ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-22041/20 от 14.04.2021 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-22041/2020

21 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Администрации Винзилинского муниципального образования

к Департаменту имущественных отношений Тюменской области

об установлении границ земельного участка и признании права собственности

Третьи лица: Администрация Тюменского муниципального района, Департамент лесного комплекса Тюменской области, Федеральное агентство лесного хозяйства,   

При участии в судебном заседании представителей:

Истца – ФИО1 по доверенности от 11.01.2021,

Департамента лесного комплекса Тюменской области – ФИО2,

установил:

Администрация Винзилинского муниципального образования (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее – ответчик, Деепартамент) об установлении границ земельного участка и признании права собственности.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

От ответчика в материалы дела поступил отзыв, в соответствии с которым,  по сведениям, имеющимся в Департаменте, испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:6805.

Согласно Выписке из ЕГРН от 13.01.2021 указанный земельный участок относится к землям лесного фонда, собственник Российская Федерация.

Ссылаясь на п.1 ст. 209 ГК РФ, ст. 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», Департамент считает, что основания для признания права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности отсутствуют.

Кроме того, ответчик считает, что истцом выбран неверный способ защиты права.

Таким образом, ответчик просит в удовлетворении требований Администрации отказать

Представитель Департамента лесного комплекса Тюменской области в судебном заседании возражал против иска по основаниям, изложенным в отзыве.

Другие третьи лица, извещенные  о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

От Администрации Тюменского муниципального района поступил отзыв, в котором указано, что Администрация Тюменского муниципального района не является собственником, или иным законным владельцем спорного земельного участка. Администрация Тюменского муниципального района просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя и принять решение на усмотрение суда.

Департамент Лесного комплекса Тюменской области направил в суд отзыв, согласно которому просит в удовлетворении иска отказать.Департамент лесного комплекса Тюменской области указал, что не уполномочен защищать имущественные интересы Российской Федерации по лесному участку, находящемуся в федеральной собственности, указав, что согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Также Департамент Лесного комплекса Тюменской области просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства.

Определением от 28.01.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  Федеральное агентство лесного хозяйства.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, позицию по спору в суд не направил.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителей третьих лиц.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что, в соответствии с приказом Администрации Тюменского района от 09.09.1997г. № 152 и распоряжением администрации поселка Винзили от 18.08.1997г. № 143 «О формировании муниципальной собственности Администрации поселка Винзили» Ремонтно-строительное муниципальное производственное предприятие (далее - РСМПП) было включено в перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность администрации поселка Винзили.

В перечень имущества РСМПП входили объекты водозабора «Холманское». Постановлением администрацией поселка Винзили от 26.01.1998 г. №38 «О предоставлении в постоянное пользование земельного участка МРСПП» муниципальному Ремонтно-строительному производственному предприятию был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок для эксплуатации водозабора «Холманское», котельной, КОС-7000. Муниципальному РСПП был выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ 2-17-03-00034, согласно которому было предоставлено 8,0 гектаров земель в границах, указанных на чертежах акта.

Администрация поселка Винзили, являясь собственником имущества, в соответствии с постановлением Винзилинской местной Думы от 13.04.2001г. № 33 «Об изъятии имущественного комплекса из полного хозяйственного ведения РСМПП», в связи с неэффективным использованием имущества, изъяла имущество, принадлежавшее РСМПП на праве хозяйственного ведения.

РСМПП ликвидировано согласно постановлению администрации поселка Винзили от 14.05.2001 № 111 «О ликвидации Винзилинского Ремонтно-строительного муниципального предприятия».

Решение о ликвидации РСМПП было принято администрацией поселка Винзили 14.05.2001- до принятия ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с п. 2 ст. 3 которого,  юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой У.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Переоформление права на земельный участок включает в себя: подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, предприятием не было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка, земельный участок не приобретен в собственность.

Истец утверждает, что с 1997 года администрация МО п. Винзили добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом водозабора «Холманское» и земельным участком, предназначенным для эксплуатации водозабора «Холманское».

Администрацией п. Винзили были предприняты меры, направленные на оформление земельного участка указанного в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ 2-17-03-00034, под объекты водозабора «Холманское», котельной, КОС-7000.

В отношении контура участка № 2: территория КОС-7000 поставлена на государственный кадастровый учет: кадастровый номер участка 72:17:0301006:427 по адресу: обл. Тюменская, р-н Тюменский, МО п. Винзили, район п. Винзили. Площадь 20320 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов. Виды разрешенного использования: под КОС-7000. Основание государственной регистрации: абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ. Право собственности муниципального образования поселок Винзили зарегистрировано 26.09.2016 года.

