АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-25041/2021
12 мая 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2022 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Клевер парк» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 08.09.2017, адрес: 625049, <...>)
к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 16.12.2002, адрес: 625002, <...>)
о признании незаконными письма от 11.10.2021 № 14-08-10734,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14.
установил:
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО15, доверенность от 10.01.2022,
от заинтересованного лица – ФИО16, доверенность от 01.01.2022,
от третьих лиц – не явились (извещены),
установил:
в Арбитражный суд Тюменской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Клевер парк» (далее – заявитель, общество, ООО «Клевер парк»), уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным письма от 11.10.2021 № 14-08-10734.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, заявлении об уточнении требований.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях.
Третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены с учетом положений статей 121, 123 АПК РФ надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда не явились, своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие третьих лиц.
Как следует из материалов дела, ООО «Клевер парк» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> на основании договоров управления многоквартирным домом от 23.01.2018, от 16.01.2019, 14.12.2018 соответственно.
13.09.2021 общество направило в адрес департамента обращение
№ 675 о размещении оборудования на фасадах зданий по адресам: <...> далее - объекты).
11.10.2021 департаментом обществу направлено информационное письмо
№ 14-08-10734, в котором указано следующее.
Согласно пункту 4 статьи 7 решения Тюменской городской Думы от 27.06.2019
№ 136 «О Правилах благоустройства территории города Тюмени», самовольное изменение внешнего вида фасадов, не соответствующее паспорту фасадов, проектной документации или путем проведения работ, не предусмотренных муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени, при осуществлении которых не требуется составление паспорта фасадов, а также размещение некапитальных нестационарных строений и сооружений в нарушение требований, установленных действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, не допускается. По состоянию на 08.10.2021, установка дополнительного оборудования, элементов и устройств в соответствии с Требованиями к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени (приложение 1 к постановлению Администрации города Тюмени от 30.08.2019 № 162-пк) на фасадах объектов департаментом, земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени не согласовывалась. Согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от, 13.08.2006 № 491 к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе, относятся фасады здания (наружная часть зданий, помещений). Выполнение действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также содержание придомовых территорий, в том числе с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере определены постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». В соответствии с пунктом 3.5.8. организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением, в том числе крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения. Ответственность за нарушения Правил эксплуатации возложена -на организации по обслуживанию жилищного фонда (управляющие компании и иные организации, осуществляющие работы по содержанию общего имущества домами а основании договора) и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22. «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Обществу предложено принять меры к устранению признаков нарушения, а именно, крепления к общему имуществу собственников объектов конструкций и устройств без соответствующего разрешения и (или) согласования, проинформировать правообладателей установленных конструкций о необходимости представлять в департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени уведомление о согласований установки дополнительного оборудования, элементов и устройств в соответствии с Требованиями.
Не согласившись с указанным письмом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006
№ 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила № 491).
Состав принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме определен в пункте 1 статьи 36 ЖК РФ и подпункты 2, 5 - 7 Правил № 491.
Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и норма технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170).
В силу пункта 3.5.8. Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением: загромождения балконов предметами домашнего обихода (мебелью, тарой, дровами и другими); вывешивания белья, одежды, ковров и прочих предметов на свободных земельных участках, выходящих на городской проезд; мытья автомашин на придомовой территории; самостоятельного строительства мелких дворовых построек (гаражей, оград), переоборудования, балконов и лоджий; окрашивания оконных переплетов с наружной стороны краской (использования цвета пластиковых окон), отличающихся по цвету от установленного для данного здания; загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами; выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывания или сжигания его во дворах; крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 № 136 утверждены Правила благоустройства территории города Тюмени (далее – Правила № 136).
Согласно статье 4 Правил № 136 в городе Тюмени благоустройство обеспечивают юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, Администрация города Тюмени, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов города Тюмени, договора содержать объекты благоустройства и элементы благоустройства. Перечень работ по благоустройству территории города Тюмени и периодичность их выполнения устанавливаются муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени.
