ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-221/20222 от 07.02.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-221/20222

11 февраля 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2022 года

решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (625000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО2, полномочия представителя судом не подтверждены в связи с отсутствием подлинника доверенности,

от ответчика – не явились,

установил:

департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Ответчику о времени и месте судебного заседания направлено извещение заказным письмом с уведомлением, которое вернулось отправителю из-за истечения срока его хранения, что согласно пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) считается надлежащим извещением.

Как следует из материалов дела, 12.10.2021 в период времени с 11 часов 23 минут до 12 часов 31 минут в ходе профилактических мероприятий по выявлению лиц, невыполняющих правила поведения в условиях режима повышенной готовности, введенного Постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 № 120-П «О введении режима повышенной готовности», проводимых на основании приказа Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области от 14.04.2020 №29 «О профилактических мероприятиях в условиях режима повышенной готовности, введенного Постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 №120-п» (далее – профилактическое мероприятие), был произведен осмотр помещений объекта общественного питания кафе «Шашлычная 72», расположенного по адресу: <...>, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО1

В ходе осмотра было установлено, что кафе «Шашлычная 72», расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, состоит из помещения зала обслуживания, складских и подсобных помещений, ответчик занимает помещение на основании договора аренды от 01.06.2021, в котором индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

В ходе осмотра помещения, занимаемого ответчиком, в торговом зале обнаружена следующая алкогольная продукция:

– водка «Хаски» в количестве 12 бутылок (емкость 0,5 литра, крепостью 40%),

– водка «Русский стандарт» в количестве 4 бутылок (емкость 0,5 литра, крепостью 40%),

– водка Царская золотая в количестве 3 бутылок (емкость 0,5 литра, крепостью 40%),

– водка Царская оригинальная в количестве 5 бутылок (емкость 0,5 литра, крепостью 40%),

– виски шотландский купажированный «Фэймос Грауз» в количестве 1 бутылки (емкость 0,7 литра, крепостью 40%),

– виски шотландский купажированный «Фэймос Грауз» в количестве 2 бутылок, 1 вскрытая (емкость 0,5 литра, крепостью 40%)

– виски ирландский купажированный «Джемисон» в количестве 1 бутылки(вскрытая), (емкость 0,5 литра, крепостью 40%),

– коньяк Армянский «3 звезды» в количестве 1 бутылки (вскрытая), (емкостью 0, 5 литра, крепостью 40%).

– вино полусухое красное Мысхако «Шираз» в количестве 1 бутылки (емкость 0,75 литра, крепостью 14,6%),

– вино красное сухое Мысхако Каберне Совиньон в количестве 2 бутылок (емкость 0,75 литра, крепостью 13,8%),

– вино красное сухое Мукузани в количестве 1 бутылки (вскрытая) (емкость 0,75 литра, крепостью 12,5%),

– вина белого полусладкого Алазанская долина в количестве 1 бутылки (вскрытая) (емкость 0,75 литра, крепостью 11-12%),

– вино красное полусладкое Алазанская долина в количестве 3 бутылок (емкость 0,75 литра, крепостью 11,5%),

– вино белое полусладкое Алазанская долина в количестве 2 бутылок (емкость 0,75 литра, крепостью 11,5%),

– вино сухое красное «Саперави» в количестве 1 бутылки (емкость 0,75 литра, крепостью 11-12%),

– вино белое сухое «Цинандали» в количестве 2 бутылок ( 1 вскрытая) (емкость 0,75 литра, крепостью 11-12%),

– игристое вино сладкое белое Мускатный Ариант в количестве 1 бутылки (емкость 0,75 литра, крепостью 9-11%).

Сопроводительные документы, подтверждающие качество указанной алкогольной продукции и удостоверяющие легальность ее производства и оборота, в ходе осмотра не представлены.

Вышеуказанная алкогольная продукция была изъята в соответствии с п. 5 протокола осмотра от 12.10.2021 и передана на хранение по адресу: <...> (протокол об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 12.10.2021) (л.д. 23).

В ходе осмотра производилась фото и видео съемка на камеру мобильного телефона: Xiaomi, модель MiA1, номер сборки - PKQ1.180917.001.V10.0.23.0.PDHMIXM, которая в последующем записана на диск DVD+R «Mirex» и приобщена к протоколу осмотра от 12.10.2021.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 21.10.2021 и обращения департамента в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовой основой государственного регулирования производства и оборота этилового спирта в Российской Федерации является Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупки, поставка, хранение, перевозка и розничная продажа такой продукции.

В данном случае факт оборота ответчиком алкогольной продукции подтверждается следующими представленными суду доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.10.2021 (л.д. 8), договором аренды недвижимого имущества от 01.06.2021 с приложениями (л.д. 17-19), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.10.2021 (л.д. 15), протоколом об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 12.10.2021 и другими документами.

В связи с изложенными обстоятельствами вина ответчика в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт незаконного нахождения алкогольной продукции в помещении ответчика. Вменяемое индивидуальному предпринимателю нарушение административный орган квалифицировал по части 3 статьи 14.7 КоАП РФ как оборот алкогольной продукции в виде ее хранения.

Часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает, что производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Между тем, в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в пункте 15 Постановления от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Пленум) в силу положений Федерального закона № 171-ФЗ, в том числе пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, оборот алкогольной продукции, в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять организации, при этом индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива, и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

В связи с чем, учитывая цели регулирования спорных правоотношений и исходя из анализа положений абзаца 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ, поскольку алкогольная продукция обнаружена непосредственно в торговом зале магазина (под прилавком в коробках и в холодильных камерах), суд полагает, что действия индивидуального предпринимателя по осуществлению розничной продажи и хранению алкогольной продукции с целью её реализации без соответствующей лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из общих принципов назначения административного наказания, в том числе положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, не допускается такая переквалификация административного правонарушения, которая повлечет усиление административного наказания, то есть ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности.

Поскольку минимальная санкция, установленная за административное правонарушение, предусмотренная частью 2 статьи 14.17.1. КоАП РФ не тождественна минимальной санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и предполагает назначение штрафа в меньшем размере, суд считает возможным переквалифицировать действий лица, привлекаемого к ответственности с части 3 статьи 14.17 КоАП РФ на часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, арбитражным судом установлено событие административного правонарушения, совершение его ответчиком, его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в связи с чем, требование заявителя о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности подлежит удовлетворению.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения не истек.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований, исключающих возможность привлечения ответчика к установленной законом ответственности, судом не установлено.

Санкция части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оценив тяжесть совершенного правонарушения, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде минимального размера штрафа 100 000 рублей, что будет соответствовать принципам справедливости, целесообразности, неотвратимости и законности административной ответственности и направлено на обеспечение превентивных целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, суд не усматривает.

При изложенных обстоятельствах заявленное Департаментом требование, как законное и обоснование, подлежит удовлетворению.

Согласно информации заявителя, сумма административного штрафа должна быть внесена или перечислена по следующим реквизитам: ИНН <***>, КПП 667901001, УФК по Свердловской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому Федеральному округу, л/с <***>, расчетный счет <***>, Банк получателя: Уральское ГУ Банка России г.Екатеринбурга, БИК 016577551, ОКТМО 65701000, КБК 160 1 16 01331 01 0000 140, УИН 1600 0000 0000 0051 2968, назначение платежа – административный штраф.

Административный штраф подлежит уплате в добровольном порядке в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Тюменской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.

По смыслу данной нормы алкогольная и спиртосодержащая продукция, которая реализуется с нарушением установленного Федеральным законом №171-ФЗ порядка, находится в незаконном обороте и в целях его пресечения подлежит изъятию.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федеральным законом №171-ФЗ изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном случае изъятая у индивидуального предпринимателя алкогольная продукция, согласно протоколу об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 12.10.2021, находящаяся в незаконном обороте, подлежит направлению на уничтожение в силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Руководствуясь статьями 168-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения: 19.12.1979, место рождения: с.Хишкадара, район Масаллы, Республика Азербайджан; место жительства: <...>; дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 14.05.2019; ОГРНИП: <***>, ИНН:<***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Направить продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия от 12.10.2021, на уничтожение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.