В отношении контура №3 (территория котельной) площадью 0,6 га истец пояснил, что оформление указанного земельного участка не требуется, так как в связи с вводом новых котельных (кадастровые номера ОКСов 72:17:0301001:1502, 72:17:0301001:4793) котельная ДЕ 25/14 была списана.

Постановлением администрации Тюменского муниципального района от 26.12.2014г. № 3322 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под водозаборные строения и сооружения в Тюменской области, Тюменском районе, 22км объездной автомобильной дороги «Тюмень-Богандинка», строения 1,2; сооружения 1,2,3,4,5,6.

Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение от 24.04.2018г. № 682-з-ТР «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО п. Винзили под водозаборные сооружения в Тюменской области, Тюменском районе, Винзилинское муниципальное образование».

В предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано по следующим основаниям:

-размер площади земельного участка, занятого зданиями, сооружениями, составляет менее 10% от всей площади испрашиваемого участка;

-поступило уведомление исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.

По заказу администрации МО п. Винзили в 2019 году с целью уточнения местоположения границ земельного участка и его площади и соответственно закрепления указанных сведений в кадастровом учете по фактическому пользованию, произведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка «Территория водозабора «Холманское». Местоположение границ земельного участка определено в соответствии с государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № ТЮ 2-17-03-00034, согласно которому предоставлялось 8,0 гектаров земель в границах, указанных на чертежах, для эксплуатации водозабора «Холманское».

Граница земельного участка сформирована по фактическим границам землепользования - территории водозабора «Холманское» в соответствии с чертежом вышеуказанного государственного акта - контур земельного участка №1 на чертеже акта.

По фактическому пользованию площадь земельного участка территории водозабора «Холманское» составляет 57320 + 419 кв. м.

Указывая, что отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности на земельный участок площадью 57320 + 419 кв. м., используемый под объекты водозабора «Холманское», лишает Истца возможности реализовать свои права собственника, препятствует надлежащему содержанию территории социально значимого объекта (водозабор обеспечивает водой п. Винзили), ссылаясь на ст. 12,234 ГК РФ, ст. 15, 39.20,59 ЗК РФ, п. 9 ст. 3, абзацем вторым п.3. ст. 3.1. ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», истец обратился с рассматриваемым требованием об установлении границы земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, Винзилинское муниципальное образование, п. Винзили, территория водозабора «Холманское», площадью 57320 + 419 кв. м., согласно местоположению, установленному межевым планом.

Также истец просит признать за Винзилинским муниципальным образованием Тюменского муниципального района Тюменской области право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, Винзилинское муниципальное образование, п. Винзили, территория водозабора «Холманское», площадью 57320 + 419 кв. м, в соответствии с установленными границами землепользования.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации, п.п. 5.4.4 п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет отнесение лесов к защитным лесам, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ. Согласно ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5.4.12 Положения обеспечивает проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ, проектирования эксплуатационных лесов, резервных лесов, защитных лесов и закрепления на местности местоположения их границ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 07.10.2017 № 1223 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» указанное положение было дополнено подпунктом 5.203, согласно которому в полномочия Рослесхоза входит осуществление от имени РФ защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений.

Департамент лесного комплекса Тюменской области не уполномочен защищать имущественные интересы Российской Федерации по лесному участку, находящемуся в федеральной собственности (согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности).

Как следует из материалов дела, последние работы по землеустройству и землепользованию в границах лесничеств, расположенных на территории Тюменской области, производились на основании государственного контракта №Р-18К-09/2 от 22.06.2009 силами ФГУП «Рослесинфорг» (исполнитель работ) по заказу ФГУ «Лесоинфотека» (заказчик работ, в настоящее время организационно-правовая форма и наименование изменены - ФГКУ «Рослесурс») в интересах и для Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз, получатель работ), пункты 1.1, 5.1 государственного контракта. Согласно п. 5.2 государственного контракта ФГУП «Рослесинфорг» в день окончания выполнения работ на основании приказа Рослесхоза представляет Рослесхозу с сопроводительным письмом в 3 (трех) экземплярах документацию, подлежащую оформлению и передаче Рослесхозу по окончании выполнения всех работ по контракту, указанную в Техническом задании и Календарном плане. Согласно техническому заданию в перечень работ входило формирование границ лесных участков (лесничеств).

Вместе с тем, государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда в государственном лесном реестре осуществляется органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса РФ.