Пунктом 6 статьи 7 Правил № 136 установлено, что под изменением внешнего вида фасада понимается: а) создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов; б) замена облицовочного материала; в) изменение цвета фасада, его частей; г) изменение конструкции крыши, материала кровли, элементов безопасности крыши; д) установка оборудования, в том числе дополнительного оборудования, элементов и устройств, предусмотренных муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
Подпункт «д» дополнен решением Тюменской городской Думы от 21.10.2021
№ 404 «О внесении изменений в Правила благоустройства территории города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 № 136, который вступил в законную силу 01.03.2022.
Самовольное изменение внешнего вида фасадов, не соответствующее паспорту фасадов, проектной документации или путем проведения работ, не предусмотренных муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени, при осуществлении которых не требуется составление паспорта фасадов, а также размещение некапитальных нестационарных строений и сооружений в нарушение требований, установленных действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, не допускается (пункт 6 статьи 7 Правил № 136).
Постановлением Администрации города Тюмени от 30.08.2019
№ 162-пк утверждены Требования к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени (далее – Требования) и Порядок выявления, демонтажа дополнительного оборудования, элементов и устройств, не соответствующих Требованиям к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Требований в целях Порядка используются следующие понятия и сокращения: а) уполномоченный орган - департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени; б) дополнительное оборудование, элементы и устройства - решетки, экраны, жалюзи, ограждения витрин, наружные блоки систем кондиционирования размерами 899 x 699 x 349 мм и менее, маркизы, антенны, видеокамеры, почтовые ящики, часы, банкоматы, электрощиты, кабельные линии, короба для кабельных линий, флагштоки, вывески, элементы доступности для маломобильных групп населения (пандусы, подъемники).
Порядок разработан в соответствии с Правилами благоустройства территории города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019
№ 136, и определяет порядок действий, направленных на выявление, демонтаж дополнительного оборудования, элементов и устройств, установленных на фасадах зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени, которые не соответствуют требованиям, установленным главой 2, пунктом 3.4 приложения 1 к настоящему постановлению (далее – Требования).
В пункте 2 Порядка установлены понятия: а) уполномоченный орган - департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени;
б) уполномоченное учреждение - муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительного планирования», осуществляющее действия, предусмотренные настоящим Порядком; в) дополнительное оборудование, элементы и устройства (далее
- оборудование) - дополнительное оборудование, элементы, устройства, указанные в подпункте «б» пункта 1.2 Требований, за исключением банкоматов.
Согласно пункту 3 Порядка (в редакции до 01.01.2022) осуществление мероприятий по выявлению и демонтажу оборудования на территории города Тюмени, не соответствующего Требованиям, в том числе мероприятий по его перемещению (транспортировке) в места хранения, хранению, а также его уничтожению, осуществляется уполномоченным органом и уполномоченным учреждением в порядке, установленном приказом директора уполномоченного органа, с учетом положений, установленных настоящим Порядком. Приказом директора уполномоченного органа устанавливается график мероприятий по выявлению и демонтажу оборудования.
Пунктом 3.1 Порядка (в редакции до 01.01.2022) установлено, что в случае поступления обращений физических или юридических лиц, содержащих информацию о фактах установки оборудования, мероприятия по выявлению и демонтажу такого оборудования осуществляются в соответствии с настоящим Порядком и приказом директора уполномоченного органа, указанными в абзаце первом пункта 3 настоящего Порядка, без учета графика мероприятий по выявлению и демонтажу оборудования.
Уполномоченный орган в случае, если правообладатель, оборудование которого установлено на фасаде здания, строения, сооружения, не соответствующее Требованиям, не установлен: направляет информацию о выявлении оборудования, не соответствующего Требованиям, в пресс-службу Администрации города Тюмени административного департамента для размещения ее на официальном сайте Администрации города Тюмени в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; размещает на фасаде здания, строения, сооружения, на котором установлено оборудование, не соответствующее Требованиям, письменное уведомление об обнаружении оборудования, не соответствующего Требованиям, и необходимости принятия мер по устранению нарушений в течение 10 календарных дней со дня такого размещения по форме, установленной приказом директора уполномоченного органа (Пункт 4 Порядка (в редакции до 01.01.2022).
