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области (далее – ответчик, Администрация) об установлении права ограниченного пользования (сервитут) на часть земельного участка, принадлежащего Администрации Тобольского муниципального района (кадастровый номер данных земель отсутствует), общей площадью 6226 м2, расположенный между земельным участком с адресом: Тюменская область, Тобольский район, Санниковское с/п, в 500 м севернее бывшей д. Комарова кадастровый номер: 72:16:1911002:3 и земельным участком с адресом: Тюменская область, Тобольский район, ТОО Санниково (бывший совхоз Ждановский) кадастровый номер: 72:16:0000000:1653, для проезда с целью вывоза принадлежащих истцу ТМЦ сроком на 1 (один) год с даты вступления судебного акта в законную силу.

Исковые требования мотивированы необходимостью заключения соглашения о сервитуте для проезда с целью вывоза, принадлежащих истцу, ТМЦ.

От ответчика поступил отзыв, согласно которому Администрация возражает против удовлетворения иска, указав, что цель предполагаемого использования территории не соответствует целям, установленным ст.39.23 Земельного кодекса РФ.

В ходе рассмотрения дела истец уточнял исковые требования, в итоге, согласно уточнениям, просит установить для АО «Промэкскавация» право ограниченного пользования (сервитут) на часть принадлежащих Администрации Тобольского муниципального района земельных участков – земельный участок с кадастровым номером 72:16:0000000:188 и земельный участок, кадастровый номер которого отсутствует, общей площадью 6226 м2,  в соответствии с координатами, указанными в исковом заявлении, расположенный между земельным участком с адресом: Тюменская область, Тобольский район, Санниковское с/п, в 500 м севернее бывшей д. Комарова кадастровый номер: 72:16:1911002:3 и земельным участком с адресом: Тюменская область, Тобольский район, ТОО Санниково (бывший совхоз Ждановский) кадастровый номер: 72:16:0000000:1653, для проезда с целью вывоза принадлежащих истцу ТМЦ сроком на 1 (один) год с даты подписания соглашения о сервитуте.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение иска судом принято.

Определением от 09.02.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент недропользования и экологии Тюменской области.

Истец настаивает на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против иска по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения иска на основании доводов отзыва.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ и при отсутствии возражений сторон суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 20.08.2015 Департаментом недропользования и экологии Тюменской области АО «Промэкскавация» была оформлена лицензия № ТЮМ 80385 ТЭ на участок недр местного значения с кадастровым номером 72:16:1911002:3 расположенном по адресу: Тюменская область, Тобольский район, Санниковское с/п, 500 м севернее бывшей д. Комарова», который является землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, и иного специального назначения.

Приказом Департамента недропользования и экологии Тюменской области № 815-ОД от 10.09.2018г. утвержден Рабочий проект «Разработка и рекультивация карьера строительного песка гидромеханизированным способом на территории Тобольского муниципального района Тюменской области, 500 м севернее д. Комарова» (далее -Рабочий проект).

25 декабря 2018 года между Администрацией Тобольского муниципального района и АО «Промэкскавация» был заключен договор аренды земельного участка № 610/18 на земельный участок для разведки и добычи песка согласно полученной лицензии.

В соответствии с условиями рабочего проекта АО «Промэкскавация» в период половодья 2019 года завело плавучий земснаряд на территорию карьера.

Приказом Департамента недропользования и экологии от 01.09.2020г. № 0887-ОД досрочно прекращено право пользования недрами лицензии № ТЮМ 80385 ТЭ.

С учетом этого, АО «Промэкскавация» обязано освободить участок недр местного значения от находящегося там добытого песка и имущества, удалив его за пределы данного участка.

В связи с этим, учитывая, что с территории предоставленного участка недр у Общества возникла необходимость вывоза имущества, ранее использованного для целей осуществления лицензируемой деятельности, истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с заявлением об уточнении исковых требований, общая площадь земель, испрашиваемая для сервитута, составляет 6 226 м2.

