АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-282/2019 |
24 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Экосевер»
к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области
об оспаривании решения от 07.12.2018 (протокол № 3) об отказе в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии в виде возмещения затрат по уплате первого взноса лизинговых платежей по договорам лизинга, приказа № 267 от 14.12.2018,
третье лицо - Правительство Тюменской области,
при участии
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 19.02.2019,
от ответчика - ФИО2 на основании доверенности от 10.01.2019 №1/19,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Экосевер» (далее – заявитель, Общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (далее – ответчик, Департамент) об оспаривании решения от 07.12.2018 (протокол № 3) об отказе в предоставлении государственной поддержки в форме субсидии в виде возмещения затрат по уплате первого взноса лизинговых платежей по договорам лизинга, приказа № 267 от 14.12.2018.
Определением от 18.03.2019 участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тюменской области.
Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для участия в судебное заседание своего представителя не направило.
Дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
Как следует из материалов дела, 15.11.2018 Общество обратилось в Департамент с заявкой о предоставлении государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии» в виде возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса и части затрат по лизинговым платежам при заключении договора лизинга оборудования.
Приложением к заявке Общества представлены соответствующие документы.
По результатам рассмотрения представленных Обществом документов ответчиком установлена недостоверность сведений в документах, а также сделан вывод о том, что заявитель пытается получить бюджетные средства на осуществление своей деятельности за пределами Тюменской области, что не соответствует цели предоставления субсидии, предусмотренной Порядком №99-п.
Согласно протоколу №3 от 07.12.2018 заседания комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки следует, что по состоянию на 07.12.2018 в государственной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы до 2020 года», утв.Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2017 №689-п, лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию мероприятия «субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга» отсутствуют; остаток ассигнований по данному мероприятию составляет 44 831,24206 тыс. рублей.
Пунктом 2 указанного протокола рекомендовано отказать в предоставлении государственной поддержки в виде возмещения части затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, в том числе, Обществу.
Основанием отказа явилось следующее:
- непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 2.1.10 Порядка №99-п и (или) оформленные не в соответствии с установленными требованиями (Общество не представило техническую документацию);
- предоставление недостоверных сведений. Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов. В частности, согласно договору лизинга №Л-06-03/18 от 05.03.2018 следует, что предмет лизинга будет использоваться и находится в ЯНАО г.Муравленко, что не соответствует фактическому адресу Общества, указанному в справке о субъекте предпринимательства;
- несоблюдение Обществом условий, предусмотренных пунктом 1.1 Порядка №99-п.
Приказом №267 от 14.12.2018, с учётом рекомендаций протокола №3 от 07.12.2018, Обществу отказано в предоставлении государственной поддержки (л.д.7 том 2).
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении государственной поддержки, нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Позиция заявителя мотивирована тем, что основания, изложенные в отказе в предоставлении государственной поддержки, не соответствуют закону. Отказ в предоставлении государственной поддержки на основании отсутствия лимитов бюджетных обязательств является незаконным. По мнению заявителя, в представленных документах отсутствуют неточности либо искажения. Заявитель подтвердил, что предмет лизинга действительно находится в ЯНАО, однако Общество зарегистрировано, осуществляет свою деятельность и платит налоги на территории Тюменской области.
В письменных пояснениях заявитель пояснил, что на момент подачи заявок ответчик не предупреждал об отсутствии финансирования по программе. Распоряжение от 15.11.2018 № 1469-рп является незаконным и не подлежало применению.
Департамент возражает против заявленных требований, в отзыве указывает на то, что заявителем поддержана позиция оспариваемых отказов о наличии четырех самостоятельных оснований отказа в предоставлении субсидии. Из отзыва также следует, что 08.12.2018 на последнем заседании Комиссии распределены бюджетные ассигнования на текущий (2018 год) финансовый год в полном объеме. Таким образом, при удовлетворении требований Общества Департаменту будет необходимо запрашивать дополнительные средства из бюджета Тюменской области.
Доводы заявителя Департамент находит несостоятельными, а также полагает, что действия заявителя свидетельствуют о том, что Общество не проявило достаточную степень разумности добросовестности и предусмотрительности при подаче документов на получение государственной поддержки.