Из пункта 5 Порядка (в редакции до 01.01.2022) в случае, если правообладатель, оборудование которого установлено на фасаде здания, строения, сооружения, не соответствующее Требованиям, установлен, уполномоченный орган направляет требование о необходимости принятия мер по устранению нарушений в порядке и сроки, установленные приказом директора уполномоченного органа. Срок для добровольного принятия мер по устранению нарушений, указываемый в требовании о необходимости принятия мер по устранению нарушений, составляет 10 календарных дней со дня получения правообладателем (а в случае отказа правообладателя от получения требования о необходимости принятия мер по устранению нарушений - 15 календарных дней со дня его направления посредством почтового отправления) требования о необходимости принятия мер по устранению нарушений.
Демонтаж оборудования, не соответствующего Требованиям, осуществляется по истечении сроков, указанных в пунктах 4, 5 Порядка, после подтверждения факта неустранения нарушений посредством составления акта обследования фасада здания, строения, сооружения по форме, установленной приказом директора уполномоченного органа (пункт 6 Порядка (в редакции до 01.01.2022)).
Кроме того в соответствии с пунктом 9 Порядка (в редакции до 01.01.2022) уполномоченный орган при установлении правообладателя, оборудование которого установлено на фасаде здания, строения, сооружения, и не соответствующее Требованиям, в пределах своей компетенции, в случаях установленных действующим законодательством принимает меры по привлечению к административной ответственности.
В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 № 136 «О Правилах благоустройства территории города Тюмени», постановлением № 162-пк Приказом Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 06.11.2019 № 397 утвержден Регламент работы по осуществлению мероприятий по выявлению и демонтажу дополнительного оборудования, элементов и устройств на территории города Тюмени, не соответствующего Требованиям, в том числе мероприятий по его перемещению (транспортировке) в места хранения, хранению, а также уничтожению (далее – Регламент).
Данный Приказ опубликован на официальном портале Администрации города Тюмени https://www.tyumen-city.ru/.
Согласно пункт 3 Регламента ответственными исполнителями по осуществлению мероприятий по выявлению оборудования, его демонтажу, перемещению (транспортировке) в места хранения, хранению и уничтожению, предусмотренных приложением 2 к Постановлению Администрации города Тюмени, Регламентом являются: а) отдел архитектуры уполномоченного органа; б) уполномоченное учреждение.
В силу пункта 4 Регламента мероприятия по демонтажу оборудования, его перемещению (транспортировке) в места хранения, хранению, осуществляются уполномоченным учреждением самостоятельно либо привлекаемым(и) им на основании муниципального(ых) контракта(ов), заключаемого(ых) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иным(и) лицом(ами) (исполнителем(ями) муниципального(ых) контракта(ов).
В случае осуществления таких мероприятий в соответствии с муниципальным(и) контрактом(ами), данные мероприятия осуществляются с соблюдением установленных приложением 2 к Постановлению Администрации города Тюмени и Регламентом для таких мероприятий сроков и форм документов.
В пункте 5 Регламента указано, что выявление оборудования на территории города Тюмени, не соответствующего Требованиям, осуществляется уполномоченными должностными лицами отдела архитектуры уполномоченного органа (далее – уполномоченные должностные лица отдела архитектуры) путем непосредственного обнаружения уполномоченными должностными лицами отдела архитектуры факта установленного на фасадах зданий, строений, сооружений оборудования, а также на основании обращений физических, юридических лиц об установке оборудования.
Факт непосредственного обнаружения оборудования фиксируется в день такого обнаружения уполномоченными должностными лицами отдела архитектуры путем проведения фотосъемки оборудования и составления акта непосредственного обнаружения оборудования по форме, согласно приложению 2 к настоящему приказу (далее – акт обнаружения оборудования). Фотография прилагается к акту обнаружения оборудования.