Цель, с которой необходимо установление сервитута на часть земельного участка: для прокладки технологической тропы, обустройства и эксплуатации пульпопровода, в соответствии с техническим проектом «Разработка и рекультивация карьера строительного песка гидромеханизированным способом на территории Тобольского муниципального района Тюменской области, 500 м севернее д. Комарова» (лицензия ТЮМ 80385 ТЭ от 20 августа 2015 года на право на пользование недрами).

Истец утверждает, что установление сервитута не будет создавать существенных неудобств для собственника земельного участка.

Таким образом, АО «Промэкскавация» считает возможным определить ограниченное пользование принадлежащим ответчику земельным участком за соразмерную плату, что, по его мнению, не противоречит требованиям статьи 23 Земельного кодекса РФ.

АО «Промэкскавация» 25.06.2020, в досудебном порядке обратилось с заявлением (исх. № 912) к Администрации Тобольского муниципального района, об установлении сервитута на часть земельного участка.

Недостижение соглашения об установлении сервитута явилось основанием для обращения Общества с рассматриваемым иском в арбитражный суд.

Ответчик и третье лицо возражают против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзывах, указывают, что в силу постановления Правительства Тюменской области от 11.09.2006 № 206-П на территории заказника регионального значения «Абалакский природноисторический комплекс» установлен режим особой охраны, запрещающий проезд по территории заказника.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 3 статьи 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Вещным правом наряду с правом собственности, в частности, является сервитут (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В соответствии с пунктом 3 статьи 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Таким образом, требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.

Согласно пункту 5 статьи 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Аналогичная норма предусмотрена также пунктом 6 статьи 23 ЗК РФ.

Статья 5 Земельного кодекса РФ определяет, что обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Статья 23 Земельного кодекса РФ предусматривает, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Согласно п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ, в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,сервитут устанавливается с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 274 ГК РФ сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

В связи с этим при рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, суд должен исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.

Положения статьи 274 ГК РФ направлены на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; при этом и возможность установления сервитута как права ограниченного пользования соседним участком, и пределы такого пользования должны определяться судами в рамках их дискреционных полномочий с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, заслуживающих внимания доводов сторон, а также исходя из общеправового принципа справедливости (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1046-О, от 23.12.2014 № 2760-О, от 23.06.2016 № 1286-О, от 29.09.2016 № 1955-О, от 27.02.2018 № 401-О и др.).

Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявления выявлено, что испрашивается предоставление временного сервитута сроком на 1 год на часть земельного участка площадью 6 226 кв. м с кадастровым номером 72:16:0107003:1.

Согласно приложенной к заявлению (вх. Администрации от 25.08.2021 №5774-Д/08-04) схеме, координаты характерных точек испрашиваемого сервитута накладываются на земельный участок с кадастровым номером 72:16:0000000:188 и частично на земли, государственная собственность на которые не разграничена (рис. 1).

Кроме того, согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.01.2021 № КУВИ-002/2021-5957120 земельный участок с кадастровым номером 72:16:0000000:188 относится к категории земель — земли сельскохозяйственного назначения, земли государственная собственность на которые не разграничена, также на основе имеющейся информации в Администрации относятся к категории земель — земли сельскохозяйственного назначения. В связи с чем, письмом Администрации (исх. №1359/08-05 от 02.12.2021) АО «Промэкскавация» информирована о том, что использование таких земель осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации земель в соответствии со статьей 78 Земельного Кодекса РФ.

Таким образом, спорный Объект находится, в том числе, на земле, государственная собственность на которую не разграничена.

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 39.26 названного кодекса.

Согласно положениям статьи 39.23, статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ, соглашение об установлении сервитута может быть заключено только в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, соглашение должно содержать кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут. Таким образом, соглашение об установлении сервитута может быть заключено на земли, государственная собственность на которые не разграничены, только после образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет.