Статьей 91 указанного кодекса предусмотрено внесение сведений в государственный лесной реестр о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.

Департамент лесного комплекса Тюменской области уполномочен на ведение государственного лесного реестра в соответствии с Приказом МПР РФ от 31.10.2007 № 282 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра».

Как усматривается из представленных документов, согласно материалам лесоустройства, таксационным описаниям, сведениям государственно лесного реестра, картографическим материалам, спорный земельный участок (Тюменская область, Тюменский район, Винзилинское МО, п. Винзили, территория водозабора «Холманское», площадью 57320-+419 кв.м., согласно местоположению, установленному межевым планом) частично накладывается на земли лесного фонда (то есть формируется за счет лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:6805, который был поставлен на учет без указания координат границ и имеет статус ранее учтенного по данным государственного учета, то есть по данным государственного лесного реестра).

Земли лесного фонда Тюменского лесничества, в том числе лесной участок с кадастровым номером 72:17:0000000:6805, являются ранее учтенным объектом недвижимости по данным государственного лесного реестра в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законом порядке (выписка из ЕГРН от 26.09.2018). Категория земель: земли лесного фонда. Право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Участок, используемый фактически истцом, никогда в пользу третьих лиц не отчуждался (всегда числился в составе земель лесного фонда по данным государственного лесного реестра).

Согласно плану лесонасаждений Боровского участкового лесничества Тюменского лесничества Тюменской области лесной адрес площади наложения: Тюменская область, Тюменский район, Тюменской лесничество, Боровское участковое лесничество, лесной квартал № 39, лесотаксационные выделы: 25-30, 36, Винзилинское участковое лесничество, лесной квартал 29, лесотаксационные выделы 74-78, 84-86, 88 (карта-схема прилагается).

План (схема) лесного участка и данные ГЛР являются письменными доказательствами границ лесного участка (апелляционное определение Верховного суда РФ от 19 мая 2016 г. N 73-АПГ16-2, определения Верховного суда РФ от 1 июня 2016 г. N 302-ЭС15-19746, от 26 июля 2016 г. по делу N 302-ЭС15-19746).

Планы лесонасаждений, как и данные ГЛР, являются письменными доказательствами, подтверждающими факт отнесения участка к землям лесного фонда (к примеру, определение Верховного суда РФ от 12 октября 2016 г. N 304-ЭС16-9689).

Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным и земельным законодательством. В соответствии с частью 4 указанной статьи границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Согласно статье ч. 2 ст. 68.1 Лесного кодекса РФ, при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети. В соответствии с ч. 2 ст. 68.2 Лесного кодекса РФ границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков. Статьей 91 указанного Кодекса предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр.

Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями статьи 68.1, Лесного кодекса, частей II и III Лесоустроительной инструкции, проводится при проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков.

Границы лесничеств на территории Тюменской области, в том числе Тюменского лесничества, установлены приказом Рослесхоза от 25.09.2008 № 270 «Об определении количества лесничеств в Тюменской области и установлении их границ» на основании материалов проводившегося в 2006 и 2010 годах лесоустройства. Указанные лесоустроительные работы проводились силами Новосибирского   и   Томского   филиала   ФГУП    «Рослесинфорг».    Первые лесоустроительные работы были проведены в 1951 году. Последующее лесоустройство проводилось в 1962, 1973, 1986 и в 1998 году. Спорный участок всегда относился к землям лесного фонда.

Основой для выполнения работ служили сведения из государственного лесного реестра, материалы из государственного фонда данных (ортофотопланы. землеустроительные планшеты, иные картографические материалы), картографические и иные материалы.

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование лесных участков, таксацию лесов.

Согласно п. 7.8.5 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России (утверждена приказом Рослесхоза от 15.12.1994 г. №265. с 14.11.2011. утратил силу), лесные участки, подлежащие лесоустройству, и их границы определяются на основе планов внутрихозяйственного землеустройства и наносятся на выкопировки, заверяемые землеустроительной службой района. С этих выкопировок границы лесных участков переносят на аэрофотоснимки (ортофотопланы).

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Космические и аэрофотоснимки являются рабочей документацией, разрабатываемой исполнителем картографических работ в соответствии с приказом Роскартографии от 11.06.2002 № 84-пр "Об утверждении и введении в действие Инструкции по фотограмметрическим работам при создании цифровых топографических карт и планов".

Таким образом, предоставленные в материалы дела письменные доказательства (материалы лесоустройства, сведения государственного лесного реестра) свидетельствуют о частичном нахождении участка истца на землях лесного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона № 221 -ФЗ от 24.07.2007 государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Департамент лесного комплекса Тюменской области в отзыве подтвердил, что спорный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости.

Из материалов дела следует, что право собственности на указанный лесной участок зарегистрировано. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, собственником лесного участка является Российская Федерация. 

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.

В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические  и  картографические  работы  проводятся  в  соответствии  с

Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Кроме того, согласно пункту 1 части б статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.

Такая позиция подтверждена выводами Верховного Суда РФ в определении от 17.07.2018 N 4-КГ18-49.

Кроем того, согласно пояснениям Департамента Лесного комплекса Тюменской области, спорный участок всегда относился к землям лесного фонда.

Земли лесного фонда всегда находились в собственности государства.

В соответствии с Конституцией СССР, Конституцией РСФСР статьей 3 Закона РСФСР от 08.08.1978 (ред. от 18.01.1985) «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» леса являлись государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались. Согласно статье 122 Лесного кодекса РСФСР самовольная переуступка права лесопользования, а также другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушавшие право государственной собственности на леса, недействительны.

Главой 13 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 (ред. от 18.01.1985) «Порядок предоставления права на осуществление лесных пользований», как и в целом лесным законодательством, не предусматривалось возведение жилых домов на землях государственного лесного фонда.

Исходя из норм и смысла Основ лесного законодательства Российской Федерации" (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1), леса состояли также в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование в порядке, установленном указанными Основами.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации от 1997 года лесной фонд признавался федеральной собственностью (статья 19).

В силу статьи 25 указанного кодекса запрещалось использование участков лесного фонда в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства Российской Федерации. Статьей 80 Лесного кодекса устанавливался закрытый перечень допустимых видов лесопользования (использование лесного фонда в целях эксплуатации жилых домов с приусадебными участками не предусматривалось).

В соответствии со статьей 36 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда предоставлялись в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов статьей 47 было отнесено принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с указанным Кодексом.

В период с 08.10.1997 по 01.11.2004 годы перевод земель лесного фонда в земли других категорий, перевод земель лесного фонда в нелесные земли осуществлялись в соответствии со статьей 63 Лесного кодекса РФ и установленным порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 №1200 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом». В соответствии с п.1 указанного постановления перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществлялись:

- в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России;

- в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России.

Перевод лесных участков земель лесного фонда в другую категорию земель в настоящее время осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В силу части 12 статьи 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частями 2, 3, 5 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Согласно части 2 статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 этой же статьи, если иное не установлено указанным кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В соответствии с пунктом 2 части 6 указанной статьи положения части 3 не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

Материалами дела установлено, согласно выписке ВЛО «Тюменьлеспром» из распоряжения № 504-р 05.09.1978 для Пышминского лесокомбината под строительство водозаборных сооружений, водопровода и ЛЭП на землях гослесфонда Тюменского мехлесхоза выделен участок площадью 0.4 га (согласно межевому плану площадь спорного участка значительно больше и составляет 57320-+419 кв.м.).

Перевод земель лесного фонда в соответствии со статьей 63 Лесного кодекса РФ и установленным порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 №1200, не осуществлялся, постановление Администрации поселка Винзили от 26.01.1998 № 38 о передаче в постоянное пользование лесного участка издано в нарушение Лесного кодекса РФ от 1997 года (причем указанным постановлением не менялась категория земель), государственным актом на бессрочное (постоянное) пользование № ТЮ 2-17-03-00034 также категория земель не устанавливалась и не изменялась.

Указанные в исковом заявлении объекты с кадастровыми номерами 72:17:0000000:1386, 72:17:0000000:1256, 72:17:0000000:1387,72:17:0000000:1247, 72:17:0000000:1248, 72:17:0000000:1390, 72:17:0000000:1391 поставлены на кадастровый учет без координат границ, при этом согласно представленному межевому плану находятся на спорном участке.

Муниципальное ремонтно-строительное производственное предприятие, которому выдан государственный акт № ТЮ 2-17-03-00034, ликвидировано в соответствии с постановлением Администрации п. Винзили от 14.05.2001 №111, право бессрочного (постоянного) пользования за истцом не зарегистрировано.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской   Федерации собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, принимая во внимание, что собственником спорного лесного участка является Российская Федерация, учитывая, что в силу статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, у Департамента имущественных отношений Тюменской  области отсутствуют, а также изложенные выше обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Бадрызлова М.М.