Обращения, поступившие от физических, юридических лиц, содержащие информацию о фактах установки оборудования, рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Кроме того в пункте 6 Регламента указано, что уполномоченные должностные лица отдела архитектуры в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта установки оборудования, обладающего признаками несоответствия Требованиям, либо со дня регистрации обращения, поступившего от физического, юридического лица об установке оборудования, осуществляют сбор информации об оборудовании и его правообладателе посредством следующих мероприятий:
а) осуществляют выезд на место обнаружения оборудования, установленного на фасаде здания, строения, сооружения, проводят фотосъемку и составляют акт обнаружения оборудования. Фотография прилагается к акту обнаружения оборудования (выезд не осуществляется в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 Регламента);
б) устанавливают на основании документов (сведений), имеющихся в распоряжении уполномоченного органа, в том числе согласованных паспортов фасадов зданий, строений, сооружений (изменений в паспорта фасадов), а также материалов по результатам выезда на место обнаружения оборудования, соответствие (несоответствие) установленного на фасаде здания, строения, сооружения оборудования Требованиям.
В случае, если в ходе проведения мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, будет установлено, что оборудование, размещенное на фасаде здания, строения, сооружения соответствует Требованиям, мероприятия, предусмотренные пунктами 7 – 19 Регламента не осуществляются.
В случае, если правообладатель, оборудование которого установлено на фасаде здания, строения, сооружения, не соответствующее Требованиям, не установлен, уполномоченное должностное лицо отдела архитектуры в пределах срока, указанного в абзаце первом пункта 6 Регламента осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 4 приложения 2 к Постановлению Администрации города Тюмени.
В случае, если правообладатель, оборудование которого установлено на фасаде здания, строения, сооружения, не соответствующее Требованиям, установлен, уполномоченное должностное лицо отдела архитектуры в течение 5 рабочих дней со дня установления такого правообладателя подготавливает требование о необходимости принятия мер по устранению нарушений, по форме, согласно приложению 4 к настоящему приказу (далее – требование о принятии мер по устранению нарушений) и передает директору уполномоченного органа в целях его подписания и дальнейшего направления правообладателю. Уполномоченное должностное лицо отдела архитектуры обеспечивает в пределах срока, указанного в настоящем абзаце регистрацию и вручение правообладателю требования о принятии мер по устранению нарушений. В случае отказа правообладателя от получения требования о принятии мер по устранению нарушений, уполномоченным должностным лицом отдела архитектуры делается в нем отметка об отказе правообладателя в его получении с указанием даты отказа и такое требование о принятии мер по устранению нарушений не позднее следующего рабочего дня за днем такого отказа направляется посредством почтового отправления правообладателю. Срок для добровольного принятия мер по устранению нарушений, указываемый в требовании о принятии мер по устранению нарушений установлен пунктом 5 приложения 2 к Постановлению Администрации города Тюмени (пункт 7 Регламента).
В течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для добровольного принятия мер по устранению нарушений, указываемый в требовании о принятии мер по устранению нарушений в соответствии с абзацем вторым пункта 7 Регламента (в случае если правообладатель установлен) либо в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного в уведомлении об обнаружении оборудования, не соответствующего Требованиям (форма, согласно приложению 3 к настоящему приказу) в соответствии с пунктом 4 приложения 2 к Постановлению Администрации города Тюмени (в случае если правообладатель не установлен), уполномоченные должностные лица отдела архитектуры осуществляют выезд на место установки оборудования, повторно осматривают фасад здания, строения, сооружения и составляют акт обследования фасада здания, строения, сооружения по форме, согласно приложению 5 к настоящему приказу, в котором фиксируется факт устранения (не устранения) нарушений (пункт 8 Регламента).
При не устранении правообладателем нарушений, уполномоченное должностное лицо отдела архитектуры в течение 3 рабочих дней со дня составления акта обследования фасада здания, строения, сооружения подготавливает письмо и передает директору уполномоченного органа в целях его подписания и дальнейшего направления в уполномоченное учреждение. Уполномоченное должностное лицо отдела архитектуры в пределах срока, указанного в настоящем пункте обеспечивает регистрацию и направление нарочно уполномоченному учреждению письма с прилагаемыми копиями документов, предусмотренных пунктами 5 – 8 Регламента, в целях обеспечения осуществления им мероприятий по демонтажу оборудования, его перемещению (транспортировке) в места хранения, хранению оборудования, а также его уничтожению (пункт 9 Регламента).
Уполномоченное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов, предусмотренных пунктом 9 Регламента, осуществляет подготовку и направление письменного уведомления правообладателю, содержащего дату, время и место проведения работ по осуществлению демонтажа оборудования, размещенного на фасаде здания, строения, сооружения, не соответствующего Требованиям посредством почтового отправления (в случае установления правообладателя), а также размещение такого уведомления на фасаде здания, строения, сооружения, на котором установлено оборудование, не соответствующее Требованиям, при этом факт размещения уведомления фиксируется посредством фотосъемки крупным планом, о чем делается отметка в акте о демонтаже оборудования, составленного по форме, согласно приложению 6 к настоящему приказу (далее – акт о демонтаже оборудования) с приложением фотографии.
В случае неявки надлежащим образом уведомленного правообладателя демонтаж оборудования осуществляется в его отсутствие.
О дате, времени и месте проведения работ по осуществлению демонтажа оборудования уполномоченное учреждение в пределах срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта уведомляет уполномоченный орган (пункт 10 Регламента).
В день осуществления уполномоченным учреждением работ по демонтажу оборудования, специалистами уполномоченного учреждения составляется акт о демонтаже оборудования, который подписывается специалистами уполномоченного учреждения, уполномоченными должностными лицами отдела архитектуры, а также правообладателем (в случае его присутствия при выполнении указанных работ).
При отказе правообладателя от подписания акта о демонтаже оборудования либо его отсутствии при выполнении указанных работ, в таком акте специалистом уполномоченного учреждения делается отметка об отказе от его подписания, об отсутствии правообладателя соответственно.
В случае если правообладатель установлен, акт о демонтаже оборудования составляется в 2 экземплярах, один из которых в день составления акта о демонтаже оборудования вручается правообладателю (в случае его присутствия при выполнении указанных работ).
В случае отказа правообладателя от подписания акта о демонтаже оборудования или его отсутствия при выполнении указанных работ, уполномоченное учреждение осуществляет действия, предусмотренные пунктом 7 приложения 2 к Постановлению Администрации города Тюмени (в части соответственно отказа правообладателя от подписания либо его отсутствия при выполнении работ).
Второй экземпляр акта о демонтаже оборудования хранится в делах уполномоченного учреждения. В случае если правообладатель не установлен, акт о демонтаже оборудования составляется в 1 экземпляре и хранится в делах уполномоченного учреждения (пункт 11 Регламента).
В случае если непосредственно перед началом работ по демонтажу оборудования в определенную уведомлением, предусмотренным пунктом 10 Регламента дату, специалисты уполномоченного учреждения обнаружат отсутствие на фасаде здания, строения, сооружения оборудования, специалисты уполномоченного учреждения в день такого обнаружения составляют акт осмотра о добровольном демонтаже оборудования по форме, согласно приложению 7 к настоящему приказу, в котором фиксируют факт добровольного демонтажа оборудования, который подписывается специалистами уполномоченного учреждения (пункт 12 Регламента).
В случае если для перемещения (транспортировки) оборудования требуется разборка его составных частей, специалистами уполномоченного учреждения составляется подробная опись всех составных частей с указанием их размеров и количества, которая подписывается лицами, присутствующими при проведении работ по разборке, и прилагается к акту о демонтаже оборудования (пункт 13 Регламента).
Пунктом 14 Регламентом установлено, что в случае наличия обстоятельств, препятствующих выполнению работ по демонтажу оборудования (к примеру: размещенное оборудование на фасаде здания, строения, сооружения, доступ к которому ограничен; отсутствие технической возможности для осуществления работ по демонтажу оборудования (инструментов, специального оборудования); работы по демонтажу оборудования невозможны без причинения ущерба зданию, строению, сооружению, на котором размещено такое оборудование), специалисты уполномоченного учреждения не позднее дня, установленного для проведения работ по демонтажу оборудования составляют акт об отсутствии возможности выполнения работ по демонтажу оборудования по форме, согласно приложению 8 к настоящему приказу, который подписывается специалистами уполномоченного учреждения.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается участвующими в деле лицами, на 6, 7, 11, 14, 15, 16, 17 этажах многоквартирных домов по адресам: <...> размещены кондиционеры.
13.09.2021 обществом направлено письмо, в котором управляющая компания просила департамент принять меры в рамках компетенции в соответствии с постановлением № 162-пк, при этом общество в письме указало, что ранее собственникам были направлены уведомления о монтаже блоков кондиционеров с фасада дома, которые последние оставили без внимания, приложены соответствующие письма.
На данное обращение департаментом сообщено обществу, что информация принята к сведению.
Оспариваемом письмом департаментом также предложено обществу принять меры к устранению признаков нарушения, а именно, крепления к общему имуществу собственников объектов конструкций и устройств без соответствующего разрешения и (или) согласования, проинформировать правообладателей установленных конструкций о необходимости представлять в департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени уведомление о согласований установки дополнительного оборудования, элементов и устройств в соответствии с Требованиями.
Заявителю в оспариваемом письме департаментом указано на необходимость принятия мер к устранению нарушений требований, установленных пунктом 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, за которые предусмотрена ответственность (статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, учитывая полномочия департамента в соответствии с требованиями Порядка (в редакции до 01.01.2022) и Регламента и исходя из содержания оспариваемого ответа, заинтересованное лицо, по сути, уклонилось от реагирования в рамках его компетенции на заявление управляющей компании.
Суд отклоняет ссылки на пункт 5 Порядка в редакции постановления Администрации города Тюмени от 01.01.2022 № 280-пк, поскольку в рассматриваемой ситуации из материалов дела следует, что на момент обращения общества в департамент (13.09.2021), а также на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого письма (11.10.2021) Порядок действовал в редакции постановления Администрации города Тюмени от 30.08.2019 № 162-пк, в которой прямо указано, что в случае, если правообладатель, оборудование которого установлено на фасаде здания, строения, сооружения, не соответствующее Требованиям, установлен, уполномоченный орган направляет требование о необходимости принятия мер по устранению нарушений в порядке и сроки, установленные приказом директора уполномоченного органа.
Департамент, как уполномоченный орган, такие требования не направил, иных мер по отношению к собственникам имущества не предпринял, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В отзыве на заявление от 31.01.2022 заинтересованным лицо указано, что Правилами № 491 (подпунктами «в», «г», «е» пункта 2 части 1) в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета. Наружная стена многоквартирного дома находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Размещая на наружной стене фасада многоквартирного дома внешний блок кондиционера, лицо пользуется частью общего имущества, удовлетворяя свои потребности. По правилам статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Следовательно, за защитой нарушенного права в суд вправе обратиться собственники помещений многоквартирного дома.
Между тем в спорном письме данные обстоятельства не отражены.
Кроме того департаментом в ходе рассмотрения настоящего дела указано, что демонтаж расположенного на указанной высоте оборудования требует применение автогидроподъемника. Уполномоченным учреждением (МКУ «УГП») заключен муниципальный контракт от 17.01.2022 № 06001.22.014 на оказание услуг по аренде транспортных средств с экипажем для демонтажа дополнительного оборудования, элементов и устройств, не соответствующих требованиям к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени (Идентификационный код закупки 22 37203406834720301001 0036 000 0000 244), в соответствии с которым максимальная рабочая высота подъема транспортного средства составляет 20 метров (до 6 этажа). По сведениям уполномоченного учреждения (которым осуществлялся сбор информации при планировании закупки, т.е. заключения муниципального контракта)
в г. Тюмени отсутствуют транспортные средства, позволяющие использовать автовышку высотой более 40 метров (до 13 этажа). Для применения указанной техники необходима большая свободная площадь, для установления опор (с целью поддержания равновесия), что в стесненных условиях города не всегда выполнимо. Демонтаж кондиционеров осуществить не представляется возможным без повреждения имущества частных лиц и фасада многоквартирных домов. Проникновение в квартиру без согласия собственников законом запрещено, демонтаж кондиционеров со стороны фасада здания может привести к ущербу как квартиры, так и здания (фреон, давление). Департаментом разъяснено право обратиться за защитой нарушенного права (пользование общим имуществом, находящимся в долевой собственности без согласия всех участников) в суд.