Подробно позиция ответчика изложена в отзыве и дополнении к отзыву.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по нижеследующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса РФ.
Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 №99-п утвержден Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии (далее - Порядок).
Подпункт 2 пункта 1.3 Порядка к одному из видов государственной поддержки для субъектов предпринимательства относит субсидирование субъектов предпринимательства на развитие лизинга оборудования.
В силу пункта 1.3 Порядка государственная поддержка предоставляется субъектам предпринимательства, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа, отвечающего за ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в следующих видах:
Указанным пунктом Порядка, в том числе, определено, что субсидирование субъектов предпринимательства на развитие лизинга оборудования осуществляется в виде возмещения части затрат по лизинговым платежам; в виде возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) (далее - договор лизинга) оборудования.
Условия и порядок предоставления субсидий определены в разделе II Порядка.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка для получения государственной поддержки субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган или в МФЦ, в том числе, следующие документы:
1) заявку на получение государственной поддержки на бланке субъекта предпринимательства, при его наличии, согласно приложению №1 к настоящему Порядку с датой заполнения;
2) справку о субъекте предпринимательства согласно приложению №2 к настоящему Порядку с датой заполнения.
Согласно пунктам 2.1.3- 2.1.4. Порядка для получения государственной поддержки в виде возмещения затрат субъектам предпринимательства по лизинговым платежам и по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган или в МФЦ дополнительно к документам, указанным в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, в том числе следующие документы:
1) копии договора лизинга и всех дополнительных соглашений к ним, заверенные лизингодателем;
2) копии платежных документов об уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, заверенные банком, с отметкой лизингодателя о поступлении средств;
3) заверенную руководителем субъекта предпринимательства копию договора купли-продажи оборудования, являющегося предметом лизинга;
4) письмо лизинговой компании, подтверждающее, что на день заключения договора лизинга оборудование, являющееся предметом лизинга, не было в эксплуатации;
5) заверенную руководителем субъекта предпринимательства копию акта приема-передачи предмета лизинга к договору лизинга, указанного в подпункте 1 настоящего пункта.
В силу пункта 2.1.10. Порядка документы, указанные в подпунктах 1, 2, 4, 6 пункта 2.1.1 настоящего Порядка, а также в пунктах 2.1.2 - 2.1.7 настоящего Порядка, направляются на бумажных носителях и являются обязательными.
Субъекты предпринимательства составляют полный комплект документов, руководствуясь перечнем, установленным настоящим Порядком, и направляют его в уполномоченный орган или в МФЦ в сроки с 01 апреля по 15 апреля, 01 июля по 15 июля, с 01 ноября по 15 ноября текущего финансового года (пункт 2.2.2 Порядка).
Документы, поступившие в срок с 01 апреля по 15 апреля текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 мая текущего финансового года; документы, поступившие в срок с 01 июля по 15 июля текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 августа текущего финансового года; документы, поступившие в срок с 01 ноября по 15 ноября текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 декабря текущего финансового года (пункт 2.2.6 Порядка).
В предмет доказывания по настоящему делу входит установление обстоятельств, связанных с объемом документов, необходимость представления которых обусловлена требованиями указанного Порядка, а также установление обстоятельств, связанных с их достоверностью.
Материалами настоящего дела подтверждено и заявителем не оспорено, что по результатам проверки документов на соответствие перечню документов, являющихся обязательными, Департаментом установлено, что документы, представленные Обществом содержат недостоверные сведения, а также, что Заявитель пытается получить бюджетные средства на осуществление своей деятельности за пределами Тюменской области, что не соответствует цели предоставления субсидии, предусмотренной Порядком.
Суд отклоняет доводы заявителя о том, что в Департамент представлен полный комплект документов.
В данном случае суд исходит из того, что соответствующие доказательства в обоснование позиции заявителя, отсутствуют.
Так, материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что его фактический адрес: <...>.
Согласно акту от 02.03.2018 приёма - передачи к договору лизинга от 16.02.2018 №527/18-ОБЛ, оборудование передано Заявителю и введено в эксплуатацию. Место передачи - г. Сургут.
Департаментом установлены несоответствия в датах, содержащихся в договоре купли - продажи от 06.03.2018 №06-03/18, договоре лизинга от 05.03.2018 №Л-06-03/18 и акте приёма передачи к указанному договору лизинга от 01.03.2018.