Более того, согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Как указывалось выше, 20.08.2015 на основании решения Департамента от 06.08.2015 № 328-ОД Обществу была предоставлена лицензия № ТЮМ 80385 ТЭ на участок недр местного значения с кадастровым номером 72:16:1911002:3, расположенном по адресу: Тюменская область, Тобольский район, Санниковское с/п, 500 м севернее бывшей д. Комарова» для разведки и добычи песка на участке недр местного значения «Санниковский», который расположен в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс».

Приказом Департамента от 01.09.2020 № 0887-ОД досрочно прекращено право пользования недрами по лицензии № ТЮМ 80385 ТЭ.

Вышеуказанный приказ о досрочном прекращении действия лицензии по результатам оспаривания Обществом в рамках дела № А70-15210/2020 признан законным и обоснованным.

Согласно п. 3.1.2., 3.1.3. условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии № ТЮМ 80385 ТЭ), при проведении работ по разведке и добыче в обязанности владельца лицензии входит не размещать здания и сооружения в границах заказника, добычу песка осуществлять только гидромеханизированным способом с размещением карт намыва за пределами границ заказника.

Приказом Департамента от 10.09.2018№ 815-ОД утвержден Рабочий проект «Разработка и рекультивация карьера строительного песка гидромеханизированным способом на территории Тобольского муниципального района Тюменской области, 500 м севернее д. Комарова «Санниковский» (далее - Рабочий проект).

Рабочим проектом предусмотрено, что добыча песка осуществляется при использовании земснаряда, который заводится по большой воде со стороны р. Иртыш в озеро Старица, которое в свою очередь примыкает к карьеру (стр. 22,23 Рабочего проекта), транспортировка песка при этом осуществляется при помощи пульпопровода длинной 1 000 м. по водному объекту за границы заказника с размещением карт намыва.

Пунктом 3.8 рабочего проекта предусматривается разработка обводненного карьера песка гидромеханизированным способом. Осушение поля карьера не предусматривается.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что доставка земснаряда к месту производства работ по добыче песка, расположенного на территории заказника, изначально предусматривалась без использования территории заказника. Доставка земснаряда должна была осуществляться по большой воде со стороны р. Иртыш в озеро Старица, которое в свою очередь примыкает к карьеру.

В силу положений постановления Правительства Тюменской области от 03.06.2015 № 238-п, а также постановления Правительства РФ от 03.12.2013 № 1300,  Администрация как уполномоченный орган выдает разрешения, в том числе на использование проездов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без их предоставления и установления сервитута.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Тюменской области от 28.12.2004 № 303 «Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области», было принято постановление Правительства Тюменской области от 11.09.2006 № 206-п «О создании комплексного заказника регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» (вместе с «Положением о комплексном заказнике регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс») (далее – Постановление № 206-П).

Согласно п. 1 Постановления № 206-П, природный комплекс «Абалакский природно-исторический комплекс» в Тобольском районе объявлен комплексным заказником регионального значения.

В силу п. 1.7. Положения о комплексном заказнике регионального значения «Абалакский природно-исторический комплекс» (приложение № 4 к Постановлению № 206-П) (далее – Положение), собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах Заказника, а также иные физические, юридические и должностные лица обязаны соблюдать установленный в Заказнике режим особой охраны и несут за его нарушение установленную законодательством ответственность.

Согласно п. 1.8. Положения, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории объекта и в границах его охранной зоны запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания Заказника или может причинить вред природным комплексам и компонентам.

В соответствии с п. 3.2.1., 3.3. Положения, в границах заповедной и рекреационной зоны Заказника запрещается движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования, не связанные с обеспечением функционирования заказника.

Судом установлено, что испрашиваемый Обществом участок полностью входит в границы зоны с особыми условиями использования территории «Абалакский природно-исторический комплекс».

Следовательно, использование этого участка в качестве проезда в силу п. 1.7, 1.8, 3.2.1., 3.3. Положения не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для установления в настоящем случае сервитута, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего иска в соответствии с требованиями ст.ст.102, 110 АПК РФ, относятся на истца.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Бадрызлова М.М.