Департаментом представлен акт от 03.11.2021 № 03.11 об отсутствии возможности выполнения работ по демонтажу оборудования в связи с ограниченным доступом к оборудованию, возможности порчи частного имущества и причинению ущерба зданию.
Данные и иные доводы департамента, приведенные в отзыве и заявленные дополнительно в судебном заседании, подлежат отклонению, поскольку эти обстоятельства, как следует из оспариваемого письма, не являлись самостоятельными основаниями для отказа обществу в совершении предусмотренных действующим законодательством действий по обращению общества.
В свою очередь арбитражный суд в силу статьи 1 АПК РФ осуществляет правосудие путем разрешения споров.
Между тем согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
С учетом изложенного, при рассмотрении дела в порядке главы 24 АПК РФ ненормативный акт оценивается судом по тем основаниям, по которым он вынесен соответствующим органом или лицом, и которые не только положены в основу акта, но и приведены в его содержании, то есть те основания, которые не приведены в оспариваемом акте, не могут быть расценены судом в качестве оснований для его принятия в силу указанных статей.
При таких обстоятельствах, департамент не вправе ссылаться на данные основания в качестве самостоятельных оснований для оценки обжалуемого ненормативного акта, так как в настоящем деле оценивается законность и обоснованность именно имеющихся в письме оснований.
Кроме того никакие иные меры в соответствии с Порядком (в редакции до 01.01.2022) и Регламентом в пределах своей компетенции департаментом не приняты, совершенные им или планируемы к совершению действия, или другие варианты реагирования по обращению общества в спорном письме не обозначены.
При таких обстоятельствах, ссылки заинтересованного лица на то, что департаментом предложено обществу принять меры к устранению признаков нарушения, и проинформировать правообладателей установленных конструкций о необходимости представлять в департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени уведомление о согласовании установки дополнительного оборудования, элементов и устройств в соответствии с Требованиями, подлежат отклонению, поскольку возложены на заявителя неправомерно.
Оценивая иные доводы заинтересованного лица применительно к изложенным выше обстоятельствам суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого письма и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов заинтересованного лица обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы заявления и отзыва на него по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что необходимость дачи ответа от 11.10.2021 № 14-08-10734 с такими формулировками заинтересованным лицом в рассматриваемой ситуации не доказана, ненормативный акт нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает требование заявителя обоснованным, в связи с чем письмо от 11.10.2021 № 14-08-10734 подлежит признанию незаконным, при этом заинтересованное лицо обязывается устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в арбитражный суд от заявителя поступило платежное поручение от 20.12.2021 № 482 об оплате государственной пошлины за подачу заявления на сумму 3000 руб. и 13.01.2022 № 21 об оплате государственной пошлины за подачу заявления на сумму 3000 руб.
В соответствии со статей 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для организаций - 3000 рублей.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату подателю заявления из федерального бюджета.
Расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. в связи с удовлетворением заявления подлежат взысканию с заинтересованного лица как со стороны по делу.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
письмо от 11.10.2021 № 14-08-10734 признать незаконным, как не соответствующее Требованиям к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени, Порядку выявления, демонтажа дополнительного оборудования, элементов и устройств, не соответствующих Требованиям к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений на территории города Тюмени, утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 30.08.2019 № 162-пк (в редакции до 01.01.2022).
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Клевер парк» судебные расходы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 (Три тысячи) руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Клевер парк» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную по платежному поручению 13.01.2022 № 21.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Скачкова О.А.