В частности, в договоре купли - продажи от 06.03.2018 указано, что имущество приобретается в целях исполнения договора лизинга от 05.03.2018, при этом в акте приёма — передачи к договору лизинга указано, что имущество передаётся по договору лизинга №Л-06-03/18 от 05.02.2018. Акт датирован 01.03.2018.
В соответствии с платёжным поручением от 14.03.2018 №60 авансовый платёж произведён по договору лизинга №Л-06-03/18 от 95.03.2018.
Таким образом, по верному утверждению ответчика, акт приёма - передачи, представленный в Департамент от 01.03.2018, не свидетельствует о передаче, заявленного к возмещению оборудования Обществу.
Следовательно, отсутствует надлежащим образом оформленный акт приёма - передачи к договору лизинга №Л-06-03/18 от 05.03.2018.
Также, выражая несогласие с позицией Департамента, заявитель указывает на то, что Общество зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области.
В соответствии с условиями Порядка, финансирование на оказание государственной поддержки на развитие лизинга оборудования предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным в установленном законом порядке не менее 6 месяцев до даты подачи заявки на получение государственной поддержки, адрес (место нахождения) которых согласно выписке из ЕГРЮЛ (для юридических лиц) или ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) является Тюменская область (без автономных округов).
В качестве одного из оснований отказа Департамент указывает на то, что предмет лизинга будет использоваться в г. Муравленко Ямало-Ненецкий автономный округ.
Вместе с тем, судом установлено, что на момент обращения в Департамент с заявкой о предоставлении государственной поддержки, местом нахождения Общества являлся г.Тюмень, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ. Дата постановки на учет в ИФНС России по г.Тюмени №3 – 23.04.2018.
Таким образом, на момент подачи заявки Общество было зарегистрировано в установленном законом порядке не менее 6 месяцев на территории Тюменской области (без автономных округов).
Такие обстоятельства, как факт создания юридического лица ранее в другом регионе, равно как и нахождение предмета лизинга за пределами г.Тюмени и юга Тюменской области, не поименованы в Порядке в качестве критериев, препятствующих получению финансирования.
В связи с чем, суд полагает, что условие, предусмотренное пунктом 1.1 Порядка, Обществом соблюдено.
Доказательств обратного Департаментом не представлено.
Однако удовлетворение доводов заявителя в рассматриваемой части не свидетельствует о правомерности позиции Общества в целом, учитывая, что отказ в предоставлении субсидии мотивирован наличием иных оснований.
В силу подпунктов 2.3.2, 2.3.4 пункта 2.3 Порядка основаниями для отказа в предоставлении государственной поддержки являются:
- недостоверность представленной субъектом предпринимательства информации;
- отсутствие и (или) недостаточность лимитов бюджетных обязательств на соответствующие мероприятия государственной программы Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы».
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявителем не представлено доказательств отсутствия противоречий в представленных документах и сведений, указанных выше.
Доводы заявителя судом проверены, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, а также не опровергают позиции и выводов Департамента.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, судом также учтено, что вопреки позиции заявителя, Департаментом документально подтверждено отсутствие и (или) недостаточность лимитов бюджетных обязательств на соответствующие мероприятия Государственной программы Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» до 2020 года.
Как следует из отзыва Департамента, в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 15.11.2018 №1469-рп «О перераспределении ассигнований» объем финансирования на 2018 год мероприятия: «Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга» направлен на реализацию иной программы (л.д.148 том 1, л.д.1-2 том 2).
В связи с чем, ответчик указал, что всем субъектам предпринимательства, подавшим документы в период с 01 ноября по 15 ноября отказано в предоставлении субсидии на возмещение затрат по лизинговым платежам.
Распоряжение Правительства Тюменской области от 15.11.2018 № 1469-рп, вопреки доводам заявителя, принято в пределах полномочий и при наличии к тому законных оснований.
Обратного заявителем не доказано.
Учитывая изложенное, принимая во внимание указанные выше нормы и фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые отказы, выраженные в решении от 07.12.2018 (протокол № 3) и приказе № 267 от 14.12.2018, является законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При вышеизложенных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |